Логопедическая работа с дошкольниками со стёртой формой дизартрии по дифференциации свистящих и шипящих звуков

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Введение в самостоятельную речь

Постановка звука поэтапно направлена на то, чтобы убрать дефект речи. Закрепление нового стереотипа требует времени. Иногда на это уходит около года. Автоматизацию начинают с прямых слогов: ша, шу, ши, ше и тому подобных. В качестве задания ребенку предлагают:

  • провести пальцем по звуковой дорожке и помочь змее дойти до другого объекта;
  • выкладывать разноцветные камни на стол и проговаривать слоги;
  • хлопать в ладоши или прыгать по комнате, каждое движение сопровождается слогом.

Когда получится добиться хорошего звучания, вводят обратные слоги — аш, ош, уш. Всегда нужно придумывать новые игры, так как детям быстро наскучивает механическое повторение. Можно вводить чистоговорки: ребенок произносит слоги, взрослый оставшуюся часть фразы:

  1. Дошкольник говорит: «Ша-ша-ша.
  2. Взрослый заканчивает: «….у Даши каша».

После того как будет закреплено произношение слогов, начинают автоматизацию в словах. Для начала берут группу, где стоит вначале — шапка, шина, шуба. С этим материалом можно придумать множество игр. Например, предлагается картинка с шипом и цифрами. Задача ребенка посчитать — один шип, два шипа, три шипа и так далее

Важно, чтобы он называл именно два слова

С мячиком можно играть в «доскажи словечко». Взрослый кидает игрушку в руки дошкольнику, говорит слово «Малы.», задача ребенка добавить и назвать слово целиком. Для развития памяти предлагается ряд слов, которые дошкольник должен повторить. Если ему сложно воспроизвести четыре слова, ряд сокращают. После того как удастся закрепить произношение слов первой группы, переходят к группе с позицией в середине слова, потом в конце. Только потом переходят к предложениям.

Еще одна часть работы — это дифференциация звуков и . Для каждого берут свой символ, например, змею и насос

С ребенком разбирается характеристика каждого звука, обращая внимание дошкольника на различия — при произнесении воздух холодный, при — теплый. Материал берется в такой же последовательности, как и при автоматизации, — слоги, слова, предложения

Публикация «Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков» размещена в разделах

  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Логопедические занятия
  • Темочки

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука ; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука в ряду звуков; развитие функции языкового анализа и синтеза;воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование: картинки: артикуляционная гимнастика для свистящих; образ звука ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия.

3. Артикуляционные упражнения.

• Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия).

• Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса, с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох у___ ы___ э___

4. Коррекция изолированного звука.

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда.

5. Работа над звуком в открытом слоге.

• Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально

Обращается внимание на точность артикуляции звука и гласных

с___а с___у с___о с___ы

• Работа над силой голоса произнесение слогов, звукоподражаний и с различной громкостью.

• Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания: выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу». Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

«Мимические упражнения». Использовать мимические картинки для автоматизации звука.

• Работа на звуком в шутках. Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый: Говорит ребенок:

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

• Какой первый звук в слоге са? Какой второй звук?

• Сколько звуков в слоге са?

• Звук «подружился» со звуком . Какой слог получился?

• Есть ли звук в словах сок, сын, сумка, самосвал?

• Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ).

Пример: 1 – 2 – са – саса.

Ритмы: 2 – 1,2 – 2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

• Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком , к букве с — картинки со звуком . Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

• Определение позиции звука в словах слон, носорог, ласка.

• Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук в ряду звуков».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

• Игра «Найди слоги со звуком » (условия те же) : са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.

Вызывание звука

Перед началом урока с ребенком разбирают правильное произношение звука . Для облегчения восприятия можно использовать специальные схемы. Артикуляционный аппарат принимает следующие положения:

  • губы чуть выдвинуты вперед и округлены;
  • кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их;
  • боковые края прижимаются к верхним коренным зубам.

При произнесении звука воздух теплый. Ребенку стоит поднести руку ко рту и почувствовать это. В качестве сравнения можно использовать звук — при нем идет холодный воздух. Характеристики звука тоже разбирают с дошкольником — согласный, глухой, твердый. Эту информацию дошкольник должен запомнить.

Существует несколько способов постановки звука . Самый простой — механический. Для него понадобится специальный инструмент из комплекта постановочных зондов Ф. А. Рау. Либо его можно заменить обычным медицинским шпателем. Ребенка просят произносить слоги «са-са-са», в это время инструмент заводится под кончик языка и поднимает его.

Еще один прием — по подражанию. Взрослый показывает, как правильно нужно говорить, показывает все особенности артикуляции и просит ребенка повторить. В некоторых случаях это удается сделать с первого раза.

Дошкольнику может быть сложно научиться выговаривать звук. Стоит попробовать игровой прием: предлагается ситуация, где мама крепко спит, чтобы ее не будить нужно шепотом сказать «Тсссс», поднести палец к губам. После предлагается сделать это снова, но с немного другой артикуляционной позой: язык поднят наверх и убран за верхние зубы. Получится «Тшшш», постепенно нужно удлинять это сочетание и убирать звук .

Если ребенок чисто произносит звук , то от него можно поставить и . Для этого нужно шепотом длительно рычать, слегка сбавляя напор воздуха, пока не послышится шипение. Вибрацию можно остановить шпателем — для этого нужно прикоснуться инструментом к нижней части языка. После того как будет получен чистый изолированный звук, переходят к автоматизации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: