Упражнения и игры для раннего сенсомоторного развития детей

Межполушарное взаимодействие

Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.

Публикация «Сенсомоторная коррекция в практике логопеда» размещена в разделах

  • Работа логопеда. Логопедия
  • Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
  • Темочки

Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.

Причины как «мелких», так и крупных сбоев в работе головного мозга. Они могут быть совсем незначительными и не мешать нормальной жизни (не слишком хорошая память, к примеру, или неспособность делать «сто дел» одновременно). Но в детстве эти сбои очень часто ведут к нарушениям развития. Именно сенсорные (восприятие) и моторные функции психики, плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.

Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция — это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе обследования, динамического наблюдения. Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля. Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления). Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только). Формируется правильное взаимодействие рук и ног

Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи

Если мы возьмём строение коры головного мозга, то сенсорная и моторная зона находятся рядом. Моторная зона расположена перед центральной бороздой. Она контролирует произвольные движения тела. В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человекаи ощущения движений тела.

Если рассматривать три блока мозга по А. Р. Лурия, воздействие происходит на уровне 1и 2 блока (торможение, возбуждение, приём, хранение и переработка сенсорной информации).

По Н. А. Бернштейну мы работаем на уровне подкорки: уровни А, В и С.

Сенсомоторная коррекция показана при таких видах нарушений: расстройства аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции (восприятия, задержка психического развития, задержка речевого развития, алалия, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы, дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения, детский центральный паралич, органические расстройства. Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера.

Нарушения вестибулярной и проприоцептивной системы на слайдах презентации.

Коррекция вестибулярных ощущений – проработка глубокой чувствительности, регуляция хаотичных движений. Коррекция проприоцептивных, кинестетических ощущений – проработка движений и позы. Можно использовать одни и те же упражнения, но при повышенной чувствительности – темп ниже, давление меньше.

При проведении игр следует соблюдать осторожность при длительности упражнений. Уважать реакцию и страхи ребёнка

Не перевозбуждать. Заниматься следует регулярно, но не обязательно в полном объёме, включать в свободные игры

Важно учитывать мотивацию ребёнка

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Диагностика сенсомоторной алалии

В диагностике сенсомоторной алалии участвуют неврологи, логопеды, оториноларингологи, педиатры и психологи. При необходимости может быть назначена консультация другого специалиста

Важно выявить точную причину дефекта и исключить другие проблемы со здоровьем, которые также могут сопровождаться нарушениями речи: психические отклонения, аутизм, тугоухость

При уточнении диагноза и для выявления признаков повреждений головного мозга, а также исключения присутствия объемных образований и сосудистых проблем, ребенка направляют на ЭЭГ (электроэнцефалография), допплер сосудов, КТ или МРТ.

Лечение сенсомоторной алалии

Терапия для ребенка с установленным диагнозом сенсомоторная алалия должна носить комплексный характер и основываться на индивидуальных особенностях заболевания в каждом конкретном случае

Кроме этого, важно соблюдение системности и регулярного посещения занятий

Лечение данной проблемы включает в себя медицинскую, логопедическую и психологическую помощь.

Медицинская часть терапии — подбор лекарственных препаратов, стимулирующих метаболизм мозга, восстанавливающих нейронные связи. Применяются ноотропы, поливитамины и прочие группы медикаментов при необходимости. Курс может включать физиотерапевтические методы (магнитотерапию, лазеротерапию, электрофонофорез, иглорефлексотерапию, электростимуляцию) и массаж.

Возможности метода

Реализация естественной программы моторного развития обеспечивает подготовку головного мозга к более сложным формам психической деятельности. Особенности моторного развития ребёнка в течение первых лет жизни влияет на то, как развивается ребёнок в более старшем возрасте.

Согласно принципу замещающего онтогенеза, ребёнок проходит этапы моторного развития, которые вследствие разных причин не пройдены вовсе или пройдены неправильно. В результате, головной мозг получает «второй шанс» пройти этапы развития, которые были упущены или пройдены «с ошибками».

Метод коррекции основан на воспроизведении моделей врождённых рефлексов, а также естественных двигательных паттернов, характерных для детей разных возрастных групп. Расположение упражнений в хронологическом порядке отражает естественный ход психомоторного развития ребёнка.

Коррекционная работа носит прицельный и персонализированный характер. Современные знания закономерностей психомоторного развития дают нам мощный арсенал инструментов, благодаря которым многие цели коррекционной работы могут быть успешно достигнуты.

Методики, основанные на принципе замещающего онтогенеза, могут быть направлены на коррекцию различных патологических состояний и показали свою высокую эффективность в работе с детьми с ДЦП, РАС, СДВГ, нарушениями развития речи, ЗПР и др.

Эффективность метода достигается в условиях высокой нейропластичности и большой резервной способности головного мозга ребёнка. А сочетание данного метода с работой специалистов другого профиля (логопед, дефектолог, детский психолог) усиливает эффект от коррекционной работы и делает её еще более прицельной.

Коррекция сенсомоторной алалии

Коррекция речевых нарушений при симптомах сенсомоторной алалии основывается на работе с логопедами или дефектологами. Возможны и групповые занятия, однако, предпочтительнее на первых этапах — занятия индивидуальные.

Логопеды-дефектологи проводят коррекцию поэтапно:

  • Первый этап посвящен обучению верного восприятия и воспроизведения звуков и слов;
  • На втором этапе терапии занятия направлены на построение слов и небольших фраз, а также на выработку навыков вести диалог. Наряду с этим обогащается и словарный набор лексикона;
  • Третий этап коррекционных занятий посвящают развитию монологовой речи и закреплению грамматики.

Все занятия имеют игровую форму, с применением картинок и игрушек.

Одним из полезных направлений является развитие мелкой моторики, в этом помогают: лепка, рисование, аппликации, занятия с конструкторами, мозаика и т.д. В качестве альтернативных методик применяют водолечение (бассейн, лечебные ванны, гидромассаж), а также лечение при помощи животных (иппотерапия, дельфинотерапия).

Обязательно с малышом работают психологи, которые помогают научиться навыкам коммуникации и контролировать эмоционально-волевую сферу.

Прогноз

В первую очередь, прогноз связан с возрастом, когда была диагностирована сенсомоторная алалия у ребенка, а также сроков начала терапии и коррекции. Если диагноз был установлен в дошкольном возрасте, ребенок получает эффективное лечение, регулярно работает с логопедами и психологами, то удастся остановить прогрессирование проблемы и обучить малыша навыкам общения. Нормализуется и артикуляция. В последующем ребенок сможет социализироваться и сможет обучаться в традиционной школе.

Особенно важно в коррекции сенсомоторной алалии участие родителей, а также их понимание всей сложности ситуации. Как это ни печально, но самостоятельно подобные нарушения не исчезают

Хороший результат обеспечивают терпение, желание и, конечно, усилия со стороны малыша и родителей. Придерживайтесь рекомендаций, которые дают специалисты. Старайтесь мотивировать ребенка, хвалите за успехи, поощряйте.

Запущенная сенсомоторная алалия может привести к нервному тику, заиканию и задержке умственного развития. Это существенно усугубит и так непростой прогноз и окажет негативное влияние на будущую жизнь пациента.

Профилактика

Профилактика сенсомоторной алалии должна заключаться в должном планировании беременности

Прежде всего, будущей маме важно сбалансированно питаться, достаточно времени уделять отдыху, и, конечно, регулярное наблюдение у врача. Внимательно следить за развитием крохи, не допускать различных травм, своевременно пролечивать инфекционные и прочие заболевания

Если вы заметили симптомы сенсомоторной алалии у вашего ребенка, непременно и незамедлительно обратитесь к специалистам, чтобы было проведено обследование и выявлена причина этого состояния.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

зеркально пишет;
пропускает буквы;
переставляет части слов при письме;
имеет проблемы с переключением;
плохо концентрирует внимание;
не любит рисовать;
запинается, быстро утомляется;
присутствуют тики или навязчивые движения;
рассеян;
имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин

Что такое нейрогимнастика?

Yekatseryna Netuk/Shutterstock.com

Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.

Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
повышает скорость обработки информации;
развивает общую и мелкую моторику и т.д.

Зачем детям нужна нейрогимнастика?

Yekatseryna Netuk/Shutterstock.com

Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.

Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.

Как понять, что ребёнку необходима нейрогимнастика?

Ground Picture/Shutterstock.com

Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.

Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:

  • ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;
  • он быстро устаёт;
  • у него проявляются признаки гиперактивности;
  • он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;
  • ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
  • он отстаёт от сверстников в развитии;
  • испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;
  • у него плохо развита мелкая моторика — всё буквально валится из рук;
  • он часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.

Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов, после выяснения точной причины их появления специалист, вероятно, подберёт для вашего ребёнка оптимальный комплекс упражнений для нейропсихологической коррекции.

Снижение активности

Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и минимальна. Определяющее значение в таких ситуация будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, — упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.

Результат

Сенсомоторная коррекция требует регулярных занятий. Они проходят как в центре, так и в домашних условиях. В результате родители и специалисты отмечают, что у малышей улучшаются:

  • все виды памяти;
  • общая работоспособность;
  • внимательность, усидчивость;
  • чувство равновесия, координация;
  • крупная и мелкая моторика;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • стабильность нервной системы;
  • тяга к познавательной деятельности;
  • способность к обучению.

Сенсомоторная коррекция позволяет существенно улучшить работу головного мозга. Для детей с отставаниями в речевом развитии занятия будут эффективным дополнением к работе с логопедом.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек — определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
6. Рисовать пальчиковыми красками.
7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.
8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.
9. «Рисовать» у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Развитие памяти

Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти — сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.

Лечение и логопедическая коррекция

Чтобы восстановить утраченную речь, требуется комплексная терапия, направленная на нормализацию высших психических функций и работы речевого аппарата. Чем раньше начать логопедические занятия, тем эффективнее они будут. Поэтому коррекцию начинают с первых дней, как только удается наладить минимальный контакт с больным.

Лечение пациентов с сенсомоторной афазией проводят в двух направлениях:

  • Врачебная помощь, предполагающая устранение системного заболевания, спровоцировавшего нарушение речи, − лечение назначается неврологом или нейрохирургом. Проводится медикаментозное консервативное лечение, восстанавливающее кровоток в головном мозгу или хирургическая операция для иссечения абсцесса или новообразования. Дополнительно используют физиопроцедуры: ЛФК, массаж, магнитотерапию.
  • Логопедическая работа для восстановления речи. В редких случаях после медикаментозного курса возможно спонтанное возвращение речи. Но такой исход возможен только в 2% случаев. Логопедические занятия проводят до 3 лет, в зависимости от вида и степени нарушения.

При работе с подростками используют упражнения для взрослых, а при реабилитации дошкольников применяют игровые методики – физминутки, гимнастику для восстановления мелкой моторики и артикуляции, логоритмику и драматизацию (сценки из сказок).

Упражнение на договаривание текста по картинке в конце предложения

Прогноз заболевания зависит от локализации и размеров очага поражения головного мозга, имеющихся в анамнезе хронических болезней, а также возраста пациента. Справиться с сенсомоторным нарушением позволят только систематические занятия с дефектологом. План коррекции составляют по нарастающей – от простых упражнений к более сложным. Сформировать мотивацию на выздоровление позволит общение с клиническим психологом. Оно предшествует логопедической коррекции.

Ускорить выздоровление может сам пациент, выполняя дома простые упражнения. Помочь ему могут члены семьи.

  • «Мини-интервью»: вначале больному задают вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем задание усложняют, задавая открытые вопросы.
  • Развитию спонтанной речи помогают диалоги по заданным темам.
  • Восстановить письменную речь помогает отработка произношения и написания букв, слогов и слов. Затем переходят к написанию небольших диктантов и чтению текстов. Дополнительно просят пациента ответить на вопросы к тексту или пересказать прочитанное.
  • Составление рассказа по картинке, а затем по серии изображений, разложенных в правильной последовательности.
  • Распределение дидактических картинок по группам (посуда, дикие и домашние животные, мебель, одежда и т. д.).

https://youtube.com/watch?v=DoSrGTEe3nQ

Чтобы полностью восстановить речевые навыки требуется начать коррекционную работу с логопедом как можно раньше, а также четко соблюдать назначения врача невролога. Помочь пациенту справиться с афазией могут члены семьи, закрепляя результаты логопедических занятий в домашних условиях.

Как проходят занятия по сенсомоторной коррекции

Занятия по сенсомоторной коррекции построены таким образом, что в начале ребёнок как бы возвращается к внутриутробному периоду и самому раннему детству. А затем система восприятия движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения.

Эффект достигается за счет того, что не только мозг управляет движениями, но и с помощью специальных движений можно развивать мозг.

Во время занятий специалист применяет различные техники, влияющие на мышцы, кожу суставы ребёнка, направленные на развитие равновесия, глубокой чувствительности, восприятия пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания, стимуляцию мышления, речи.

Занятия строятся так, чтобы ребёнок мог раскрепоститься и спонтанные движения чередовать с произвольными, стимулируя таким образом те зоны мозга, которые впоследствии будут контролировать эмоции и поведение, развивать мышление и речь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: