№ 7945 Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда
Опубликовано 10.05.2023
Миронова Анастасия Николаевна
ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»,
Московская область, Ленинский район, г. Видное
Логопед
Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда
Использование музыкотерапии в работе учителя-логопеда
В работе учителя-логопеда музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, голоса, темпо-ритмической организации речи, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.
На сегодняшний день существует множество классических и авторских методик по «запуску» и коррекции речи у детей.
Как исследователями, так и практикующими специалистами отмечено, что использование элементов пения в логопедической работе положительно влияет на речевое развитие малышей. Пение определенных интервалов задает правильное положение органов артикуляции для произнесения речевых звуков. Мелодия организует отдельные кирпичики слова — слоги. Она служит фундаментом для построения фразы, объединяя несколько отдельных слов в предложение.
Вокальные упражнения, как вспомогательное средство в логопедической коррекции, способствуют решению множества задач, среди которых:
1. Формирование правильного речевого дыхания и голосообразования;
2. Улучшение состояния мышечного тонуса речевого аппарата;
3. Воспитание ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
4. Вызывание и уточнение звуков русского языка;
5. Развитие и коррекция слоговой структуры слова;
6. Становление фразовой речи;
7. Улучшение слухового восприятия и речевого внимания;
8. Увеличение объема, длительности хранения и скорости актуализации вербальной информации.
9. Тренировка дикции.
Артикуляция при пении значительно активнее и длительнее речевой артикуляции. Согласные звуки в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных.
Специальный комплексы вокальных упражнений используются для коррекции у детей таких речевых нарушений, как: алалия, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, ринофония, тахилалия, брадилалия, заикание, дисфония.
На логопедических занятиях мы используем попевки и мелодии Новиковой-Иванцовой Т.Н., музыкальный материал для вызывания речи Гуриной Е.А., песенки Железновой Е.С., распевки Овчинниковой Т.С.,
Комплексные логопедические занятия, включающие вокальные упражнения, являются действенным способом преодоления речевых нарушений у детей.
Пение помогает укрепить голосовой аппарат ребенка, развивает музыкальный слух, а также раскрывает творческий потенциал, избавляет от замкнутости и чувства неуверенности, поддерживает психологическое здоровье! Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы ребенка, что очень полезно при коррекции нарушений речи.
Список литературы и источников:
1. Овчинникова Т.С. Пение и логопедия.- М., 2007.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
5. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. — С. 9—31.
Публикация «Использование хромотерапии на занятиях логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.
Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять на :
индивидуальных занятиях;
подгрупповых;
групповых.
Приведу несколько примеров по применению цвета на занятиях, как здоровьесберегающего компонента.
Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии.
Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного, например синего, цвета.
— Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.
Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание).
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки)
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев,
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев,
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев,
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
Но не пойму, от чего же всегда
Черной-пречерной бывает вода ( отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение на координацию речи с движением «Жёлтая песенка».
Жёлтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх.)
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево – вправо.)
Жёлтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)
Жёлтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны – вверх – вниз.)
Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.
Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания.)
Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,
Жёлтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).
Автоматизация поставленного звука.
Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета.
Автоматизация звука «ж» : желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Совершенствование грамматического строя:
согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо);
изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька, (подошел) к синему васильку);
согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна розовая ягода, две розовые ягоды, пять розовых ягод);
подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка,
составление описательных рассказов, сочинение сказок.