Основные принципы логопедической работы
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои
методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих
нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены
на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых
необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи. 1. Комплексность воздействия на ребёнка со сложными
нарушениями речи
В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у
ребёнка и другие психические функции (память, внимание, мыслительные
способности, эмоционально-волевая сфера и пр.), поскольку их нарушение
затрудняет работу над речью или даже делает её невозможной. Так можно ли в этих условиях обойтись без тесного контакта с другими
специалистами (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.)?2
Воздействие на все стороны речи
Соблюдение этого
принципа особенно важно потому, что в последние годы, к сожалению,
логопедам всё реже и реже приходится иметь дело с изолированным
нарушением звукопроизношения у детей, значительно чаще дефекты в
произношении звуков проявляются на фоне общего речевого недоразвития.3. Опора на сохранные звенья
В случаях повреждения
речевого аппарата ребёнка наиболее пострадавшим чаще всего оказывается
какое-то одно звено (артикуляторные движения, зрительное или слуховое
восприятие и пр.). В процессе работы над преодолением любого (в том
числе и речевого) расстройства специалисты сначала всегда опираются на
то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают к
активной деятельности нарушенную функцию. 4. Учёт закономерностей онтогенеза, то есть нормального
хода речевого развития. Весь ход речевого развития ребёнка подчинён
вполне определённым общим закономерностям, которые отчётливо
прослеживаются в каждом конкретном случае. Так, в процессе овладения
звукопроизношением любой ребёнок сначала усваивает более простые для
произношения звуки, тогда как сложные до определённого возраста он или
полностью опускает, или заменяет менее сложными. При накоплении
словарного запаса в первую очередь усваиваются имена существительные и
глаголы как наиболее «наглядные» части речи, обладающие достаточно
конкретным значением. Значительно позднее усваиваются имена
прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о причастиях и
деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении овладения
грамматическими языковыми нормами.5. Учёт ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного
возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является
игра. Наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры.
Учитывая это очень важное обстоятельство, всю работу по преодолению
нарушений речи у дошкольников проводят в процессе игр.
Что касается школьников, то для них ведущим видом деятельности является
учёба. По этой причине на её основе и строится вся коррекционная работа
с детьми школьного возраста, хотя и здесь не исключается возможность
использования различных речевых игр (это делается даже в процессе
преодоления нарушений речи у взрослых).6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый
ребёнок глубоко индивидуален, ребёнок же с любыми (в том числе и
речевыми) отклонениями в развитии индивидуален вдвойне.
Только при соблюдении правильного индивидуального подхода к ребёнку и
достигаются наилучшие и наиболее быстрые результаты логопедической
работы.7. Воздействие на микросоциальное окружение.
Неправильный подход к ребёнку со стороны родителей или других
находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к
появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже
начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет
изменён, то это не может не сказаться отрицательно на её результатах. По
этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и
педагогами школьных и дошкольных учреждений и ведёт с ними необходимую
разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребёнку и
помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной
речи значительно сокращаются сроки логопедической работы и повышается её
общая эффективность.
Принципы реализации логопедической помощи
В основе оказания логопедической помощи лежат следующие принципы:
- Принцип систематической последовательности. Он опирается на рассмотрение речи в качестве сложного процесса, каждый компонент которого имеет свою специфику функционирования и тесно связан с остальными компонентами. В этой связи, логопедическая работа предполагает одновременное оказание воздействия на все стороны речи, независимо от уровня их развития.
- Принцип опоры на зону ближайшего развития ребенка. Он означает выделение в логопедической коррекции задач и проблем, находящихся в зоне ближайшего развития ребенка. Опора идет на ведущую деятельность ребенка с речевой патологий, характерную для конкретного возрастного этапа его развития.
- Принцип комплексности. Он означает связь логопедической помощи с иными вариантами коррекционного развития: медицинской помощи, психологической коррекции, реализация педагогического сопровождения.
- Принцип онтогенетического развития. Он связан с опорой на развитие речи и ее функций в онтогенезе т.е. наличия определенной последовательности становления речевого развития ребенка.
- Принцип деятельностного подхода. Он предполагает проведение логопедической коррекции в связи с деятельностью ребенка.
- Принцип учета симптоматики и структуры речевого дефекта. Он означает оказание помощи с учетом реальных потребностей ребенка, определенной степени речевого дефекта и особенностей его проявления. Это требует выбора адекватных методов и форм логопедической работы в конкретных ситуациях.