Как научиться говорить звук р: постановка звука р у детей

Как научить ребенка говорить букву р: инструкция от логопеда

Правильная постановка языка: советы логопеда

Все чаще родители обращаются с проблемой дикции у детей к логопеду. Представленный звук является трудным в постановке.

Начинать занятия нужно не раньше 5 лет. В этом возрасте ребенок осознанно подходит к урокам.

Существует несколько советов и рекомендаций от логопеда:

  1. Демонстрация и объяснения. Родителям нужно объяснять ребенку, где должен находиться язык, какое положение правильное, для чего нужна вибрация.
  2. Механическая помощь. Этот способ помогает в 80% от всех случаев. Ребенку нужно предложить постучать за зубками и произнести буквы «д-д-д».
     
    Разрешается дополнительно использовать зонд, ватную палочку, соску, резиновые напалечники.

Существуют и другие способы, которые более сложные в технике и требуют помощи квалифицированного специалиста.

Логопеды утверждают, что на постановку и формирование правильной дикции уходит около 2-3 месяцев при условии, что занятия проводятся регулярно.

Автоматизация звука Р


Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.

Автоматизация звука Р в слогах

Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.

Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.

Автоматизация звука Р в словах

Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.

Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.

Как научить ребенка выговаривать звук [Р] в домашних условиях

В 3-4 года ребенок может не выговаривать звук Р, это нормально

В этом возрасте важно научить его связно выражать свои мысли и правильно произносить другие звуки: Ж-Ш, С-З. Ближе к 5 годам наступает время заняться звуком Р

Послушайте — получается ли у вашего чада рычать? Или вместо «рыба» он говорит «селедка», чтоб не приставали? Значит пришло время научиться несложным упражнениям, которые помогут ребенку понять — откуда берется звук Р.

Самое главное тут терпение и постоянство. Как вы уже знаете, звук Р — не самый простой, поэтому, чтобы ребенка не дразнили, придется потрудиться.

Смотрите видео, повторяя за которым вы сможете научить ваше чадо «рычать»:

https://youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.
  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Важные моменты для правильного освоения звуков речи

Родителям следует понимать, что упражнения, которые кажутся простыми для них, для ребенка очень сложны. Губы и язык еще плохо «слушаются» его, только ежедневные тренировки помогут ребенку управлять своим речевым аппаратом.

Важно проявлять терпение, хвалить даже за небольшие успехи. Главное – регулярность

Заниматься речью ребенка можно при каждом удобном случае: на прогулке, повторяя звуки и скороговорки, в поездке, находя предметы, названия которых начинается на , подражая рычащим животным, проезжающим машинам. Важно следить при этом, чтобы ребенок произносил звук правильно, потому что многие дети рычат, как тигр, горлом.

Некоторые советы логопедов помогут в постановке не только , но и других звуков, которые вызывают сложности для произношения:

  1. Упражнения следует подбирать отдельно на каждый звук. Правила, по которому к постановке очередного звука не приступают, пока не освоен более простой, нет. То есть одновременно можно учить ребенка произносить шипящие, свистящие и звук , но в один день упражняются только в одном звуке: сегодня , завтра , послезавтра .
  2. Задания должны быть интересны для малыша, соответствовать возрасту, следовать от простых к сложным. Не стоит от трехлетнего ребенка требовать повторить скороговорку про Греку.
  3. Важен положительный настрой ребенка, а для этого нельзя, чтобы у него осталось разочарование от невыполненного задания. Если вдруг получилось так, что малыш не смог произнести предложенное слово, следует заменить его на то, которое он точно сможет выговорить, тут же похвалить его.
  4. Нельзя ругать и передразнивать ребенка. Такие действия приведут к тому, что он замкнется и перестанет совсем выполнять упражнения, боясь насмешек.

Обучение правильному произношению звука должно быть целенаправленным. При неудачных попытках нельзя оставлять занятия. Если не хватает опыта, сил или терпения, то лучше позаниматься с логопедом. Чем старше ребенок, тем сложнее его будет переучить.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван — «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга — «ладуга», дерево — «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.. Видео-помощник: учимся красиво говорить звук «Р»:

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук «Р»:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка — «тутка», пижама — «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно — сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Дефектное произношение

Не все родители могут определить правильно ли их ребенок говорит. Обычно на искаженное произношение указывают врачи, воспитатели или другие взрослые люди. Косноязычие свойственно детям до четырех лет. До этого возраста никто не ждет от них идеальной речи. Звуки , , , относят к сонорам. В норме они появляются к пяти годам. Такой долгий срок формирования обусловлен сложностью произношения.

При звуке кончик языка поднимается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Он напряжён и вибрирует от воздушной струи. Боковые края языка прижаты к зубам, воздух проходит по середине. Мягкое небо закрывает проход в нос. В итоге под воздействием воздушной струи разрывается смычка между кончиком языка и альвеолами, язык начинает вибрировать.

Звук образуется аналогичным образом. Только кончик языка опускается чуть ниже, средняя часть языка поднимается чуть выше.

ротацизмом

Если происходит замена на другой звук, то этот дефект называется параротацизмом.

Для определения правильного звучания нужно посмотреть на артикуляционный уклад. Если наблюдаются отклонения от нормативного звучания (язык не поднимается или дрожит целиком и т.п.), то ребенок говорит неправильно. Для проверки наличия замен звуков ребенку предъявляют ряд картинок, где есть разное положение звука (в начале, середине, конце).

Желательно зафиксировать как произносит ребенок (например, вместо «рыба» говорит «лыба»). Нередко встречается отсутствие звука. Тогда слово будет звучать не «корова», а «ко’ова».

Логопедическая коррекция произношения буквы «Р»

Для правильной постановки применяются различные методики, программа подбирается индивидуально для каждого ребенка. Но предусмотрен и общий комплекс с упражнениями, который полезен для всех маленьких пациентов. Используют следующие техники:

  • метод подражания, в котором задействуется слуховое восприятие. Ребенок может подражать звучанию мотора или рычанию льва. Упражнение делают перед зеркалом;
  • губная гимнастика. В нее входят упражнения с губами в трубочку, разные улыбки и медленное закрывание и открывание рта;
  • упражнения с языком. В процессе занятий вырабатывается управление мышцами языка, начиная с перемещения языка вдоль зубов и в разные стороны, а также с загибанием кончика к верхней части.

Кроме упражнений, специалисты применяют механическое воздействие. Для этого применяются специальные инструменты. После того, как удастся достичь стойких результатов, проводится работа над речью. Дети повторяют слоги, а затем слова и небольшие фразы. Занятия проходят в игровой форме, чтобы ребенок не потерял интерес к происходящему.

Скороговорки для детей на букву Р сложные

В сложных скороговорках дети учат выговаривать сразу два или три сложных звука. Их сочетание довольно непростое, но детям полезно поучиться чётко проговаривать эти звуки.

***

Бобр добр для бобрят. (Буквы: Д, Л, Р)

***

Трое трубачей трубят в трубы. (Буквы: Б, Р, Т)

***

Говорилка говорилке говорила скороговорилку, но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку. (Буквы: В, Г, Р)

***

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж. (Буквы: Л, Р, Ч)

***

Весь март кот поёт, второй кот вторит. (Буквы: В, Р, Т)

***

Добрые бобры, бодрые кобры. (Буквы: Б, Д, Р)

***

Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики. (Буквы: К, Р, Ш)

***

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем. (Буквы: К, Р, Ц)

***

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Буквы: К, Р, Т)

***

В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров. (Буквы: В, Т, Р)

Очень сложные скороговорки

А несколько этих скороговорок особенно непростые, их даже прочитать с первого раза свободно не все могут.

***

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все. (Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, Выплеснуть-то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть Не смогла! (Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, А Панкрату без домкрата Не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте домкрат Кондрат. (Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал, Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать. Пошел скороговор уши отпаривать. Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?» И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ. (Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр. (Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка. Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. У курочки-пеструшечки – пестрохвостята, а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята. (Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали, Вот какое лавированное лавирование отлавировалось, Что даже лавировщики залавировались и отлавировались, Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало. (Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля, У королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, А Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару За кражу кораллов у карлика Карла, А Кларик король Карла карал Того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, Слушал бы Кларик кларнет своей крали, А Карл подарил кораллы Карлайле. (Буквы: К, Л, Р)

Артикуляционный аппарат

Еще одна основная причины развития дислалии — нарушения в строении артикуляционного аппарата. Этот недуг нельзя путать с ринолалией — при ней человек рождается с расщелинами неба и верхней губы.

  • В первую очередь искажаться произношение может из-за неправильного прикуса. В норме челюсть человека смыкается ровно. Но, под воздействием разных факторов, верхние или нижние зубы начинают выступать вперед. В итоге это нарушает правильный речевой выдох и воздух уходит в щеки. Получается «щечное» рычание.
  • В редких случаях бывает массивный и толстый язык. Даже если уздечка не ограничивает его подвижность, то он все равно неповоротливый и неподъемный.
  • Еще одна частая причина ротацизма — короткая подъязычная уздечка. Это небольшая связка, которая прикрепляет язык к челюсти. Некоторые дети рождаются с короткой уздечкой. У них отмечаются проблемы с сосанием, смещаются зубные ряды. Могут быть проблемы со всеми звуками верхнего подъема языка.

Проверить уздечку легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и попробовать достать кончиком языка до носа. Это позволит оценить подвижность органа. Если он не поднимается, кончик принимает V-образную форму, то уздечку нужно подрезать.

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.

Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Почему надо учить ребенка правильно произносить звуки?

Многие взрослые продолжают неправильно выговаривать Р, картавить

Действительно ли важно, чтобы ребенок умел правильно произносить все звуки? Неправильное произношение может привести к возникновению комплексов, неуверенности в себе, к проблемам в школе — как с чтением и письмом, так и с взаимоотношениями с одноклассниками, а в дальнейшем — к невозможности овладения теми профессиями, где нужна красивая речь и четкая дикция

Если ребенок уже неправильно говорит Р, само это не пройдет, ведь правильный способ образования этого звука довольно сложен для артикуляционного аппарата. Это единственный звук в русском языке, при произношении которого вибрирует кончик языка. Если ребенок нашел более «экономичный» способ произношения, то вряд ли он сам от него откажется.

Как правильно произносится [р]

Прежде чем приступать к коррекции произношения, следует понаблюдать за ребенком, как именно он произносит букву р. Какое произношение считается неправильным:

  1. Звук совсем выпадает из слова, малыш его просто пропускает: морковка – мо_ковка, ручка — _учка.
  2. Замена звука другими, более легкими по произношению (чаще это , , ): рыба – выба, мартышка – майтышка, горка – голка.
  3. Произносится с вибрацией или горловое произношение.

После такой своеобразной диагностики ребенку следует объяснить и продемонстрировать, как правильно образуется звук , какие органы и части речевого аппарата в этом участвуют. Для начала родителю лучше потренироваться перед зеркалом

Артикуляция должна быть четкой, все внимание ребенка направлено на рот обучающего:

  1. Губы полураскрыты, зубы не сомкнуты
  2. Кончик языка примыкает к альвеолам («бугоркам» за верхними зубами, родителям следует пальцем показать, где находятся альвеолы).
  3. Спинка языка не прикасается к небу, между ними свободно проходит выдыхаемый воздух.
  4. Боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам.
  5. При произнесении звука должна происходить вибрация голосовых связок (это сонорный звук, голос преобладает над шумом). Неправильно, когда ребенок поизносит без звука, просто вибрируя языком.
  6. Кончик языка также вибрирует за счет потока воздуха. Это самый сложный момент, поэтому большинство упражнений направлено на то, чтобы добиться вибрирования языка.

Сложности возникают и с мягким звуком . Он получается, если язык чуть продвинуть вперед, а переднюю часть спинки языка поднять к небу. На постановку существуют свои упражнения.

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л

В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности

При должном старании, без перенапряжения и стресса, результата можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: