Проблемы аутичных детей и рекомендации по организации их обучения

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (рас) | коррекционная педагогика  | педагогический опыт / всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей

Публикация «АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС» размещена в разделах

  • Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Темочки

В АВА-терапии на первый план выходят принципы и законы поведения, в которых определяются процессы, влияющие на поведение, а так же применение этих законов на практике. Для улучшения социализации детей с аутистическим спектром данный метод предлагает большое количество технологий, которые экспериментальным путем показывают

свою эффективность и значимость.

Поведение, в контексте АВА-терапии, подвержено влиянию прошлых и нынешних факторов, в совокупности с наследственностью. Такой подход позволяет комплексно оценить проявления нежелательного поведения, которое характерно для детей с аутизмом, и спланировать план эффективного вмешательства.

Основным препятствием в обучении и социализации детей с аутизмом является нежелательное поведение. Различают четыре основных функции нежелательного поведения в контексте прикладного анализа:

1) избегание требований (чаще всего на занятии, когда предъявляются определенные требования, на которые ребенок показывает отказную реакцию);

2) привлечение внимания (характерно для детей с нарушениямиэмоционально-волевой сферы);

3) самостимуляция (когда ребенок таким поведением поддерживает свою нервную систему в постоянно возбужденном состоянии и поиске сенсорных стимулов);

4) получение желаемого — доступ (в результате отсутствия у ребенка навыков просьбы).

Основным способом снижения нежелательного поведения в АВА-терапии является процедура «гашения». В момент такого поведения мы определяем, какую функцию из 4-х выше сказанных оно несет, и не убираем требования, до тех пор, пока задание не будет

выполнено.

Например, при предъявлении наших требований ребенок начинает все скидывать со стола и кричать. В этом случае это избегание требований. Стимул — избежать требований, реакция — плач, крик и скидывание материала, последствия — либо ребенок требований избегает, мы сдаемся, он уходит, и тем самым, закрепляя свое нежелательное поведения, чтобы в следующий раз поступить так же, либо мы не убираем требований и ребенок,

выполнив задание, не закрепляет такое поведение, а вынужден вести себя иначе.

Первый этап введения программы коррекционного вмешательства это

диагностический. АВА-терапист диагностирует ребенка по специально разработанной программе VB-MAPP, которая показывает актуальные навыки ребенка.

Изучению подвергаются вехи развития по уровням:

1 уровень характеризует развитие ребенка от 0 — 18 месяцев, где изучаются навыки

манд-реакции (просьбы, такт-реакции (различение) и прочее.

2 уровень характеризует развитие ребенка от 18 — 36 месяцев, на этом этапе

изучаются иные стороны развития.

3 уровень характеризует развитие от 36 — 48 месяцев соответственно.

Данная диагностика позволяет наглядно увидеть «пробелы», которые имеются у ребенка. Без полноценного фундамента первых уровней, более сложные надстройки не сформируются. Если у ребенка не сформирован навык просьбы (основной навык, формирующийся через мотивацию, мы не можем требовать от него полноценного вербального общения.

Дополнением к данной диагностике служит изучение «Преград для обучения», где рассматриваются основные 24 преграды, и выявляется доминирующая, которая в большей степени влияет на трудности обучения.

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа, которая

включает в себя коррекционно-развивающие занятия и обязательное подкрепление полученных навыков в обыденной жизни. Она включает в себя работу педагога, а так же включение в работу всего окружения ребенка. Работа с родителями является важнейшим критерием программы, так как в обычной жизни, именно они находятся с ребенком чаще всего и могут регулировать проявления нежелательного поведения и стимулировать вербальное поведение, через навык просьбы.

Очень важное обстоятельство использования АВА-терапии — это выбор поощрений. Чаще использует словесные поощрения («молодец, умница», тактильные (можем пощекотать, обнять) и игровые (они являются основными)

Виды деятельности на протяжении занятия четко

нормированы: выполняем задание, затем следует игровой компонент. Такое взаимодействие дает ребенку возможность переключиться и менее утомляться.

В результате реализации программы АВА-терапии дети приобретают навыки

усидчивости, социально-приемлемого поведения, активизируется вербальный (речевой) компонент, увеличивается познавательный интерес и развивается коллективная игра.

Симптомы расстройства аутистического спектра

Диагностика расстройства аутистического спектра

Лечение

Лечение детского дезинтегративного расстройства аналогично лечению аутизма. Акцент делается на ранних и чрезмерных образовательных вмешательствах. Большая часть плана лечения основана на поведении и высоко структурирована. Семейное консультирование, включая просвещение родителей, чтобы они могли следить за лечением ребенка дома, обычно является частью общего плана лечения. Методы лечения в области языка, речи, развития социальных навыков, профессиональной и сенсорной интеграции могут использоваться в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Потеря языка, навыков, связанных с социальным взаимодействием, и самообслуживанием являются бредом, и пострадавшие дети сталкиваются с постоянными проблемами в определенных областях и требуют долгосрочного ухода. Лечение детского дезинтегративного расстройства требует поведенческой терапии, экологической терапии и лекарств.

Поведенческая терапия

Прикладной поведенческий анализ в основном фокусируется на методическом обучении пациента заново осваивать навыки самообслуживания, языка и общения. Эти программы лечения разработаны таким образом, что в них используется система поощрений для закрепления приемлемого поведения и предотвращения проблемного поведения. Эти программы обычно разрабатываются сертифицированными специалистами по анализу поведения, которые затем могут быть использованы другим медицинским персоналом. Это может принести пользу людям из разных областей, таким как логопеды, физиотерапевты, психологи и специалисты по трудотерапии с разным уровнем компетентности. Учителям, родителям и опекунам рекомендуется постоянно использовать эти модели поведения.

Экологическая терапия

В форме сенсорного обогащения применяется усиление сенсорного опыта для улучшения симптомов аутизма, многие из которых также присутствуют при детском дезинтегративном расстройстве.

Лекарства

Лекарства используются для лечения симптомов по мере их развития во время болезни, поскольку не существует лекарств, способных вылечить это заболевание напрямую. Антипсихотические препараты используются при повторяющихся моделях поведения и агрессии. Для контроля проблемного поведения, в частности агрессии, специалисты используют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), стимуляторы и другие нейролептики. Существует значительный риск злокачественного нейролептического синдрома при применении нейролептических препаратов. В случае развития судорог используются противосудорожные препараты.

Планирование программы коррекции аутизма: оценка РАС

Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик разрабатывает и непосредственно контролирует программу. Он подбирает программу ABA-терапии с учётом уже имеющихся навыков, потребностей, интересов, предпочтений каждого учащегося, а также особенностей близкого окружения.

Планирование начинается с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека, чтобы определить конкретные терапевтические цели.

В программу ABA-терапии также могут быть включены цели и предпочтения семьи.

Терапевтические цели устанавливаются на основе возраста и уровня способностей человека с РАС. Как правило, они включают в себя различные познавательные области и умения, такие как:

Ложные обнаружения системами поведенческого анализа антивирусов

Как вы, наверное, уже поняли, системы поведенческого анализа антивирусов представляют из себя некий набор предположений и механизм по их отслеживанию. Но, там где есть предположения, всегда будет вероятность наличия ошибок или недочетов (неучтенных моментов). Так, например, антивирус может заблокировать одну из неизвестных антивирусу утилит безопасности (популярные средства безопасности обычно вносятся в специальный список исключений) просто потому, что утилита попыталась выполнить свое прямое назначение — повысить уровень безопасности, путем изменения настроек защиты операционной системы или, скажем, браузера. Или, например, если брать те же документы, то некоторые макросы специально могут перед закрытием документа вносить корректировки в соседние документы для автоматической синхронизации данных (скажем, запись значений ячеек таблиц из одной книги Excel в соседние книги). Такие действия система поведенческого анализа легко может посчитать вирусными и заблокировать. Если вам интересно, то в интернете можно найти массу казусов на этот счет.

Для решения таких «неказистых» ситуаций применяются разные средства, начиная от пользовательских списков исключений программ и заканчивая режимами обучения с профилями. Тем не мене, какой бы механизм не применялся для минимизации ложных обнаружений, вероятность последнего всегда будет существовать. В этом смысле проверка по базе сигнатур более выгодна (более подробно о ложном обнаружении антивирусами).

Теперь, вы знаете о системах поведенческого анализа антивирусов немного больше и не будете путаться в больших и громоздких словах.

Рубрики:

  • анализ
  • антивирус
  • безопасность
  • Joomla 2.5 добавление пользователями материалов (статей) на сайт
  • Информационная безопасность и защита информации простыми словами

АВА-терапия: суть методики

Специалисты изучают закономерности поведения всех живых организмов. Знание законов поведения позволяет им выстраивать эффективное вмешательство на основе полученных данных. Исследования в этой области дало возможность создать направление, получившее название Applied Behavior Analysis (ABA), что переводится как Прикладной Анализ Поведения. Главный принцип АВА-терапии – то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать. Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

Годом рождения АВА-терапии как самостоятельной научной дисциплины принято считать 1968 год. В это время был издан первый выпуск журнала прикладного анализа поведения. И. Ловаас изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении 40% детей преодолевают задержки развития и к школьному возрасту овладевают различными навыками, в том числе, социальными, наравне со сверстниками.

В настоящее время методики АВА-терапии применяются в индивидуальной и групповой работе с детьми с аутизмом, а также другими расстройствами для снижения уровня нежелательного поведения и обучения новым навыкам. В России этот подход не так известен, как на западе. Это связано с предубеждениями, такими как дрессировка, что в корне ошибочно. Люди практически постоянно используют поощрение или наказание, чтобы регулировать поведение других. Специалисты, изучающие поведение ребенка, применяют научный подход для решения этих задач, изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение

Но прикладной анализ поведения изучает поведение и работает с тем поведением, которое имеет важное значение для общества. Работа с поведением всегда основана на знании его принципов и законов, а они одинаковы для всех! Специалисты только изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение

В этом смысле ABA можно назвать наукой «здравого смысла».

Как обучать детей с РАС

Профессиональные организации

Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии (ABCT) также имеет группу интересов в анализе поведения , которая фокусируется на использовании анализа поведения в условиях школы , включая функциональный анализ.

Психологи, занимающиеся поведенческими аналитиками с докторской степенью, принадлежат к отделу 25 Американской психологической ассоциации — Анализ поведения . APA предлагает диплом по поведенческой психологии и школьной психологии, оба из которых сосредоточены на использовании функционального анализа в школьной обстановке.

Всемирная ассоциация анализа поведения предлагает сертификацию клинической поведенческой терапии и поведенческих консультаций, которые охватывают функциональный анализ.

Британское общество поведенческого анализа также предоставляет форум для поведенческих аналитиков для аккредитации, профессионального развития, непрерывного образования и создания сетей, а также выступает в качестве адвокатского органа в общественных дебатах по вопросам, связанным с анализом поведения. UK-SBA способствует этичному и эффективному применению принципов поведения и обучения в широком спектре областей, включая образование, реабилитацию и здравоохранение, бизнес и общество, и стремится поддерживать доступность высококачественных профессионалов, основанных на фактических данных. практика поведенческого анализа в Великобритании. Общество также продвигает и поддерживает академическую область анализа поведения в Великобритании как с точки зрения университетского обучения и исследований, так и теоретических разработок.

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление является одной из основных стратегий, используемых в ABA-терапии.

Когда за поведением следует что-то ценное (награда), человек с большей степенью вероятности станет повторять это поведение, что, в свою очередь, со временем будет способствовать положительной динамике.

Целевое поведение определяется и задаётся ABA-терапевтом. Каждый раз, когда человек успешно использует своё поведение или навык, он получает вознаграждение.

Для ребёнка, как и для взрослого, награда имеет свой уникальный смысл – например, ею может быть похвала, игрушка или книга, просмотр видео, доступ к детской площадке / другому месту и многое другое.

Положительное подкрепление побуждает человека продолжать использовать новый навык. Со временем систематическое повторение этого навыка приводит к значительным изменениям поведения.

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Ограничения уровней РАС

Хотя уровни поддержки РАС полезны для обозначения того, в какой диапазон степени тяжести попадает аутичный человек, они имеют значительные ограничения. Они могут быть субъективными и лишенными нюансов, и DSM-5 предлагает мало конкретики в отношении типов указанной поддержки или ситуаций, в которых требуется поддержка. Например, некоторые аутичные люди нуждаются в поддержке в школе, но чувствуют себя хорошо дома, в то время как другие могут преуспевать. в школе, но борются в социальных ситуациях.

Более того, уровень, который присваивается человеку при первом диагнозе, может меняться по мере развития и совершенствования социальных навыков, а также по мере уменьшения серьезности таких проблем, как тревога или депрессия, распространенных среди людей с аутизмом.

Итог: назначение одного из трех уровней аутизма может быть полезно для понимания того, насколько высокофункциональным или слаборазвитым может быть человек, и для определения того, какие виды услуг и поддержки будут ему лучше всего служить. Однако он не может предсказывать или учитывать нюансы в их личности и поведении, а это означает, что поддержка и услуги, которые они получают, должны быть в высшей степени индивидуализированы.

-10- Я против представления АВА-терапии в качестве «единственного научно доказанного метода коррекции аутизма»

Определение АВА как «единственного научно доказанного метода» можно обнаружить на сайтах, «продвигающих» АВА-терапию. Например:

Встречаются и более сдержанные формулировки: «АВА-терапия – самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра»

Конечно, подобные заявления нельзя воспринимать без иронии, настолько очевиден заложенный в них посыл: “А все другие методы коррекции аутизма антинаучные, малоизученные и недоказанные”. И, все же, я уверена, что такие утверждения являются не только «агрессивной рекламой» метода АВА, рассчитанной на родителей аутичных детей.

АВА-терапия действительно представляется «единственным научно доказанным методом» только АВА-специалисту, который признает «научным» единственный раздел психологической науки под названием «бихевиоризм» (см. «Википедию»). С точки зрения бихевиориста, то есть ученого или практика, разделяющего основные положения бихевиоральной теории, никаких других заслуживающих внимания концепций в психологии просто не существует. И, соответственно, любая психологическая и педагогическая коррекционная работа, основанная не на бихевиоральной теории, а на другом концептуальном подходе, не может быть признана АВА-специалистом (бихевиористом) научно доказанной и обоснованной.

Мы знаем, что в связи с активным распространением АВА-терапии в России многие практики чувствуют себя обескураженными. Работа педагогов и психологов, получивших хорошие результаты в обучении и воспитании аутичных детей, может объявляться приверженцами АВА-терапии «ненаучной», а ее результаты – «недостоверными».

Но это не означает, что профессионалы должны немедленно отказаться от знаний, накопленных отечественной и зарубежной гуманистической психологией и педагогикой, от собственного образования и практического опыта. А оценка результатов психолого-педагогической работы с аутичным ребенком – вовсе не прерогатива бихевиористов. В их системе оценки по-настоящему высокие результаты работы всегда будут рассматриваться как «артефакты».

К сожалению, будучи реалистом, я понимаю, что технологическая проработанность и «результативность» АВА-программ делают их привлекательными как для специалистов, работающих с такими детьми, так и для организаторов образования. Однако, я надеюсь, что право аутичных детей на получение образования и коррекционной помощи в нашей стране никогда не будет пониматься только как право на АВА-тренинг.

История поведенческого анализа

Бихевиоризм появился в значительной степени благодаря работам трёх влиятельных психологов — И. Павлова, Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Павлов обнаружил возможность обусловливания рефлекса во время работы с собаками; так появился один из первых способов научения — классическое обусловливание. Его исследования показали, что взятый из окружающей среды раздражитель (звон колокольчика, например) может быть использован, для того чтобы стимулировать выработку условного рефлекса (слюноотделение в ответ на звук колокольчика).
Джон Б

Уотсон расширил теорию Павлова, обратив её внимание на поведение человека. Свою основную статью «Психология с точки зрения бихевиориста» он опубликовал в 1913 году — тогда же, как принято считать, бихевиоризм и был оформлен окончательно. Позже Б. Ф

Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии

Позже Б. Ф. Скиннер ввел понятие оперантного обусловливания, которое подразумевает обусловливание желаемого поведения подкреплением или наказанием. Эти понятия продолжают играть значительную роль в анализе и модификации поведения, а также психотерапии.

Бихевиоризм был когда-то очень крупным и влиятельным направлением в психологии, однако в 1950-х годов он стал терять значение — психологи того времени стали интересоваться гуманистическими и когнитивными подходами к изучению человека. Тем не менее, поведенческие методы до сих пор широко используется в психотерапии, консультирования, обучении и даже воспитании детей.

-3- Я не советую АВА-терапию, так как она ориентирована только на обучение навыкам, требуя от аутичного ребенка произвольного внимания и поведения, которого у него почти нет

Ребенок дошкольного возраста не должен постоянно, часами находиться в обучающей ситуации не только потому, что в ней он не получает того, что дает игра, но и потому, что в силу возраста и аутизма он не обладает достаточным “ресурсом” произвольности.
И специалистам, и родителям хорошо знакома парадоксальность проявления возможностей аутичного ребенка. Он может быть невероятно ловким и сообразительным в русле своих пристрастий, в поиске определенных сенсорных, аффективных ощущений, но становится совершенно беспомощным, когда надо выполнить просьбу, действовать по инструкции.

Понятно, что наиболее подходящей для развития ребенка с аутизмом является коррекционная система, которая учитывает этот факт и максимально ориентируется на возможности непроизвольного внимания, непроизвольного подражания, непроизвольного восприятия и запоминания. Очевидный “плюс” состоит в том, что все эти “непроизвольные” возможности у аутичного ребенка даже больше, чем у обычного! Зная о таком ресурсе развития, правильно ли полностью его игнорировать, и заниматься только отработкой выполнения инструкций?

Обучение навыкам в рамках АВА-терапии всегда означает отработку выполнения инструкций. Когда аутичный ребенок, ранее не выполнявший просьбы мамы (“посмотри на меня”, “дай руку”, и т.п.), начинает их выполнять, тренируясь по АВА-программе, родителей такой результат, несомненно, впечатляет. Часто они считают, что ребенок наконец-то “начал понимать то, что ему говорят” (отождествляя понимание с выполнением инструкции).

Но что дальше? Поможет ли тренировка по АВА-программе сформировать произвольность у ребенка с аутизмом? В том смысле, что сможет ли аутичный ребенок в результате АВА-обучения самостоятельно “выдать то, что требуется, в нужное время и в нужном месте”? Сможет ли он, хотя бы, адекватно реагировать на просьбы близких людей, выполнять простые задания, если они не отработаны с АВА-тренером? Добросовестный АВА-специалист не будет этого утверждать. То есть, что отработали – то и получили, а остальное? Остальное тоже будем “отрабатывать”.

Выход? Все тот же – игровые занятия, которые исходно ориентированы на возможности непроизвольного внимания и поведения. (см. литературу, рекомендованную в п. 2)

В игре ребенок постепенно начинает проявлять черты произвольности, преодолевая препятствия и многие свои непосредственные желания. Но в игре он делает это во имя еще более сильного стремления следить за сюжетом, или не прерывать контакта с партнером по игре, или выполнять игровые правила, в частности, правила взятой на себя роли. В связи с этим отечественная психологическая традиция считает игру своеобразной школой выработки навыков произвольного поведения, успешное “окончание” которой позволяет ребенку адекватно реагировать на целый ряд возникающих перед ним требований, которые не всегда совпадают с его непосредственными желаниями.

На чем основаны методы аналитики UBA?

Традиционные методы аналитики сводятся к определению специалистами по безопасности наборов правил, на основании которых системы определяют, является ли то или иное событие нарушением безопасности. Данный подход не является адаптивным к новым типам угроз или изменению поведения.

Отличительной чертой решений UBA является расширенная аналитика, предназначенная главным образом для предотвращения утечек конфиденциальной информации. Признаком хорошего аналитического аппарата UBA считается не только способность выявить аномалии в поведении, но и умение рассчитать вероятность того, насколько аномалия свидетельствует о действительной угрозе безопасности. В настоящее время в основу расширенной аналитики UBA-решений закладываются технологии машинного обучения и статистические модели Среди них:

Unsupervised algorithms. Алгоритмы, не требующие наличия заранее промаркированных примеров для последующей классификации пользователей и детектирования аномалий поведения. Это позволяет использовать решения UBA без предварительной адаптации и настройки, что несомненно является большим плюсом. Но также имеет и негативный эффект – множество малозначимых с точки зрения безопасности результатов классификации пользователей и большую долю ложных срабатываний.

Supervised algorithms. Алгоритмы, обладающие более высоким качеством оценки поведения и классификации пользователей. На практике стабильность такого высокого качества нуждается в регулярном переобучении и подкреплении примерами. Это каждый раз требует привлечения специалистов по анализу данных и тесных коммуникаций между ними и сотрудниками безопасности.

Смешанные модели. Сочетают в себе как «автономные» алгоритмы, так и supervised-алгоритмы.

Во множестве алгоритмов можно выделить модели с «жадными» алгоритмами. Такие алгоритмы постоянно подстраивают модель, принимающую решение, под каждую новую активность пользователя. Это позволяет мгновенно уточнять модель и корректировать ее качество. Однако эти алгоритмы более требовательны к ресурсам и не лишены своих проблем. Например, проблемы смещения, с которой борются специалисты Yandex в своей знаменитой статье.

Согласно исследованиям Gartner, в ближайшем будущем решения UBA будут пополняться инструментарием глубокого обучения и нейронных сетей.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

-9- Я против АВА-терапии, так как она закрепляет присущую аутичному ребенку стереотипность поведения

АВА-специалисты всегда возмущаются, когда их методы работы называют «дрессировкой». Но как еще назвать систему обучения навыкам, построенную на принципе «делай то, что тебе говорят, и получишь вознаграждение»? (И, соответственно, «не делай того, что не следует, — не будет «отрицательных последствий»).
Конечно, я признаю важную роль положительных и отрицательных «подкреплений» и в жизни, и в воспитании детей. Но, в отличие от бихевиористов, я считаю, что использование «подкреплений» — лишь один из многих способов воздействия на поведение ребенка, изменения его в лучшую сторону.

И, несмотря на то, что обучающие ситуации в АВА-программах детально проработаны, а система подкреплений тщательно продумана, суть подхода от этого не меняется. Собственные интересы и пристрастия ребенка не учитываются, аутостимуляция «гасится», спонтанные реакции и моменты инициативы – не только не провоцируются, но являются совершенно ненужными и неуместными.

Стереотипность поведения – один из основных признаков детского аутизма, присущий ребенку с раннего возраста. Если коррекционный подход специально не настроен на преодоление стереотипности, на провокацию спонтанных реакций, на развитие собственной инициативы ребенка, то ожидать, что его поведение со временем станет более гибким и непосредственным, не приходится. Навыки, сформированные по АВА-программе, предполагают следование отработанной схеме, исключая какую бы то ни было вариативность, гибкость поведения.

Цель технологии ПАП

Поведенческим методом предполагается реализация процесса обучения детей необходимому объему поведенческих навыков. Цель данного метода – сформировать систему поведенческих социально приемлемых реакций на воздействия из вне. Так как поведение является внешне наблюдаемым, то посредством использования данного метода, могут быть зафиксированы определенные поведенческие признаки и изменения этих признаков под воздействием внешних влияний.

В связи с тем, что поведенческая терапия детей при расстройствах аутистического спектра на начальных стадиях может вызывать реакцию протеста со стороны детей, то необходимо проводить беседы с родителями, выяснять будет ли применение такого директивного метода, какой представляет собой поведенческая терапия, эффективным и не травматичным для детей.

Как правило, в процессе взаимоотношений аутичных детей с их родителями, так или иначе обнаруживаются механизмы ПАП. Дети используют принципы ПАП, сформированные посредством врожденных и природных способностей, по отношению к родителям.

Как известно, одна из основных особенностей расстройства аутистического спектра – сверхчувствительность относительно незначительных, как кажется на первый взгляд, изменений окружающей среды. Из этого следует, что ребенок с расстройствами аутистического спектра чувствует особые потребности в безопасности и контроле над внешними обстоятельствами.

ПАП – это понимание того, какие предпосылки и последствия могут оказывать влияние на поведение детей. То есть, одев ребенка в неправильную пижаму, родитель столкнется с последствиями этого поступка. Если ребенок кричат и наносит себе удары по голове, это значит, что ребенок ясно дает понять родителям, что они сделали неправильный выбор. Если это поведение будет проигнорировано, и родитель продолжит надевать на него неправильную пижаму, то может быть получено следующее сообщение – ребенок начнет биться головой об стену. Иными словами, ребенок начинает контролировать ситуацию взаимодействия с родителями, формирует безопасную для себя обстановку через провоцирование собственными негативистскими реакциями понятного и предсказуемого поведения родителей.

Проблема в том, что взаимоотношения такого рода не являются естественными в реальной жизненной обстановке, так как социум не может приспособиться под одного индивида. Скорее наоборот, отдельно взятые индивидуумы испытывают необходимость адаптации к тем правилам, которые существуют сейчас в обществе. Возникает необходимость формирования у детей социально приемлемого поведения.

Необходимо отметить, что использование директивных методов, которые предполагают наказание, не только не приводит к снижению проблемного поведения, но и противоречит принципам этики. В связи с этим, в современной практике прикладного анализа поведения применяют ряд методик, эффективность и безопасность которых доказана в многочисленных исследованиях.

Чему ребёнок учится через ABA-терапию?

В большинстве своём ABA-терапия предназначена для “погашения” нежелательного поведения и обучения желаемому поведению и навыкам. Например, ABA-терапия активно используется для уменьшения истерик, обучения ребёнка сидеть спокойно, а также употребления обращений для своих запросов, или ожидания своей очереди на игровой площадке (аутизм у детей 3 лет всецело охватывает эту симптоматику). ABA-терапия также используется для обучения простым и сложным навыкам: например, для поощрения ребёнка за правильную чистку зубов или за то, что он поделился игрушкой с другом.

Хотя классическая ABA-терапия может использоваться в “естественной” обстановке (например, на игровой площадке), она не предназначена для развития эмоциональных навыков. Несмотря на то, что поведенческая терапия в области прикладного анализа поведения может научить ребёнка пожимать руку или принимать / реагировать на приветствие другого человека (за исключением аутизма у детей до года), она никак не поможет ребёнку почувствовать эмоциональную связь с другим человеком. Такие навыки (обучение образному мышлению или эмпатии) преподаются иными способами

-2- Я не рекомендую АВА-терапию, так как она игнорирует самое важное для развития ребенка дошкольного возраста занятие – игру

Психологи и педагоги, получившие образование и работающие в нашей стране, прекрасно знают, насколько важна игра для психического развития дошкольника. Поэтому мои дальнейшие пояснения – для родителей аутичных детей, которые имеют полное право не знать о том, что традиции отечественной психологии и педагогики заложены такими выдающимися учеными, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, М.И.Лисина. Все они, исследуя особенности и выявляя закономерности психического развития ребенка, придавали большое значение игре. Л.С.Выготский называл игру “ведущей деятельностью” в дошкольном возрасте. Он говорил так не потому, что ребенок-дошкольник уделяет игре больше времени, чем другим занятиям, а потому, что именно в игре, по мнению ученого, “формируются важнейшие психические новообразования”. То есть именно благодаря игре и внутри игры происходят главные изменения в психике и личности ребенка.
Игра позволяет ребенку моделировать и осознавать события, прежде всего, собственной жизни, дает естественную возможность понимать и осваивать эмоции, человеческие отношения. Игра провоцирует развитие подражания, в том числе – речевого, стимулируя, таким образом, развитие речи. Разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы “все кончилось хорошо”, или, расправляясь со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни.

Вопрос состоит в том, как вовлечь в игру ребенка с аутизмом, ведь это не обычный ребенок, который охотно идет на взаимодействие и может включиться в сюжет, предложенный взрослым. Как же быть? Как сделать так, чтобы он захотел играть со взрослым, как и во что с ним играть, чтобы игра действительно стала двигателем его психического развития? На эти вопросы можно, при желании, найти ответы, как в книгах отечественных специалистов по коррекции аутизма , так и в работах зарубежных авторов, переведенных на русский язык и изданных у нас в стране .

Заключение

ПАП — это широко используемая терапия, помогающая детям с аутизмом развивать навыки и улучшать определенное поведение. Хотя ряд исследований показывают, что это может работать, другие исследования утверждают, что терапия может принести больше вреда, чем пользы.

В конечном счете, это зависит от родителей ребенка, чтобы решить, хотят ли они, чтобы их ребенок попробовал этот тип терапии

Однако эта форма терапии может принести пользу не каждому аутичному ребенку, поэтому важно прислушиваться к потребностям и эмоциям ребенка

Научная статья по теме: ЭЭГ поможет выявить изменения в активности мозга у детей до появления симптомов аутизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: