Ход занятия
1.Орг момент.
Игра с мячом. «Один — много»
Ребята, я вам буду называть один предмет, а вы мне назовете множество.
Волк – волки
Ворона – вороны
Василёк -васильки
Воробей — воробьи
Вареник – вареники
Воротник – воротники
Вокзал – вокзалы
Вышка – вышки
Валенок –валенки
— Дети, вы догадались, с каким звуком будем играть.
Ставлю на доску картинку со зв. В
— А знаете, мы сегодня будем еще играть с одним звуком, он очень похож на зв В, но он глухой.
Ставлю на доску картинку со зв. Ф
Положите руку на горлышко и назовите зв В – горлышко звенит, а теперь Ф — горлышко молчит, зв глухой.
2.Знакомство со звуками:
Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости.
Из какой сказки он к нам пришел?
Написал эту сказку Алексей Толстой
Дети, Буратино тоже собирается в школу, как и вы. Поэтому он к нам и пришел. Он хочет научиться читать и писать, но не знает ни букв, ни звуков. Давайте ему поможем узнать, ему расскажем.
А ты, Буратино, запоминай.
а) Характеристика звуков .
Дайте характеристику звуку
б)«Звонкий — глухой».
А сейчас мы с Буратино посмотрим, как вы умеете слышать эти звуки.
Дети, поднимите карточку с колокольчиком, если услышите звонкий зв В, а вот перечеркнутый колокольчик поднимите, если услышите глухой зв Ф. :
ва – фу – во- вы – фа – фо – сова – фото – фокус – волк – фары – вата — факел – завод – фон – фантик..
в) «Добавь звук»
Дети, добавьте в начало слова звук или , и назовите слово:
…рукты (), …олк (), …рач(),…ары(), …окус(),…аля(), …ова(), …онари();
г) «Составь предложение»
Дети, составьте предложения по опорным словам, подружите слова, чтобы получилось красивое предложение:
— положить, Валя, шкаф, в, кофта
(Валя положила кофту в шкаф.
Кофту в шкаф Валя положила.
В шкаф Валя положила кофту)
— филин, дерево, на, сидеть
(Филин сидит на дереве,
На дереве сидит Филин,
Сидит Филин на дереве)
— мама, конфеты, в, купить, магазин
(В магазине мама купила конфеты,
Конфеты мама купила в магазине,
Мама купила в магазине конфеты)
— валенки, Федя, на, улицу, надеть
(Валенки Федя на улицу надел,
Федя валенки на улицу надел,
На улицу надел валенки Федя)
3.Штриховка. Найди и раскрась буквы В – Ф.
4.Физминутка
«Вновь у нас физкультминутка».
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Дети, Буратино любит очень вафли, но как пишется, он не знает, давайте поможем ему.
Дети, в кассах выложите слово «Вафли». Постройте звуковую схему этого слова, поделите слово на слоги с помощью счетных палочек.
И по очереди объясняют это слово.
6. Самостоятельная работа.
Дети, а сейчас мы покажем Буратино, как и другие слова пишутся.
Выберите себе картинку и выложите это слово в кассах, затем сделаете звуковую схему этого слова, и с помощью счетных палочек поделите это слово на слоги.
(Затем каждый отвечает, например, в слове овощи звук В — согласный твердый, находится в середине слова. В слове овощи три слога.)
7. Дети, а теперь давайте составим предложения с каждой картинкой.
не менее 6 слов:
Например: Я с мамой приготовила из овощей вкусный суп.
8.Итог занятия: Дети, теперь Буратино выучил буквы и звуки, и даже знает, как писать сладкое слово «вафли». Буратино говорит вам — спасибо.
А сейчас вспомним, в какие мы игры играли.
«Штриховка»
«Один – много»
«Добавь звук»
«Звонкий –глухой»
«Составь предложение»
Работали с кассами
Пример HTML-страницы
Ход занятия.
I. Организационный момент
Сядет тот, чьё имя начинается на звук.. .
II. Дифференциация звуков В-Ф
Назвать одинаковый последний звук в словах : шкаф, жираф, шарф. Назвать одинаковый первый звук в словах : валенки, васильки, ворота
Сравнить артикуляцию В-Ф (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков, обозначение
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук В» : В, Ф., ВА, ФА, ФЫ, ВЫ.
«Скажи наоборот»
ВА-ФА, ВО-ФО, ФЫ-ВЫ, ВУ-ФУ.
Повторить за логопедом серию слогов:
ВА-ВА-ФА ФА-ФА-ВА ФА-ВА-ФА ВА-ФА-ФА
Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ
(в помощь даются картинки)
сли (вы, бук (вы, шар (фы, шка (фы, тык (вы).
Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне) : фрукты, фартук, флаг, ваза.
Восстановить последовательность картинок.
Дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки, затем дети должны назвать картинки по порядку.
Прослушать, как звучат слова, найти лишнее (картинки на наборном полотне) : ворона, варежки, диван, фонарь.
Дидактическая игра «Назови картинку».
Логопед переворачивает картинку, а дети должны отгадать эту картинку из серии.
Дидактическая игра «Магазин».
Детям предлагается купить в магазине картинки. Чтобы их купить нужно иметь карточку. А чтобы получить карточку нужно придумать слово со звуком В. Дети придумывают слова со звуком В и получают полоски бумаги с синим кружкрм (в начале, середине, конце).
Логопед: «В магазине продаются картинки со звуком Ф. Если у вас полоска, где кружок в начале, то вы можете купить картинку, где звук Ф в начале слова, если круг посередине – картинку, где звук Ф в середине слова, если круг в конце – картинку со звуком Ф в конце слова».
Письмо от Незнайки.
Логопед: «Пока мы с вами играли, почтальон принёс письмо от Незнайки. Незнайка нарисовал одуванчик и придумал стишок: Носит одуфанчик жёлтый сараванчик! Правильно написал Незнайка? Исправьте его».
III. Физкультминутка.
Логопед: «Встаньте, вспомните, где левая рука, где правая рука. Теперь мы поиграем в фигуры. Выполняйте по команде: левую руку вперёд, правую за спину, правую руку на пояс, левой закройте правый глаз и т. д.».
IV. Дифференциация звуков В’ — Ф’ • К нам в гости пришли куклы Вика и Фима. Назовите первый звук в слове
Вика? Фима?
• Сравнить звуки В’ и Ф’ по артикуляции, обратив внимание на «работу
горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
• Дидактическая игра «Скажи наоборот».
ВЯ-ФЯ, ВИ-ФИ, ФИ-ВИ, ФЕ-ВЕ.
• Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков В’ и Ф’). Веник, ведро, ветер,
фисташки, ферма, фишки, фиолетовый, велосипед.
• Составить предложения со словами: фисташки, медведи.
• Подари подарки Вике и Фиме ( картинки: вишни, ветки, вилка, ведро,
конфета, фикус, фиалки, филин).
Итог занятия.
Дифференциация звуков [в-ф], [в’-ф’] и букв В – Ф в слогах, словах и предложении, соотнесение буквами В, Ф
Организация: МБОУ «Ермаковская СШ №2»
Населенный пункт: Красноярский край, Ермаковский район, с. Ермаковское
Цель: формировать умение дифференцировать звуки — и соотносить их с буквами «в», «ф».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков -.
- Учить дифференцировать звуки – изолированно, в слогах, словах, в предложении на слух и правильно обозначать их на письме.
- Формировать навыки устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
Развивать фонематический и слоговой анализ и синтез.
Развивать общую моторику.
Развивать грамматический строй речи (формировать навыки словообразования и словоизменения).
Развивать правильное дыхание и четкость дикции на материале слогов, слов, чистоговорок.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить умению внимательно выслушивать ответы товарищей.
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать коммуникативные навыки.
- Обогащать представления об окружающем мире.
- Учить адекватно оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки, характеристика звуков, образцы правильного написания букв, мяч, индивидуальные карточки с заданиями, смайлики для рефлексии.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: Прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.
- Постановка цели урока
Логопед: Попробуйте разгадать загадки.
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти
И от нас укрылись в листьях.
Дети: Виноград
Логопед: Молодцы! (выкладывает картинку винограда)
Фиолетовый цветочек,
Мягкий, бархатный листочек.
Ночью нежный аромат
Наполняет лес и сад.
Дети: Фиалка
Логопед: Умнички! (выкладывает картинку фиалки) С каких звуков начинаются отгадки?
Дети: и
Логопед: Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
Дети: Мы будем учиться различать эти звуки.
Логопед: Правильно. Скажите, пожалуйста, какие органы участвуют в произношении звуков и ?
Дети: Губки, зубки и язык.
Логопед: Молодцы! А в произношении звуков и ?
Дети: Тоже губки, зубки и язык.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку : согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий.
А теперь характеристику звуку : согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.
Чем похожи и чем отличаются наши звуки.
Логопед: какой буквой мы обозначим звуки -?
Дети: Буквой «вэ». (НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА В)
Логопед: А звуки -?
Дети: Буквой «эф». (НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Ф)
Логопед: Хорошо. Давайте вспомним, как пишутся эти буквы. Посмотрите на экран.
А теперь обведем букву в воздухе. Молодцы!
Откройте тетради, запишите число. Пропишите образцы букв до конца строчки
- Речевая зарядка.
Логопед. Немного отдохнем.
Пропойте на одном выдохе гласные звуки
А – э – о – у
О – у – ы – э
А – э – ы – о
О – у – а – ы
Повторите серию слогов :
Ва – во — ву – вы – вэ
Фа – фо – фу – фы – фэ
Ви – ве – вя – вё – вю
Фи – фе – фя – фё – фю
Чистоговорки:
Ва – фа – ва – вот высокая гора
Фы – фы – вы – даже выше головы
Ва – ва – фа – у нас новая софа
Фе – ве – фе – посижу я на софе
- Развитие фонематического анализа и синтеза
Ушки у вас внимательные. А глазки? Сейчас проверим
Перед вами карточки найдите обведите букву в в кружок, букву ф в квадрат
В Д Н У Ф Г А В Ф О Ш К В Ж Ф
В Ф В Ц Щ В Е Н Л В Д Р Н В Р Э
В Ф П Ы Ц Ф К Ф В ЖТ Р Ф Е Р Н
- Развитие фонематического анализа и грамматического строя речи
Логопед. Молодцы! Нужно распределить картинки на 2 группы: со звуками или под буквой «В», со звуками или под буквой «Ф». Работа у доски.
(виноград. Слива, вишня, ежевика, киви, финик, фикус, фиалка, флоксы, шафран)
- Динамическая пауза
Логопед. Если услышите звук в поднимаем ручки вверх, если звук ф – ставите ручки на пояс.
Речевой материал: вата, форма, ива, ваза, фокус, квас, Ваня, филин, совы, волк, фартук, хвост.
- Работа с предложением
Логопед. А теперь, надо найти спрятавшееся слово среди букв. На каждой строчке спряталось одно слово. Из букв, которые отличаются, составьте слово.
к н з В в а н п И т р ы ч Ш л о ш у к Н т р г Ю
и к р В с т н А л м Н п д Я х з ц ж п р
щ д С к л е О д т ъ Р х э ж В а у й А ь т о Л
д р ь В о г л К щ д з э х У и т с ы С ю д Н з л У к с р Ю
Слова: вишню, Ваня, сорвал, вкусную.
Логопед. Какое предложение можно составить с этими словами?
Ваня сорвал вкусную вишню.
Логопед: Запишите получившееся предложение в тетрадь. Подчеркните звуки в, ф синим и зеленым карандашом.
Молодцы!!!
- VIII.Итог занятия. Рефлексия
Логопед. Молодцы! Вы хорошо поработали.
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
-
file0.docx.. 1,4 МБ