Какие решаются задачи
Работа предоперационного логопеда очень важна, так как она облегчает и ускоряет послеоперационный процесс. До операции работа специалиста сосредоточена на языковой системе пациента, то есть на его готовности к новой среде.
Предоперационная логопедия включает в себя следующие мероприятия:
- выработка правильной техники дыхания (дыхательная гимнастика);
- развитие артикуляционного аппарата и формирование основных паттернов (артикуляционная гимнастика);
- формирование правильного произношения;
- развитие речевых и фонологических процессов.
Все коррекционные занятия на этом этапе проводят индивидуально с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько недель родители также должны принять в них участие и ежедневно заниматься дома с ребенком дыхательной и артикуляционной гимнастикой.
После операции логопед в основном фокусируется на правильном произношении, предполагая, что основные паттерны предыдущего этапа уже сформированы, а дыхание и артикуляционный аппарат хорошо развиты. Специалист планирует занятия с учетом морфологии носового кровотечения. В открытой форме различные группы звуков артикулируются в разных артикуляциях и корректируются с целью доведения их до автоматизма: если малыш обучается правильному произношению только одной группы, например, шипящих звуков (, , ), ему может потребоваться время на отработку одного звука и небольшая пауза перед постановкой следующего звука.
Для более быстрого восстановления очень важен небный массаж, выполняемый специально обученным логопедом.
6 Гимнастика для языка.
К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают на 15-20 сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь ухудшается. Мягкое небо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль
Назализация усиливается, поэтому важно формирование подвижности мягкого неба. Через полгода после пластики процессе рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для мягкого неба
Поэтому в первые месяцы после операции логопедические занятия должны проводиться регулярно – 3 раза в неделю и ежедневно дома с ребенком должны заниматься родители.
Активизация небно-глоточного смыкания и растормаживание мягкого неба, коррекция дыхания, голоса, гласных звуков.Рекомендуются следующие упражнения:Вокальные упражненияСухое проглатываниеМассаж мягкого небаПроизнесение гласных«а, э»
Классификация ринолалии
- Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
- Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
- При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.
Каковы особенности взаимодействия логопеда и ребенка
Коррекция не зависит от формы инвалидности, а ориентирована на хирургическое вмешательство и в основном делится на два основных — дооперационный и послеоперационный — периода. В том случае, когда операция проводится в первый год жизни ребенка, то коррекционные мероприятия состоят из одного послеоперационного периода.
Существует три основных этапа логопедической работы:
- Характеристика. Для обобщения характеристики проводится опрос родителей, изучается медицинская документация, в том числе анамнестические данные.
- Составление речевой карты. Проводится для комплексной диагностики развития речи и языка. В ходе обследования изучается состояние артикуляторов, голоса, особенности дыхания и произношения.
- Заключение. Данные, полученные в ходе обследования, вносятся в итоговое заключение. Затем логопед прописывает план коррекционно-развивающей работы с пациентом и рекомендации для родителей и других педагогов, контактирующих с пациентом. Наконец, педагоги также излагают свои рекомендации (план коррекции до операции, формирование правильного произношения после операции).
Четкое соблюдение всех этапов взаимодействия участников коррекционного процесса (родители, воспитатель, логопед, психолог) приведет к хорошим результатам и полному восстановлению языковых навыков ребенка.