Логопедические занятия в детском саду: как провести правильно

Конспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в подготовительной к школе группе

Этапы формирования навыка слогового анализа и синтеза у детей

Как правило, у детей с нормальным уровнем речевого развития эта ступень формирования письменной речи не вызывает затруднений. Однако наличие каких-либо речевых нарушений делает этот процесс довольно затруднительным.

Своевременные коррекционные занятия помогут ребенку успешно освоить слоговой анализ и синтез

Важно вовремя заметить проблему и грамотно составить программу упражнений

В процессе развития навыка слогового анализа и синтеза занятия строятся по возрастающему принципу сложности:

  • Первый этап предполагает опору на внешние действия, помогающие ребенку.
  • На втором этапе помощь оказывает речевое действие.
  • На третьем — процесс анализа происходит на внутреннем уровне с переносом на слуховое и произносительное представление.

Кроме того, важно учитывать, что сложность процесса напрямую зависит от типа слога. Значительно проще даются детям слоги открытого типа, поэтому на первом уровне занятий предлагаются упражнения именно на них

И лишь, когда навык закреплен, педагог вводит более сложные для восприятия слоги закрытого и обратного типа.

Упражнения для развития навыков слогового анализа и синтеза

«Поймай слог». Детям предлагает при произнесении слова приложить к нижней челюсти под подбородком ладонь. Проговаривание гласных звуков (а именно они образуют очередной слог) сопровождается более сильным открыванием рта, значит ребенок сможет легко «поймать слог», то есть почувствовать его. Задание — произнести слово и определить, сколько в нем слогов.

«Покажи флажок». Для того, чтобы закрепить у ребенка понятие о гласных и согласных звуков педагог повторяет «теорию» (гласный звук произносится голосом, его можно тянуть и петь). Затем произносит по отдельности звуки, попросив ребенка показаться синий флажок (гласный звук) или красный (согласный).

«Найди гласный звук». Детям предлагаются различные по типу слоги (начиная с открытого). Задача — назвать гласный звук в слоге, показать карточку с буквой, обозначающую звук, написать букву и т. д.

«Соедини слоги». Из нескольких карточек с разными слогами, детям предлагается собрать слова. Кто больше собрал — тот победитель.

«Считаем слоги». Карточки со словами, состоящими из разного количества слогов, необходимо разложить по группам. В первой группе — односложные, в другой — двусложные и т. д.

«Кто больше?» На слух необходимо определить, в каком слове из пары, предлагаемой педагогом, больше слогов. Например, «сапог» — «сапожок», «кот» — «котенок».

«Сколько букв? Сколько слогов?»

Очень важно, чтобы дети понимали, что слова с одинаковым количеством букв могут иметь разное количество слогов. Делим карточки на группы

Например, «кот» — «мяу».

«Что лишнее?». Из набора карточек со слогами необходимо собрать как можно больше слов. Какая карточка не подойдет ни для какого слова?

«Необычный диктант». Из слов, которые прочитает учитель, ребенок должен записать только гласные в нужной последовательности.

«Путаница». Для этого задания дети получают карточки с деформированными словами (к примеру, «мо-ко-ло», «до-га-ро»). Нужно поставить слоги в правильном порядке.

Переход до дошкольного возраста к обучению — сложный этап для детей. Поэтому занятия лучше проводить в игровой форме. Кроме того, некоторые элементы помогут ребенку лучше справиться с заданием. Можно играть в мяч — на каждом слоге ударяя по нему, или отсылать телеграммы — каждый слог сопровождается хлопком ладони по столу.

Для успешного овладения навыком слогового анализа и синтеза, необходимо развивать у детей внимание, фонематический слух,  логическое мышление

Поэтому в занятия важно включать дополнительные упражнения для укрепления этих умений и навыков

Ход логопедического занятия в подготовительной группе

I. Организационный момент

Психогимнастика «Давайте познакомимся»

Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга. Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться. Я знаю игру, которая так и называется «Познакомимся». Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

II. Основная часть

Чистоговорка

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, глазом я одним гляжу

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, всё на свете разгляжу

Раздаётся звонок со скайпа.

Логопед. Дети, кто-то нас вызывает. Давайте посмотрим. Да это же звонят с другой планеты!

Дидактическая игра «Космическое интервью»

(Запись интервью с инопланетянином)

Логопед. Дети, а как мы можем помочь нашему новому знакомому, если у нас нет денег для покупки бытовой техники? Где их нам взять?

Дети. Заработать нужно.

Логопед. А как мы их сможем заработать, если у нас нет работы?

Ответы детей.

Логопед. Правильно. Мы сможем заработать их своими знаниями и получить за это фишки, а потом поменять фишки в банке на деньги.

Логопед. Вы помните, инопланетянин говорил о летающей тарелке. А где же, эта летающая тарелка? Давайте поищем.

Ищут.

Логопед. Вот она и в ней что-то есть.

Дидактическая игра «Собери целое»

(Собрать целые бытовые предметы из частей)

Дети выполняют задания и получают фишки.

Логопед. Продолжаем выполнять задания и получать фишки.

Дидактическая игра «Собери слово»

Логопед. Дети, а вы помните, нас приглашал на свою планету наш инопланетный друг?

Ответы. (Да)

Логопед. А на чем мы можем туда долететь?

Ответы. (На ракете, на самолете, на летающей тарелке)

Логопед. А кто всем этим управляет?

Дети. Космонавт, пилот, инопланетянин.

Логопед. Давайте и мы с вами станем космонавтами и немного отдохнем.

Физкультминутка « Улетаем на ракете»

(Выполняют вместе с воспитателем)

А сейчас мы с вами дети

Улетаем на ракете. (Руки над головой в виде конуса)

Раз, два — стоит ракета (Конус)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны)

Раз, два, три, четыре! (Хлопки в ладоши)

А потом на каждый счет:

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, ноги шире.

Раз, два, три, четыре! (Топот ногами)

Логопед. Отдохнули? Пора и потрудится. А что нужно, чтобы полететь в Космос?

Дети. Ракета, летающая тарелка, скафандр.

Логопед. Давайте с вами построим летающую тарелку и ракету.

Танграм «Собери летающий аппарат»

(Из геометрических фигур построить ракету, самолет)

За выполнение задания дети получают фишки.

Логопед. Ну, вот фишек немного заработали, ракету и самолет построили. Будем работать дальше.

Дидактическая игра «Реши задания»

(Решение примеров, состав числа, знаки «больше» — «меньше»)

Логопед. Ну вот и с этим справились, получите свои фишки. Мы и фишек заработали и знания свои проверили. Теперь нам нужно сосчитать свои фишки и обменять их на деньги.

Дети считают фишки.

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Логопед. Ну, кто сколько денег заработал?

Дети по очереди называют свои суммы.

Логопед. Что будем делать дальше?

Дети. Пойдем покупать бытовую технику.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин бытовой техники»

(После того, как дети купили бытовую технику, они всё складывают в коробку)

Логопед. Ну вот, мы выполнили просьбу нашего друга, а сможем ли мы с ним полететь в Космос?

Игра «Составь предложение»

(Работа по мнемотаблице)

Каждый ребёнок составляет предложение по картинке на мнемотаблице.

Логопед. Тогда мы отправим коробку по почте. Нужно нашу посылку подписать.

Дети подписывают.

Логопед. А я после работы занесу её на почту.

Снова звонок со скайпа.

Инопланетянин приглашает детей к экрану посмотреть презентацию о космосе.

(Просмотр презентации).

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

Цель:

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление)

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему.

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово:    Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка, плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба, кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )

Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )

4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра,  ра-ра-ра,  ра-ра-ра.                            Ру-ру-ру,  ру-ру-ру,  ру-ру-ру.

Ро-ро-ро,  ро-ро-ро,  ро-ро-ро.                           Ры-ры-ры,  ры-ры-ры,  ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки.

«На снегу сидит большая, серая   …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …( ведро )».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

–          Что здесь может само двигаться? Что не может?

–          Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

8) Физминутка. Игра с мячом  «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок)            сахар – (сахарок)              вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк)              катер – (катерок)             веер – (веерок)

Город – (городок)           пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

–          Разложи карточки в столбик.

–          Назови слова в верхнем ряду слева направо;

–          Назови слова в нижнем ряду справа налево;

–          Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

–          Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

–          Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?»  – (топором.)

«Где растёт куст?» -( за забором)

«С чем пьют чай?» – ( с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Предыдущий материал из рубрики —


Конспекты логопедических занятий:

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:


Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Рубрики: Конспекты логопедических занятий
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: