Яблоки падают вниз
ММД расшифровывается довольно просто: «минимальная мозговая дисфункция». Это довольно широкий термин, в который врачи включают и гиперактивность, и дефицит внимания, и задержку психомоторного развития, и нарушения устной или письменной речи, и многое другое. Проблема заявляет о себе во всеуслышание чаще в начальных классах, когда ребёнка загружают большим количеством разнообразной информации, от которой у него голова идёт кругом, возникают трудности с общением в коллективе, а нервная система начинает давать сбои.
Как-то заслуженному врачу России, инициатору известных в крае программ реабилитации школьников «Жизнь без двоек», «Как сделать из ребёнка гения» Вячеславу Чудимову довелось наблюдать семилетнего мальчика. Он проучился в первом классе барнаульской школы всего месяц, после чего был отчислен из-за того, что постоянно крутился, мешал остальным ученикам, не мог высидеть спокойно ни одного урока. Мама привела сына на городской консультативный приём с единственной целью – выбить заключение, разрешающее обучение в школе. Пока доктор читал карточку, мальчик вытащил все ящики из стола и высыпал содержимое на пол. Когда Вячеслав Фёдорович попросил его самого раздеться, тот не смог самостоятельно расстегнуть пуговицы и развязать шнурки. На предложение лечить ребёнка мама ответила отказом, заявив: «Он весь в деда! Да и мужики должны быть такими гиперактивными, чтобы в жизни чего-то добиться».
Вячеслав Чудимов убеждён, что ленивых детей, как правило, не бывает, а двоечников нужно лечить, а не ругать. По его словам, причины ММД весьма разнообразны – это и перинатальная патология, и недоношенность, и внутриутробные инфекции, и наследственность. Наиболее часто малые мозговые дисфункции развиваются у детей, перенёсших гипоксию. Некоторые специалисты считают, что одной из причин возникновения этой патологии является повреждение шейного отдела позвоночника во время родов.
Число детей с ММД ежегодно растёт. По словам главного внештатного детского невролога Барнаула Ольги Тарасовой, такой диагноз ей приходится ставить ежедневно, причём чаще всего детям старше 4 – 5 лет. Лечение – строго индивидуально! Если у ребёнка нарушение письменной речи, то ему показаны препараты, которые стимулируют корковую функцию; если плохо запоминает, то ноотропные, активизирующие когнитивную функцию. Гиперактивным, неуправляемым «бунтарям» обычно назначают так называемые корректоры поведения.
По словам Вячеслава Чудимова, особенностью ММД является то, что её симптомы часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к педиатру или невропатологу. Родители не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как лень, непоседливость, нервозность, неуклюжесть.
По словам Ольги Тарасовой, основная часть добропорядочных родителей лечат своих детей. Но есть и такие, которые уходят, но через несколько лет вновь появляются в кабинете. И чем позже спохватились, тем сложнее всё нормализовать.
Главное правило, о котором нельзя забывать
Большая ошибка всех родителей, пришедших на экстренное собрание по поводу поведения своего ребенка или совершенного им акта, состоит в том, что они позволяют решать все вопросы в присутствии «виновника» этого события. Помните главное — все обсуждения должны вестись без него.
Даже если вас вызывают в экстренной ситуации и вы до сих пор не знаете, что будет обсуждаться по прибытии на место происшествия, подойдите к своему ребенку и успокойте его (поверьте, он очень переживает в этой ситуации). Вы должны сесть перед ним и, глядя ему в глаза, сказать: «Не волнуйтесь, все будет хорошо, мы все решим».
После этого нужно отослать ребенка и только потом переходить к процедуре вместе со взрослыми. Раскрыть отношения в его присутствии категорически невозможно.
6 Личностные особенности
К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.
Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться, что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.
Как помочь:
1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?
2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?
3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.
Уроки с энтузиазмом?
Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?
Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.
Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».
Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.
Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.
Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.
Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.
Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.
Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.
Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.
При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.
Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.
Как делать уроки
Школьный тайм-менеджмент
Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.
Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.
Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.
После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.
Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.
Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.
- Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
- Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.
Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.
но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.
Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.
Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.
Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.
Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:
- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
- кухонные таймеры;
- записанный на телефон звук школьного звонка.
При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.
Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.
Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке
Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет
Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.
Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.
Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни
Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно
Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.
Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно
Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:
- Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
- Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.
Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения. Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить. Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.
Друзья детей
Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.
Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.
Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга.
Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен.
Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения. Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу
Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше.
Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.
Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы во дворе или кружках, где его принимают и ценят, то отсутствие признания в школе его не травмирует.
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Мы привыкли, что учитель свободно выражает свои эмоции: он может кричать на ученика, бить кулаком по столу, увести за ухо злобного человека из класса. Так было в детстве, в современных школах это происходит регулярно.
Но на самом деле учитель не имеет на это права! Закон защищает человеческое достоинство студентов, защищает их от оскорблений и всех видов насилия (физического и морального).
Что делать, если учитель не соответствует этим требованиям? Жаловаться! За нарушение правил обращения с учащимися к учителю могут быть применены различные формы дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).
Что делать родителям, если ребенок жалуется на то, как с ним ведет себя учитель?
- Вначале имеет смысл попытаться решить проблему мирным путем. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, почему он так себя ведет (а это действительно так плохо, как описывает ребенок).
- Если не удалось договориться с преподавателем, договоритесь о встрече с директором. Возьмите с собой два экземпляра заявления (один останется у вас). Менеджер обязан ответить на ваш вопрос письменно в течение 30 дней.
- Если обращение к директору не помогло, обратитесь в РОНО или ООН (в разных регионах эти организации имеют разные названия).
Если доказано обратное — ученик оскорбляет учителя — к нарушителю будет применено дисциплинарное взыскание (выговор, выговор, отчисление из школы). Подросток (14-16) лет может быть привлечен к гражданской ответственности (ст. 1074 ГК РФ).
Возрастные особенности
Развитие детей происходит не постепенно, а скачкообразно. Одной из таких ступеней развития является возраст 7 лет. Обычно в этом возрасте ребёнок уже либо посещает первый класс, либо собирается пойти в школу. И совпадение изменения социального статуса с психоэмоциональными особенностями малыша в данный кризисный период может дать неожиданный для родителей результат. Кризис – это всегда стресс. Дошкольник превращается в школьника, но не всегда готов к этому психологически. Отсюда капризы, проблемы с дисциплиной, несоблюдение правил, принятых в обществе, грубость и тому подобные черты.
Что делать? Можно ли считать, что 7-летний ребёнок поступает «плохо» только из желания позлить родителей? Нет, конечно! Напротив, можно сказать, что такое протестное поведение – норма для данного возраста, предсказуемо и является обычным делом. Если родители поймут это и наберутся терпения, им удастся сохранить спокойствие. А вот чего точно не надо делать, так это гневаться и ругать малыша. Напротив, именно сейчас он нуждается в особой заботе и поддержке, и задача родителей – их обеспечить.
Не хочу идти в школу…
Ну вот мы подошли к тому с чего начинали эту статью. Ребенок отказывается идти в школу, в данном случае я говорю о малышах, которые пошли в первый класс. Почему так происходит?
Страх перед новым
Самая главная причина — он боится. Судите сами. Привычный родной детский садик, где все было просто и понятно, когда играть, когда кушать, когда спать, когда мама или папа заберут домой. И друзья были не разлей вода, а теперь что, все новое, незнакомое, чужое, как тут не бояться. Это вы знаете, что его ждет впереди, а он ведь нет.
Иногда родители, тети, дяди, бабушки и дедушки вместо того, чтобы заметить это волнение и успокоить, еще больше подливают масло в огонь рассказами о том, как кардинально изменится его жизнь
Очень важно заметить эту тревожность и как можно быстрее снять. Например, расскажите ему о том как пройдет его первый день в школе, чем он будет там заниматься
Поверьте ребенка не волнует то, что беспокоит вас, — будет ли он отличником, станет ли он лидером. Его страхи совершенно просты. А вдруг его заставят есть овсянку, ведь в садике знали, что он ее не любит, а в школе нет. Не забудет ли мама забрать его после уроков. И еще целая куча таких наивных вопросов, получив ответы на которые, он обязательно успокоится.
Страх знакомства с одноклассниками
Как в садике все было просто. Вот Петька — лучший друг и Юля — девочка, которая нравилась. А теперь нужно начинать все сначала… Сначала знакомится, находить общий язык, как все это делать ребенок не знает. Поговорите с ним об этом, помогите ему. Подскажите несколько вариантов для знакомства, например, сказать соседу по парте какой у него крутой пенал или обсудить с ним кабинет.
Страх перед ответственностью
Мы так часто говорим детям об ответственности, которая у них появится когда они пойдут в первый класс, что малыши рассматривают его, как конец личной свободы. Не пугайте их ответственностью, лучше расскажите им об плюсам школьной жизни.
- не нужно спать днем;
- детей забирают из школы раньше, чем из детского сада;
- на школьном дворе есть площадка, где можно поиграть на перемене;
- в столовый большой выбор вкусных булочек;
- можно завести новых друзей.
Думаю, дальше вы сами продолжите этот список.
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
На вебинаре 25 марта дефектолог и специалист по ранней помощи Александра Гоман рассказала, как использовать метод поведенческого анализа, если «хромает» поведение в инклюзивном классе. Этот метод помогает в работе не только с детьми с особенностями развития и интеллекта, с ОВЗ, его можно применить и при работе с любым ребенком, демонстрирующим «нежелательное» поведение.
Эксперт подробно объяснила схему «структуры поведения» и дала разъяснения, как выявить запускающий фактор – понять мотивацию ребенка
Она отметила, что важно правильно применять метод «кнута и пряника», вовремя поощрить или наоборот, сделать замечание. Работая с «трудным» поведением детей с ОВЗ, классный руководитель, учитель или воспитатель ни в коем случае не может и не должен в одиночку решать проблему
Этот сложный, энергоемкий вопрос требует командной работы специалистов, семьи, педагогов, психологов и тьюторов.
Александра Николаевна рекомендовала слушателям вебинара познакомиться с книгой Роберта Шрамма: «Детский аутизм и ABA. АВА (Applied Behavior Analysis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения». // Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2020.
Кратко об экспертах и программе вебинара: см. анонс «Что делать педагогу, если дети ведут себя «плохо»?»
Общее количество слушателей вебинара 25 марта: 603 человека (464 электронных адреса) из 149 городов, посёлков, сёл и деревень (62 региона России; Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина).
Из отзывов слушателей вебинара «»Трудный» ребенок в классе: работаем с поведением»:
Видеозапись вебинара 25.03.2020:
Вебинар проведен в рамках федерального социального проекта «На урок вместе» инициаторами которого являются РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Что делать если ребенок себя плохо ведет
Когда родитель узнает от педагога о плохом поведении подростка, он переживает самые разные эмоции: от стыда и чувства вины до злости. Кажется, что ребенок балуется на уроках назло, а они, взрослые, ему чрезмерно потакают, что если припугнуть ученика наказанием, то он сразу исправится
Однако важно понимать: подросток, осознанно нарушающий дисциплину, и без того страдает от внутренних противоречий. Скорее всего, где-то был нарушен контакт внутри семьи, а потому наказание только подорвет доверие к взрослым и усугубит ситуацию. Чтобы помочь подростку, необходимо учитывать причины его поведения
Чтобы помочь подростку, необходимо учитывать причины его поведения.
Если ребенок нарушает дисциплину на уроке, потому что не нравится учитель, прежде всего стоит помочь наладить взаимодействие между ними. Возможно, придется поговорить не только с ребенком, но и с педагогом
важно: не стоит ни ссориться с учителем, ни брать его в союзники против подростка Гораздо эффективнее будет решать проблему всем вместе, сообща. Если проблема кроется в отсутствии мотивации учиться, то стоит начать с пробуждения интереса к предмету
Если ребенок с помощью хулиганства хочет привлечь внимание сверстников, возможно, взрослым стоит попытаться помочь подружиться с другими ребятами, найти компанию, для которой на взрослость и зрелость будет указывать, например, количество прочитанных книг, а не умение курить на переменках. Если ребенок, хулиганя на уроках, пытается “достучаться” до взрослых, значит, ему их не хватает
Однако родителям не стоит слишком бурно реагировать на плохое поведение – подросток и так знает, что это эффективный способ привлечь их внимание Лучше чаще одобрять их хорошие поступки: успехи в учебе и различных увлечениях, в общении с друзьями, умение помочь и т.д. Помогите ребенку сформировать адекватную самооценку
Это поможет ему найти себя в кругу сверстников, и он не будет пытаться защитить себя показной агрессией. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу внутри семьи. Подростку необходимо чувствовать себя комфортно и безопасно наедине с самыми близкими людьми. Чтобы укрепить доверие, прежде всего необходимо успокоиться позволить подростку высказаться – даже если образ мысли не совпадает с родительскими. Ребенок должен понимать, что может спокойно делиться с родными своими переживаниями, а потом они уже совместными усилиями найдут выход из любой ситуации.
Причины плохого поведения
Почему ребенок плохо ведет себя в школе, а дома хорошо выяснить тяжело. Иногда родителям приходится прибегать к помощи психологов. Причин плохого поведения много, но каждый случай должен рассматриваться индивидуально.
Учитываются все факторы: возраст ребенка, условия в семье, отношения одноклассников. Но все эти причины выливаются в одну самую главную – ребенок испытывает нехватку чего-либо.
- Часто причинами плохого поведения становятся отношения в семье. Дефицит внимания со стороны родителей вызывает агрессию по отношению к окружающим. Дома ребенок ведет себя очень спокойно, он пытается заслужить одобрение, похвалу любыми путями. Кто-то замыкается в себе, но родители не могут распознать во внешнем спокойствии малыша депрессию и угнетенность внутри него. Часто родители не верят учителям, что их ребенок способен так себя вести в школе. Ведь дома они наблюдают совсем иную модель поведения;
- Причиной плохого поведения ребенка в школе могут быть проблемы в отношениях с родителями. Если дети растут в чувстве страха перед взрослыми, дома они могут вести себя очень послушно. Но в школе он дает себе возможность расслабиться, и в нем просыпается хулиган. Как только в дневнике появляется замечание, он берет в себя в руки, боясь наказаний. Но только ребенок попадает в школу, оказывается без внимания взрослых, ситуация снова усугубляется;
- Часто встречаются ситуации, когда ребенок с хорошим поведением из благополучной семьи начинает дружить с ребенком в классе, у которого всегда было удовлетворительное поведение. И он начинает вести себя также;
- Плохое может быть вызвано протестом. Такая ситуация возникает из-за конфликта с учительницей, из-за непонимания в классе. Ребенок может реагировать агрессией, грубостью, непослушанием, отказом выполнять задания учителя;
- Помимо агрессивного протеста ребенок может реагировать пассивно. Это выражается в прогулах уроков. Задача учителя вовремя сообщить родителям ребенка об изменении в манере поведения. Если конфликт происходит именно с классным руководителем, может понадобиться помощь психолога;
- Ребенок хочет быть лидером, старается всегда находиться в центре внимания;
- , он не успевает по программе, негативное поведение на переменах может быть способом развлечь себя. Ему скучно находиться в школе и смех и крики во время урока, бурные игры на переменах скрашивают ему часы, проведенные на занятиях;
- У ребенка огромное количество нерастраченной энергии. Но у него нет , и он не посещает никакие кружки и школа единственный способ на показ выставить свою энергию. Посетите с ребенком спортивные секции и выберете, . Выберете то, что нравится ребенку.
Как можно изменить ситуацию?
Прежде чем принимать какие-либо меры, родители должны откровенно поговорить с ребенком. Должна быть установлена истинная причина такого поведения. Методы исправления ситуации будут зависеть от причин:
- У ребенка не сложились отношения в коллективе или он в конфликтной ситуации с учителем. Лучшим вариантом решения проблемы будет перевод ребенка в другой класс или смена школы;
- Если ребенок ярко выраженный лидер, нужно найти русло, в которое пустить его навыки. Здесь может помочь психолог;
- С детьми, у которых отсутствует усидчивость, нужно проводить разговоры, усиленно заниматься, чтобы выработать у них терпение;
- Проблема с плохими оценками и успеваемостью решается дополнительными занятиями, регулярной проверкой домашних заданий;
- Если плохое поведение вызвано трудностями в семье, пересматривать свое отношение должны родители.
«Ваш сын ударил одноклассника». «Ваш ребенок не выучил домашнее задание». «Ваш малыш нагрубил учителю». Такие и аналогичные формулировки довольно часто встречаются в школьных дневниках.
Нужно отметить, что проблема не новая, она актуальна во все времена.
Отношения в семье
Чаще всего главным источником того, что у ребенка испортилось поведение в школе являются семейные отношения. Вспомните, что происходило у вас дома незадолго до того, как ребенок изменился. Посмотрите на ваши отношения в семье по-другому, проанализируйте, почему поведение ребенка может испортиться. В достаточном ли количестве он получает вашу любовь, заботу и ласку? Открыты ли вы сами с ребенком, искренни ли с ним? Удовлетворены ли его потребности в безопасности?
Если поменялось поведение в школе, значит, оно каким-то образом изменилось и дома
Обратить на это внимание не должно составить труда. С этого можно начать разговор с ребенком, поинтересоваться, что у него случилось, волнует его и зачем он так себя ведет
Именно зачем, а не почему. У любого действия, особенно неадекватного, есть своя цель, и ваша задача ее выяснить, желательно в мягкой форме. Ребенок своим поведением хочет вам что-то сообщить, но не может сделать этого словами, возможно, в силу страха, замкнутости, отсутствия привычки делиться своими трудностями в семье. А поддержка родителей ему на самом деле очень нужна.
Обратите внимание на то, что у ребенка может быть занижена самооценка, он замыкается в себе и впадает в уныние. Значит, учите его выражать свои эмоции приемлемым способом
Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации нельзя оскорблять другого, а сказать ему спокойно о своих чувствах, например, «Неприятно, когда ты так делаешь», «Злюсь на тебя». Это будет конструктивно. Такой же тактике общения следовало бы научиться и родителям.
Как себя вести родителям
Придерживайтесь стороны своего ребенка и постарайтесь выяснить, что именно стало причиной такого изменения в отношении к школе.
Поддерживайте малыша, чаще обнимайте его, говорите, как сильно вы его любите, что он справится и у него все получится. Создайте дома доброжелательную атмосферу, хвалите (но не просто «молодец», а «ты ровно написал букву») и поощряйте ребенка даже за самые маленькие успехи, показывайте ему, что можно ошибаться и исправлять ошибки.
Фиксируйте внимание первоклашки на положительных моментах. Для этого воспользуйтесь методом «Зеленая ручка», когда родители обращают внимание ребенка только на то, что у него получилось
Например, ребенок рисует палочки, а мама или папа зеленой ручкой подчеркивают те, что хорошо получились, и говорят, что в следующий раз, по их мнению, получится нарисовать еще больше красивых палочек.
Помогайте ребенку с домашними заданиями, если у него не получается, давайте отдохнуть между их выполнениями, контролируйте свои эмоции и чувства, говорите через я-послания (например, «мне будет приятно, если ты постараешься и ровно напишешь букву»).