Нарушение речи у детей и взрослых — причины, лечение

Нарушение речи у взрослых

Эндогенные причины НРР

Проблемы с голосовым аппаратом могут быть заложены еще на стадии зачатия и развития плода. К ним относятся:

●    заболевания матери, которые она перенесла во время беременности. Это патологии внутренних органов, диабет, нарушения работы сердца, аллергии, а также инфекции, например, краснуха, грипп, скарлатина, туберкулез, ВИЧ и так далее. В течение 2-3 триместра они губительно сказываются на ЦНС, головном мозге, питании плода. Негативное влияние также оказывают некоторые медикаменты

●    иммунологическая несовместимость по резус-фактору вызывает распад эритроцитов плода, в результате которого выделяется непрямой билирубин. Из-за этого вещества поражаются подкорковые отделы головного мозга, а также слуховой аппарат, что может спровоцировать НРР, глухоту или тугоухость у ребенка

●    вредные привычки во время беременности — курение, наркотическая, алкогольная зависимости повышают риск рождения детей с отставанием не только речевого, но также умственного, физического, интеллектуального развития

●    генетические патологии, наследственная предрасположенность. Особенности строения речевого аппарата, речевых зон головного мозга, а также ряд различных расстройств, приводящих к нарушениям, могут проявиться даже через несколько поколений. Многие риски реально просчитать еще до зачатия, если супруги предоставят на исследования свой генетический материал

●    прочие факторы. На раннем этапе развития ребенка речевой аппарат еще очень слаб. Вызывать нарушение его работы могут ушибы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, различные вирусы, нейроинфекционные патологии. Кроме того, НРР провоцируют травмы матери, повышенные психические нагрузки во время беременности, токсикоз, осложнения в родах, многоводие.

Виды речевых нарушений

Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

Психолого-педагогическая классификация

Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха. 

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

Клинико-педагогическая классификация

Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

По нарушению образования голоса:

  • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
  • ринофония — носовое звучание голоса;
  • фонастения — нарушение силы голоса;
  • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

По ритму и темпу речи:

  • брадилалия — слишком медленная речь;
  • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.

По звукопроизношению:

  • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
  • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
  • алалия — полное отсутствие речи;
  • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

По функциям письма и чтения:

  • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
  • аграфия — невозможность освоения письма;
  • дислексия — нарушение чтения.

Экзогенные причины нарушения развития речи у детей

Внешние факторы, влияющие на НРР, корректировать проще. Это не заболевания, не повреждения, а просто неблагоприятная среда. Впрочем, она также может оказать пагубное воздействие, если вовремя не принять меры. К экзогенным факторам относятся:

●    дефицит прямого общения. Ребенка необходимо побуждать к речи. Музыки, телефона, телевизора недостаточно для понимания словесных конструкций. Действенное двустороннее общение должно быть ведущим стимулом в развитии. Если этого не происходит, то развиваются серьезные нарушения, не только речевые, но и психические

●    имитативный эффект или, проще говоря, подражание — основа развития речи до двухлетнего возраста. Если родитель сам страдает от НРР, вероятно, что у ребенка будут такие же проблемы

●    психические травмы — один из распространенных экзогенных рисков потери или искажения речевого развития. Они могут возникнуть по причине любой психотравмирующей ситуацией. Часто из-за них возникают мутизм, заикание

●    билингвизм. При билингвизме родственники разговаривают сразу на двух и более языках. Дети могут начать смешивать разное звучание, произношение, особенности построения предложений и слова

●    сюсюканье, коверканье голоса, слов даже при очень сильном умилении, придется искоренять, так как это вызывает формирование неправильного произношения, непонимания человеческой речи

●    нагрузка на центральную нервную систему в критические периоды развития провоцирует фонетические и грамматические дефекты. Речь идет, например, о поступлении в ясли, детский сад, школу, к которому ребенок еще эмоционально и психологически не готов. В этом случае НРР легко устраняется работой со специалистами, однако игнорировать начальные признаки не рекомендуется. 

Все основные причины нарушений речи у детей важно вовремя предотвращать либо корректировать. Сами по себе они не проходят

В дальнейшем они вызывают проблемы в социализации в обществе, обучении, общении со сверстниками. При обнаружении малейших недочетов следует обратиться к логопеду или неврологу для диагностики и назначения лечения.

Диагностика и лечение

Определение болезни

Наивысшая функция человека – это речь, которая связана со способностью ощущать, мыслить и запоминать информацию. Люди могут правильно произносить разнообразные звуки только в том случае, если головной мозг работает нормально. Также в процессе формирования речи участвуют артикуляционный аппарат и дыхательная система. 

За речь отвечают 2 механизма, на основе которых выделяют следующие речевые разновидности: импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет определенные особенности и уникальную клиническую картину нарушений. 

Импрессивная речь отвечает за умение людей воспринимать чужие слова и осознавать услышанные фразы. Мозг мгновенно проводит анализ всех звуковых элементов сказанного слова, в результате чего происходит его понимание. Расстройство речи по данному типу связано с отклонением в работе зрительных и слуховых анализаторов. Также оно может быть вызвано патологиями головного мозга. При развитии данного нарушения люди прослушивают по отдельности каждую фразу, но не могут разобрать ее смысл. Слова, обращенные к себе, они игнорируют. При воспроизведении идентичных фраз наблюдается подмена звуков. В результате пациент не может воспринимать окружающих, при этом и сам дезориентируется в пространстве.

Экспрессивная речь характеризуется возможностью разговаривать, складывать предложения из слов, писать разные фразы. Подобное нарушение речи у взрослых сопровождается скудным словарным запасом. Воспроизведение звуков идет с некоторыми отклонениями. Больной не может правильно построить фразу, составлять логические предложения. Данная патология связана с психологическими расстройствами пациентами, нарушениями в работе артикуляционного аппарата и мозга.  

Болезни, перенесённые малышом в начале жизни

Головной мозг новорождённого и младенца – чрезвычайно уязвимая система, которая может пострадать от любого неблагоприятного воздействия. Кроме того, не защищен от негативных факторов и речевой аппарат. К нарушениям речи у ребёнка могут привести:

  • вирусные и бактериальные инфекции, переходящие на головной мозг (менингиты и менингоэнцефалиты);
  • черепно-мозговые травмы, приводящие к кровоизлияниям;
  • повреждения челюстного аппарата (травмы нёбных костей, зубов);
  • продолжительные простудные болезни, невылеченные отиты и аденоидиты, которые приводят к понижению остроты слуха и, соответственно, замедляют или нарушают речевое развитие;
  • приём опасных для слуха антибактериальных препаратов.

Источники

  • Hii J., Hustedt J., Bangs MJ. Residual Malaria Transmission in Select Countries of Asia-Pacific Region: Old Wine in a New Barrel. // J Infect Dis — 2021 — Vol223 — NSupplement_2 — p.S111-S142; PMID:33906222
  • Авторы не найдены Reproductive Health Care for Incarcerated Pregnant, Postpartum, and Nonpregnant Individuals. // Obstet Gynecol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906198
  • Liu G., Xiao Y., Zhang W., Tang W., Zuo C., Zhang P., Dong S., Luo P. Novel aluminum vanadate as a cathode material for high-performance aqueous zinc-ion batteries. // Nanotechnology — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906187
  • Schmitz M., Kesper L., Schulte MGH., Roese P., Berges U., Westphal C. Surface and interface analysis of a low-dimensional Au-Si surface alloy on Au(110) by means of XPS and XPD. // J Phys Condens Matter — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906167
  • Cheng Y., Cao J., Tang X., Hao Q. Optical zoom imaging systems using adaptive liquid lenses. // Bioinspir Biomim — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33906161
  • Li C., Wang R., Yang X., Zhou M., Pan X., Cai G., Zhang Y., Zhu G. Deeper investigation on methane generation from synthetic wastewater containing oxytetracycline in a scale up acidic anaerobic baffled reactor. // Bioresour Technol — 2021 — Vol333 — NNULL — p.125156; PMID:33906019
  • Rahmanti AR., Ningrum DNA., Lazuardi L., Yang HC., Li YJ. Social Media Data Analytics for Outbreak Risk Communication: Public Attention on the "New Normal" During the COVID-19 Pandemic in Indonesia. // Comput Methods Programs Biomed — 2021 — Vol205 — NNULL — p.106083; PMID:33906012
  • He N., Xiang Y. How child maltreatment impacts internalized/externalized aggression among Chinese adolescents from perspectives of social comparison and the general aggression model. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105024; PMID:33905994
  • Valdez D., Montenegro MS., Crawford BL., Turner RC., Lo WJ., Jozkowski KN. Translation frameworks and questionnaire design approaches as a component of health research and practice: A discussion and taxonomy of popular translation frameworks and questionnaire design approaches. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113931; PMID:33905986
  • Florian S., Ichou M., Panico L. Parental migrant status and health inequalities at birth: The role of immigrant educational selectivity. // Soc Sci Med — 2021 — Vol278 — NNULL — p.113915; PMID:33905985

Рекомендации для родителей

С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
Нужно четко произносить звуки

Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание. Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Психосоциальные причины

Если предыдущие вредоносные факторы можно условно отнести к большой группе внутренних (эндогенных) причин появления речевых патологий, то к внешним причинам относят условия проживания маленького человечка. Среди них выделяют:

  • неблагоприятные бытовые и социальные условия, когда малыш с рождения лишён нормального эмоционального и языкового общения с матерью или прочими близкими людьми;
  • подражание значимым взрослым (нечёткость произношения, заикание, шепелявость);
  • сильнейший испуг или длительное стрессовое состояние, вследствие чего возникают психогенные речевые нарушения – логоневроз, мутизм (отказ от речи);
  • дефицит витаминов (рахит), общая физическая ослабленность, вызванная плохим питанием.

Таким образом, причины речевых нарушений многообразны, а выраженность патологического процесса зависит от того, в каком возрасте ребёнок столкнулся с этим вредоносным фактором. Естественно, чем младше дети, тем тяжелее последствия осложнения, но в то же время сильнее компенсаторные возможности детского организма. Уважаемые родители, помните, что практические любое физическое или психогенное заболевание малыша в раннем возрасте может привести к нарушению речевого развития!

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Здесь во главе структуры находятся расстройства устной и письменной речи.

Нарушения устной речи

Структурное «дерево» дефектов разговорной речи возглавляют два вида нарушений – внешнего высказывания и внутреннего оформления высказывания.

К первому относят следующие патологические синдромы:

  • Брадилалию и тахилалию – чрезмерное повышение и снижение скорости речи.
  • Дислалию и дизартрию – некорректное произношение различных звуков, расстройство речевого ритма и интонации.
  • Ринолалию – тяжкие дефекты воспроизведения в сочетании с другими изменениями речи (голос теряет окраску, выразительность, становится гнусавым).
  • Дисфонию – снижение громкости, звуковой окраски голоса вплоть до полного исчезновения (афонии – расстройства, при котором речь воспроизводится только шёпотом).
  • Заикание (логоневроз).

Второй тип нарушений включает:

  • Алалию – полное отсутствие речи или грубые дефекты, делающие её непонятной.
  • Афазию – потерю приобретённой ранее способности формировать слова или воспроизводить осмысленные фразы.

Эти расстройства чаще всего связаны с поражением речевых центров коры головного мозга. Нарушения внешнего высказывания могут иметь разную природу – неврологическую, психическую, психологическую, анатомическую (поражение системы, отвечающей за воспроизведение речи – гортани, органов полости рта, носоглотки).

Нарушения письменной речи

Здесь разграничивают два типа нарушений: дислексию и дисграфию – расстройства приобретения навыков чтения и процесса письма соответственно. Часто эти нарушения сопутствуют друг другу.

Рекомендации

Неправильная речь является источником моральных страданий, негативно сказывается на интеллектуальном и личностном развитии, влечёт вторичные психологические проблемы. Выявлять и исправлять речевые нарушения следует как можно раньше. Детский мозг особенно пластичен, и расстройства речи относительно легко поддаются коррекции. С возрастом пластичность утрачивается, и нарушения приобретают стойкий, необратимый характер.

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям

В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки

Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

Последствия речевых нарушений и отсутствия коррекционной работы.

Все чаще среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается процент детей с нарушениями речи, которые можно было корректировать в преддошкольном возрасте. У детей данной категории, в той или иной мере, нарушено звукопроизношение, слуховая дифференциация, лексико-грамматические представления, недоразвитие связной речи. Если не проводить профилактическую или коррекционную работу, то это может причиной появления вторичного дефекта (дислексии – нарушения чтения и дисграфии – нарушения письма). Проблема нарушения речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Некоторые родители считают, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами без специального вмешательства. Это не так. Вовремя неисправленный дефект не только не исчезнет, но и закрепится, исправить его будет гораздо сложнее. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами речи могут получить на логопедических занятиях.

Целью логопедического воздействия является не только исправление звукопроизношения, но и развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие фонематического слуха, грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи.

Исправление нарушений речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий, и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Необходимо соблюдение речевого режима в семье (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на коррекционных занятиях).

Классификация речевых нарушений

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Неврологические причины расстройств речи

У взрослых пациентов расстройство речи возникает в основном вследствие повреждения речевых центров в головном мозге.

Основные причины:

  • Травмы головы. Могут вызывать смещение, сдавление структур мозга;
  • Нейрохирургические операции. Способны вызвать временные или постоянные нарушения речи;
  • Ишемический инсульт (инфаркт мозга). Процесс отмирания участков головного мозга вследствие его недостаточного кровоснабжения;
  • Геморрагический инсульт. Спонтанное кровоизлияние в черепную полость, вызванное разрывом стенок местных кровеносных сосудов или выходом кровяных элементов через стенки ослабленных капилляров, венул (мелкие вены);
  • Опухоли головного мозга. Новообразования в головном мозге, сдавливающие и поражающие (в случае злокачественных форм) локальные структуры;
  • Аневризма сосуда головного мозга. Патологическое расширение просвета мозговых артерий;
  • Нейроинфекции. Инфекционное заболевания, вызванной бактериями, вирусами, грибками или простейшими, с локализацией возбудителя в ЦНС (центральной нервной системе);
  • Болезнь Паркинсона. Медленно прогрессирующая неврологическая болезнь, проявляющаяся в основном двигательными нарушениями;
  • Болезнь Альцгеймера. Нейродегенеративное заболевание, возникающее у пациентов в среднем старше 50-ти лет и связанное с прогрессирующим ухудшением когнитивных способностей. Является наиболее распространённой формой деменции (приобретённого слабоумия);
  • Сосудистая деменция (ВаД). Форма приобретённого слабоумия, вызванная нарушением притока крови к мозгу и приводящая к постепенному ухудшению когнитивных способностей;
  • Эпилепсия. Заболевание головного мозга, проявляющееся внезапными повторяющимися приступами психических, мыслительных, чувствительных и двигательных нарушений;
  • Болезнь (хорея) Гентингтона. Наследственное заболевание с характерным прогрессированием    дегенерации нейронов коры и подкорковых ядер головного мозга;
  • Боковой амиотрофический склероз. Заболевание, связанное с поражением и последующей гибелью клеток центральной нервной системы (ЦНС), ответственных за движение мышц (в том числе речевого аппарата).

Нарушению речи подвержены пациенты, страдающие наркоманией и алкоголизмом. Это связано с токсическим повреждением клеток головного мозга.

Базовые факторы, благоприятствующие неврологическим заболеваниям, вызывающим нарушение речи:

  • гормональные нарушения, сбои;
  • инфекции;
  • нарушения обмена веществ;
  • радиация;
  • мутации;
  • инфекционные заражения;
  • травмы;
  • приём некоторых медикаментов;
  • отравление токсинами
  • снижение иммунитета;
  • частые стрессы;
  • умственное или физическое переутомление;
  • продолжительная кома;
  • неправильное питание;
  • недосыпания;
  • психологические травмы;
  • плохая экология.

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Внутриутробные патологии

Особенную опасность вредоносные факторы представляют в первый триместр беременности, когда происходит закладка основных органов и систем, в том числе и нервной. Различные неблагоприятные воздействия приводят к недостаточному развитию или повреждению речевых областей головного мозга, аномальному строению речевого аппарата.

  1. Гипоксия плода

Гипоксией называют нарушение жизнедеятельности эмбриона, развивающееся из-за дефицита кислорода в тканях. Факторами возникновения подобной патологии являются следующие состояния:

  • гестоз (тяжёлое осложнение беременности, возникающее на поздних сроках);
  • угроза самопроизвольного аборта;
  • нарушение плаценты;
  • хроническая гипертония;
  • тяжёлые соматические болезни (диабет, заболевания почек, печени или сердца).
  1. Инфекционные болезни

К повреждению речевых зон и периферического артикуляционного аппарата приводят следующие опасные инфекции, возникающие на ранних сроках вынашивания ребёнка:

  • краснуха;
  • грипп (в том числе птичий и свиной);
  • туберкулёз;
  • полиомиелит;
  • герпетические инфекции;
  • сифилис;
  • корь;
  • скарлатина.

Последствия неблагоприятной родовой деятельности

Ещё одним серьёзным фактором риска возникновения речевых патологий у ребёнка считаются тяжёлые роды. Недаром все узкие специалисты при обращении по поводу задержки речи интересуются у матерей, как проходил родовой процесс.

Итак, к причинам речевых нарушений относят:

  • травмы при родах, которые вызывают кровоизлияние, повреждают речевые доли (узкий материнский таз, «щипцовый» способ родовспоможения);
  • обвитие пуповиной, при котором возникает дефицит кислорода в мозге, что чревато минимальными мозговыми дисфункциями у малыша;
  • критически маленькая масса тела ребёнка (меньше 1,5 кг), часто сопровождающаяся недоразвитием определённых мозговых структур.

Почему развивается

Благодаря достижениям исследователей в медицинской генетике, биологии, иммунологии и других дисциплинах, представление о развитии рассматриваемых проблем значительно углубилось. Выделены центральные и периферические причины, а также функциональные. Специалисты теперь понимают психофизиологический механизм нарушения речи, спровоцированный какими-либо негативными воздействиями на ребенка. Все это позволяет разработать правильную тактику коррекции расстройства речи и даже предупредить его.

Итак, такая патология возникает при воздействии на организм ребенка внутренних или внешних факторов, а также тех и других в комплексе. Они и определяют ее специфику, клиническую картину.

Эндогенные (внутренние) причины

Обычно это внутриутробная патология и повреждение нервной системы малыша в процессе родов, вредоносного влияния на него в первые дни жизни. Они обусловлены не только наследственностью матери (дефектным геном), но и ее состоянием и поведением во время беременности. Это может быть:

  • вирусные заболевания;
  • аллергия;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • работа на вредном производстве;
  • токсикоз;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;  
  • падения и травмы.

Поражение подкорковых отделов мозга (отвечают за произношение звуков и слух) может произойти при резус-конфликте – иммунологической несовместимости матери и вынашиваемого ею плода. В этом случае антитела проникают через плаценту и губят эритроциты последнего.

При гипоксии ткани (в силу низкого уровня гемоглобина у беременной, узлов на пуповине и других ее патологий) плацента и плод не получают достаточного количества кислорода.  От гипоксии структуры мозга не созревают должным образом, повреждается нервная система.

Особенно опасен промежуток беременности с 4 недель до 4 месяцев. Именно в это время формируется речевой аппарат. Неблагоприятные факторы приводят к появлению у малыша такого врожденного изъяна, как расщелины неба, раздвоенной (заячьей) губе и другим нежелательным явлениям.

Упомянутые угрозы на последних сроках беременности, некоторые заболевания во младенчестве, могут затормозить развитие ребенка, что, конечно же, повлияет на речь.

Механическое воздействие на плод во время родов (например, асфиксия) может повредить его. Это родовая травма, при которой страдает позвоночник, а именно шейный отдел. Задеваются его артерии, а ствол вместе с разными отделами мозга перестают получать достаточно питания с кровью

Из-за хронической ишемии страдают структуры мозга, ответственные за поведение, внимание, эмоции, речь

Интенсивные мероприятия по реанимации и малый (меньше 1500 грамм) вес новорожденного, недоношенность и переношенность – тоже предрасполагающие к речевой патологии факторы.

 Экзогенные (внешние) причины

 В этой категории – травмирующие психику ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, плохие социально-бытовые условия жизни, наличие у близких родственников нарушений речи, глухоты.

Если ребенка окружает негативная эмоциональная атмосфера, то его речь будет задерживаться в развитии. Нарушения в ней также возникнут при обычном для детей подражании – они будут нечетко произносить звуки, заикаться, тянуть слоги, говорить с нарушением темпа, как и воспитывающие их или оказывающие большое влияние взрослые.

Речевые нарушения, иногда довольно тяжелые, возникают как следствие сильных переживаний при разлуке с близкими (и по другим причинам), острых психических травм разного рода.

Следует упомянуть, что на первых годах жизни ребенка нервно-психическое или общее заболевание, как правило, сопровождается проблемами речевого развития. Оно может быть разным и зависит от причины, времени появления, степени течения, выраженности симптомов.

Что такое речь

Речь – способность выражения своих мыслей и эмоций, влияющая не только на общение, но и на формирование личностного мировоззрения и сознания.  Речь имеет устную, письменную формы и форму проговаривания про себя (как говорят, «в голове»).

За создание речи в организме отвечает артикуляционный аппарат. Его основные компоненты:

  • губы;
  • язык – массивный мышечный орган, главный в артикуляции;
  • челюсти;
  • зубы;
  • мягкое и твёрдое нёбо;
  • носоглотка;
  • гортань с голосовыми связками, представляющими собой складки слизистой оболочки гортани.

Мышление и речь контролируются мозгом. Главные области, ответственные за это у левшей находятся в правом полушарии, у правшей – в левом. Включают в себя соседствующие друг с другом:

  • двигательный речевой центр – отвечает за функциональность артикуляционного аппарата;
  • чувствительный речевой центр – отвечает за расшифровку звуков, поступающих через уши;
  • участки, координирующее слух и помогающие понимать речь окружающих людей.

Благодаря связи нервной системы со всеми другими системами организма импульсы, сформированные в областях, контролирующих речь, идут по нервам к артикуляционным, дыхательным и голосовым мышцам.

Процесс извлечения звуков – артикуляция:

  1. звук при выдохе проходит по верхним дыхательным путям через голосовые складки;
  2. голосовые связки пропускают вибрацию и воздух в глотку, полости носа и рта.
  3. мягкое нёбо, мышцы языка и губ складываются необходимым образом и рождается слово.

У людей, чья жизнь связана с частым разговором, вырабатывается условный рефлекс, ускоряющий процесс словотворения: мышцы помнят, как складываться для воспроизведения того или иного звука. При изучении иностранных слов органы речевого аппарата перестраиваются, что и объясняет наличие акцента у иностранцев.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях

нарушенная коммуникация — заикание

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: