Алалия — причины, симптомы и лечение

Сенсорная и моторная алалия

Объясним это понятным языком на примере симптоматики моторной формы расстройства

При этом нарушении симптомы могут быть речевыми либо неврологическими, психологическими.

Неврология проявляется в двигательных нарушениях – тяжелой координацией, недоразвитием пальчиковой моторики. Сложности человек испытывает, например, в застегивании пуговиц, складывании пазлов, нанизывании бусинок на нить.

Психологические нарушения прослеживаются в расстройстве внимания, памяти, восприятия. Обычно дети утомляются быстро во время занятий, в сравнение с остальными у них понижена работоспособность и есть речевой негативизм. Может быть затронуто интеллектуальное развитие, однако эта проблема с правильной коррекцией исчезает сама по себе.  

При афферентной алалии ребенок способен разговаривать правильно, однако у него наблюдаются дефекты звукопроизношения, замены парных фонем, в результате которых нарушается формирование слова. 

Эфферентная алалия влияет на слоговую структуру, искажая ее, так как есть проблемы с выполнением артикуляционных движений. Часто эфферентные алалики начинают заикаться.

Как правило, при моторной алалии скудный словарный запас. Детям с трудом даются новые термины и определения. В речи путают падежи, часто ставят все малознакомые слова в именительный падеж. Также они строят преимущественно короткие предложения, испытывают сложности в последовательном изложении каких-либо событий, путая время, причину, следствие, главное и второстепенное.  

Если расстройство протекает тяжело, ребенок может не заговорить совсем, издавая только звуки, сопровождаемые активной жестикуляцией. 

Так как между речедвигательной и речеслуховой системой есть взаимосвязь, чаще всего алалия протекает в смешанной форме. Чисто сенсорная или моторная формы алалии встречаются крайне редко.

Системные нарушения речи

Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).

Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.

Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.

Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению

Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
На втором этапе формируют начальные речевые навыки

Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Симптомы алалии

Главные симптомы алалии – отсутствие связи между словарным, смысловым и действенным элементами речи, скудность индивидуального словаря, искажение произношения. Речевые навыки формируются с замедлением, у дошкольников и даже школьников длительно сохраняются способы общения, типичные для более раннего возраста, например, лепет.

Неизбежны при алалии эмоционально-психические нарушения, проявляющиеся либо гиперактивностью, вспыльчивостью, неуравновешенностью, либо, наоборот, заторможенностью, апатией, нелюдимостью. Вторичные психические патологии, появляющиеся на фоне речевой аномалии, схожи с аутизмом, сопровождаются:

  • поведенческими проблемами;
  • эмоциональными колебаниями;
  • расторможенностью;
  • коммуникативными трудностями;
  • неумением сосредоточиться;
  • слабой заинтересованностью в чем-либо;
  • капризностью в питании.

Аутистические патологии иногда сочетаются с речевыми нарушениями. Это не совсем аутизм, а приобретенные органические расстройства, связанные с недоразвитостью подкорковых зон мозга. Настоящий аутизм выявляется реже, носит врожденный характер.

Кроме аутистических расстройств, при алалии отмечается торможение познавательного развития. При этом вторичной патологией становится умственная неразвитость. С 3 лет преобладает речевое развитие интеллекта. Если к этому возрасту ребенок не говорит, то мыслительные способности остаются на примитивном уровне. Поэтому так важна своевременная диагностика.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные  речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

Стимуляция речевой активности

На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог

Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений
Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша

Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: