Причины агрессивного поведения детей
Почему ваш ребёнок становится неуправляемым, проявляя желание нанести вред окружающим? Основные критерии ярко выраженной детской агрессии могут быть перечислены следующим списком:
- агрессивное поведение родителей. Причём направленность деструктивных импульсов в этом случае неважна – важен факт постоянно напряжённой атмосферы в семье;
- неверное реагирование родителей на неадекватное поведение ребёнка;
- начало походов в детский сад или школу;
- гиперсексуальность;
- врождённые патологии мозга;
- генетические факторы
Последствия патологической детской агрессии могут быть самыми разными в зависимости от индивидуальной психофизической конституции ребёнка. Самые крайние формы могут выражаться в психозах и неврозах различной степени тяжести, а также в социальной психопатии, которая фиксируется после вступления взрослого индивида в общественную жизнь.
В каком возрасте проявляется детская агрессия
Как ни странно – даже толчки в материнской утробе могут рассматриваться как своего рода детская агрессия. Но это так называемая естественная попытка деструкции, нацеленная на дальнейшее развитие. И, конечно же, когда полугодовалый малыш, с негодованием отталкивает от себя бутылочку с молоком или пытается ударить кулачком по лицу родителя – это стопроцентная детская агрессия, которая со временем может развиться в устойчивую модель поведения. Но пока что такое «нападение» представляет собой непроизвольные импульсы, которые никак не связаны с желанием нанести вред, а скорее являются проявлением недовольства.
Как только в жизнь ребёнка входят первые материальные ценности – игрушки, то обладание ими начинает формировать новые формы агрессивного поведения. Поэтому, начиная примерно с 3-х лет, агрессивное поведение в большинстве случаев проявляется в желании отобрать понравившуюся вещь. Соответственно детская агрессия переходит в форму физического воздействия на соперника, которое окрашено негативным эмоциональным фоном. Слишком агрессивный ребёнок в этом возрасте рискует оказаться парией в детском коллективе. Поэтому задача родителей и воспитателей заключается в грамотной профилактике детской агрессии, о которой будет сказано ниже.
С возрастом к жажде обладания прибавляются сексуальные мотивы, поэтому с 11-12-ти лет ребёнок становится более агрессивным в своих отношениях со сверстниками. Пик детской агрессии приходится на 14 летний возраст, когда половое созревание приводит к определённому психическому и физическому дисбалансу. Именно в это время наблюдается агрессивное поведение в отношениях с взрослыми, которое зачастую сопровождается приёмом алкоголя, курением сигарет и другими формами опосредованного протеста.
Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика
Чего не стоит делать родителям
Родителям стоит помнить, что многое в таких случаях оказывает прямо противоположное действие, чем требовалось:
- Взрослым нельзя самим проявлять агрессию при общении с ребенком. Пытаясь успокоить подростка, родители часто срываются. А это приводит к эффекту «снежного кома», усугубляет ситуацию.
- В семье не нужно устраивать ссоры. Когда ругаются взрослые, подросток берет с них пример – можно им, значит можно и мне.
- Откажитесь от авторитарности, попустительства и непоследовательности в воспитании. Такие стили только больше способствуют агрессивным действиям со стороны ребенка.
- Избегайте проявлений, которые способствуют усилению накала эмоций. Не используйте сарказм, насмешки, демонстрацию своей власти в общении с подростком.
- Не выдвигайте ребенку жесткие требования и не наказывайте его физически.
Во многом от отношения родителей зависит степень агрессивных проявлений со стороны подростка.
Научиться спускать на тормозах
— Могут ли родители позволить себе на какие-то вещи не обращать внимания?
— Какое-то количество вещей нужно учиться спускать на тормозах, просто расслабляться и не обращать на них внимания. Подростки могут сами чего-то не замечать и очень удивляться, кода им предъявляешь претензии: «А что я такого сказал-то?» И большое количество мелких проявлений можно не замечать, иначе вам придется непрерывно за что-то биться. Очень помогает родителям хорошо развитый эмоциональный интеллект: умение понимать свои собственные чувства, называть их словами, конструктивно выражать и с ними справляться. Тогда мы имеем возможность подростка этому научить. На деле мало кто из взрослых понимает, что с ними происходит. Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект и помогать в этом ребенку, надо в разговоре добавлять названия чувств. Например: «Ты с ним подрался? Мне было бы очень страшно! Иногда драки случаются, когда очень злишься. Ты злился?». Так мы учимся говорить о чувствах.
— Как еще можно снижать уровень напряжения у себя и у подростка?
— Не стоит забывать, что у подростка эмоций и энергии много. Физическая активность, спорт — то, что помогает на базовом уровне с большим количеством напряжения справляться. И здорово, если удается внедрить спорт в жизнь как способ сбрасывать энергию. Далеко не всегда подростки на это согласны, но можно предлагать варианты: скалодром, велосипед. Для родителя важен и навык терпения. Нужно уметь терпеть, «вывозить» и при этом не пожирать себя за то, что я плохая, несчастная, раз со мной так обращаются. Понимать, что я сейчас терплю, потому что знаю, что подросток вырастет. И подростку психолог тоже не помешает. Если вам кажется, что ребенку в этот период плохо, то возможность с кем-то регулярно встречаться, чтобы свои переживания «выгружать», очень помогает.
— Давайте остановимся на физической агрессии, проявление которой особенно пугает родителей.
— Бывает такое, что подросток проявляет физическую агрессию. Скажу так: в подавляющем большинстве случаев это происходит, потому что родители позволяют себе физическую агрессию. Плюс это происходит в ситуациях, когда мы сильно нарушаем границы, и подростку некуда деваться. Поэтому, если появилась физическая агрессия, то в 99% случаев это означает, что мы «вломились» и так или иначе проявили физическое воздействие: зашли в комнату без стука, подошли слишком близко, вырвали из рук телефон. Что делать, когда такое происходит в адрес родителей? Перестать продолжать решать воспитательную задачу и убедиться в своей физической безопасности — уйти, отойти, «разорвать дистанцию» и отказаться в этот момент от содержательных целей и воспитания. Не надо дальше ему рассказывать, как он неправ. Все разговоры — потом, когда все выдохнут. Во время физической стычки заниматься воспитанием бессмысленно. Возьмите паузу: всё плохое уже произошло, дальше лучше включить голову
Важно помнить главное: подростков «колбасит» так, как взрослым и не снилось. Чаще всего единственное место, где они могут выпустить, чтобы не взорваться самим, — это дом
Наша задача в этот период быть сильными, спокойными и терпеливыми, помочь своим детям прожить этот период.
Симптомы и признаки проявления
У младенцев до года уже можно наблюдать базовые проявления агрессии. В возрасте от 1 до 3 лет дети начинают конфликтовать из-за присвоения игрушек и других личных вещей. Они кусаются, толкаются, дерутся, бросают предметы, плюются и кричат. Однако попытки родителей наказывать ребенка за эти реакции только усугубляют ситуацию.
У дошкольников физическое проявление агрессии становится менее частым, так как развивается речь и они осваивают коммуникативные навыки. В этом возрасте возникает потребность в общении, но эгоцентричность и неспособность принимать чужую точку зрения мешают продуктивному взаимодействию. Из-за недостатка понимания возникают разногласия и обиды, которые могут привести к вербальной агрессии, такой как ругань, оскорбления и угрозы.
Требуется консультация детского психиатра
Позвоните врачу
+7 (495) 162-66-16
Младшие школьники уже имеют базовые навыки самоконтроля и могут подавлять агрессию как способ выражения обиды, недовольства или страха.
Одновременно они используют ее для защиты своих прав и интересов. Все чаще выявляются признаки агрессивности, зависящие от пола. Мальчики используют прямой подход, применяя физическую силу. Девочки предпочитают косвенные и вербальные тактики — насмешки, прозвища, слухи, игнорирование и молчание. У представителей обоих полов наблюдаются признаки низкой самооценки и депрессии.
В подростковом возрасте агрессия обычно проявляется в связи с гормональными изменениями и сопутствующей им эмоциональной нестабильностью. У человека появляется потребность продемонстрировать свою значимость, силу и авторитет. Эта агрессия может сдерживаться, заменяться конструктивной деятельностью или доходить до крайних мер — подростки вступают в физические стычки со сверстниками, причиняют вред окружающим или себе.
Виды подростковой агрессии
В зависимости от отношений в семье, индивидуальных нюансов характера подростки выражают агрессивность по-разному. Ее можно разделить на скрытую и явную.
Явно выраженная агрессия может проявляться в следующих вариантах:
- Физический – применение физической силы против окружающих;
- Вербальный – выражение негативных чувств словами, угрозами, криком;
- Повышенная раздражительность – ребенок становится грубым, вспыльчивым, резким в общении;
- Подозрительность – негативный настрой, недоверие к окружающим;
- Косвенный – выражение агрессивности против конкретного человека посредством других людей (травля, сплетни, злые шутки);
- Обида по любому, даже самому незначительному поводу.
Скрытый негатив выражается в пассивно-агрессивном поведении. Подросток намеренно делает все медленно или не делает то, о чем ему говорят, вообще. Он может легко забыть или проигнорировать просьбы, поручения.
Эмоционально волевые-нарушения у детей.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.
Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.
Видимые признаки детской агрессии
Здесь всё происходит по аналогии с взрослой агрессией. Если годовалый ребёнок пытается кулачками доказать свою правоту или избежать какой-нибудь неприятной процедуры – такое поведение, безусловно, является проявлением детской агрессии.
Обычно такое состояние связано с покраснением лица, повышением артериального давления, выбросом адреналина и другими симптомами, проявляющимися в нашем организме в экстренной опасной ситуации. Однако существует так называемая непрямая агрессия, которая зачастую наблюдается у девочек. В этом случае может иметь место скрытное совершение разнообразных «гадостей», которые будут неприятны окружающим. Классическая форма непрямой агрессии — интриги, сплетни, ябедничество.
Диагностика
Распознавание агрессивного поведения у детей является важным вопросом при его частоте и ярко выраженных проявлениях. Решение о посещении врача-психиатра или психолога принимается родителями самостоятельно или по рекомендации педагогов. Основным этапом диагностики является клиническое интервью. Врач выслушивает жалобы, выясняет медицинскую историю и изучает наблюдения из детского сада или школы. Объективное исследование включает использование специальных методов психодиагностики:
- Анкеты и наблюдение. Родителям и педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений о поведении ребенка. Наблюдение осуществляется с использованием определенных критериев. По результатам можно определить форму агрессии, ее степень выраженности и причины.
- Личностные опросники. Эти методики применяются для исследования подростков. Они позволяют выявить наличие агрессивности в общей структуре личности и способы ее компенсации. Некоторые из распространенных опросников включают Леонгард-Шмишека и патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Рисуночные тесты. Особенности рисунков помогают определить степень выраженности симптомов, причины и неосознаваемые эмоции. Для этого используются тесты, такие как «Несуществующее животное», «Кактус» и «Человек».
- Интерпретационные тесты. Они включают проективные методы и помогают выявить неосознаваемые и скрываемые переживания у ребенка. Некоторые из этих методов включают Тест фрустрационных реакций Розенцвейга и Hand-тест (тест руки).
Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Опросник агрессии у детей и подростков
Профилактика детской агрессии
Что делать, если детская агрессия у вашего ребёнка становится регулярным проявлением?
Во-первых, бороться с детской агрессией надо начинать на самой ранней стадии развития ребёнка. Тогда последствия этого неизбежного проявления индивида не примут крайних негативных форм. На первый план в этом процессе выступает вербальное общение в пограничных ситуациях. То есть разозлённому ребёнку следует объяснить, что негативные эмоции – это одно, а попытка разобраться с соперником с помощью кулаков – это совершенно другое, недопустимое поведение. Постоянное снятие напряжение с помощью спокойной беседы на контрасте позволяет исключить риски возникновения устойчивых поведенческих механизмов, связанных с агрессией.
Во-вторых. Ребёнку нельзя потакать, когда он не прав, и тем более, если он пытается переломить ситуацию с помощью агрессивного поведения. В этом случае допускаются лёгкие формы физического воздействия с обязательным последующим наказанием в виде какого-либо ограничения. Наказание должно сопровождаться обсуждением проступка и разъяснением пагубности агрессивного поведения.
В-третьих. Благожелательная ровная атмосфера в семье не располагает к каким-либо деструктивным выпадам. Психологи уверены, что позитивные взаимоотношения между родителями на порядок снижают проявления детской агрессии. Дело в том, что маленький ребёнок во многом копирует поведение своих родителей со всеми вытекающими последствиями. Поэтому хорошая дружная семья – это лучшая профилактика агрессивного поведения.
В-четвёртых
При первых признаках детской агрессии нужно стараться переключить внимание ребёнка на какую-нибудь интересную вещь или явление. Данный метод срабатывает практически во всех случаях, если речь идёт о детях в возрасте до 3-4 лет.
В-пятых. Если речь идёт о разгроме, причиненном в результате агрессивного припадка – сломанные вещи, игрушки, пролитая на пол краска, разбитая посуда и т.д. – необходимо в обязательном порядке привлечь успокоившегося ребёнка к ликвидации последствий его неадекватного поведения.
Основные типы детской агрессии
Психологи отмечают два основных типа детской агрессии. Она может быть прямой или косвенной.
Прямое агрессивное поведение выражается направлением на тот объект, который послужил причиной негативных чувств. Выражаться может не только вербально или инструментально (физически), но и в виде раздражения и хамства.
Косвенная агрессия развивается у ребенка в том случае, если выплескивать эмоции на раздражающий объект нет возможности (или небезопасно, как, к примеру, с родителями, не чуткими к своему ребенку, использующими физические наказания, оскорбления, отчуждение в качестве инструмента подавления агрессии). Косвенная агрессия может быть направлена на более слабых сверстников, младших братьев или сестер, животных, неодушевленные предметы в ситуациях, когда ребенок злится на мать, отца или другого значимого взрослого.
Для того, чтобы понять, почему ребенок стал агрессивным и что с ним происходит в конкретный момент времени, необходимо внимательно понаблюдать за его поведением, проанализировать события недавнего или далекого прошлого. Понимание причин агрессивных детских реакций позволяет прийти и к пониманию того, что с этим делать и как корректировать поведение на разных возрастных этапах.
Симптомы
До года. Младенцам не нравится промывание носа, подстригание ногтей, когда их движения ограничивают пеленками. Поэтому они начинают толкаться разбрасывать игрушки, вещи. Когда малыш кусается, то обычно это означает нехватку внимания со стороны матери.
1-2 года. Агрессия возникает из-за частых запретов, особенно непоследовательных, когда сегодня что-то можно, а на следующий день нельзя.
2-3 года. Ребенок эгоцентричен, поэтому проявления жестокости связаны с желанием обладать игрушкой, злость могут вызывать запреты родителей.
3-4 года. Из-за строгих правил, несправедливого наказания ребенок гнев на родителей переносит на предметы или других детей.
4-5 лет и старше
Важно объяснять роль добра, сопереживания, милосердия. Агрессия проявляется изощренно, через оскорбления, спланированную месть, отказ от общения
дети дошкольного возраста еще не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии дети всегда копируют поведение родителей.
Младшие школьники могут подавлять агрессию или использовать как защиту интересов и отстаивания точки зрения. Из-за гендерных особенностей мальчики открыто проявляют агрессию – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки действуют с применением косвенных и вербальных методов – насмешек, сплетен, игнорирования, молчания, присвоения прозвищ. Как правило такие признаки появляются из-за заниженной самооценки, во время депрессии.
Появление агрессивности у подростков связано с гормональной перестройкой, эмоциональной лабильностью, усложнением социальных контактов, потребностью доказать значимость, силу, востребованность. Агрессия в подростковом возрасте может подавляться, заменяться продуктивной деятельностью, или принимать крайние формы в виде увечий, попыток суицида.
Что делать родителям
Совсем избежать агрессивности подростков в переходный период невозможно. Она обусловлена психологическими, физическими изменениями, которые происходят в организме ребенка. «Игра» гормонов при половом созревании выражается и в виде деструктивного поведения. Но родители могут постараться свести проявление агрессии к минимуму.
Часто в таких ситуациях обычные методы борьбы с негативными эмоциями не действуют. Агрессивность ребенка в основном находит выход в семье. Но нередко она направлена на других людей, одноклассников, друзей, учителей. Чаще всего подростки «отзеркаливают» социальную, общественную обстановку, в которой они растут
Поэтому родителям важно делать следующее:
Держать себя в руках, реагировать на негативное поведение подростка менее эмоционально, терпимо и спокойно. Лучшим вариантом будет показывать своим примером, что каждый конфликт можно решить без агрессии.
Учить подростка распознавать, справляться со своими эмоциями
Взрослый человек всегда может предложить альтернативные способы устранения отрицательных эмоций.
Акцентировать внимание ребенка не на его личности, а на определенных поведенческих проявлениях.
Выработать оптимальный стиль воспитания – принимающий. Учитывайте мнение, желания ребенка при принятии окончательных решений
Запреты, накладываемые взрослыми должны быть понятны подростку.
Чаще проявлять понимание к состоянию ребенка. Поддерживать уверенность подростка в том, что он всегда будет понят, его чувства, эмоции примут, помогут в сложной ситуации.
Направлять энергию ребенка в другое русло. В этом могут помочь занятия спортом, творческая деятельность, хобби. Такие действия преобразуют агрессивность в нормальные формы социального поведения. Личные достижения, победы избавят подростка от недовольства собой, внутреннего дискомфорта – первопричин агрессии.
Также необходимо постоянно повышать самооценку ребенка, научить его позитивно мыслить, внимательно относиться к себе.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Влияние воспитания и семьи на формирование агрессивного поведения
Воспитание и семья очень влияют на формирование агрессивного поведения у детей в возрасте от 1 до 6 лет. Этот период критически важен для развития личности ребенка, и агрессивное поведение, проявляемое в эти годы, может быть отражением того, что происходит дома.
1
Дети, воспитываемые в условиях чрезмерной строгости или, наоборот, полной свободы, чаще проявляют агрессию. В первом случае агрессия может стать способом выражения протеста и независимости, во втором — следствием отсутствия границ и понимания социально приемлемого поведения.
2
Недостаток внимания и эмоциональной заботы также может привести к агрессивному поведению
Дети могут использовать свое поведение как способ привлечь внимание родителей
3
Семейная атмосфера, наполненная конфликтами, скандалами или напряженностью, часто становится причиной агрессии у детей. Малыши чувствуют семейные проблемы и могут проявлять агрессию, копируя поведение взрослых. Дети – наши зеркала. Они подражают поведению родителей, включая агрессивное. Если в семье принято решать конфликты с помощью криков или даже физической силы, дети могут воспринять это как норму. Создавая дома атмосферу любви, взаимопонимания и поддержки, мы помогаем нашим детям расти счастливыми и гармоничными личностями.
Способы реагирования и коррекции агрессии у детей от года до 6-ти лет
Каждый ребенок уникален, и причины агрессии могут быть разными, но есть общие подходы и способы реагирования, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с этой проблемой.
Первый шаг к коррекции агрессивного поведения — понять его причины. Это может быть стресс, усталость, недопонимание с окружающими или даже образец поведения, перенятый от взрослых
Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять, что его беспокоит.
Важно сохранять спокойствие, даже если поведение ребенка вас сильно раздражает. Помните, что вы — пример для подражания, и ваше спокойное реагирование может помочь ребенку справиться с его эмоциями.
Четкие и понятные границы помогают детям чувствовать себя в безопасности
Объясните ребенку, какое поведение приемлемо, а какое — нет, и будьте последовательны в своих требованиях.
Поощряйте ребенка за проявление дружелюбия. Позитивное подкрепление в виде похвалы или небольшой награды за хорошее поведение может мотивировать ребенка вести себя лучше.
Научите ребенка выражать свои чувства и потребности словами, а не агрессией. Ролевые игры, обсуждение сказок и примеры из жизни могут помочь в этом.
Иногда агрессия — это просто способ выплеснуть избыток энергии. Убедитесь, что у ребенка достаточно возможностей для физической активности: игры на свежем воздухе, спортивные секции, танцы и т.д.
Если агрессивное поведение ребенка вызывает серьезную озабоченность и не поддается коррекции, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Профессиональная поддержка может быть очень эффективной.
Обращение к психологу при проявлении агрессии у детей в возрасте от 1 до 6 лет имеет ключевое значение для их здорового развития. Агрессия на этом этапе жизни часто является сигналом о глубоких эмоциональных потребностях ребенка или о трудностях, с которыми он сталкивается, но не может выразить словами.
Профессиональный психолог поможет определить корни проблемы и разработать индивидуальный подход к каждому ребенку, обучит его социальным навыкам и адекватным способам выражения эмоций.
Важно не игнорировать агрессивное поведение, так как в раннем возрасте закладывается основа для будущего социального взаимодействия и эмоционального благополучия. Обращение за профессиональной помощью — это забота о психическом здоровье вашего ребенка и вклад в его счастливое будущее
Заключение
Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается при этом девочкам. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.
Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность на лиц, архетипически им соответствующих, — учителей, врачей, психологов и других специалистов
Это важно учитывать всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже возможности с ними справиться. Некоторые особо впечатлительные юноши и девушки распространяют этот перенос и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых
А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят (тем более что проявлять свою агрессию среди них более безопасно).