Кто такие визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы?

Теория восприятия (как воспринимается речь)

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
  2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.

Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники). Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника

Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит

Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Свойства восприятия

Выделяют семь ключевых характеристик восприятия:

Избирательность представляет собой предпочтение выделения одного объекта из множества других, обусловленное невозможностью охватить все сразу. Например, при посещении книжного магазина вы рассматриваете каждую книгу, чтобы определить, какую из них приобрести для последующего прочтения.

Когда у вас в руках конкретная книга, все ваше внимание фокусируется на ней: вы изучаете ее внешний вид, читаете название, оглядываете содержание, быстро пролистываете страницы. Все остальное, кажется, исчезает из восприятия, отступает на второй план

Однако, как только интерес к текущему тому исчезает, ваше внимание переходит к следующему. То, что ранее было в руках, становится «невидимым», и внимание направляется на новый объект.

Предметность восприятия заключается в отнесении объекта к определенной категории в окружающей среде. Например, определение зеленого, круглого, твердого и сладкого объекта как яблока, или зеленого, длинного и рычащего как крокодила.

Часто процесс узнавания не происходит мгновенно: человек вынужден затратить время и дополнительные усилия, чтобы определить характер изучаемого объекта, будь то приближение, внимательное прослушивание или обоняние.

Узнавание разделяется на два типа: специфическое и неспецифическое. Специфическое узнавание связано с объектами, которые нам хорошо знакомы, например, узнавание автомобиля мужа на улице. Неспецифическое узнавание позволяет определить только общую категорию объекта и его поверхностные характеристики, например, распознавание движущихся объектов на улице как машин, но без знания их владельца, года выпуска и истории.

Эта способность восприятия оказывает влияние на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, он быстро ее съест

В случае, когда предлагается незнакомый продукт, большинство, вероятно, проявит осторожность и будет более внимательно изучать предложенное блюдо

  • Апперцепция проявляется в зависимости формирования представления об объекте от психического опыта и индивидуальных особенностей личности. Проще говоря, одинаковый объект может быть воспринят различными людьми в соответствии с их убеждениями, установками, ценностями и потребностями.
  • Целостность — это свойство, подчеркивающее, что образ всегда воспринимается как единое целое на основе комплекса ощущений, полученных от него. Другими словами, цвет или звук в отдельности не способны создать полный образ. В данном контексте ключевым фактором является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если она остается неподвижной, и, следовательно, не пытается ее поймать.
  • Структурность заключается в том, что восприятие не представляет собой просто сумму отдельных ощущений. Образ возникает лишь в результате взаимодействия этих ощущений. Значимость каждого элемента проявляется только в контексте общей структуры. Например, объект, который большой, железный и плывет по воде, может быть идентифицирован как пароход, но если он большой и железный, но находится на рельсах, то это уже поезд. Замена или изменение хотя бы одного элемента приводит к существенному изменению воспринимаемого образа.

Также, при прослушивании музыки человек не воспринимает каждую ноту отдельно — он слышит всю мелодию в целом. Изменения порядка и тонов в проигрывании нот могут существенно изменить всю мелодическую структуру.

Константность — это относительная постоянность окружающих объектов. Почему относительная? В течение дня вы ясно видите, что ваш дом окрашен в голубой цвет, но по наступлению ночи его оттенок становится серым. В то же время, вы осознаете, что это все так же ваш дом, не обращая внимания на изменение в зрительном восприятии.

Если бы не существовала эта особенность, в темное время суток повсюду раздавались бы крики ужаса и отчаяния: люди не смогли бы распознать свои дома, а другие ориентиры были бы также утрачены.

Осмысленность — это осознание предметов и явлений в окружающем мире. Например, когда мы видим ложку, мы моментально понимаем ее предназначение и как ею пользоваться. Это подчеркивает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы приобретаем его с опытом в течение своей жизни.

Использование общения в качестве средства развития речи

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Фонетическое развитие дошкольников

На разных этапах дошкольного возраста имеется специфика формирования фонетической стороны речи. Это связано с этапами становления и развития речевого аппарата.

В трехлетнем возрасте наблюдается несовершенство звукового произношения. Оно только начинает формироваться, и ребенок заменяет звуки местами, коверкает их.

К четырем годам происходит совершенствование звукового произношения и овладение многими звуками речи. При этом речь еще несовершенна.

Можно выделить ряд особенности фонетической стороны речи дошкольников разных возрастных групп:

  1. Смягчение звуков в трехлетнем возрасте, замена заднеязычных звуков переднеязычными и звонких глухими, проблематичность произнесения шипящих и свистящих звуков. Также, отмечается сокращение слов при произношении, замена звуков местами, пропуск отдельных звуков, их слияние и уподобление.
  2. Формирование более-менее внятного произношения всех звуков к четырехлетнему возрасту.
  3. Неустойчивость нервных связей, приводящая к нарушению функционирования фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте.
  4. Отсутствие осознанного восприятия проблем своего произношения: выявление ошибок и недочетов в произношении до пятилетнего возраста.
  5. Нарушение в произнесение свистящих, шипящих и сенсорных звуков наблюдается до старшего дошкольного возраста и требует корректировки.
  6. Противоречия в развитии фонетической стороны речи в возрасте 4- 5 лет. Они вызваны развитостью фонематического восприятия, чувствительностью речи и недоразвитостью артикуляции. Она формируется позднее, а в этот период ребенок не придает значение ее функционированию при речевом взаимодействии.

Рисунок 1. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реакции коммуникантов в процессе порождения и восприятия речи в условиях конфликтной коммуникации

Речевое поведение языковой личности проявляется в процессе порождения и восприятия речи. В концепции отечественной психолингвистической школы теовия порождения ПсЧЙ ДисДСТаВЛсНЗ. работами Л. С. Выготского, А. Л. Лурия, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Л. С. Цветкова, И. А. Зимней, Т. 3. Ахутина и др. Согласно ГКовшиков 200/! nouo KJiSffus пєчввого высгеззывэння (сообщения) рассматршзается как сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел психологическая «смысловая» программа высказывания, которая «раскрывает замысел» з его первоначальном воплощении.

Она объединяет в себе ответы сказать! Затем эта программа реализуется во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка .

В психофизиологии термином «восприятие» обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикутсуляторчого) образа услышанного сигнала». В психолингвистике и психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его В работе «Психология речи и лингвопедагогическая психология» М.И. Румянцева различает речевое восприятие и восприятие общее. По у і керждсіїии.,1 иииисдиьаісл і, ііиняійс «/Укчек е кисі/ліяшие» ІіЬшОДИ 1С» -і» рамки отражения и осознания сугубо лингвистических явлений, так как печевое воспгшятие как психический И психофизиологи ЧЄСКИТЇ ппопесс не может функционировать в отрыве от нервной системы и психики человека, принимающих и перерабатывающих сигналы от внешнего мира во всей его полноте ГРумянпева 2UU4: 17і 1. Восприятие, которое в зависимости от используемых анализаторов может быть слуховым, зрительным, осязательным, обонятельным и вкусовым (так называемые модальности восприятия), представляет собой отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В усвоении человеком речи всегда задействованы все виды имеющихся аналнзатопов. ПОЭТОМУ воспоиятие оечи можно назвать полилюОсшъныл! .

Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Эксперимент Саноки и Сульмана показал, как цвета влияют на наше визуальное восприятие:

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между текстом и фоном лендинга повышает способность концентрироваться на его содержании.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Иными словами, люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, если она расположена на странице с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех или менее цветов.

Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента

Твитнуть цитату

Совет: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

Текст низкой контрастности — веяние моды или убийца юзабилити

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Как развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется рядом особенностей.

  • Неотделимость свойства от предмета. Например, большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть левую-правую руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство, и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • красный;
  • желтый;
  • синий;
  • зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Ошибки восприятия

В мире не бывает ничего абсолютно идеального, и восприятие не является исключением. По различным причинам этот процесс может подвергаться сбоям, в результате чего индивидуум может получать ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух типов:

Иллюзии — это искаженное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии в свою очередь подразделяются на:

  1. Аффектогенные — их вызывают чувства и эмоции. Например, человек, страдающий тревожным расстройством, может в тени от дерева увидеть надвигающегося маньяка или монстра, а человек с чувством стыда будет слышать критику и унижение в чужой речи.
  2. Парейдолические — возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (например, видение крови в стакане вместо воды или восприятие жуков вместо пятен грязи). Этот тип иллюзий предшествует галлюцинациям.

Галлюцинации представляют собой образы, которых нет в реальности или которые отсутствуют в момент кажущегося восприятия. Единственное условие, при котором здоровый человек может временно испытывать галлюцинации, — это насильственное изменение состояния психики, такое как гипноз или воздействие наркотиков.

Виды восприятия

Велик и разнообразен мир, где каждый объект или явление воспринимается с помощью различных сенсорных или аналитических систем, причем одна из них всегда выступает в роли ведущей. При чтении текстовой информации мы в основном полагаемся на зрение, в случае с пищей — на вкусовые ощущения, а при объятиях человека мы воспринимаем его через тело, через тактильный контакт. Существует несколько классификаций видов восприятия.

По модальности

Восприятие имеет несколько форм:

  • Зрительное восприятие: формирование образа с использованием зрения.
  • Слуховое восприятие: восприимчивость к звукам и их интерпретация.
  • Осязательное восприятие: получение информации о окружающей среде через тактильные ощущения.
  • Обонятельное восприятие: различение запахов и формирование образов на основе этой информации.
  • Вкусовое восприятие: построение образа на основе вкусовых ощущений.

По текущему анализатору

Простое восприятие включает в себя зрение, слух и осязание, присущие большинству людей. Исходя из того, какой анализатор человек использует чаще всего, его можно отнести к группе с соответствующим типом восприятия:

Кинестетический (ощущения, движение): люди с таким типом восприятия, называемые кинестетиками, получают информацию, уделяя внимание движению объектов и ощущениям, которые они вызывают. Их речь часто содержит слова «взять», «схватить», «попробовать», «ощутить», «почувствовать».

Аудиальный (звук): основная часть восприятия мира происходит с помощью слуха

Люди с аудиальным типом восприятия часто используют фразы «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие.

Визуальный (зрение): глаза являются ведущим анализатором, и такие люди ориентируются в мире визуально, используя фразы вроде «я вижу», «смотрю», «представляю».

Следовательно, внимательное прослушивание речи человека может помочь определить его индивидуальный тип простого восприятия. Это понимание может улучшить взаимопонимание, разрешив вечную проблему непонимания, обусловленную различиями в способах «видения» мира.

Сложное восприятие представляет собой комбинацию двух и более типов восприятия в разных сочетаниях: например, зрительно-слуховое или зрительно-двигательно-слуховое. Это происходит, когда человек равномерно использует конкретные анализаторы.

Специальное восприятие зависит от воспринимаемого объекта и проявляется в ситуации: слушаете ли вы музыку, едите ли что-то, стараетесь ли измерить время и пространство или анализируете чье-то отношение к вам. Каждая ситуация требует своего подхода, и большинство людей не может оценить музыку на вкус, вдыхать ее аромат и рассказывать о ее содержании, не слушая ее (хотя синестеты могут ощутить нечто подобное).

По способу актуализации

Согласно психологии восприятие может быть как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное восприятие предполагает наличие цели, намерения и осознанности в действиях

Например, когда ребенок читает книгу, он осознает цель этого действия, направляет свое внимание на буквы и уделяет внимание держанию учебника в руках

Непроизвольное восприятие вызвано внешней средой, а не целенаправленными действиями индивида. Хорошим примером является реакция ноги на молоточек невропатолога, который используется для проверки физиологических реакций. В этом случае восприятие не зависит от намерений человека, а является результатом воздействия внешнего стимула.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: