Школьная дезадаптация

Социальная дезадаптация

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации

Коррекция социальной дезадаптации заключается в восстановлении социального статуса, который был утерян в процессе дезадаптации. Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной.

Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Так же важно чтоб дети и подростки получали удовлетворение от нормальной жизни и от учебы, чтобы они могли реализовать свои возможности, проявить свой скрытый потенциал

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

Какие есть уровни дезадаптации

Доктор социологических наук Лидия Шпак сформулировала следующие признаки дезадаптации:

  • ослабление социальных связей, стремление к их разрыву;
  • нарушение повседневных взаимодействий — профессиональных, семейных, политических, социокультурных;
  • сокращение объёма внерабочих процессов (личных и семейных дел, досуга);
  • привыкание к утрате личностно значимого, безразличие к потерям и неудачам;
  • притупление способности следовать в повседневной жизни привычным, ранее освоенным социальным «схемам» (реже встречаться с друзьями, забросить любимые пешеходные маршруты).

В зависимости от степени проявления этих признаков Шпак выделяет четыре уровня дезадаптации:

  • Ядровый («скрытый») — признаки дезадаптированности ещё не заметны окружающим.
  • Неустойчиво восходящий — нарушения социальной адаптации периодически проявляются, их замечают другие.
  • Устойчиво восходящий — привычные связи и навыки адаптации рушатся.
  • Закрепившийся — признаки дезадаптированности очевидны и напрямую влияют на качество жизни человека.

Дезадаптивная реакция также может быть маркером расстройства адаптации, отмеченного в DSM-5 и МКБ-11. Такое расстройство характеризуется:

  • чрезмерным беспокойством о стрессовом событии или его последствиях;
  • систематическим обдумыванием стрессора;
  • неспособностью адаптироваться к стрессору.

Стрессорами могут выступать внешние и внутренние явления.

  • Внутренние стрессоры — психологические травмы, защитные установки и убеждения человека.
  • Внешние стрессоры — жизненные ситуации, приводящие к напряжению. Это могут быть серьёзные потрясения — развод, утраты, финансовые кризисы — или бытовые неурядицы, которые оказались очень важны для человека.

Профилактика школьной дезадаптации

Первым шагом в профилактике школьной адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Однако, психологическая готовность это всего лишь один из компонентов комплексной подготовки ребенка к школе. Вместе с тем определяется уровень имеющихся знаний и умений, изучаются его потенциальные возможности, уровень развития мышления, внимания, памяти, при необходимости используется психологическая коррекция.

Родители должны быть очень внимательными к своим детям и понимать, что во время периода адаптации школьник особенно сильно нуждается в поддержке близких людей и в готовности вместе переживать эмоциональные трудности, тревоги и переживания.

Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией является психологическая помощь

При этом очень важно, чтобы близкие люди, в частности родители, уделяли должное внимание длительной работе с психологом. В случае негативного влияния семьи на школьника стоит заняться исправлением подобных проявлений неодобрения. Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах

Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах

Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей

Родители обязаны помнить и напоминать себе, что любая неудача ребенка в школе еще не означает его жизненный крах. Соответственно, не стоит осуждать его за каждую плохую оценку, лучше всего провести внимательный разговор о возможных причинах неудач. Благодаря сохранению дружеских отношений между ребенком и родителями можно добиться более успешного преодоления жизненных трудностей.

Результат будет более эффективным в том случае, если помощь психолога будет совмещаться с поддержкой родителей и сменой школьной обстановки. В том случае, когда отношения школьника с учителями и другими учениками не складываются, или эти люди негативно влияют на него, вызывая антипатию к учебному заведению, тогда желательно подумать о смене школы. Возможно, в ином школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.

Таким образом, можно предупредить сильное развитие школьной дезадаптации или постепенно преодолеть даже самую серьезную дезадаптацию. Успех профилактики расстройства адаптации в школе зависит от своевременного участия родителей и школьного психолога в разрешении проблем ребенка.

Профилактика школьной дезадаптации включает в себя создание классов компенсирующего обучения, применение консультативной психологической помощи при первой необходимости, использование психокоррекции, социальных тренингов, тренингов учеников с родителями, усвоение учителями методики коррекционно-развивающего обучения, которая нацелена на учебную деятельность.

Школьная дезадаптация подростков отличает тех подростков, которые адаптированы к школе самим их отношением к учебе. Подростки с дезадаптацией часто указывают на то, что им тяжело учиться, что в учебе есть очень много непонятного. Адаптивные школьники в два раза чаще говорят о трудностях в недостатке свободного времени через загруженность занятиями.

Подход социальной профилактики в качестве главной цели выделяет устранение причин и условий, различных негативных явлений. С помощью этого подхода осуществляется коррекция школьной дезадаптации.

Социальная профилактика включает в себя систему правовых, социально-экологических и воспитательных мероприятий, которые проводятся обществом для нейтрализации причин девиантного поведения, которое приводит к расстройству адаптации в школе.

В профилактике школьной дезадаптации имеется психолого-педагогический подход, с его помощью восстанавливаются или корректируются качества личности с дезадаптивным поведением, особенно делая акцент на морально-волевых качествах.

Информационный подход основан на идеи того, что отклонения от норм поведения происходят, поскольку дети ничего не знают о самих нормах. Этот подход больше всего касается подростков, они информируются о правах и обязанностях, которые им предъявлены.

Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуально практикующему психологу, потому что дети боятся, что об их проблемах все узнают, поэтому ставятся к специалисту с недоверием.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Понятие и сущность дезадаптации

Определение 1

Дезадаптация – это психофизиологическое несоответствие личности индивида тем требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и условия жизни.

Основной характеристикой дезадаптации является то, что она проявляется в форме нетипичного поведения для взрослого или ребенка, в определенной среде общения. Под нетипичным поведением понимается в данном случае несоответствие психофизиологическим и возрастным нормам, проявление некоторых физиологических, эмоциональных и поведенческих отклонений.

Отклонения от общепринятых норм и правил поведения влекут за собой некоторые личностные последствия, которые могут быть достаточно серьезными. Например, ухудшение состояния здоровья, нарушение способности к самореализации, труду или обучению. В случае, если данные отклонения проявляются в поведении человека, то члены общества предпринимают попытки по их устранению или минимизации. В основном работа направлена на освоение человеком общепризнанных норм и правил,

Замечание 1

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

В настоящее время дезадаптация считается психологами достаточно серьезной личностной проблемой, которая требует последовательной, многоплановой и достаточно долгосрочной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется не только с дезадаптированной личностью, но и с ее ближайшим окружением.

В основе работы с дезадаптированной личностью лежит процесс реадаптации личности, направленный на восстановление навыков и возможностей по адаптации, а также приспособления к постоянно меняющимся условиям и требованиям окружающего социума. При этом крайне важным является соблюдение двух основных условий:

  1. Осознанное желание самого человека как можно скорее приспособиться к изменившимся условиям постоянной среды.
  2. Должный уровень профессионализма специалистов, которые занимаются данной проблемой.

Благоприятным результатом коррекционной работы, к которой стремится специалист и человек с дезадаптацией, является коадаптация, то есть установление благоприятного психологическог климата взаимодействия, взаимное приспособление друг к другу, выражение терпения и уважения, сознательный учет индивидуальных особенностей.

Профилактика нарушения

Опасность даже временной дезадаптации в том, что она может закрепиться настолько, что ее коррекция станет затруднительной и потребует профессиональной помощи. Поэтому легче предотвратить ее наступление, чем справиться с ней.

Для этого необходимо:

  • вырабатывать адекватный образ своего «Я», то есть уметь признавать свои сильные и слабые стороны, заниматься личностным ростом;
  • находиться в контакте со своими эмоциями, разбираясь в причинах возникновения страха, гнева, раздражения;
  • учиться более конструктивным, адекватным реакциям на происходящее, например, вместо замыкания в себе, ухода от проблемы, признать ее, попытаться в ней разобраться; вместо обиды – проговорить свои чувства и найти компромисс;
  • корректировать свое восприятие в сторону большей адекватности, уходить от шаблонного мышления, негативных установок;
  • постоянно делать что-то новое – знакомиться с людьми, пробовать себя в новых сферах деятельности;
  • вырабатывать навык выхода из зоны комфорта.

Понятие дезадаптации

Понятие дезадаптация значит неприспособленность. Это самый низкий уровень адаптации. Соц дезадаптация выражается в неспособности индивида приспособляться к новым условиям социума, принимать и соответствовать «правилам» различных социальных ролей.

Когда на человека влияют новые (незнакомые), раздражающие, непривычные факторы неадаптированный человек будет испытывать трудности, неадекватно реагировать, испытывать панические атаки, фобии, раздражение, апатии, депрессии. То есть баланс между требованиями новой окружающей среды и проявлениями физической и психоэмоциональной активности нарушен.

Дезадаптированность ребенка проявляется дальнейшими проблемами с общением, социализацией, трудностями в обучении, отставании в развитии. Еще недавно таких детей и подростков называли трудными, неблагополучными, травмированными, запущенными. Сейчас специалисты применяют единый термин — «дезадаптант». Применяют его как к детям, так и к взрослым, испытывающим трудности с психологической адаптацией.

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Аутизм – это нарушение социального развития, которое характеризируется стремлением уйти «в себя» от мира. У этой болезни нет начала и конца, она – пожизненный приговор. У больных аутизмом могут быть как развитые интеллектуальные способности, так и, наоборот, малая степень отсталости в развитии. Ранним признаком аутизма называют неумение ребенка принимать и понимать других людей, «считывать» с них информацию. Характерным симптомом является избегание взгляда «глаза в глаза».

Для того чтобы помочь аутичному ребенку приспособиться в мире, родителям необходимо запастись терпением и толерантностью, ведь им часто придется сталкиваться с непониманием и агрессией со стороны окружающего мира

Важно понимать, что их маленькому сыну/дочке еще тяжелее, и он/она нуждается в помощи и опеке

Ученые предполагают, что социальная дезадаптация аутичных детей возникает из-за нарушений работы левого полушария мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие личности.

Существуют основные правила того, как наладить общение с ребенком, больным аутизмом:

  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Принимать его таким, какой он есть. В любых обстоятельствах.
  • Запастись терпением при его обучении. Тщетно ожидать быстрых результатов, необходимо радоваться и маленьким победам также.
  • Не осуждать и не обвинять ребенка за его болезнь. Собственно, никто не виноват.
  • Подавать ребенку хороший пример. Не имея навыков общения, он будет стараться повторять за родителями, и потому следует тщательно выбирать круг общения.
  • Смириться с тем, что чем-то придется жертвовать.
  • Не скрывать ребенка от общества, но и не мучить его им.
  • Уделять больше времени его воспитанию и становлению личности, а не интеллектуальному обучению. Хотя, разумеется, важны обе стороны.
  • Любить его, несмотря ни на что.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Виды психологической дезадаптации

По тяжести и длительности развития выделяют такие типы как частичная и полная дезадаптация. Особенности частичной в том, что она распространяется не на всю жизнь, а на какие-то ее сферы.

Например, дома или среди друзей человек может быть общительным, открытым, проявлять эмпатию, тогда как на работе чувствовать постоянное напряжение, тревогу, неспособность принимать решения, взаимодействовать с окружающими. Бывает и наоборот.

Полная выражается в глубинных изменениях личности, замкнутости, утрате социального общения и часто связана с развитием разного рода зависимостей: алкогольной, наркотической, пищевой, игровой, зависимости от телефона, социальных сетей, шопинга.

Социальная дезадаптация

Это неспособность установления социальных связей, при которой человек как бы выпадает из общественной жизни.  К признакам социальной дезадаптации относятся замкнутость, тревожность, асоциальное поведение, враждебность по отношение к окружающим, нарушение норм морали, этики.

Человек не может социализироваться, то есть стать частью определенной группы, выстроить связь с ее участниками.

Частая причина – неверно выбранные примеры для подражания, негативная среда, дисфункциональные отношения в семье.

Социальная дезадаптация бывает также, когда человек, например, не может влиться в профессиональный коллектив, чувствует себя изгоем. Часто у взрослых такое состояние наступает после трудных жизненных обстоятельств: длительной болезни, при переезде в другой город или страну. При этом ему не хватает социальных навыков, личностных ресурсов, чтобы адаптироваться к переменам и выстроить новые отношения с окружающими.

Патогенная дезадаптация

Ее причина – нервные или психические расстройства, различные заболевания или повреждения головного мозга, из-за которых человек не способен адекватно, конструктивно взаимодействовать с реальностью.

Она может носить хронический характер, например, если у человека психопатия или психоз, но может и корректироваться, допустим, если он страдает депрессивным расстройством.

Возможность дезадаптивной личности выстраивать отношения с другими будет зависеть от того, насколько выражены симптомы расстройства, какова его тяжесть, поддается ли оно полному или частичному лечению.

Психосоциальная дезадаптация

Она связана с индивидуальными особенностями личности, которые не позволяют ей адаптироваться к реальности.

Характерными признаками этой формы является то, что проблемы могут носить стойкий характер, например, из-за отклонений в волевой сфере, неспособности саморегуляции, наличия акцентуаций. Но могут быть и временными, например, при подростковом кризисе.

Суть в том, что психический и социальный статус человека не соответствует тем условиями, в которых он находится, поэтому он не может к ним приспособится.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению

Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии. Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.

Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.

Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.

Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: