Расстройство личности у подростков

Психические расстройства у детей

Распространенность и особенности детских тревожных расстройств

Тревога — защитная реакция организма, возникающая при ожидании негативных событий. Она подготавливает нас к встрече с опасностью и активизирует механизм борьбы или бегства. В норме эта эмоция кратковременная и контролируемая. Но если тревога зашкаливает, не поддается контролю и становится хронической, тогда ее приравнивают к тревожному расстройству. Наличие тревожного расстройства у ребенка означает, что он сталкивается с тревогой гораздо чаще и переживает ее более болезненно по сравнению со сверстниками.

Спутник многих ТР — сильных страх. Все дети периодически испытывают страх, это нормально. Страх считается признаком ТР, если он нарушает нормальную жизнь ребенка, загоняет ее в жесткие рамки. Например, ребенок с кинофобией может перестать выходить из дома из-за страха встретить на улице собаку.

По разным данным распространенность ТР в детском и подростковом возрасте составляет 9–32%. Чем старше становится ребенок, тем выше риск заболевания. У многих детей развивается не одно, а несколько тревожных расстройств.

Детское тревожное расстройство может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением неврологических патологий, включая СДВГ, инфекционное поражение ЦНС, расстройства аутического спектра.

Патологические тревога и страх у детей практически всегда сопровождаются соматическими симптомами, которые связаны с нарушением работы вегетативной нервной системы. К ним относятся учащенный сердечный ритм, головные боли, тремор, тошнота, рвота, нарушения сна.

Аутизм

Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения. Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста. Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.

Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня). Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку. Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.

Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.

Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.

Причины развития


Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.

Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.

Профилактика подростковых расстройств личности

Гарантированно предотвратить расстройство личности у подростков практически невозможно. Но можно предпринять ряд мер, которые снизят риск возникновения психических отклонений у ребенка. К ним относятся:

  • Стабилизация режимов сна и отдыха. Ребенок должен иметь возможность полноценно спать и отдыхать между занятиями.
  • Занятие любимым делом.
  • Умеренные физические нагрузки – даже простые прогулки на свежем воздухе помогают подростку успокоиться психически.
  • Изменения в семейных отношениях – недопустимы агрессия, конфликты в семье, давление на ребенка.

Если подросток не в состоянии справиться с эмоциональной нагрузкой, то стоит отвести его к психологу. Специалист квалифицированно поможет ему адаптироваться к возникающим сложностям, жизненным проблемам

Классификация и симптомы заболевания

Различные виды расстройства личности у подростков проявляются по-разному. Но есть и общие симптомы этих патологий:

  • Постоянные перепады в настроении;
  • Проблемы с поддержанием личностных отношений;
  • Неопределенность, импульсивность поведения;
  • Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний;
  • Проблемы в учебе, со сверстниками;
  • Злоупотребление психоактивными веществами и многое другое.

Некоторые из этих признаков типичны для подростков из-за происходящих в организме гормональных изменений. Поэтому нельзя однозначно трактовать их, как расстройства личности.

Классификация патологий

Медицина разделяет расстройства личности у подростков на три основные группы:

Эксцентрическая – сюда относят параноидальное, шизоидное и шизотипическое расстройство.
Драматическая – входят антисоциальное, пограничное, истерическое и нарциссическое расстройство личности.
Тревожная – избегающие, зависимые, обсессивно-компульсивные патологии.
Симптомы могут сильно отличаться в зависимости от вида расстройства личности:
Параноидальное – трудности с доверием людям, повседневные ситуации угрожают, пугают, подросток считает, что посторонние используют его в своих целях.
Шизоидное – отстраненность в социальных отношениях, ограниченность в отношениях с близкими, безразличие к жизни, неумение выражать свои эмоции.
Шизотипическое – необычность поведения, вера в способность читать мысли других, суеверность, тревожность в социальных ситуациях.
Антисоциальное – опасное, агрессивное, безответственное поведение, пренебрежение социальными правилами, вера в достижение успеха любыми средствами, драчливость.
Пограничное – резкие перепады настроения, частые вспышки гнева, склонность к борьбе, самоповреждению, нестабильность в отношениях, низкая самооценка.
Истерическое – стремление привлекать к себе внимание, необходимость внешнего одобрения, подростки легко поддаются чужому влиянию.
Нарциссическое – чувство собственного превосходства, беспокойство, если посторонние не обращают внимания, эгоистичность, эгоцентричность, использование людей в своих целях.
Избегающее – чувствительность, постоянное ожидание критики от посторонних, комплекс неполноценности, избегание социальных контактов.
Зависимое – беспомощность, неспособность принятия самостоятельных решений, потребность в постоянном утешении, низкая уверенность в себе, своих возможностях.
Обсессивно-компульсивное – необходимость все держать под контролем, установка нереальных стандартов, боязнь совершения ошибок, неспособность доведения дел до конца.

Патологии могут иметь комбинированный характер. Здесь нет типичных симптомов, но они доставляют подростку беспокойство, ведут к его социальной дезадаптации. Сочетаться могут тревожное с шизоидным расстройством личности. Патологии усложняют друг друга. Застенчивость ребенка может усугубить его одиночество. При наличии пограничного и параноидального заболевания часто возникают агрессивность, недовольство окружающими. Гораздо реже у подростков совместно проявляются диссоциальное и тревожное, истеричное и шизоидное расстройства.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

  1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.
  2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.
  3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.
  4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

«Раньше такого не было»

Убеждение, что раньше было меньше психических заболеваний, так же неоднозначно, как утверждение «раньше люди реже умирали от рака».

Медицина не стоит на месте, и качество диагностики психических заболеваний — в том числе у детей и подростков — постоянно растет. И рак, и проблемы с психикой мы теперь можем не просто лучше диагностировать, но и диагностировать на более ранних стадиях. Кроме того, в современном мире появилась возможность оказать своевременную терапию и спасти жизни пациентов с этими состояниями.

Раньше деревенский житель с тяжелой депрессией мог просто умереть от голода, а сейчас он (или его окружение) может понять, что с ним происходит, с помощью интернета, который постепенно появляется и в селах — и обратиться к врачу в ближайшем крупном городе.

А повышенный уровень грамотности (в том числе бо́льшая осведомленность в вопросах психологии) и улучшение качества жизни позволяют нам более внимательно относиться к психическому и физическому здоровью.

Факторы, влияющие на психическое здоровье:

Семейное благополучие

Путём многочисленных исследований эксперты ВОЗ выявили, что добрая часть детей с нарушениями психического здоровья приходится на тех, кто растёт в условиях семейного разлада. Конфликты и ссоры родителей — всегда большой стресс для маленького человечка. Ребёнок переживает, волнуется, начинает чувствовать беспокойство и неуверенность в себе. Последствия такого эмоционального напряжения становятся ещё хуже, когда в свои длительные конфликты и сложные взаимоотношения сами взрослые вовлекают собственных детей, будь это осознанно или нет. Конечно, у нас, как и в любой другой семье, возникают какие-то недопонимания и разногласия, но мы стараемся не выносить их на глаза ребенка. Малышу не нужно понимать, что родители ссорятся. Уложите его спать, обнимите и поцелуйте, и обсуждайте все свои проблемы друг с другом.

Как выражается дисгармония в отношениях родители-дети?

Ребёнок, испытывающий недостаток или же полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, как правило, страдает от навязывания взрослыми представлений о «хороших» детях. Эмоционально отверженный малыш часто окружён равнодушием, недостатком контроля, родительской ласки и теплоты. Знания в его голове появляются беспорядочно, речевой запас остаётся достаточно скудным, он не знает духовных потребностей и редко сдерживает свои чувства, любит выражать недовольство. Такие дети часто становятся участниками драк и зачинателями шумных скандалов. В основе такого воспитания часто лежит проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

Родитель видит в подростке черты характера, свойственные самому себе, но не желает их при­знавать.
Излишнее внимание со стороны родителей к здоровью, успехам чада может также плохо влиять на его психоэмоциональную сферу. В основе таких взаимоотношений лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности и желание компенсировать их через своего ребенка

После того, как родители присвоили ребёнку центральное место в семье, роль «кумира», ему становится гораздо сложнее общаться со сверстниками. а отношение к нему ставится в силь­ную зависимость от его успехов в спорте, в искусстве и т. д.
Чересчур суровое отношение к ребёнку тоже не повлечёт за собой ничего хорошего. Бывает, детей подвергают незаслуженным оскорблениям, заставляют выполнять гору домашней работы — такую большую, что у них просто не остаётся времени на собственные потребности, свойственные его возрасту (походы в кино, прогулки, чтение книжек). Такие родители рискуют воспитать не просто нерешительного и робкого ребёнка, но и того, кто в более старшем возрасте будет с ненавистью отзываться о тех, кто их вырастил.

Важно, чтобы супружеские отношения родителей были психически здоровыми и гармоничными. Они должны основываться на любви, понимании, взаимной поддержке, терпимости друг к другу и уважении

Дабы создать благоприятный психологический климат в семье, нужно следить, чтобы каждый из членов семьи мог личностно развиваться, чтобы ничьи права и интересы не ущемлялись, а в доме царили сплочённость и доброжелательная требовательность друг к другу. Никто не должен чувствовать себя незащищённым, испытывать чувство стыда за семью.  Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизни в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Будьте открытыми, обсуждайте все интересующие вас темы, выполняйте вместе домашние дела и вместе проводите досуг.

Для поддержания хороших детско-родительских отношений следуйте этим пунктам:

  • С личными проблемами справляться вовремя, в семье поддерживать тёплые отношения. Счастливые родители – лучшая защита для ребенка.
  • Слушать и любить детей, не игнорировать их запросы и нужды, быть отзывчивым. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен или огорчен – обнимите его и постарайтесь выслушать. Да, возможно вам покажется, что это полнейшая глупость, но для ребенка это имеет огромное значение. Он видит, что не безразличен вам.
  • В обращении с детьми оставаться простым и непосредственным.
  • Расположить ребёнка к тому, чтобы он мог выражать свои чувства. Любое эмоциональное напряжение нужно вовремя стабилизировать.
  • В вопросах воспитания действуйте с партнёром согласованно, ведь ребенок не может следовать одному из указаний, не ослушавшись при этом другого. Следовательно, он неизменно будет вызывать роди­тельское неудовольствие.

Это всё составляющие налаженного эмоционального контакта между родителем и ребёнком.

Осложнения заболевания

Отличить элементарную невоспитанность подростка от патологических нарушений в его психике под силу лишь опытным психиатрам или психоаналитикам. Родителям необходимо обращаться за помощью к специалисту при возникновении первых признаков отклонений. Не вовремя диагностированное заболевание, отсутствие соответствующего лечения, коррекции поведения, грозят осложнением болезни, проблемами с адаптацией подростка в будущем.

При социальной дезадаптации подросток, став взрослым, может получить:

  • Конфликты в окружении, сложность адаптации в коллективе, трудности длительной работы на одном месте;
  • Сложности в создании семьи, частые межличностные конфликты, нестабильность партнерских, семейных отношений;
  • Разнообразные формы асоциального поведения, которые выражаются в иждивенчестве, бродяжничестве, совершении противоправных действий и многом другом.

Также возможны осложнения в форме:

  • Попыток суицида;
  • Нанесения самоповреждений;
  • Проблем с половым поведением, отклонений в гендерной принадлежности;
  • Употребления алкоголя, психоактивных веществ, наркотических средств;
  • Зависимости от азартных игр.

Тяжесть заболевания в значительной мере оказывает влияние на степень напряженности в межличностных конфликтах, сложностях с дальнейшим устройством на работу. У человека повышается риск возникновения ишемической болезни сердца, инсульта, других сердечно-сосудистых патологий.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.

Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении, если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении, особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Варианты лечения расстройства личности в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Стоимость от 7 000 ₽

Психотерапия

К основным психотерапевтическим методикам, применяемых при подростковых расстройствах личности, можно отнести:

  • Психодинамическую терапию – обсуждение проблемы, работа над ситуациями;
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию – изменение моделей мышления, поведения;
  • Диалектическую поведенческую терапию – для лучшего управления отношениями, эмоциями предоставляются новые навыки;
  • Групповую терапию – занятия в группах по 10-15 человек;
  • Психообразование – обучение понятию своего состояния, способам борьбы с ним.

Главной целью лечения подростковых расстройств личности является социальная адаптация ребенка. Такие патологии обычно представляют собой стойко сложившееся поведение, способ мышления. Врач должен наладить с ребенком доверительные отношения, чтобы скорректировать дезадаптивность поведения, ошибочность суждений, которые являются основой заболевания.

Можно ли «перерасти» психические расстройства

Почему многие подростки, которые в детстве бунтовали против произвола родителей, во взрослом возрасте признают свои прошлые действия бессмысленным бунтом? Правда ли, что психическое здоровье таких взрослых начинает нормализоваться само по себе?

Далеко не все готовы разбирать свои детские травмы, более того: в нашей культуре силен культ семьи. Многие люди, отрицающие семейные ценности, — это люди, которые сталкивались с домашним насилием в своей семье.

Мысли о негативном детском и подростковом опыте могут вытесняться, а неприятные чувства — отрицаться. Но психические заболевания, появившиеся в детстве, не исчезают без последствий: длительное нахождение в небезопасной среде может привести к гормональному сбою и увеличивает вероятность возникновения подобных заболеваний в будущем, а так называемое улучшение может оказаться следствием посттравматического стрессового расстройства.

Очень часто пережитые в детстве психические травмы влияют на характер человека, делая его более импульсивным и раздражительным или, наоборот, вялым и безразличным к происходящему.

Диагностика патологии

Диагностировать у подростка расстройства личности способны только специалисты. Врач способен разделить особенности и патологии личности. Так обычная застенчивость ребенка еще не является психическим заболеванием.

Чтобы правильно поставить диагноз, врач должен:

  • Обсудить с ребенком семейные отношения, проблемы в школе, его чувства, изучить историю болезни;
  • Провести физический осмотр, необходимые обследования и тесты для исключения соматических болезней.

Если соматические патологии отсутствуют, то пациент направляется к специалисту, занимающемуся психическими заболеваниями.

Ошибка или симуляция?

Пятилетний опыт работы в области защиты прав инвалидов подсказывает мне, что люди любых возрастов очень редко приписывают себе диагнозы «просто так».

Конечно, подростки, как и любые другие люди, могут использовать название психических расстройств в качестве метафор: «На меня так училка посмотрела, что у меня паническая атака началась», — но в таких случаях человек не думает всерьез, что у него паническая атака.

Естественно, есть мнительные подростки, которые могут прочесть о каком-то состоянии и ошибочно приписать его себе. Скажем, парень, который плохо играет в футбол, может решить, что у него диспраксия — но ему хватит одного вечера за компьютером для того, чтобы убедиться, что диспраксия выражается иначе, чем просто неловкость.

Кроме того, взрослые допускают такие же ошибки при поиске причин своих недомоганий.

Но чаще всего ошибочная самодиагностика связана с тем, что подросток или ребенок действительно страдает от серьезных проблем — только не может понять их причины и не знает, куда обратиться за помощью. Поэтому люди с шизоидным расстройством могут решить, что они аутичные, а люди с тревожностью заподозрить у себя биполярное расстройство.

Бывают и более сложные случаи.

Расстройства, характерные для детского и подросткового возраста

Психические расстройства, проявляющиеся у детей, особенно в раннем возрасте, могут иметь несколько причин. Если отклонения развиваются в результате стрессовых ситуаций, то при своевременном обращении к специалистам их удается скорректировать в большинстве случаев. Расстройства у детей могут быть вызваны органическими поражениями головного мозга, в этом случае полное излечение вряд ли возможно. Основная деятельность врачей и близких будет направлена на облегчение состояния и адаптацию в социуме.

Наиболее характерными расстройствами психики у детей являются:

  • задержка психического развития. Данный вид расстройства характеризуется особенностями развития головного мозга. Дети, у которых диагностировано ЗПР, при правильном педагогическом подходе и психотерапевтическом лечении могут стать успешными и активными людьми во взрослой жизни;
  • задержка речевого развития, элективный мутизм. Расстройства речи могут быть вызваны социальными или биологическими причинами. Если ребенку недостаточно уделяют внимания, то он может иметь дефицит контактов. Подобные расстройства могут быть и у детей, окруженных гиперопекой. Большая часть речевых расстройств имеет биологические причины, это различные нарушения головного мозга, тугоухость и т.д.;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) характеризуются невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Чтобы выявить СДВГ необходимо длительное наблюдение за ребенком, не менее полугода. Отклонения в поведении, характерные для СДВГ, начинают формироваться примерно с 7 лет. Если они были выявлены, то необходимо провести тщательное обследования для выявления или исключения других заболеваний, способных привести к подобным нарушениям;
  • депрессии в детском возрасте диагностируются редко. Это связано с тем, что симптоматика расстройств у маленьких детей выражена не ярко. К тому же, дети не могут точно рассказать о своих эмоциональных переживаниях. Чаще всего дети жалуются на общее недомогание, страхи и тревоги. Если не провести лечение депрессивного состояния у ребенка, то это может привести к более серьезным отклонениям в будущем;
  • детские фобии могут возникнуть по разным причинам. Эмоциональные переживания по поводу расставания с мамой, когда возникает необходимость идти в детский сад или школу, тяжелые болезни родственников или бесконтрольный просмотр телепередач – все это может привести к появлению детских фобий. Не стоит недооценивать серьезность подобных психических расстройств. Если ребенок постоянно пребывает в тревожном или паническом состоянии, то это может сказаться на развитии его психики;
  • неврозоподобные расстройства (тики, энурез, энкопрез) очень часто наблюдаются у детей. Большинство из них проходят к периоду полового созревания и взрослых людей встречаются крайне редко. Большое значение при лечении подобных состояний имеет выявление причин, приведших к расстройствам.

Психические расстройства у детей, в основе которых нет серьезных нарушений ЦНС, в большинстве случаев поддаются успешной коррекции.

Если есть риск

Многие люди боятся передать детям наследственные болезни (даже если ими страдали дальние родственники), особенно психические расстройства, и поэтому предпочитают отказаться от рождения ребенка. Правилен ли подобный подход?

Наследственное заболевание совершенно не означает, что у ребенка оно обязательно появится. Да, такой риск есть, но он имеется и у детей из «наследственно благополучных» семей. Более того, вероятность передачи наследственной болезни может быть очень низка. Все зависит от того, какое именно генетическое заболевание существует в семейном анамнезе, у кого из родственников наблюдалась патология, насколько тяжелым было отклонение и многих других факторов.

Понять, насколько велик риск, можно после прохождения медико-генетической экспертизы. Поэтому при сомнениях и опасениях «плохой наследственности» самым правильным будет обращение к специалисту-генетику.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

Булимия

Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса, потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий. По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Связь аномальной психической конституции с психической болезнью

Психопатии служат хорошей моделью для обсуждения проблемы аномальной конституции как фактора, предрасполагающего к определенному заболеванию.
Как известно, в двадцатых годах нашего столетия Э. Кречмером было выдвинуто положение об отсутствии качественной грани между типами конституциональных аномалий и душевными болезнями. Только количественная характеристика отделяла, по мнению Э. Кречмера, шизоидную психопатию от шизофрении, циклоидную — от циркулярного психоза, эпилептоидную — от эпилепсии. Основным аргументом в пользу этой гипотезы была близость клинических проявлений определенного вида психопатии и ряда психических изменений, имеющихся при соответствующей ей болезни. Вторым аргументом являлась относительная, более выраженная частота возникновения данного заболевания у лиц с соответствующим ему конституциональным преморбидом и третьим — относительное накопление данной болезни в семьях лиц с определенной психопатией.

Связь психопатии и соответствующего ей вида душевной болезни больше всего обсуждалась на модели «шизоидная психопатия — шизофрения» (Ю.В. Каннабих, Т.И. Юдин, Е.К. Краснушкин и др.). Данные, полученные на взрослых, были подтверждены в клинике детской психиатрии (Г.Е. Сухарева, А.Н. Чехова, Л.П. Салдина и др.). К.А. Новлянской, М.Г. Дубицкой, В.Я. Плуде были исследованы особенности течения и прогноза шизофрении у детей и подростков, преморбидно обнаруживавших признаки шизоидной психопатии.

Патогенетический механизм связи шизоидной конституции и шизофрении до настоящего времени не выяснен. Еще Крепелин предполагал наследственно обусловленное предрасположение к аутоинтоксикации нервной системы, реализуемое в заболевании. Маудорф, Г.Е. Сухарева и др. причину шизоидной психопатии усматривали в определенной конституциональной недостаточности церебральной и, возможно, эндокринной системы, возникновение же того или иного варианта шизофренического процесса связывали с декомпенсацией этих систем под влиянием внешней провокации (токсического, психогенного факторов).

О генетической связи шизоидной психопатии и шизофрении уже говорилось в тридцатых годах. Е. Канном предполагал димерный тип наследования шизофрении (рецессивный ген процесса — доминантный ген шизоидной психопатии). В шестидесятые годы, когда получила распространение полигенная концепция шизофрении, И. Готтесман и Дж. Шилдс высказали предположение, что шизоидная психопатия отличается от шизофрении только меньшим, подпороговым числом факторов, обусловленных патологически измененным генотипом, Л. Хестон, выдвинувший в семидесятых годах гипотезу о доминантном наследовании шизофрении, связывает шизоидную психопатию с проявлением неполной экспрессивности патологического гена.

Приведенные данные о связи психопатии с психическим заболеванием могут способствовать возобновлению на современном уровне исследований характера связей конституции и болезни. В чем суть качественных и количественных компонентов этого перехода и биохимического средства, заложенного на генетическом уровне?

Все изложенные выше данные, касающиеся аномальных психических конституций, в основном являются известными, хотя затронутые проблемы в своей значительной части нуждаются в дальнейшем изучении. Приведение этих сведений казалось нам целесообразным ввиду их определенной значимости для обсуждения более общих проблем об этиологии, патогенезе, критериях определения аномальной конституции в детском возрасте.

Ряд других вопросов, изложенных ниже, представляют интерес для обсуждения не только с общих позиций проблемы конституции, но и ввиду их спорности либо минимальной освещенности в литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: