Тезисы о школьном самоуправлении

Образование будущего из далекого прошлого: чему и как учили в 6 экспериментальных школах начала xx века

Примеры успешной работы

Школьное самоуправление в России

Одним из ярких примеров успешной работы школьного самоуправления может служить опыт российских школ. Здесь ученики выбирают своих представителей, формируют советы, которые занимаются координацией работы между администрацией, учителями и учениками. Среди преимуществ такой работы — участие учеников в принятии важных решений и повышение уровня самоорганизации и ответственности. Например, ученики могут сами выбрать, какие мероприятия проводить, какие проблемы решать и т.д.

Школьное самоуправление в США

В США работа школьного самоуправления также является распространенной практикой. В некоторых школах ученики выбираются на важные посты, такие как председатель школьного совета или заместитель директора по учебной работе. Также проводятся выборы по разным направлениям, например, культурной или спортивной. Отличительной особенностью американской модели является еще более широкий спектр возможностей для учеников — так, они могут принимать участие в выборе учебного плана, разработке бюджета школы и т.д.

Международный опыт

В некоторых странах миряне участвуют в управлении образовательными учреждениями. Это, например, практикуется в Австрии, Бразилии, Польше и других странах. Школьное самоуправление позволяет ученикам принимать участие в принятии важных решений, вырабатывать лидерские качества и навыки управления

Эта практика является не только важной в образовании, но и помогает формировать гражданское сознание и активность молодого поколения

Первая Вальдорфская школа

Германия, 1919

В марте 1919 года директор табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиль Мольт, вняв жалобам своих сотрудников на плачевное состояние среднего образования в Германии, решает создать экспериментальную школу для детей своих работников. Создание школы он поручает Рудольфу Штайнеру — доктору философии, известному педагогу, основателю антропософии.

Штайнер, много лет вынашивавший собственную педагогическую систему, охотно берется за возможность реализовать ее на практике. Он сам набирает педагогов, проводит для них интенсивные семинары, и в сентябре того же года школа открывается — сразу с восемью классами и 256 учениками. Обучение было бесплатным — деньги на ее функционирование и зарплату учителям выделял Мольт.

Одна из главных идей Вальдорфской школы — «неопережение» развития ребенка. Учебный план для каждой возрастной группы включал только то, что ребенок мог без внутреннего сопротивления освоить на этом этапе.

Школа Абботсхолм

Великобритания, 1889

«Новую школу» Абботсхолм открыл в 1889 году тридцатилетний английский педагог-реформатор Сесил Редди. Школа-интернат, которой он лично руководил вплоть до 1927 года, стала для него лабораторией, где он испытывал на практике свои идеи о «новом воспитании».

Учреждение расположилось в сельской местности в графстве Девоншир: Редди был убежден, что связь с природой — важнейший элемент воспитания. Учились в ней только мальчики; в первый год воспитанников было всего шесть, в последующие — около шестидесяти (не больше шестнадцати человек на класс). Каждый день делился на три блока: первая половина дня — академические занятия, днем — спорт и физический труд в мастерских, на огороде или в саду, вечером — отдых и творчество. Учебный курс был нацелен на всестороннее развитие: мальчиков обучали естественным и гуманитарным дисциплинам, преподавали иностранные языки, учили петь и играть на музыкальных инструментах. Был даже курс полового воспитания (впервые в истории британских школ).

Уровни школьного самоуправления

Процесс школьного самоуправления является довольно сложным и трудоемким. Он обладает огромным воспитательным потенциалом, а потому, требует тщательной организации.

По своей структуре, самоуправление в школе предполагает уровневую организацию деятельности. Выделяют следующие уровни школьного самоуправления:

  1. Уровень отдельного класса. Он основан на самоуправлении в рамках одного коллектива учащихся – класса. Именно посредством классного самоуправления осуществляется формирование основ социальной деятельности и взаимодействия, расширяются и углубляются социальные знания учащихся. На данном уровне реализуется личностное развитие учащихся и освоение форм общественных отношений. Управление на уровне класса предполагает выбор лидеров и их назначение старостами классов. Они руководят классной работой, выбирая ответственных за различную деятельность: трудовая, организация мероприятий, проведение собраний. Также, осуществляется процесс планирования разнообразных дел класса.

    Рисунок 1. Органы классного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Уровень общешкольного коллектива. Он основан на приобретении навыков выполнения самостоятельной общественной деятельности. Управление реализуется на уровне школы и ориентировано на решение различных задач общешкольного значения. Данный уровень управления реализуется посредством создания какого-то органа. Это может быть Совет школы, в который входят представители каждого класса и представляют его интересы. В рамках школьного самоуправления организуются школьные мероприятия разной направленности, оценивается работа классного самоуправления и анализируются итоги деятельности управленческих органов за конкретный временной период. Уровень общешкольного управления ориентирован на создание связи учащихся с родителями и педагогами, отстаивание своих ученических интересов и реализацию образовательных потребностей.

    Рисунок 2. Ученический совет школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Уровень самоуправления образовательного заведения. Он связан с решением задач школьного значения, но на более высокой ступени. На этом уровне происходит участие учащихся в проектирование образовательной программы учебного заведения, определении направлений работы школы на перспективу, установлении связи с общественными организациями. Учащиеся принимают участие в составлении разнообразных школьных проектов и несут ответственность за принятые решения.

Школьное самоуправление создает все необходимые условия для личностного роста и развития каждого учащегося. Оно стимулирует к общественно полезной деятельности, формирует ответственность, развивает инициативность учащихся разных возрастных групп.

История школьного самоуправления

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля — о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей .

Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления. В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление .

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления . С 2006 г. образовательные учреждения руководствуются законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам .

Рекомендованное редакцией

  • Сбер, Минобрнауки и крупнейшие работодатели предложили улучшить процесс практики студентов

    Программа молодёжного и студенческого туризма «Студтуризм.рф» обеспечит стажировки и трудоустройство студентов

    Яндекс Учебник запустил Математическую олимпиаду для школьников

    > все статьи раздела

  • Армия-2022: марийские и московские учёные предствили  разработки 
для оборонной промышленности и сельского хозяйства

    Молодые ученые БашГУ помогут развитию авиационной промышленности

    Политех провел первую встречу амбассадоров университета

    > все статьи раздела

  • Юных героев наградили нагрудным знаком «Горячее сердце»

    Вторая жизнь Командира

    Ксения Безуглова: «Главное, что я могу дать людям — это надежду и веру в себя»

    > все статьи раздела

  • Конкурс ВКР выпускников исторических факультетов. Заявки до 30 сентября

    Всероссийский конкурс литераторов «Без срока давности». Заявки до 30 сентября

    Успех к 30: взгляд на новый мир

    > все статьи раздела

  • Более 400 студентов из Гатчины посетили фестиваль «Уличные культуры 2022»

    Студенты УрГУПС заняли третье место во Всероссийских соревнованиях «Солнечная регата»

    Фестиваль «Уличные культуры 2022» объединил более 300 студентов из донской столицы

    > все статьи раздела

  • «У самого белого моря» в прокате с 8 сентября

    Алексей Рыбников представляет концерт с участием звёзд «Голоса»

    «У самого Белого моря»: фильм удостоен награды международного кинофестиваля «Одна шестая»

    > все статьи раздела

  • Маршрут к мечте построен: запуск программ молодежного туризма «Больше, чем путешествие»

    Who is Russia: команда иностранных-блогеров миллионников проедется по разным регионам России

    Вышла итоговая версия путеводителя по сельскому туризму

    > все статьи раздела

  • Форум Ладога-2016. Регистрация до 12 мая

    Форум Амур-2016. Регистрация до 1 июня

    Форум УТРО-2016. Регистрация до 21 мая

    > все статьи раздела

Школа Левицкой

Российская империя, 1900

Одну из самых интересных авторских школ Российской империи открыла в Царском Селе Елена Сергеевна Левицкая, внучка писателя и историка Николая Полевого. Прежде чем открыть собственное учебное заведение, Левицкая совершила несколько поездок в Англию, Францию и Германию, где тщательно изучила организацию работы «новых школ».

Первое, что отличало школу Левицкой — совместное обучение мальчиков и девочек. Эта идея была настолько революционной для России тех времен, что Левицкой пришлось добиваться специального разрешения министра народного просвещения (а тот, в свою очередь, сначала должен был получить личное одобрение царя).

Левицкая пыталась создать в школе максимально семейную, домашнюю атмосферу. Именно поэтому в каждом классе было всего несколько учеников (к примеру, в 1915 году в восьми классах школы обучалось всего 46 человек — и на них приходилось 34 преподавателя). Как в большинстве «новых школ», здесь было организовано самоуправление: например, существовал товарищеский суд, где ученики сами разбирали проступки одноклассников. Утвердить решение суда, правда, должны были наставники; но те в большинстве случаев соглашались с учениками, так что суд не был декоративным. При этом ябедничество осуждалось, а анонимные жалобы преподаватели не рассматривали вовсе.

Учеников с первых дней приучали к самостоятельности.

Средняя школа в городе Далтон

США, 1916

Педагог Хелен Паркхёрст впервые задумалась о новой системе образования в начале 1900-х, когда работала учительницей в сельской школе. У нее были сорок учеников, восемь возрастных групп и всего одна классная комната — и нужно было придумать, чем занять остальные семь групп, когда она работает с восьмой. Лучшим выходом, решила она, будет дать каждому школьнику индивидуальное задание. Для работы над этими заданиями-проектами она организовала в школе предметные лаборатории (впрочем, в той школе «лабораториями» служили углы в классной комнате, коридоре и подсобке).

Эта идея стала основой Далтон-плана — системы обучения, где традиционные классы и уроки почти целиком заменялись индивидуальной работой. Паркхёрст продумывала и разрабатывала систему много лет, прежде чем внедрить ее в средней школе города Далтона, штат Массачусетс.

Советы для учеников и учителей

Ученикам:

Проявляйте инициативу и предлагайте свои идеи для улучшения жизни в школе. Ваш голос важен.
Участвуйте в выборах председателя класса и школьного совета

Эта практика развивает навыки лидерства и ответственности.
Помните, что вам важно представлять не только себя, но и свой класс. Ставьте общие интересы выше личных.
Будьте готовы к диалогу с учителями и администрацией

Совместно можно найти решения, которые будут устраивать всех.
Чтобы успешно руководить своим классом, вам нужно быть дисциплинированным и ответственным учеником. Это важно.

Учителям:

Признайте важность школьного самоуправления и поощряйте активное участие учеников в этом процессе.
Предоставьте своему классу возможность выбирать председателя и делегата в школьный совет. Это поможет развить навыки лидерства и ответственности.
Будьте готовы выслушать мнение своих учеников и рассмотреть их предложения

Это поможет установить доверительные отношения в классе и создать команду, где каждый имеет голос.
Дайте возможность своим ученикам мероприятий для школьного самоуправления проявить свои способности и творческие возможности.
Учите своих учеников брать ответственность за свои действия, работать в команде и решать конфликты мирным путем.

Школа-интернат С. Френе

Франция, 1935

Французский педагог Селестен Френе вырабатывал свою педагогическую технику много лет. Все свои идеи он реализовал в основанной им в 1935 году школе-интернате в городе Пиульи, где проработал до конца жизни.

Главная цель образования, считал Френе, — развитие в ребенке самостоятельности. Поэтому его школа строилась на принципах самоуправления: ее возглавлял Совет, в который входили сам Френе и несколько учащихся, которых переизбирали каждый год.

Френе был противником учебников: он считал, что они навязывают детям логику взрослых. Вместо них использовались карточки-фишки, которые печатались в школьной типографии. Карточки-фишки были двух типов: первые содержали учебный материал, вторые — вопросы и задания (арифметические задачи, грамматические упражнения, вопросы по предметам). Предполагалось, что ученик сначала изучал «информационную» фишку, а потом отвечал на фишку-вопрос. Старшие ученики не только использовали карточки, но и сами составляли их.

Другой новаторской формой обучения были «свободные тексты» — сочинения на самую разную тематику в свободной форме. Лучшие тексты учитель отбирал, редактировал, дополнял и отдавал в печать в школьную типографию, после чего их тоже использовали как пособия.

Как организуется школьное самоуправление?

Школьное самоуправление — это система управления школой, основанная на принципах демократии и участия школьников в принятии решений. Ее основная цель — создать условия для самореализации и развития учащихся, повышения ответственности и самостоятельности в учебе и жизни.

Организация школьного самоуправления начинается с выборов представителей классных коллективов. Каждый класс выбирает своего ученического председателя и его заместителя, которые представляют интересы своего класса на школьном собрании. На школьном собрании избираются школьный ученический совет и его председатель.

Школьный ученический совет — это орган управления школой, который состоит из представителей всех классов и занимается отстаиванием общих интересов школьников. Члены совета решают важные вопросы, касающиеся жизнедеятельности школы — проведение мероприятий, ремонта учебных помещений, обеспечения безопасности учащихся и других вопросов.

В школьном ученическом совете участвуют не только представители классов, но и ученические объединения — спортивные, художественные, научно-технические кружки и клубы. Они также имеют своих представителей в школьном ученическом совете и могут активно участвовать в решении вопросов, касающихся их направления деятельности.

Школьное самоуправление важно для создания благоприятной образовательной среды, повышения мотивации школьников к учению и активного участия в жизни школы. Оно также формирует навыки коммуникации, управления, лидерства и ответственности, которые будут полезны в будущей жизни каждого ученика

Школьное самоуправление и его воздействие на личностное развитие учащегося

Становясь участником школьного самоуправления, учащийся повышает свою самооценку. Он чувствует свою значимость и ответственность за деятельность, за поступки и решения. Кроме того, оно формирует навыки реализации управленческой деятельности, учит взаимодействию с разными людьми.

В ходе школьного самоуправления каждый его участник активно развиваются. У него формируются следующие навыки:

  1. Прогнозирование принятия того или иного решения, совершенного действия, а также действий других членов коллектива;
  2. Умение оценивать сложившуюся ситуацию и проектировать перспективу ее развития во времени и пространстве;
  3. Умение нести ответственность за себя, свою деятельность и деятельность других людей;
  4. Умение отстаивать свою точку зрения, взгляды и убеждения, аргументировать и обосновывать их;
  5. Умения строить деловые отношения с разными возрастными категориями граждан;
  6. Умение действовать сообща;
  7. Поиска и анализа информационных ресурсов;
  8. Соблюдать логичность своей деятельности и суждений;
  9. Требовательность к собственной личности и личностям других учащихся.

Чтобы процесс школьного самоуправления был продуктивным, требуется организация грамотного руководства им. Педагог организует руководство самоуправлением, координирует данную деятельность, выдвигая определенные требования к ее организации.

В «Дубравушке» подготовка к мероприятиям вместе с детьми происходит в формате коллективно-творческих дел или мини-проектов.

Участники самоуправления вместе с педагогами работают в малых группах. Благодаря этому, каждый берет задачу и доводит до конца ее выполнение. Ответственные определяются исходя из того, кому и чем интересно заниматься. В процессе подготовки ребята встречаются, общаются и обязательно получают помощь, если что-то не получается. После мероприятия педагоги благодарят всех за участие, анализируют, что получилось, какие были ошибки и что можно было бы сделать по-другому. Для ребенка здесь является ценным то, что он получает опыт, взаимодействует в команде, делает реальный, полезный продукт для других и видит практический результат своих усилий.

Поддержка новых учеников.

В третьей четверти, когда в школе-пансионе появилось много новых учеников, ребята приходили в корпуса, знакомились с ними, интересовались, как у них дела, рассказывали о себе и своих занятиях, приглашали на  мероприятия. Это отличная поддержка в период привыкания к новым условиям жизни. Так у новичков появляются знакомые девушки и парни, к которым можно обратиться. Если тебя поддерживает сверстник, то становится уже не так страшно и одиноко!

Украшение пространств к различным праздникам.

В декабре активная группа ребят из 5-7 классов придумала, как можно было бы украсить столовую к Новому году. Педагоги поддержали их и помогли в подготовке. Ученики сами оформляли зал в несколько этапов, решали, что, где и в каком дизайнерском соотношении будет расположено. Кроме этого, они предложили провести различные активности к празднику – зимнюю фотосессию, конкурс стихов и поздравлений.

Инициатива стала традицией! Теперь ребята оформляют пространства и на другие праздники, например, на День Святого Валентина.

Создание украшений – это огромный труд самих детей. Ведь нужно не только придумать, но и воплотить идею в жизнь, потратив свое свободное время! Вырезать красивое украшение из бумаги, запустить увлекательный конкурс, оформить информационный стенд – самому сделать что-то для красоты и уюта.

Участие в школьном самоуправлении:

  • формирует ценностное отношение ребенка к себе и другим;
  • даёт возможность проявить способности и уникальность личности, найти интересное дело и стать его организатором
  • развивает личную ответственность за выполнение порученных дел, инициативность, самостоятельность, лидерские качества, а также стремление внести что-то новое в окружающий мир;
  • формирует привычку проявлять социальную и творческую активность.

Актуальные новости

  • Начнем будущее вместе: Всемирный фестиваль молодёжи 2024 открыт!

    Открытие Года семьи в России

    Завершился III Конгресс молодых ученых

    На выставке-форуме «Россия» открылись павильоны «Дом молодёжи» и «Первые в России — стране возможностей»

  • Международная выставка-форум «Россия» открылась в Москве

    Российское общество «Знание» запустило круглосуточную трансляцию Знание.ТВ

    В Ульяновске завершился специальный открытый трек Премии «Студент года. Педагоги»

    В Мордовии наградили лауреатов второй народной премии «Время героев»

  • Завершился Международный фестиваль университетского спорта

    16 005 000 рублей на поддержку молодежных проектов

    В Крыму открыли Академию творческих индустрий «Меганом»

    В Перми стартовал XXXI всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»

    300 дней до начала «Игр Будущего»

    В СПбГУ состоялась презентация молодежного сообщества ВЫЗОВ

    В Екатеринбурге открылся всероссийский фестиваль профориентации «Билет в будущее»

    В России запустился проект «Менделеевская карта»

  • Президент России дал старт Году педагога и наставника

    Марафон «Наука в лицах» 2023

    Владимир Путин вручил премии молодым ученым

    Встреча Президента с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций

  • В России учреждено детско-юношеское объединение «Сила – в знании!»

    В России появится новое молодежное движение «Вызов»

    Студенты встретились с Президентом России

    Всероссийский просветительский марафон 2023

  • 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника

    Россия: XXI век. Потенциал молодых

    18-23 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022

    12-17 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022

  • Запущен сервис «Навигатор возможностей» для молодежи

    Урок английского стихосложения по Шекспиру

    Хожу-пишу

    Беречь слово, как зеницу ока

  • Как мне стать сильней. Из жизни провинциальных писателей

    На перепутье. О преодолении кризиса

    Король постов и пабликов

    Я борюсь с ленью

  • Сериалы, как жвачка

    Разрешите пригласить Вас на прогулку по стихам…

    Учитель-анимешник

    «Маяковский. Прогулка» — премьера в «Сфере»

Как стать частью школьного самоуправления?

Если вы заинтересованы в участии в школьном самоуправлении, то первым шагом будет обращение к учителю-руководителю данной организации, которая уже функционирует в вашей школе.

Также можете поинтересоваться в школьном совете или администрации школы, есть ли в планах открыть новую организацию.

Как только вы найдете свое место в школьном самоуправлении, вам нужно будет представить свои идеи. Помните, что ваша задача заключается не только в том, чтобы быть частью команды, но также предоставлять уникальные идеи для развития своей школы.

Это может включать в себя различные проекты для улучшения заучиваемых материалов и изменения учебного процесса в целом, а также увеличение участия в школьных мероприятиях и организациях.

Будьте готовы к тому, что ваша работа будет требовать времени и усилий, но это будет того стоить, так как вы будете частью команды, которая создает изменения в своей школе и научится лидерству и управлению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: