Кто главный «хранитель»?
Обеспечивает сохранность и выживание малыша мама или человек, который берет на себя ее роль. В свою очередь, для поддержки мамы и обеспечения ее безопасности нужен папа. Если у ребенка не удовлетворены жизненно важные потребности, в его неокрепшей, развивающейся психике рождается тревога, поведение становится беспокойным.
Если это длится в течение большого промежутка времени, могут нарушаться режимы жизнедеятельности и работа нервной системы (появляются нарушения сна, аппетита, возникают плаксивость, замкнутость, истерики и т. д.). Чем сильнее ребенок ощущает тревогу, опасность и испытывает страх, тем сильнее меняется состояние его психики, нервной системы, здоровье организма в целом.
Состояние мамы = состояние ребенка
Кроме своих внутренних ощущений, ребенок реагирует и на маму, на ее психологическое состояние. Доказано, что малыши очень чутко реагируют на звук биения сердца мамы, а значит, они сразу улавливают, спокойна мама или разволновалась. Помимо этого, они реагируют на мимику, речь, прикосновения, ощущая в них спокойствие и заботу или тревогу, страх и неловкость.
Ребенок, как зеркало, полностью отражает те состояния, которые он ощущает рядом с собой. Если мама в стрессе, измотанная, уставшая, в тревоге или страхе, постоянно беспокоится о чем-то, малыш ощущает это и реагирует, так как психика получает сигнал: опасно, рядом нет тех, кто поможет сохраниться. Это сразу замедляет рост и развитие.
Взрослые тоже реагируют на стресс, тревогу, страх, однако они уже сформированы и им проще адаптировать происходящие ситуации.
Как это проявляется?
Что характерно, внешние проявления могут быть не очевидны ни у мамы, ни у ребенка. Например, вполне обеспеченная семья, у ребенка «все есть» с материальной точки зрения, однако у мамы страхи, тревога, внутреннее беспокойство — это непременно отражается на поведении и развитии малыша.
Что уж говорить про семьи, где беспокойство у мамы присутствует на уровне «смогу ли я прокормить и вырастить ребенка» или родители агрессивно ведут себя по отношению друг к другу или ребенку. В этом случае малыш получает такой колоссальный стресс на уровне «не смогу сохранить свою жизнь», что могут возникать серьезные задержки развития, которые после определенного возраста невозможно компенсировать.
Вот почему так важно, чтобы малыш ощущал себя защищенным и в безопасности. На бессознательном уровне воспринимал, что его жизни ничего не угрожает
Обратная сторона медали — если мама внутри абсолютно спокойна, в стрессовых ситуациях умеет правильно реагировать, не переживает и не боится, то и малыш будет абсолютно спокоен, даже в самых суровых условиях жизни.
От слов к делу
Еще один важнейший момент — понимание и удовлетворение не только основных потребностей малыша, но и его психических особенностей. Ребенок не «чистый лист», в его психике заложены свойства, которым предстоит развиваться. Процесс развития — это не искоренение неустраивающих черт, а наоборот, понимание и следование врожденным качествам.
Медлительного от природы ребенка не надо торопить, подвижного — постоянно успокаивать, молчаливого — заставлять все время говорить, а говорливого — просить помолчать. Нужно создать условия, когда свойства ребенка находят максимально корректное проявление. Медлительного начинать собирать заранее, подвижному — больше прогулок и возможности двигаться в рамках спортивных направлений и так далее.
Если мама знает о врожденных способностях и свойствах ребенка, полностью понимает его и действует максимально полезно для психики, то развитие будет полноценным, соответствующим его возрастным и психическим особенностям.
Об основных ощущениях, которые должен получать малыш от родителей с самого рождения, рассказывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология». Смотрите видеофрагмент:
От рождения до пубертата
Ребенку ощущать себя в безопасности важно не только в первые годы жизни. Защищенность нужна и на этапе социализации, когда малыш начинает посещать детский сад, школу
В коллективе, где опасность нападок и психологического дискомфорта многократно возрастает, еще более важно обеспечить каждого ребенка ощущением защищенности. И эту ношу родители передают другим взрослым — педагогам и воспитателям
Если в садике или в школе напряженная атмосфера между детьми, присутствуют нападки, насмешки, притеснения (моббинг, буллинг) — ребенок испытывает стресс. Он может стать хроническим. Это пагубно сказывается на всех познавательных процессах. Возникает отторжение — «не хочу в садик», «ненавижу школу». На фоне стресса могут появляться психосоматические болезни.
Что лишает ребенка чувства защищенности и безопасности?
- Прямая угроза — шлепки, подзатыльники, воспитание битьем, наблюдение за агрессией других членов семьи.
- Громкий крик и ругательства.
- Вербальные угрозы (даже сказанные шепотом) — «я тебя убью», «зря я тебя, урода, родила» и другие.
- Нападки, насмешки, притеснения со стороны сверстников и отсутствие ответственных за это (когда родители считают, что дети сами разберутся, в свою очередь страдают те, кто слаб физически или младше по возрасту).
- Постоянный психологический дискомфорт.
Если малыш будет постоянно получать запрет на проявление своих природных свойств, то он также утратит ощущение защиты и будет находиться в стрессе
Например, если подвижного и шустрого все время пытаться усмирить, запрещать ему двигаться, переключать внимание. Если медлительного постоянно торопить, подгонять, дергать
Впечатлительного и эмоционального — пугать, учить применять силу. А задумчивого и молчаливого постоянно третировать в отношении речи.
Для более детального знакомства с другими психическими свойствами и характеристиками приходите на тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Корректор: Анна Мороз