Интеллект
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.
Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.
Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.
Нарушения моторики
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.
- Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
- Хождение на цыпочках
- Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
- Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
- Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
- Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
- Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти
Диагностика аутизма
Приемы воспитания и обучения вашего ребенка объяснят вам специалисты — психиатры, психологи, дефектологи, логопеды. Ваши ответы на вопросы, которые приводятся ниже, помогут специалистам лучше разобраться в поведении вашего малыша. Кроме того, вы можете самостоятельно произвести диагностику аутизма у вашего ребенка, пользуясь материалом, изложенным в нашей статье основные признаки аутизма.
Вопрос Ваш ответ | («+» да, «-» нет). |
---|---|
Ребенок эмоционально холоден — не ищет тактильного контакта с мамой, не реагирует на ласку. | — |
Не смотрит вам в глаза. | — |
Раскачивается, постукивает игрушкой по зубам, встряхивает руками. | — |
Малыш быстро возбудим, гиперактивен. | — |
Ребенок не может научиться самостоятельно есть, пить, одеваться. | — |
Не любит рассматривать книжки. | — |
Не играет с игрушками, чаще всего исследует их, облизывая и покусывая, как на первом году жизни. | — |
Проявляет свое недовольство в агрессивной форме — «рычит», кусается. | — |
Не пользуется жестами и мимикой для общения со взрослыми. | — |
Специалисты центра Логопед Профи оказывают всестороннюю помощь аутисам, осуществляют коррекцию аутизма у детей. Запишитесь на приём и мы поможем вам и вашему ребенку!
Вакцина
Одна из теории повествует о том, что аутизм вызывают прививки, сделанные детям в младенческом возрасте в процессе обязательной вакцинации. Однако на сегодняшний момент было проведено множество различных научных исследований, но ни одно из них так и не доказало связь между вакцинами, или их сочетанием с данным заболеванием. Также не было найдено абсолютно никаких доказательств того, что вещества, использующиеся при производстве вакцин способствуют возникновению расстройств аутистического спектра. Теория о том, что Тимеросал, добавляемый в вакцины увеличивает в несколько раз риск развития такого заболевания, осталась только голословной теорией.
Что такое аутизм
Под аутизмом психологи понимают нарушения развития, в течение которого основную роль играют расстройство эмоциональной сферы и коммуникативных способностей. Это расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Малыш или взрослый, страдающий аутизмом, не испытывает потребности получать ответа от внешнего мира. Его жесты, речь и эмоции не наполнены смыслом в привычном для окружающих социальном плане.
Симптомы и лечение аутизма у пациентов любого возраста зависят от формы заболевания. В понимании природы заболевания нет единого мнения: одни ученые считают, что аутизм – наследуемая патология, другие же полагают приобретенную природу заболевания основной причиной развития аутизма.
Лечение
Классификация
В МКБ-10 РАС включают восемь нозологических единиц: пять из них признаются как аутистические всеми специалистами, по поводу других трех, наиболее редких, ведутся дискуссии. В основе классификации лежат особенности этиопатогенетических механизмов и клинической картины. Выделены следующие виды расстройств:
- Детский аутизм. Начинается в возрасте до 3-х лет, но может быть диагностирован позже. Среди симптомов выделяется классическая триада: нарушение социальных взаимодействий, стереотипии, регресс речи.
- Атипичная форма аутизма. Отличается от предыдущей формы расстройства более поздним дебютом и/или отсутствием всей триады симптомов. Характерен для лиц с глубокой олигофренией, тяжелым нарушением рецептивной речи.
- Синдром Ретта. Генетическое заболевание, диагностируемое у девочек. Определяется полная или частичная утрата речи, атаксия, глубокая олигофрения, стереотипные круговые движения руками. Интерес к общению относительно сохранен, поэтому данное расстройство не всеми исследователями причисляется к РАС.
- Дезинтегративное детское расстройство. Развивается после 2-х лет нормального онтогенеза. Поведение схоже с детским аутизмом и детской шизофренией. Наблюдается не менее двух регрессий из четырех: социального навыка, языка, двигательных навыков, контроля кишечника и мочевого пузыря. Вопрос отнесения данной патологии к категории РАС остается открытым.
- Гиперкинетическое расстройство с олигофренией. Диагноз подтверждается при глубокой олигофрении с показателем IQ до 35 баллов, гиперактивностью, снижением внимания, стереотипным поведением. Включение данного заболевания в группу РАС подвергается дискуссиям.
- Болезнь Аспергера. Речевые и познавательные функции развиты лучше, чем при детском аутизме. Отличительные характеристики – эксцентричность, неуклюжесть, однообразные модели поведения, конкретное мышление, трудности понимания иронии и юмора.
- Другие общие онтогенетические расстройства. Заболевания, характеризующихся стереотипиями, качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, повторяющимися интересами. Не могут быть однозначно отнесены к какому-либо из перечисленных выше заболеваний из-за стертости или смешанности симптомов.
- Расстройство онтогенеза неуточненное. Проявляется широким спектром познавательных и поведенческих отклонений, нарушением социальной активности. Не соответствует критериям других РАС.
Диагностика расстройств аутистического спектра или аутизма у детей и взрослых
Признаки расстройств аутистического спектра часто проявляются в раннем детстве, и диагноз уже можно поставить в возрасте 2 лет.
Ранняя диагностика помогает ребенку получить поддержку в самые важные для развития годы, что будет приносить ему пользу на протяжении всей жизни.
Единого теста на аутизм, благодаря которому со 100% вероятностью можно было бы поставить диагноз «аутизм», не существуют. Для оценки состояния ребенка врачи и психологи используют поведенческие оценки, наблюдение и целый список критериев.
Диагностика аутизма у взрослых может быть сложной задачей сразу по нескольким причинам:
- Во-первых, люди, симптомы РАС у людей, которым не был поставлен диагноз в детстве, обычно довольно легкие, и врачу их сложнее распознать.
- Во-вторых, взрослый человек, уже подстроившийся под реалии жизни с аутизмом, может лучше управлять или скрывать признаки расстройства.
- И, в-третьих, в настоящее время не существует общепринятого метода диагностики расстройств аутистического спектра у взрослых.
Существуют специальные тесты самооценки, которые не могут поставить диагноз или подтвердить его, но являются хорошей отправной точкой, которая даст повод для визита к врачу.
Виды раннего детского аутизма
Симптомы
У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.
Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.
Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:
Симптом |
Описание |
Нарушение социального взаимодействия |
|
Эмоциональная составляющая |
Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы. Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр. |
Обособление от людей |
Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы |
Отсутствие понимания ролей |
Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети |
Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями |
Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия. Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает |
Нарушение коммуникации |
Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д. Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице. Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза |
Отсутствие интереса к окружающему миру |
В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве |
Стереотипное поведение |
|
Зацикливание |
В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д. |
Ритуальность действий |
Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение. Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке |
Страх и агрессия |
В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее |
Ранние симптомы аутизма |
Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой |
Диагностика
При беглом взгляде довольно трудно определить проявления аутизма у новорожденных детей. Чем раньше диагностируется заболевание, тем выше успех в реабилитации таких детей и их интеграции в социум.
Чаще остальных странное поведение детей замечают их собственные родители, особенно, если у них уже есть дети.
Специалисты из области психологии, педагогики и психиатрии несколько десятков лет работают над теми или иными способами ранней диагностики аутизма у новорожденных детей.
Диагностический метод |
Описание |
Тестовые методики |
|
Специализированные опросники |
При возникновении подозрений на наличие расстройств аутистического спектра детей младшего возраста, помимо сбора анамнеза у их родителей, применяются следующие тесты:
|
Оценка речевых способностей |
Опытный логопед оценивает коммуникативные способности ребенка, определяет наличие или отсутствие признаков аутизма |
Когнитивные тесты |
При подозрении на аутизм ребенку и его родителям предлагается пройти IQ-тест или аналогичное исследование интеллектуального развития |
Оценка адаптивной способности |
Психолог задает ребенку определенные задачи, решение которых связано со способностью к взаимодействию с окружающим миром, адаптации к той или иной ситуации, встречающихся в повседневной жизни. Аутисту предлагают описать ту или иную последовательность действий (одевание, прием пищи и др.) |
Оценка сенсорно-двигательной системы |
Дисфункция сенсорной сферы (сферы ощущений) нередко сопровождает аутизм. Специалистом проводится диагностика мелкой и крупной моторики, зрения, обоняния и слуха малыша |
Инструментальные методы |
|
Ультразвуковое исследование (УЗИ) головного мозга |
Проводится с целью исключения повреждения структур головного мозга |
Компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография |
Методы основаны на получении послойного изображения исследуемых структур. Назначаются, чтобы исключить наличие органического компонента в этиологии заболевания Пунктиром и маркером обозначено новообразование в головном мозге, способное вызвать схожую с аутизмом клиническую картину |
Электроэнцефалография (ЭЭГ) |
Иногда аутизм сопровождается приступами эпилепсии. С целью определения эпилептического очага в головном мозге проводится данное исследование |
Признаки аутизма у школьников и подростков
С возрастом аутичные дети могут сталкиваться с еще большим количеством проблем в общении, социализации и поведении. В том числе это связано с повышением требований в школе, да и в обществе в целом.
У школьников и подростков с РАС часто наблюдаются следующие особенности:
- потребности, буквально необходимость в рутинных, повторяющихся действиях;
- предпочтение одиночества любому обществу;
- отсутствие друзей и приятелей;
- агрессия;
- возбуждение, разочарование или злость из-за нарушения распорядка;
- беспокойство;
- сложности с ведением обычного разговора, в том числе с очередностью своих реплик;
- повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение или слух;
- одержимость конкретными темами или занятиями;
- сложности с восприятием невербальных и социальных сигналов;
- нахождение в необычной позе или повторяющиеся движения, такие как щелканье пальцами;
- необычные или не подходящие выражения и интонации в разговоре.
3 Симптомы
У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.
Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.
Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:
Симптом |
Описание |
Нарушение социального взаимодействия |
|
Эмоциональная составляющая |
Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы. Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр. |
Обособление от людей |
Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы |
Отсутствие понимания ролей |
Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети |
Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями |
Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия. Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает |
Нарушение коммуникации |
Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д. Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице. Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза |
Отсутствие интереса к окружающему миру |
В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве |
Стереотипное поведение |
|
Зацикливание |
В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д. |
Ритуальность действий |
Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение. Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке |
Страх и агрессия |
В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее |
Ранние симптомы аутизма |
Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой |
Причины развития аутизма
На данный момент не известно, что вызывает аутизм, но мировое научное сообщество сходится в одном: причины его развития кроются в сочетании генетических, биологических и средовых факторов. Научно доказано, что причинами возникновения аутизма у детей не являются прививки, присутствие в крови тяжелых металлов или эмоциональная холодность родителей.
Генетическую природу развития аутизма подтверждают следующие факты:
- Наличие в семье ребенка с таким заболеванием повышает вероятность рождения последующих детей с РАС до 18% (по сравнению с семьями, где нет диагностированных детей).
- Исследования близнецов показывают, что когда один идентичный (монозиготный) близнец страдает аутизмом, существует 77% вероятность того, что другой близнец тоже будет диагностирован.
- На сегодняшний день ученые идентифицировали более 200 генов, участвующих в исследовании РАС. Около 70% этих генов приводят к заболеванию через мутации de novo (то есть, мутации, возникшие впервые у ребенка с аутизмом и, отсутствующие у его родителей).
- В ходе секвенирования генома 35 000 человек с РАС и их ближайших родственников, было выявлено большое количество генетических вариаций, ассоциированных с аутизмом, но основной вывод, который удалось сделать: это гетерогенное расстройство и у каждого человека в механизм формирования расстройства вовлечены разные генетические факторы.
Пожилые родители могут быть одним из факторов развития аутизма у детей
Возраст биологических родителей старше 45 лет повышает вероятность рождения ребенка с аутизмом (причем возраст матери влияет на хромосомные аберрации, н-р синдром Дауна, а возраст отца влияет на возникновение спонтанных мутаций, н-р РАС).
Аутизм во время беременности и родов
Было обнаружено, что ожирение, диабет, бактериальные или вирусные инфекции у матери и ее иммунный ответ во время беременности могут повышать риск развития аутизма или усиливать его черты.
Экологические причины
Исследования показывают, что воздействия окружающей среды, такие как загрязнение воздуха и применение пестицидов, в сочетании с генетическими факторами, могут увеличивать риск развития аутизма.
Почему рождаются дети с аутизмом?
Любые трудности при рождении, приводящие к кислородному голоданию мозга, экстремальная недоношенность, низкий вес при рождении тоже могут повышать вероятность развития аутизма, при наличии генетических факторов.
Подводя итоги
Причин возникновения аутизма существует достаточно много, и на сегодняшний момент они еще не до конца изучены. Поэтому с достоверностью нельзя сказать, какая именно причина является основополагающей при возникновении данного заболевания. Современные положения, научные труды и исследования, проводимые в этой области, все больше заставляют склоняться к мысли о том, что единой причины вызывающей болезнь не существует. Заболевание формируется под влиянием нескольких факторов, которые в совокупности и приводят к появлению расстройств аутистического спектра.
- Источники
- 35-я городская клиническая поликлиника. – Аутизм: что это такое, причины развития, признаки.
- Клиника «Центра Стимуляции Мозга». – Ранние признаки аутизма у детей.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Дружикина Виктория Юрьевна
Специальность: терапевт, невролог.
Общий стаж: 5 лет.
Место работы: БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ».
Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.
Другие статьи автора
Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками: