Чем опасно раннее развитие

Раннее развитие: дети выросли. легко ли им в школе и в жизни?

Что такое раннее развитие

Для полноценного рассмотрения тех или иных методик необходимо разобраться с термином «раннее развитие». Однозначного определения раннему развитию нет, но эта концепция предполагает, что в 3 года мозг ребёнка уже сформирован на 70-80%, а ближе к окончанию дошкольного периода – на 90%, поэтому необходимо сформировать основные знания ещё до начала школьного обучения.

Каждый ребёнок индивидуален, и темп его развития нельзя сравнивать с темпами развития других детей. Однако есть возрастные нормы, на основании которых можно предположить, насколько развитый ребёнок и насколько своевременно происходит его развитие. Раннее развитие ребёнка предполагает интенсивное развитие с самого раннего возраста (до 3 лет), другими словами, это стремление к опережающему развитию по сравнению с другими детьми данного возраста.     

Это не означает, что малыша посадят за парту и будут учить читать-считать-писать, ведь в некоторых методиках предлагается развивать ребёнка с самого рождения. Для развития ребёнка в раннем возрасте большую функцию играет развивающая среда, в которой он находится. Специальные пособия, игрушки, развивающие все стороны личности, совместная деятельность с взрослыми и постоянная вовлечённость взрослого – необходимые условия для раннего развития ребёнка.

Преимущества физических методик

Физические методики раннего развития детей имеют ряд преимуществ, которые могут положительно влиять на их физическое и психическое развитие:

Стимулируют моторные навыки и координацию движений. Физические методики помогают развивать мелкую и крупную моторику ребенка, а также улучшают его координацию движений. Способствуют развитию мышц и костной системы. Занятия физическими методиками способствуют укреплению мышц и развитию костной системы ребенка, что положительно сказывается на его физическом состоянии и здоровье. Улучшают общую физическую подготовку. Физические методики помогают улучшить общую физическую подготовку ребенка, что положительно влияет на его выносливость и сопротивляемость к различным заболеваниям. Развивают баланс и гибкость. Занятия физическими методиками способствуют развитию баланса и гибкости ребенка, что помогает ему лучше справляться с физическими задачами и повышает его спортивные возможности. Стимулируют когнитивное развитие

Физические методики требуют от ребенка активности и концентрации внимания, что способствует развитию его когнитивных способностей и улучшает память и внимание

Однако, несмотря на все преимущества, стоит помнить, что физические методики могут быть интенсивными и требовать большой физической нагрузки. Поэтому, перед началом занятий необходимо проконсультироваться с педиатром и следовать рекомендациям специалистов.

Как создать благоприятную обстановку для раннего развития малыша?

Безусловно, родители стремятся открыть для ребенка путь к неизведанным ранее возможностям. И нужно четко понимать, что такое обучение, ведь это не навязывание ребенку против его воли способности читать и считать. Если учить малыша неправильно, то он становится нервным, у него появляются страхи, комплексы

Поэтому очень важно с умом подойти к этому и в первую очередь создать такую окружающую среду, чтобы ребенок мог при обучении чувствовать себя свободно. Такие меры стимулируют развитие у малыша новых способностей

Лучшее решение — превратить учебу в беззаботную игру. Тогда малыш не будет получать больше информации, чем требуется, потому что он самостоятельно будет осуществлять контроль над нагрузкой, ведь детки стремятся делать только то, что им нравится. Поэтому родителям следует принимать такие меры, чтобы они могли способствовать удовлетворению интересов своего ребенка и помочь ему получать информацию. Раннее развитие, конечно, не наносит вреда физическому росту малыша, потому что он развивается по собственному желанию. Не учите его — ему следует учиться самостоятельно. Задача взрослых — только предложить ребеночку выбрать любую из интересных игр. Не нужно ждать, пока он устанет, следует завершить игру до этого момента. Поэтому у малыша будет действовать природный регулятор, и он не станет переутомляться.

Не следует забывать и о том, что от традиционного принципа проверки того, что ребенок усвоил, нужно воздержаться. Это оказывает неблагоприятное влияние на уверенность малыша в себе и его самооценку. Деткам не нравится, если над ними начинают осуществлять тотальный контроль, поэтому просто поверьте в своего ребенка и не проверяйте, сколько информации он запомнил. Малыш сам захочет продемонстровать то, что он узнал и понял, ведь каждое новое открытие для него – настоящее достижение.

Роль родителей в обучении ребенка

В каждой семье огромный вклад в развитие маленькой личности вносят именно родители, причем это полезно и для них самих – полезная информация, которую они представляют деткам, помогает и взрослым стать более эрудированными. Ведь множество интересных фактов они бы никогда и не узнали, если бы не стали учить своих детей. Родители ближе всего к ребенку духовно, и он непроизвольно старается им подражать. При встрече с незнакомыми людьми малыш ожидает, как будет реагировать его мама или папа, а потом уже может сделать вывод, как и ему себя вести. Поэтому с ребеночком всегда нужно беседовать и объяснять происходящие вокруг вещи. Детки воспринимают информацию от родителей по-особенному, как не воспринимают ее ни от кого из учителей в учреждениях для дошколят.

Если взрослые заинтересованы в том, чтобы сделать обстановку вокруг малыша  развивающей, то им следует помнить всегда, что каждая личность – индивидуум, у которого есть своя природная система развития, зависящая от условий окружающей среды, зодиака и прочих факторов. На некоторые из них можно влиять, так что взрослым следует постараться обеспечить для малыша лучшие условия, например, сделать минимальным промежуток  времени обучения, чтобы насильно не заставлять ребенка что-либо делать. Если при занятиях вы вдруг подметили, что чадо перестало интересоваться конкретным занятием, то сделайте  паузу и некоторое время (иногда может понадобиться даже 2-3 месяца) не возвращайтесь к ним. Возможно, ребенок еще не способен усвоить информацию подобного рода.

Многие родители воспринимают малыша не как индивидуума, а как еще не до конца развитое существо, нуждающееся только в физических благах. Но это, конечно, неправильно. Раннее развитие позволяет открыть новый уровень взаимоотношений с малышом. Ведь родители выполняют важнейшую миссию –  выявляют для ребенка то, что ему раньше было неизвестно, а новые открытия всегда радуют маленькую личность.

Есть несколько главных моментов, которые формируют процесс обучения ребенка дома. Для этого нужно помнить, что:

мама и папа – лучшие педагоги для своих деток;
взрослым нужно научиться способствовать естественному процессу познания ребенком окружающего мира, а не препятствовать этому;
родителям нужно брать во внимание то, что малыш – это индивидуум, и его нужно обучать по общим методам только с учетом его характерных особенностей;
нужно развивать ребенка не односторонне – должны быть задействованы все его 5 чувств, так что игры должны быть соответствующими;
с каждым днем малыш становится интеллектуальнее, и нужно добавлять заданиям сложности, ведь если малышу слишком легко, ему попросту будет неинтересно, потому что азарт пробуждается лишь при преодолении препятствий.

Но самое главное – и взрослому, и малышу должно быть интересно учиться. Если ребенок ощущает, что мама занимается с ним только из чувства долга, то он не сможет при обучении чувствовать себя комфортно. Но если обе стороны с удовольствием взаимодействуют, то для малыша это в любом случае будет очень полезно, потому  что детки учатся и играют для получения положительных эмоций, а не потому, что это необходимо, и если правильно организовать обучение, то малыш будет совмещать приятное с полезным.

Дата: 12.05.10

убрать морщины на лбу в домашних условиях у нас

Способы стимулирования интеллекта при задержках в развитии

Развитие интеллекта до года может быть сопряжено с трудностями, если младенец медленно обучается и мало интересуется окружающим миром, не проявляет любознательность. Обычно медленное умственное развитие связано с поражением центральной нервной системы, недостаточно развитой корой головного мозга. Такой диагноз ставят неврологи и назначают специальное лечение.

Необходимо следить за развитием ребёнка и в случае наличия отставания в умственных и физических процессах — позже сидят, ходят, говорят, обращаться к специалистам на консультацию. Всё можно корректировать при своевременном принятии мер. Если ребёнок ведёт себя пассивно, мало интересуется игрушками, не возникает «комплекс оживления» при появлении взрослых, то это тревожные признаки.

Такие дети малоактивны, с трудом идут на контакт с чужими людьми (друзья, гости), отстают в переходе на жестовую форму общения и сотрудничество со взрослыми. Меньше развиты хватательные способности, позже появляются звуки — гуление и задерживается предречевое развитие. Всё это сказывается и на психическом развитии.

Развитие интеллекта до года для детей с задержками развития производится по специальным программам при неврологических диспансерах и других медицинских учреждениях. Такие программы включают комплекс мероприятий — воздействие на физическое и умственное развитие путём процедуры электротока, массажа (при задержке сидения, ходьбы), занятия с логопедом для стимуляции речи, лечебная гимнастика для укрепления мышц, занятия с психологом по системе Монтесори (развитие моторики при помощи специальных игрушек), могут назначаться и стимулирующие развитие препараты.

Известны ситуации, когда ребёнок начинает ходить уже ближе к 2-м годам уверенно, после прохождения курса массажа, а речь появляется после трёх лет после усиленных занятий с логопедом. При наличии симптомов задержки развития не стоит опускать руки, а искать специалистов, которые помогут в данных вопросах.

Есть 2 крайности — одни родители считают, что всё наладится и должно идти своим чередом, другие — слишком переживают, перестраховываются. Да, бывают незначительные отклонения от нормы, однако посоветоваться с неврологами не помещает, если есть подозрения по срокам развития. Чем раньше начать процедуры стимуляции развития, тем лучше, вернуть время сложно.

Основные рекомендации родителям

Запастись терпением и принимать меры для стимуляции развития; Постоянно общаться с ребёнком, стараться вызвать интерес к окружающему миру; При наличии проблем с речью искать хороших логопедов, они могут не только ставить звуки, но и помогать разговориться; Заниматься с ребёнком играми, развивающими моторику — пирамидки, кубики, лепка, очень важно делать что-то руками, есть прямая взаимосвязь развития моторики с развитием мозга; Для всестороннего развития рекомендуют плаванье и бассейн, сейчас есть специальные группы для малышей в сопровождении мам. Плаванье стимулирует ощущения, укрепляет мышцы, двигательную активность; Регулярно наблюдайтесь у хорошего специалиста (невролога), он поможет отслеживать процесс развития, даст подсказки, советы, проведёт нужные обследования

Важный момент — у детей с поражением центральной нервной системы может быть очень плохой сон, это тоже признак нарушений в организме, не стоит мучаться от постоянных недосыпов, лучше задать вопрос специалистам — помочь себе и ребёнку. В данном случае доктора — наши друзья, и осознав потребность в помощи, можно значительно улучшить ситуацию.

Как понимаем, развитие интеллекта до года — это необходимый и важный этап, чем раньше начать развивать ребёнка, тем более высокий будет результат. Возможно, часть родителей даже не отдаёт себе отчет, что, играя и читая, развивают интеллект ребёнка, а кто-то ищет специальные методики, игры. Хорошо всё в комплексе, при этом человеческий фактор находится на первом месте. Только родители могут научить ребёнка необходимым вещам, открыть прекрасный и удивительный мир для своего ребёнка!

Всем желаю успехов в развитии детей! У каждого есть таланты, нужно лишь заметить и помочь!

Источник

Польза

  • Улучшенное развитие природных данных. Ни в какой методике не требуется от ребенка трех лет знание биологии, астрономии, философии и других наук.
  • Всестороннее развитие. Малыш будет развиваться интеллектуально и эмоционально. Благодаря тем самым занятиям с мамой, ребенок формирует правильное взаимоотношение с людьми. Занимаясь с малышом, родители хотят вырастить гармонично развивающуюся личность.
  • Ребенок учится воспринимать информацию. Со временем малышу будет легко улавливать новые знания.
  • В возрасте до трех лет ребенку легче воспринимать познания. В форме игр с игрушками или карточками, малыш обучается. Это он делает не через силу.

Что же такое раннее развитие?

Особенности методики Никитиных

Никитины были уверены, что в общении со своим ребенком многие родители допускают две крайности:

  • чрезмерная забота – непрерывные занятия, игры и развлечения, из-за которых у ребенка совершенно не остается времени для самостоятельной деятельности;
  • заброшенность – общение с ребенком, которое сводится только к удовлетворение его физиологических потребностей (накормить, помыть, уложить спать и т.д.).

Поэтому ими была выведена «золотая середина», базирующаяся на пяти основных принципах:

  • творческая свобода детей – полное исключение специальных занятий, тренировок или уроков: дети занимаются чем хотят, и сколько хотят;
  • естественная физическая культура – с самого раннего детства детей должны окружать спортивные снаряды и минимум одежды;
  • заинтересованность родителей – родители должны принимать непосредственное и самое активное участие во всех сферах жизни детей, в том числе в совместных играх и соревнованиях;
  • минимум медицинского вмешательства – ответственность за здоровье детей полностью лежит на родителях, а медики участвуют в жизни ребенка только как помощники, обладающие специальными знаниями;
  • раннее интеллектуальное развитие – обширная библиотека, различные таблицы на стенах детской (с буквами, цифрами, периодической системой Менделеева и т.д.), развивающие игры, все это должно окружать малыша с первых же дней его жизни.

Другими словами, главная задача родителей, по мнению Никитиных, заключается в том, чтобы не мешать ребенку развиваться и не навязывать ему собственные замыслы. Помощь должна ограничиваться созданием всех условий для развития с учетом самочувствия и желаний малыша. Например, когда ребенок начал говорить, нужно создать ему соответствующие условия для развития речи: купить кубики с буквами, пластмассовые буквы и цифры, разрезную азбуку и т.д.

Способы развития ребенка с рождения

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Рассмотрим подробнее рекомендации по развитию интеллекта у детей.

Статья:

Развитие интеллекта до года — это тема волнующая многих родителей, ведь начальный этап развития и формирования ребёнка является основой для интеллектуальных возможностей ребёнка. Кто-то удивится, есть ли интеллект на ранних стадиях? Конечно, это этап формирования способов познания мира — появляется необходимость в зрительном, слуховом, тактильном восприятии мира.

Психологи установили, что ребёнок развивается, создавая свои представления о мире, окружающих предметах, людях

Он постоянно сравнивает новую информацию с имеющейся, мысленно анализирует новые образы, поэтому новые игрушки часто привлекают внимание, хотя и незначительные различия также важны, а ещё общение с взрослыми — источник развития интеллекта до года

Благодаря общению, младенец получает массу информации — у него есть родители, насколько его любят, ценят, как относятся к его появлению, поведению, что поощряют, что критикуют. В благоприятной среде, где есть поддержка со стороны взрослых, ребёнок развивается быстрее, да и постоянное общение просто необходимо. Например, дети, которым часто читали в детстве книги — во взрослой жизни более грамотны.

Рассмотрим подробнее рекомендации по развитию интеллекта у детей.

  • Основные методы развития интеллекта в раннем возрасте
  • Полезные советы для развития интеллекта у детей
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Способы стимулирования интеллекта при задержках в развитии

Влияние на умственное развитие

Раннее развитие ребенка имеет огромное влияние на его умственное развитие. В этот период мозг ребенка находится в стадии активного формирования и способен быстро и эффективно усваивать новую информацию.

Вот несколько способов, как раннее развитие может положительно влиять на умственное развитие ребенка:

Развитие когнитивных навыков: Раннее развитие помогает развить когнитивные навыки ребенка, такие как внимание, память, мышление, логика и решение проблем. Эти навыки являются основой для усвоения новых знаний и успешного обучения в будущем

Развитие речи и коммуникации: В раннем возрасте дети активно учатся говорить и общаться с окружающими

Разнообразные игры, чтение книг, общение с родителями и сверстниками способствуют развитию речи и коммуникативных навыков, что важно для успешного общения и обучения в будущем. Развитие творческого мышления: Раннее развитие стимулирует творческое мышление ребенка

Игры, рисование, конструирование, музыка и другие творческие занятия помогают развить воображение, креативность и способность к самовыражению.
Развитие социальных навыков: В раннем возрасте дети учатся взаимодействовать с другими людьми и общаться в социальных ситуациях. Развитие социальных навыков, таких как эмпатия, сотрудничество, уважение и общение, является важным аспектом умственного развития ребенка.

Раннее развитие ребенка имеет долгосрочные положительные последствия для его умственного развития

Поэтому важно создать подходящую среду и предоставить ребенку возможности для активного и разностороннего развития с самого раннего возраста

Есть ли у вас непереносимость лактозы?
Да 0%

Нет 0%

Основы развития малыша в раннем возрасте

О пользе раннего развития

В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.

Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:

  • развитие речи;
  • улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
  • развитие творческого начала;
  • постижение мира всеми органами чувств;
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
  • появление новых интересов.

Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.

Опасность раннего старта

Самый большой риск в теме раннего развития ребенка связан с тщеславием родителей. Как только вы заметите за собой желание разглядеть в малыше задатки гениальности — остановитесь! Согласно данным исследований генетика В. П. Эфроимсона, умственные способности выше среднего демонстрирует лишь 1 человек из 1 000. А выдающиеся способности — один из 1 000 000. Гениев же еще меньше — максимум 1 на 10 000 000 человек. Поэтому вероятность того, что именно ваш ребенок встанет в ряд с Сократом, Достоевским, Гюго и пр. — минимальна.

А вот неизбежное разочарование от нереализованных родительских амбиций весьма вероятно.

Еще французский писатель Дидро говорил: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». То есть далеко на каждый одаренный ребенок найдет применение своим талантам в будущем — это нужно понимать и трезво оценивать необходимость пути, по которому вы будете вести своё дитя.

Еще одна опасность — демотивация. Активное развитие в младшем возрасте может привести к тому, что ребенок будет значительно превосходить своих сверстников в интеллектуальном плане. Отсюда могут появиться проблемы в общении, социализации. Он может стать белой вороной в коллективе, появится апатия, замкнутость. И, как следствие, снижение интереса к обучению.

Может страдать самооценка ребенка. Он ведь привык с младенчества быть первым, лучшим, победителем. И даже самую мелкую неудачу переживает крайне болезненно.

Поэтому родителям очень важно ставить перед собой правильные цели:

✓ Активный, любознательный ребенок.

✓ Занятия в удовольствие.

✓ Выбор деятельности по интересам малыша.

✓ Соответствие нагрузки возрасту и способностям.

✓ Смена видов деятельности при необходимости или по желанию ребенка.

✓ Умственные или физические перегрузки.

✓ Занятия из-под палки, принуждение.

✓ Развитие навыков, которые нехарактерны темпераменту и предпочтениям ребенка.

✓ Интенсивное обучение с опережением физиологических и умственных возможностей малыша.

✓ Безальтернативный выбор видов занятий.

Всему свое время

В противовес идее раннего начала занятий по интеллектуальному развитию ребенка есть и другие мнения исследователей. Например, Вальдорфская педагогическая школа основывается на том, что раннее интеллектуальное развитие ребенка негативно сказывается на эмоциональной сфере.  Т.е. если делать акцент на развитии логики и познания мира с помощью интеллекта, то соответственно, чувственное, эмоциональное развитие может несколько затормозиться.

Исследователи, работающие в системе вальдорфской педагогики, приводят такой график развития ребенка. До 7 лет – акцент на ощущении своего тела и эмоциональной сфере.  После 7 лет начинается активное интеллектуальное развитие, после 13 лет ребенку уже  доступно абстрактное мышление. И развитие ребенка должно основываться на этих этапах.

Это объясняется и с помощью наблюдений за деятельностью мозга. Например, если в раннем возрасте (3-4 года) ребенку предлагают занятия по активному развитию интеллекта, то участки мозга, ответственные за движение и восприятие пространства, будут задействоваться меньше, а значит, будут и меньше развиваться.  В будущем это скажется на том, что у взрослого человека могут сохраниться неуклюжие движения, сложности с ощущением своего тела.

Истинные горизонты возможностей

Современным наукам, и в первую очередь психологии и педагогике, известен лишь весьма приблизительный ответ на вопрос об истинных горизонтах образовательных возможностей человека. Причина этого не столько в степени научных достижений, сколько в философском принципе неисчерпаемости предмета познания. Идея сензитивных периодов развития, прочно внедренная в сознание специалистов в ХХ веке, объясняет принципиально важные вещи, указывая на то, что в определенные возрастные периоды человек особенно чувствителен, сензитивен к тем или иным средовым воздействиям, но при этом она не раскрывает и не может указать главное — точные временные границы этих периодов. Большинство этих границ, используемых практикой образования, определено путем умозрительных рассуждений или проистекает из опыта, который можно трактовать по-разному.

Этот вопрос имеет еще один важный аспект. При общих рассуждениях о границах сензитивных периодов мы можем вести речь только о неких общих особенностях условно обобщенных и таким образом усредненных индивидуумов: дошкольников, младших школьников, подростков, юношей или взрослых

При этом в реальной образовательной практике важно знание индивидуальных, а не условно обобщенных границ сензитивных периодов абстрактных индивидуумов. Естественно, что индивидуальные границы могут существенно отличаться от границ общих, усредненных

Как бы то ни было, в любом обществе, вне зависимости от его национальных особенностей и диктуемых ими культурно-образовательных традиций, существуют стойкие стереотипы, указывающие на ограничение возможностей человека в плане обучения. Этими стереотипами определяются объем содержания образования и темп его усвоения.

Теоретически предел возможностей человека вообще и ребенка в частности действительно существует, но ответ на вопрос о том, где находится этот предел, в действительности никому не известен. Так же как неизвестен и темп, в котором реально может проходить обучение ребенка. Образовательная практика едва ли не ежедневно представляет нам примеры практически безграничных возможностей человека в плане обучения.

Эти две крайние точки зрения: теоретическое представление о существовании предела образовательных возможностей, с одной стороны, и фактическое отсутствие собственных реальных знаний об этом пределе — с другой, взаимно уравновешивают друг друга в общественном сознании. Это равновесие и рождает «научно обоснованный миф» о принимаемом обществом «образовательном пределе».

Как развивать своего малыша?

Мы рассмотрели большое количество подходов, методик, позиций. А теперь предлагаем познакомиться с конкретными способами гармоничного и своевременного РР.

До года до 3 лет ребенок должен чувствовать себя в безопасности, а также иметь возможность проявлять физическую активность. Мир он познает органами чувств, поэтому родители могут оборудовать для него специальный уголок, где будет множество предметов, с которыми ребенок будет постепенно знакомиться.

Не менее важно постоянно разговаривать с ним, читать книги, совершать совместные прогулки, слушать музыку. В уголке ребенка могут быть «классические» пособия – карточки Домана или рамки-вкладыши Монтессори

Идеальной программы РР нет, каждая из них имеет как плюсы, так и минусы, поэтому ответственный родитель должен использовать отдельные элементы, которые в наибольшей степени подходят его ребенку. Авторские программы в полном объеме применяются редко, но отдельные упражнения оказываются весьма полезными.

Нужно ли ребенку раннее развитие?

За последние пять лет произошел большой бум на раннее развитие детей. Родители были одержимы идеей, что их ребенок должен быть самым-самым. В принципе, это вполне адекватное желание современных мам и пап. Однако не все родители знают, когда действительно стоит начинать учить ребенка читать, писать и считать. И с какого возраста стоит его водить на различные кружки?

Раннее развитие ребенка: когда начинать?

Ранним возрастом у ребенка считается период от 1 года до 3 лет. В этот промежуток времени у малыша активно развивается речь, крупная моторика и предметная деятельность. Проще говоря, ребенок учится говорить и ощущать себя в этом мире при помощи различных игр.

Малышу нравится перекладывать предметы, пересыпать их, сортировать и стучать. Он бегает, влезает куда-нибудь и пробует «мокрую» лужу. Все эти действия развивают его интеллект. Именно физическое развитие влияет на интеллектуальное. Но ни как не наоборот! В это время мозг ребенка еще не готов читать, писать и считать или же осознано изучать новый иностранный язык.

Раннее обучение ребенка — ускорение нормального естественного процесса развития

Важно понимать, что вы хотите от ребенка — развивать его или обучать? Это два кардинально разных понятия

По опыту могу сказать, что ребенок, с которым занимаются подготовкой к школе с 3-4 лет, к 6 годам теряет мотивацию к обучению вообще.

Тем не менее, многие родители стараются насытить жизнь своих детей разными кружками и занятиями. Такой насыщенный график малыша больше напоминает график взрослого: подготовка к школе, спортивная секция, танцы, театр и многое другое.

Складывается впечатление, что родители боятся куда-то опоздать. «Вдруг придет другой ребенок в школу и он будет лучше. А может он будет более подготовлен, чем мой. Поэтому нужно успеть все сделать». Но это неправильная позиция! У ребенка должно быть хорошее, «качественное» детство, где бы он мог достаточно наиграться, набегаться, а потом с удовольствием начать учиться.

Нужно учитывать, что у ребенка только к 7 годам формируются абстрактное мышление, способность усваивать большое количество информации, осмыслять и понимать ее досконально. Такие нагрузки в раннем возрасте приводят к усталости, подавленному настроению и, что еще хуже, к психосоматическим болезням.⠀

Что же делать?

Прежде всего родителям необходимо:

  1. Осознать, что уметь читать и писать в 3 года нужно только вам, а не ребенку. А малышу в эти годы хочется совершенно других вещей!
  2. Прислушаться к ребенку. Следует узнать, к чему сейчас тянется кроха и что ему интересно (пение, рисование, танцы и прочее). Это и возьмитесь развивать. Главное, чтобы малышу это было в удовольствие.
  3. Помнить, что у ребенка не 8-часовой рабочий день! Для его неокрепшей психики будет сложно выдержать такие нагрузки.
  4. Давать возможность развиваться самостоятельно. Не нужно весь день навязываться ребенку различными играми и занятиями. Малышу требуется свое личное пространство, чтобы у него развивались воображение и фантазия.
  5. Учить общаться со сверстниками. Ребенку следует помочь разобраться в основах коммуникации с другими детьми.
  6. Помнить, что ребенок только обязан быть СЧАСТЛИВЫМ. А это напрямую зависит только от родителей.⠀

Два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы, то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.

Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.

Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.

Советы для родителей

Коротко представим основные моменты, которые должны учитываться родителями, решившимися на раннее развитие своего крохи.

Каждая методика имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Постоянно заниматься по какой-то из них не просто сложно, но и вредно – дает о себе знать однобокость подхода

Поэтому лучше всего брать отдельные элементы из разных методик, которые в наилучшей степени подходят именно вашему малышу.
Смелые эксперименты и перепрыгивания с одного метода на другой недопустимы, для детей это сильнейший стресс, поэтому каждое «нововведение» следует включать осторожно.
Не стоит скупать все игровые пособия, вполне достаточно нескольких, чтобы кроха хорошо их знал и использовал различными способами. В противном случае ребенок может растеряться и запутаться.
Занятия по РР не должны напоминать школьные уроки и проходить в определенное время

Упражняться лучше всего тогда, когда кроха в наилучшей степени готов к этому.
Использовать для развития нужно каждую свободную минуту. Отправляясь на прогулку, можно поделиться с крохой своими знаниями о тех животных и птицах, которые встретились на пути. Работая на кухне, мама может дать малышу понюхать и попробовать различные продукты, чтобы сформировать у него представление о запахе и вкусе.
Если малыш болен, то занятия следует отложить.

И последнее – обязательно хвалить кроху даже за самые незначительные успехи, а ругать его не следует.

Методика М. Монтессори

Становление методики произошло еще в XX веке, и было названо в честь её создателя – Марии Монтессори. Она является одной из самых популярных методик среди родителей и педагогов и предполагает подбор индивидуального подхода к каждому ребёнку. Главные составляющие методики – ребёнок как центральная фигура, педагог и среда для самостоятельного обучения. Взрослый в этой иерархии занимает позицию наблюдателя и старается не вмешиваться в естественный процесс развития ребёнка, если только он сам не попросит помощи.      

Помещение, в котором обучается ребёнок, делят на зоны для создания развивающей среды: сенсорную, математическую, речевую, практическую (для жизни) и космическую. В этих зонах ребёнок может самостоятельно ориентироваться и использовать их по своему усмотрению. Группы по Монтессори набираются из детей разных возрастов, что наилучшим образом сказывается на отношениях для детей дошкольного возраста от самых маленьких до более взрослых.

К основным преимуществам методики относятся:

  • развитие малыша самостоятельно, без навязывания взрослыми своих идей;
  • развитие свободного человека, который уважительно относится к свободе других людей;
  • развитие сенсорных навыков, непосредственно влияющих на хороший уровень интеллектуального развития;
  • развитие навыков самообслуживания и самодисциплины;
  • наличие разнообразных дидактических пособий по Монтессори.

Несмотря на существенные плюсы методики, существуют значительные недостатки:

дороговизна пособий (однако, есть возможность самостоятельного изготовления);
основная направленность методики – развитие интеллекта, сенсорики и логического мышления, при этом не уделяется внимание творческому и социальному развитию ребёнка;
отказ от игрушек, сказок, сюжетно-ролевых игр, которые, по мнению автора, не являются важными для развития детей;
возможны трудности для дошкольников при дальнейшем традиционном обучении в школе, где необходима дисциплина и чёткое следование правилам взрослых. 

Заключение

Веселый ребенок

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

Также читайте: Как научить ребенка выговаривать букву «Р». Советы родителям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: