Первые три месяца: особенности моторного развития
Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.
Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.
На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.
Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.
У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.
В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.
Диагностические критерии в соответствии с ICD-10
В ICD-10 приводится перечень двигательных расстройств и заболеваний, которые непосредственно или опосредованно влияют на моторику. В детском возрасте нарушения развития моторных функций имеют особое значение. Хотя это и непросто, по этиологическим, прогностическим и терапевтическим соображениям их следует отличать от поведенческих и эмоциональных нарушений, начинающихся в детском и подростковом возрасте.
Все нарушения развития (F80—89) начинаются в раннем или более позднем детском возрасте, моторные функции тесно связаны с биологическим созреванием центральной нервной системы, а функциональные нарушения имеют постоянный характер, протекая без ремиссий и рецидивов. Описанные нарушения развития моторных функций (F82) начинаются в раннем детстве (это не приобретенные дефициты). Главным их признаком является тяжелое расстройство двигательной координации, которое не может быть объяснено лишь специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Нарушения со стороны зрения или слуха, понижение умственного развития (нарушения координации вследствие понижения умственного развития образуют отдельную категорию — F70—79). В большинстве случаев, однако, обстоятельное клиническое обследование выявляет значимые признаки неврологической незрелости (хореоформные движения свободных конечностей, зеркальные движения), обозначаемые понятиями «синдром неловкого ребенка», «диспраксия развития».
Если нарушения моторного развития проявляются в связи с нарушениями речи, языка и школьных навыков, ни одно из которых не доминирует настолько, чтобы оправдывать постановку главного диагноза, то их рассматривают в качестве комбинированных описанных нарушений развития (F83). Задержка в достижении возрастных ступеней развития, особенно запаздывание с началом ходьбы, квалифицируется как самостоятельная категория нарушения (R62.0).
Нарушения поведения и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детстве и подростковом возрасте, охватывают тики (F95), стереотипные нарушения моторики (F98.4), заикание (косноязычие) и скороговорение (F98.6). Хотя все эти нарушения проявляются в области моторики, их этиология различна или неясна. Стереотипные нарушения движения начинаются в детстве. Для них характерны произвольные повторяющиеся, стереотипные, нефункциональные, часто ритмичные движения, не являющиеся симптомом другого психического или неврологического заболевания. Не дифференцируются самоповреждающие движения (например, раскачивание корпуса, покачивание головой, выщипывание волос) и самоповреждения (например, периодические удары головой, «сверление» глаз, кусание рук и других частей тела). Стереотипные нарушения движения часто проявляются в сочетании с понижением уровня умственного развития, нарушениями чувственной сферы и задержкой развития моторики.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша.
В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Задержка развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:
- патологию развития во внутриутробном периоде;
- травмы головы в раннем возрасте;
- травмы психологического характера;
- задержку нервно-психического развития;
- проблемы со слухом;
- недостаток общения со взрослыми.
Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:
- в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
- в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
- в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
- в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
- к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
- в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
- в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
- в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
- в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Социальное развитие и эмоции
-
информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.
- В два месяца появляется первая улыбка. Хорошо фокусирует взгляд.
- В три месяца малыш может ответить вам улыбкой или радостным возгласом на эмоциональное обращение к нему.
- Четырехмесячный карапуз громко и заливисто смеется, общаясь с близкими.
- На пятом месяце ребенок может начать проявлять интерес к другим деткам, порадоваться их появлению.
- В полгода карапуз может дать вам понять, что хочет на ручки.
- Семимесячный малыш проявляет интерес к незнакомым людям, хоть и относится к ним с опаской и страхом. Постоянно требует к себе внимания, особенно от мамы.
- В восемь месяцев ребенок с интересом наблюдает за детками, общается с ними.
- Девятимесячный карапуз постоянно копирует поведение взрослых и других малышей. Гораздо меньше боится незнакомцев.
- Малыш в десять месяцев заинтересованно играет с детьми, четко проявляет свои эмоции – радость, страх, недовольство.
- В одиннадцать месяцев кроха радуется приходу детей, машет им ручкой, играет с ними.
- Годовалый карапуз может обнимать, если его попросить, любит и может правильно исполнять легкие поручения, радуется похвале.
Частный случай
Свен, 9 лет, единственный ребенок в семье, по словам родителей, отличается нерасторопностью и неуклюжестью в движениях. Он часто роняет предметы, ему трудно бросать и особенно ловить мячи. Поэтому товарищи не считают его полноценным партнером по играм. Свен избегает игр с мячом, а также других игр, где требуются физическая сила, скорость, ловкость и проворство. Успеваемость в школе ниже среднего.
По словам родителей, Свен поздно начал ходить, но в речевом развитии особенностей не наблюдалось. В детском саду его дразнили из-за того, что он плохо рисовал. Обучение письму давалось мальчику с большим трудом. До сих пор Свен не достиг по письму возрастного уровня. Хотя проблем с изучением букв у мальчика не было. Лишь несколько дней назад Свен научился завязывать шнурки на ботинках.
Неврологическое обследование не выявило каких-либо особенностей. Коэффициент интеллекта (невербальный) составляет 105 единиц. Ловкость рук (по данным теста развития визуального восприятия Фростига) и координация тела значительно ниже среднего уровня.
К какому врачу обратиться
Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.
Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту
- К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
- Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
- Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
- Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.
Классификация и симптомы
Задержка разделяется на три категории:
- не больше трех месяцев (легкая);
- от трех месяцев до полугода (средняя);
- срок отставания превышает шесть месяцев (тяжелая).
Также ЗПМР разделяют на общую и парциальную. В первом случае наблюдается дисфункция во всем теле. Во втором — лишь в одной из конечностей.
Заподозрить развитие задержки психомоторного развития можно по ранним признакам, которые проявляются в первый год жизни. Наиболее характерные симптомы выглядят так:
- неспособность держать голову в положении лежа (на втором месяце);
- в три месяца ребенок не опирается на локти и не тянет ручки к игрушкам;
- не переворачивается с живота на спину и наоборот (четыре-пять месяцев).
- в семь или восемь месяцев не умеет сидеть и стоять без опоры, ползать;
- не ходит без опоры (девять месяцев).
Нормальное и своевременное развитие моторных функций является фундаментом для правильного формирования психики и речи. Напротив, развитие ЗПМР впоследствии приводит к отставанию мелкой моторики. В дошкольном возрасте это негативно влияет на навыки гигиены, самообслуживания, замедляет адаптацию к социальной среде.
Моторные навыки у детей
Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.
- Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
- В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
- В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
- В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
- В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
- В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
- В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
- В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.
Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию
Диагностика моторного развития у ребенка
Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов
Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами
Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.
Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.
Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.
Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro
Причины и факторы риска задержки моторного развития
Задержка моторного развития у детей может быть вызвана различными факторами, такими как:
- Генетические причины: наследственные заболевания, генетические мутации, аномалии хромосом и др.
- Перинатальные проблемы: преждевременный родоразрешение, травмы при родах, кислородное голодание.
- Неврологические причины: церебральный паралич, эпилепсия, ДЦП.
- Частые заболевания: воспалительные заболевания головного мозга, острые респираторные инфекции, грипп и др.
Также существуют некоторые факторы риска, которые могут способствовать задержке моторного развития:
- Низкий уровень физической активности: дети, которые не получают достаточной физической нагрузки, могут отставать в моторном развитии.
- Плохое питание: недостаток необходимых витаминов и минералов может привести к нарушению развития нервной системы и задержке моторного развития.
- Пассивный образ жизни: частое проведение времени за экраном телевизора или компьютера может отрицательно повлиять на моторное развитие ребенка.
Факторы риска задержки моторного развитияГенетические причиныПеринатальные проблемыНеврологические причины
Наследственные заболевания | Преждевременный родоразрешение | Церебральный паралич |
Генетические мутации | Травмы при родах | Эпилепсия |
Аномалии хромосом | Кислородное голодание | ДЦП |
6 месяцев
Перенос веса на одну руку и симметричная опора на кисти
С 4,5 месяцев, лёжа на животе, ребёнок может переносить вес на одну руку, а другой хватать предметы. С 6 месяцев опора на прямые руки и бедра.
рис. 1.5
рис. 1.6
Перевороты
C 6 месяцев целенаправленный переворот со спины на живот.
Ребёнок теперь может играть в игрушки во всех положениях. Он может хватать ножки и тянуть пальцы в рот.
7–8 месяцев — уверенное положение на боку.
К 8 месяцам пинцетный захват предметов и запуск мелкой моторики.
рис. 1.7
рис. 1.8
рис. 1.9
рис. 1.10
9 месяцев
Косое присаживание
Развитие ребёнка уже не описывается положением на спине или на животе. Ребёнок начинает своё первое перемещение и исследование пространства: с 7 месяцев ползание на животе и перекатывание через бок (c 8 месяцев уверенные перевороты с живота на спину).
Первые попытки подняться и осмотреть пространство — между 7 и 8 месяцами. У ребёнка в это время появляется стабильное положение лёжа на боку и затем боковое присаживание. К 9 месяцам ребёнок сможет длительно сидеть без помощи рук.
рис. 1.11
Ползание на четвереньках
К 9 месяцам ребёнок начинает ползать на четвереньках. Если в 7 месяцев ребёнок в положении на четвереньках начинал раскачиваться вперёд и назад, то сейчас он начинает координированно ползать, перемещая руку и противоположную ей ногу (перекрёстное ползание).
рис. 1.12
12 месяцев
Свободный бег
Дальнейшее исследование пространства с перемещением «на высоте».
Когда ребёнок на четвереньках подползает к опоре, он хватается руками за неё и встаёт на одну ногу, подставляя к ней другую. Вскоре он начинает ходить вдоль опоры.
Однако потребуется некоторое время, пока ребёнок поймёт, что его ноги могут нести тело. Для своей безопасности он начинает перемещаться от одного предмета мебели к другому.
К 12 месяцам примерно 50% детей делают свои первые самостоятельные шаги. Они пробуют этот свой новый навык, часто спотыкаясь и падая вначале и далее при каждой возможности.
С развитием движения и освоением пространства у ребёнка развивается осознание собственного «Я», навыки социализации и коммуникации.
рис. 1.13
Чем могут помочь родители?
• Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела. • Собирайте паззлы, вырезайте аппликации. Такой вид занятий помогут вашему ребенку работать с визуальным и пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки. • Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму. • Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи. • Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.
Диагностика ЗМР
Задержка физического и моторного развития у детей требует внимательной диагностики для определения возможных причин и выбора наилучших методов коррекции.
Вот основные методы диагностики:
- Клиническое обследование: включает в себя оценку развития ребенка на основе его физических и моторных способностей. Врач проводит осмотр, оценивает развитие моторики, рефлексов, координации движений и других аспектов.
- Анализ истории заболевания: интервью с родителями, чтобы узнать о развитии ребенка с момента рождения. Это включает вопросы о моторных навыках, способности контролировать движения и любых проблемах, которые родители заметили в поведении или развитии ребенка.
- Медицинские тесты и эксперименты: неврологические тесты для оценки рефлексов и двигательных навыков, тесты мускулатуры для оценки силы мышц и др. Медицинские тесты могут также быть использованы для выявления наличия генетических или врожденных аномалий.
- Психологическая оценка: когда задержка физического и моторного развития связана с психологическими аспектами, такими как тревога, депрессия или аутизм, проводятся тесты и оценки психологического состояния.
- МРТ и КТ сканирование: поможет визуализировать структуру мозга и других важных областей, выявить повреждения или аномалии, которые могут быть связаны с задержкой в развитии.
- Лабораторные тесты: анализ крови, мочи и другие тесты, которые могут помочь выявить инфекции, нарушения метаболизма или другие состояния, которые могут влиять на развитие.
Каждый случай задержки физического и моторного развития уникален, и для точного определения причины требуется комплексный подход, включающий различные методы диагностики. Это помогает врачам разработать индивидуальный план лечения и коррекции, нацеленный на максимальное улучшение физического и моторного развития ребенка.
Медикаментозное лечение
Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.
В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).
Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.
Роль ранней диагностики и коррекции задержки моторного развития
Развитие моторных навыков является важным компонентом нормального физиологического развития ребенка. Однако, случаи задержки моторного развития являются довольно распространенными среди детей. Поэтому, роль ранней диагностики и коррекции этого нарушения крайне важна.
Во-первых, ранняя диагностика задержки моторного развития позволяет оценить степень нарушения и определить необходимость коррекционных методов. В раннем возрасте у детей пластичный мозг, имеющий большие возможности для коррекции нарушений. Использование специальных методик и упражнений может помочь улучшить моторные навыки, что даст возможность ребенку развиваться более полноценно и усиливает шансы на успешные достижения в будущем.
Во-вторых, задержка моторного развития может являться признаком других заболеваний, таких как ДЦП или аутизм, поэтому своевременная диагностика и коррекция помогает выявить эти проблемы рано и начать лечение в самый подходящий момент.
В целом, ранняя диагностика и коррекция задержки моторного развития помогают обеспечить оптимальное развитие ребенка, улучшить его качество жизни и повысить успешность достижения целей в будущем.
Эпидемиология, распространенность и возрастная релевантность
Доля детей с нарушениями мозга (всех степеней тяжести) составляет от 3 до 7,5%. Почти у всех этих детей одновременно затронуто развитие моторики. У 2,3% детей коэффициент интеллекта ниже среднего уровня на два стандартных отклонения. У многих из них имеются нарушения координации движения.
В грудном и раннем детском возрасте двигательные стереотипии встречаются сравнительно часто (15—20% случаев), а начиная с третьего года жизни — редко. Яктации у 10—11-летних детей обнаруживаются примерно в 4% случаев. Самоповреждения регистрируются у 17% пациентов медицинских учреждений дошкольного возраста, у умственно отсталых детей эта доля еще выше.
Примерно 19% детей, посещающих детские сады, имеют отклонения в поведении, 9% — отставания в развитии, 9% — трудности поведения, причем двигательное беспокойство после нарушений концентрации внимания стоит по частоте на втором месте. Примерно 5% всех детей дошкольного возраста страдают нарушениями грубой и тонкой моторики. Согласно исследованиям, проводившимся в отдельных федеральных землях, от 5 до 10% детей, поступающих в школу, имеют нарушения двигательной координации, среди них в два раза больше мальчиков, чем девочек. По результатам стандартизированного тестирования моторики можно предполагать, что примерно 3% детей нормального уровня умственного развития имеют настолько тяжелые нарушения развития моторики, что им показана психотерапия, поскольку такие дети не могут успешно принимать участие в адекватных их возрасту подвижных играх и существует опасность избегающего поведения, еще более усугубляющего риск недоразвития функциональных способностей.