Публикация «Инклюзивное образование, Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества — педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.
Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:. 1
Развитие зрительных представлений о предметном мире
1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.
2. Развитие сенсомоторных навыков.
3. Формирование представлений об окружающем мире.
4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки) : повышение остроты зрения.
5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.
Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта:
Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.
Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».
Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.
Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.
Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.
Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.
Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.
Индивидуальная работа по развитию навыков — технических и художественных, в рисовании.
Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.
Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.
По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.
Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.
Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.
Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.
Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.
С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.
Инклюзивное образование: особенности оснащения учебных заведений (+таблица)
В образовании сегодня все больше говорят о необходимости инклюзии. Это требует не только нового подхода к обучению, но и переосмысления устройства образовательных учреждений. Вот основные аспекты, которые нужно учесть при адаптации школ и учебных заведений для успешной инклюзии. Они включают в себя все, начиная от создания доступной физической среды и заканчивая изменениями в инфраструктуре.
Характеристики оснащения
Описание
Физическая доступность
Упрощение доступа для людей с ограниченными физическими возможностями, такое как установка пандусов, лифтов, широких дверных проемов и прочих средств, облегчающих передвижение и участие в учебном процессе.
Технологические средства
Эффективное использование специализированного программного обеспечения для обучения и взаимодействия, а также применение адаптивных устройств для доступа к компьютерам и интернету, имеют важное значение в поддержке студентов с особыми образовательными потребностями. Эти технические инструменты не только помогают им в учебном процессе, но и обеспечивают равные возможности для получения образования.
Обучение персонала
Значимую роль в успешной интеграции различных групп учащихся играет эффективное обучение и повышение квалификации педагогического персонала в области инклюзивного образования
Это включает развитие навыков работы с разнообразными учениками и адаптацию учебных материалов и методик обучения для удовлетворения потребностей каждого студента в процессе обучения.
Инфраструктурные изменения
Внесение изменений в инфраструктуру учебных заведений, например, оборудование специализированных аудиторий или помещений для проведения индивидуальных или групповых занятий для студентов с особыми потребностями.
Создание благоприятной образовательной среды
Гарантирование успешного участия всех студентов в учебном процессе, без учета их индивидуальных характеристик и потребностей, осуществляется путем совместного учета физической доступности, использования современных технологических средств, подготовки персонала и внесения инфраструктурных изменений.
Создание приятной и поддерживающей образовательной среды, где каждый обучающийся может получить высококачественное образование, становится первоочередной задачей в контексте инклюзивного образования. Ключевую роль в достижении этой цели играют не только оснащение учебных заведений современными ресурсами и технологиями, но и профессиональное обучение персонала. Вместе мы формируем образовательное пространство, где ценится разнообразие и уважаются индивидуальные особенности каждого студента, открывая перед ними возможности для раскрытия своего потенциала.
Где обучиться на логопеда для детей с особыми потребностями?
Если вы стремитесь стать логопедом для детей с особыми потребностями и хотите использовать инновационные методы в своей практике, важно выбрать качественные программы повышения квалификации логопедов для детей с особыми потребностями. Образовательные модули от «Каменный город» представляют собой идеальный выбор для тех, кто стремится основательно изучить логопедию в контексте особых образовательных потребностей детей, с акцентом на современные методы и инновационные технологии
«Каменный город» предлагает курсы, которые обеспечивают как теоретическое основу, так и практические умения, необходимые для эффективного взаимодействия с детьми с особыми потребностями. Пройдя эти программы, вы освоите основные принципы логопедии в контексте детей с особыми образовательными потребностями, ознакомитесь с методами и стратегиями обучения, способствующими развитию речи и коммуникативных умений учащихся.
Выбор программ от АНО «ОЦ Каменный город» также даст вам доступ к современным учебным материалам, поддержке опытных наставников и возможности обмена опытом с коллегами в этой критически важной сфере. Такое обучение расширит ваши профессиональные горизонты в логопедии для детей с особыми потребностями и поможет заложить основу для успешного применения передовых методов в вашей работе
Принципы инклюзивного образования (+таблица)
Инклюзивное образование не просто метод, это целая философия обучения, основанная на принципе равенства возможностей для каждого ученика, независимо от его индивидуальных потребностей. Для того чтобы успешно воплощать эту философию на практике, необходимо придерживаться определенных принципов, которые гарантируют создание поддерживающей и включающей образовательной среды. Рассмотрим основные принципы в представленной ниже таблице.
Принцип | Описание |
---|---|
Принцип равного доступа | Обеспечивает равный доступ к образовательным возможностям для всех учеников. |
Уважение к разнообразию | Признает и ценит уникальные способности и индивидуальные потребности каждого школьника. |
Индивидуальный подход | Разрабатывает индивидуализированные программы обучения, учитывая потребности обучающихся. |
Поддержка и адаптация | Предоставляет необходимую поддержку и адаптацию для успешного участия. |
Сотрудничество и партнерство | Совместное участие учителей, родителей, специалистов и учащихся для достижения целей. |
Культура включения | Поддерживается активное участие всех учеников в образовательном процессе. |
Непрерывное обучение и развитие | Постоянное обучение и развитие педагогических кадров для работы с разнообразными потребностями учащихся. |
Принципы инклюзивного образования играют важную роль в формировании образовательной среды, где ученик имеет возможность раскрыть свой потенциал и достичь успеха. Придерживаясь этих принципов, мы создаем дружелюбную и поддерживающую атмосферу в учебном заведении, где каждый чувствует себя принятым и уважаемым. Давайте продолжим работать над тем, чтобы сделать образование более инклюзивным для гарантирования равных возможностей для всех студентов.
Первый вариант (инклюзивное образование)
Ребенок с ОВЗ полностью включён в общеобразовательную среду. Этот вариант образования рекомендуется специалистами детям, достигшим уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья.
Первый вариант предполагает получение ребенком с ОВЗ образования, сопоставимого с образованием здоровых сверстников, в их среде и в те же календарные сроки.
Осваивая основную образовательную Программу в условиях инклюзии, ребенок с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах1. Специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к каждой категории детей с ОВЗ.
Обязательной является систематическая специальная помощь ребенку с ОВЗ, полностью включенному в общеобразовательную среду, поэтому основная образовательная Программа дополняется Программой индивидуальной коррекционной работы. Она направлена, прежде всего, на развитие жизненной компетенции ребенка, помощь ему в преодолении временных и незначительных трудностей, возникающих при освоении академической компетенции в рамках основной программы. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы с детьми, получающими образование в условиях инклюзии, задаются Стандартом.
В Концепции были определены основные направления коррекционной работы с ребенком с ОВЗ, получающим образование в условиях инклюзии:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предусматривается также помощь ребенку в преодолении временных трудностей освоения основной образовательной Программы, применение специальных методов для преодоления трудностей освоения академической компетенции.
Эти направления были заданы в Концепции ФГОС НОО как базовая структура Программы коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии, в соответствии с которой следует определять требования к ее результатам по отношению к каждой категории детей с ОВЗ.
Дефектологи настояли на том, что неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельные предметы и даже область образования в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения получения образования в условиях инклюзии.
Минусы инклюзивной модели обучения
Нужны особые условия
Реализация инклюзивного образования подразумевает создание специальных условий для учащихся с особыми потребностями. Этот процесс может быть затратным как с точки зрения ресурсов, так и времени, поскольку требуется обеспечить доступ ко всем учебным ресурсам и инфраструктуре для каждого ученика.
Неясная система оценок
Часто в инклюзивном образовании возникает проблема неопределенности в системе оценок. Традиционные методы оценки могут оказаться неэффективными для учащихся с особыми потребностями, что затрудняет оценку их академического прогресса.
Нужны подготовленные кадры
Для эффективной реализации инклюзивного образования требуются высококвалифицированные педагоги и специалисты, готовые адаптировать свои методики работы под разнообразные потребности учеников. Недостаток кадров с необходимыми навыками и компетенциями может стать серьезным препятствием на пути успешной интеграции инклюзивной модели обучения.
Необходимость адаптации программы
Для успешной реализации инклюзивного образования необходима адаптация учебных программ и методик обучения с целью удовлетворения потребностей всех учащихся. Этот процесс часто требует значительных усилий и ресурсов со стороны образовательных учреждений и педагогов.
Завышенные ожидания родителей
Инклюзивное образование может встретить проблему завышенных ожиданий со стороны родителей учащихся. Давление, оказываемое родителями на образовательную систему, может усложнить процесс адаптации и создать дополнительные трудности для учащихся и педагогов.
Проблемы с самооценкой
В инклюзивной среде некоторые учащиеся могут ощущать неприятие из-за своих особых потребностей или индивидуальных различий. Это может отрицательно сказываться на их уровне самооценки и академических успехах, создавая дополнительные препятствия для успешного обучения.