Рабочая коррекционно-развивающая программа «развиваемся играя» для детей зпр 4–7 лет

Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Признаки ЗПР у детей

Диагностика и лечение ЗПР у детей

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с задержкой психического развития МДОУ№23«Лесная сказка»(далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной, Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

ЗПР у детей

Существует разнообразие осложнений ЗПР, которые зависят от ее конкретной причины. Например, у детей с синдромом Дауна наблюдается большее количество сердечно-сосудистых осложнений по сравнению с другими пациентами. Умственная отсталость в легкой форме может не препятствовать человеку в интеграции в общество и выполнении нормальной работы. В то же время, люди с более серьезным уровнем задержки могут испытывать трудности в физической работоспособности и нуждаться в постоянной заботе на протяжении всей своей жизни.

Дети с ЗПР испытывают трудности в восприятии объектов, событий и ситуаций, поскольку их восприятие является менее дифференцированным. Они могут испытывать трудности в разделении характеристик различных объектов, а также в проведении сравнений и осознании отношений, существующих между объектами.

1.7. Характеристика особенностей развития ребенка

 Посещает детский сад с 20.04.2021г.  

 Заключение ПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

Детский сад посещает не регулярно, часто пропускает по болезни. Воспитывается в полной семье. 

Ведущая рука правая. Движения выполняются не в полном объеме,  работа с карандашом, ножницами, пластилином, а так же манипуляция с предметами не соответствует возрастным особенностям ребенка. 

Программу детского сада не усваивает в полном объеме. Запас общих сведений  не соответствует возрасту: затрудняется сравнивать предметы и раскладывать в возрастающем порядке; не знает геометрические фигуры; не знает времена года, знает основные цвета.  Недостаточная познавательная активность.

Пассивный и активный словарь недостаточно развит. Полиморфное нарушение звукопроизношения. 

                      Слабая выраженность голосовых модуляций. 

     Речь невнятная, малопонятная для окружающих, состоит из звукокомплексов ( аф, мяу, мама, пиеть – привет). Темп речи ускорен.

                      Фонематический восприятие нарушено, допускает ошибки при различении неречевых звуков.

         Грамматический строй речи не сформирован.

                      Связная речь не сформированна.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность.

Дошкольное образование осуществляется в соответствии с нормативно – правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования

с международно-правовыми актами

Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);

с законами РФ

Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

с документами Правительства РФ

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Программа построена на принципе гуманно- личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Цель, задачи реализации программы

Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:

Причины задержки психического развития

Причинами для возникновения задержки психологического развития у маленького пациента могут послужить следующие факторы:

  1. плохое физическое состояние матери в момент вынашивания малыша. На развитие психологического здоровья плода негативно влияют перенесенные матерью инфекции, интоксикация или даже травмы;
  2. внутриутробная нехватка кислорода у плода;
  3. сложности в процессе родов, удушье пуповиной, травма шейных позвонков при родах;
  4. перенесенная тяжелая инфекция, вызывающая воспалительные процессы в головном мозге;
  5. генетические отклонения, влияющие на развитие структуры головного мозга;
  6. негативные воспитательные процессы, которые могут повлиять на психологическое состояние ребенка. В частности, к таким случаям можно отнести гиперопеку, жестокое обращение с ребенком или полное равнодушие родителей к воспитательным процессам. Замечено, что детский ЗПР чаще всего присущ для асоциальных семей, в которых воспитанию малышей вообще не уделяется внимания;
  7. психические травмы, перенесенные в раннем возрасте.
  • Все вышеперечисленные факторы относятся к психолого-педагогическим. Однако некоторые заболевания тоже могут повлиять на психологическое развитие ребенка. К таким можно отнести:
  • внутриутробные аномалии развития ЦНС;
  • врожденные невралгические заболевания;
  • скопление лишней жидкости внутри головного мозга (гидроцефалия);
  • внутричерепная гипертензия;
  • злокачественные или доброкачественные новообразования головного мозга;
  • патологические процессы в сосудах головного мозга.

Задачи:

  1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ЗПР.
  2. Создать условия, способствующие освоению детьми с ЗПР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.
  3. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого – педагогическую помощь воспитаннику с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ТПМПК и ИПРА.
  4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.
  5. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровье формирующих технологий.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: