Постановка и коррекция согласных звуков [ф] и [в] на занятиях по русскому языку как иностранному

Мбоу «ровеньская сош с уиоп» тема занятия: «дифференциация согласных звуков в – ф» форма проведения: урок-путешествие выполнила: учитель-логопед коваленко. - презентация

Ход занятия

1.Орг момент.

Игра с мячом. «Один — много»

Ребята, я вам буду называть один предмет, а вы мне назовете множество.

Волк – волки

Ворона – вороны

Василёк -васильки

Воробей — воробьи

Вареник – вареники

Воротник – воротники

Вокзал – вокзалы

Вышка – вышки

Валенок –валенки

— Дети, вы догадались, с каким звуком будем играть.

Ставлю на доску картинку со зв. В

— А знаете, мы сегодня будем еще играть с одним звуком, он очень похож на зв В, но он глухой.

Ставлю на доску картинку со зв. Ф

Положите руку на горлышко и назовите зв В – горлышко звенит, а теперь Ф — горлышко молчит, зв глухой.

2.Знакомство со звуками:

Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости.

Из какой сказки он к нам пришел?

Написал эту сказку Алексей Толстой

Дети, Буратино тоже собирается в школу, как и вы. Поэтому он к нам и пришел. Он хочет научиться читать и писать, но не знает ни букв, ни звуков. Давайте ему поможем узнать, ему расскажем.

А ты, Буратино, запоминай.

а) Характеристика звуков .

Дайте характеристику звуку

б)«Звонкий — глухой».

А сейчас мы с Буратино посмотрим, как вы умеете слышать эти звуки.

Дети, поднимите карточку с колокольчиком, если услышите звонкий зв В, а вот перечеркнутый колокольчик поднимите, если услышите глухой зв Ф. :

ва – фу – во- вы – фа – фо – сова – фото – фокус – волк – фары – вата — факел – завод – фон – фантик..

в) «Добавь звук»

Дети, добавьте в начало слова звук или , и назовите слово:

…рукты (), …олк (), …рач(),…ары(), …окус(),…аля(), …ова(), …онари();

г) «Составь предложение»

Дети, составьте предложения по опорным словам, подружите слова, чтобы получилось красивое предложение:

— положить, Валя, шкаф, в, кофта

(Валя положила кофту в шкаф.

Кофту в шкаф Валя положила.

В шкаф Валя положила кофту)

— филин, дерево, на, сидеть

(Филин сидит на дереве,

На дереве сидит Филин,

Сидит Филин на дереве)

— мама, конфеты, в, купить, магазин

(В магазине мама купила конфеты,

Конфеты мама купила в магазине,

Мама купила в магазине конфеты)

— валенки, Федя, на, улицу, надеть

(Валенки Федя на улицу надел,

Федя валенки на улицу надел,

На улицу надел валенки Федя)

3.Штриховка. Найди и раскрась буквы В – Ф.

4.Физминутка

«Вновь у нас физкультминутка».

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

5. Дети, Буратино любит очень вафли, но как пишется, он не знает, давайте поможем ему.

Дети, в кассах выложите слово «Вафли». Постройте звуковую схему этого слова, поделите слово на слоги с помощью счетных палочек.

И по очереди объясняют это слово.

6. Самостоятельная работа.

Дети, а сейчас мы покажем Буратино, как и другие слова пишутся.

Выберите себе картинку и выложите это слово в кассах, затем сделаете звуковую схему этого слова, и с помощью счетных палочек поделите это слово на слоги.

(Затем каждый отвечает, например, в слове овощи звук В — согласный твердый, находится в середине слова. В слове овощи три слога.)

7. Дети, а теперь давайте составим предложения с каждой картинкой.

не менее 6 слов:

Например: Я с мамой приготовила из овощей вкусный суп.

8.Итог занятия: Дети, теперь Буратино выучил буквы и звуки, и даже знает, как писать сладкое слово «вафли». Буратино говорит вам — спасибо.

А сейчас вспомним, в какие мы игры играли.

«Штриховка»

«Один – много»

«Добавь звук»

«Звонкий –глухой»

«Составь предложение»

Работали с кассами

Пример HTML-страницы

Ход занятия.

I. Организационный момент

Сядет тот, чьё имя начинается на звук.. .

II. Дифференциация звуков В-Ф

Назвать одинаковый последний звук в словах : шкаф, жираф, шарф. Назвать одинаковый первый звук в словах : валенки, васильки, ворота

Сравнить артикуляцию В-Ф (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков, обозначение

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук В» : В, Ф., ВА, ФА, ФЫ, ВЫ.

«Скажи наоборот»

ВА-ФА, ВО-ФО, ФЫ-ВЫ, ВУ-ФУ.

Повторить за логопедом серию слогов:

ВА-ВА-ФА ФА-ФА-ВА ФА-ВА-ФА ВА-ФА-ФА

Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ

(в помощь даются картинки)

сли (вы, бук (вы, шар (фы, шка (фы, тык (вы).

Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне) : фрукты, фартук, флаг, ваза.

Восстановить последовательность картинок.

Дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки, затем дети должны назвать картинки по порядку.

Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне) : ворона, варежки, диван, фонарь.

Дидактическая игра «Назови картинку».

Логопед переворачивает картинку, а дети должны отгадать эту картинку из серии.

Дидактическая игра «Магазин».

Детям предлагается купить в магазине картинки. Чтобы их купить нужно иметь карточку. А чтобы получить карточку нужно придумать слово со звуком В. Дети придумывают слова со звуком В и получают полоски бумаги с синим кружкрм (в начале, середине, конце).

Логопед: «В магазине продаются картинки со звуком Ф. Если у вас полоска, где кружок в начале, то вы можете купить картинку, где звук Ф в начале слова, если круг посередине – картинку, где звук Ф в середине слова, если круг в конце – картинку со звуком Ф в конце слова».

Письмо от Незнайки.

Логопед: «Пока мы с вами играли, почтальон принёс письмо от Незнайки. Незнайка нарисовал одуванчик и придумал стишок: Носит одуфанчик жёлтый сараванчик! Правильно написал Незнайка? Исправьте его».

III. Физкультминутка.

Логопед: «Встаньте, вспомните, где левая рука, где правая рука. Теперь мы поиграем в фигуры. Выполняйте по команде: левую руку вперёд, правую за спину, правую руку на пояс, левой закройте правый глаз и т. д.».

IV. Дифференциация звуков В’ — Ф’ • К нам в гости пришли куклы Вика и Фима. Назовите первый звук в слове

Вика? Фима?

• Сравнить звуки В’ и Ф’ по артикуляции, обратив внимание на «работу

горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

• Дидактическая игра «Скажи наоборот».

ВЯ-ФЯ, ВИ-ФИ, ФИ-ВИ, ФЕ-ВЕ.

• Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков В’ и Ф’). Веник, ведро, ветер,

фисташки, ферма, фишки, фиолетовый, велосипед.

• Составить предложения со словами: фисташки, медведи.

• Подари подарки Вике и Фиме ( картинки: вишни, ветки, вилка, ведро,

конфета, фикус, фиалки, филин).

Итог занятия.

Дифференциация звуков [в-ф], [в’-ф’] и букв В – Ф в слогах, словах и предложении, соотнесение буквами В, Ф

Организация: МБОУ «Ермаковская СШ №2»

Населенный пункт: Красноярский край, Ермаковский район, с. Ермаковское

Цель: формировать умение дифференцировать звуки — и соотносить их с буквами «в», «ф».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков -.
  2. Учить дифференцировать звуки – изолированно, в слогах, словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме.
  3. Формировать навыки устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.
Развивать общую моторику.
Развивать грамматический строй речи (формировать навыки словообразования и словоизменения).
Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале слогов, слов, чистоговорок.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей.
  2. Формировать навык самоконтроля.
  3. Формировать коммуникативные навыки.
  4. Обогащать представления об окружающем мире.
  5. Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки, характеристика звуков, образцы правильного написания букв, мяч, индивидуальные карточки с заданиями, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.

  1. Постановка цели урока

Логопед: Попробуйте разгадать загадки.

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти

И от нас укрылись в листьях.

Дети: Виноград

Логопед: Молодцы! (выкладывает картинку винограда)

Фиолетовый цветочек,

Мягкий, бархатный листочек.

Ночью нежный аромат

Наполняет лес и сад.

Дети: Фиалка

Логопед: Умнички! (выкладывает картинку фиалки) С каких звуков начинаются отгадки?

Дети: и

Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Дети: Мы будем учиться различать эти звуки.

Логопед: Правильно. Скажите, пожалуйста, какие органы участвуют в произношении звуков и ?

Дети: Губки, зубки и язык.

Логопед: Молодцы! А в произношении звуков и ?

Дети: Тоже губки, зубки и язык.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку : согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий.

А теперь характеристику звуку : согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.

Чем похожи и чем отличаются наши звуки.

Логопед: какой буквой мы обозначим звуки -?

Дети: Буквой «вэ». (НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА В)

Логопед: А звуки -?

Дети: Буквой «эф». (НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Ф)

Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Посмотрите на экран.

А теперь обведем букву в воздухе. Молодцы!

Откройте тетради, запишите число. Пропишите образцы букв до конца строчки

  1. Речевая зарядка.

Логопед. Немного отдохнем.

Пропойте на одном выдохе гласные звуки

А – э – о – у

О – у – ы – э

А – э – ы – о

О – у – а – ы

Повторите серию слогов :

Ва – во — ву – вы – вэ

Фа – фо – фу – фы – фэ

Ви – ве – вя – вё – вю

Фи – фе – фя – фё – фю

Чистоговорки:

Ва – фа – ва – вот высокая гора

Фы – фы – вы – даже выше головы

Ва – ва – фа – у нас новая софа

Фе – ве – фе – посижу я на софе

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза

Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим

Перед вами карточки найдите обведите букву в в кружок, букву ф в квадрат

В Д Н У Ф Г А В Ф О Ш К В Ж Ф

В Ф В Ц Щ В Е Н Л В Д Р Н В Р Э

В Ф П Ы Ц Ф К Ф В ЖТ Р Ф Е Р Н

  1. Развитие фонематического анализа и грамматического строя речи

Логопед. Молодцы! Нужно распределить картинки на 2 группы: со звуками или под буквой «В», со звуками или под буквой «Ф». Работа у доски.

(виноград. Слива, вишня, ежевика, киви, финик, фикус, фиалка, флоксы, шафран)

  1. Динамическая пауза

Логопед. Если услышите звук в поднимаем ручки вверх, если звук ф – ставите ручки на пояс.

Речевой материал: вата, форма, ива, ваза, фокус, квас, Ваня, филин, совы, волк, фартук, хвост.

  1. Работа с предложением

Логопед. А теперь, надо найти спрятавшееся слово среди букв. На каждой строчке спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово.

к н з В в а н п И т р ы ч Ш л о ш у к Н т р г Ю

и к р В с т н А л м Н п д Я х з ц ж п р

щ д С к л е О д т ъ Р х э ж В а у й А ь т о Л

д р ь В о г л К щ д з э х У и т с ы С ю д Н з л У к с р Ю

Слова: вишню, Ваня, сорвал, вкусную.

Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами?

Ваня сорвал вкусную вишню.

Логопед: Запишите получившееся предложение в тетрадь. Подчеркните звуки в, ф синим и зеленым карандашом.

Молодцы!!!

  1. VIII.Итог занятия. Рефлексия

Логопед. Молодцы! Вы хорошо поработали.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,4 МБ

Опубликовано: 01.03.2024
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: