Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний

Определение алалии по ковшикову

Диагностика алалии

Определение 1

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, возникшее в связи с органическим поражением корковых речевых центров головного мозга, которые произошли внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

При алалии отмечают позднее появление речевой реакции, бедный словарный запас, аграматизмы, нарушения в слоговой структуре, звукопроизношении и фонематических процессах.

Из-за наличия двух подходов к проблеме речевой патологии, в частности, к вопросам диагностики, когда одни специалисты используют педагогическую терминологию в определении речевого дефекта, а другие используют классическую терминологию, логопеды и врачи сталкиваются с недопониманием, утрачивая общее понимание самой природы дефекта, чем снижается эффективность коррекционных мероприятий.

Исследования, посвященные качеству диагностических заключений, содержат разноречивый характер определений в квалификации речевых дефектов. Из-за этого особенно остро стоит проблема роли диагноза, так как исследование ребенка с речевыми дефектами, а также другими отклонениями психофизического состояния должно начинаться постановкой диагноза.

Проблема диагностики алалии в раннем возрасте – достаточно сложная. Часто алалию путают с похожими состояниями, другими речевыми нарушениями: глухотой, тугоухостью и задержкой развития речи, с недоразвитием речи при умственной отсталости, псевдоаллалическим синдромом, афазией и пр.

Дифференциация моторной алалии и легкой степени умственной отсталости, или интеллектуальной недостаточности

Отсутствие речи при алалии резко ограничивает возможность полноценного развития и общения ребенка с окружающими людьми. Это вызывает постепенное отставание умственного развития, которое носит вторичный характер, то есть отсутствием речи может быть обусловлена задержка умственного развития, из-за чего неговорящий ребенок может немного отличаться в развитии от своих ровесников, но при этом не будет умственно отсталым.

Общими чертами алалии и умственной отсталости являются:

  • позднее появление речи – к 3, а иногда и к 5 годам;
  • схожая лепетная речь;
  • крайне малый запас слов.

К отличиям, по которым можно дифференцировать алалию и умственную отсталость, относят то, что дети с алалией значительно отличаются от детей с умственной отсталостью тем, что с постепенным становлением речевой функции, а также под влиянием специальных форм обучения, интеллектуальное отставание у алаликов постепенно полностью исчезнет.

В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с алалией демонстрируют разумное поведение, то есть они могут адекватно ориентироваться в окружающей их обстановке и в быту, понимают обращенную к ним обиходную речь, жесты, правильно выполняют посильные и доступные для их возраста поручения и простые задания.

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии — афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Методы диагностики и лечения алалии

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Методика выполнения массажа

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.

Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.

Дифференциация алалии от псевдоаллалического синдрома

Часто встречаются дети не с алалией, а с псевдоалалическим, или ложным алалическим синдромом.

Таким образом, речь детей с псиевдалалическим синдромом развивается с определенной задержкой, и в возрасте 1-3 лет такие дети по общей картине речевого развития могут напоминать детей с истинной алалией.

К 4-м годам начинают отмечать выраженные отклонения от нормального развития речи.

К возрасту 7-ми лет речь детей с псевдоалалией приближается к возрастной норме.

При псевдоалалическом синдроме обычно выделяют следующую симптоматику:

  • негативизм в речи;
  • повышение тормозимости речевых функций;
  • пугливость;
  • затруднения при необходимости высказаться, то есть дети знают, что сказать, но не могут этого сделать;
  • испытывание трудностей при заучивании текстов наизусть;
  • пассивный словарь гораздо обширнее активного;
  • нарушения устной речи не всегда проявляются в письменное (при алалии – всегда).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Чем отличается алалия от нарушений слуха?При алалии отмечается сохранность слуховой

функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное

отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Ребенок с алалией даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Ребенок с алалией к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию).

Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать

и даст ответную реакцию. У детей с сенсорной алалией громкость не улучшит понимание речи. У детей с алалией голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Дети с нарушенным слухом пытаются повторить слова, а ребенок с алалией — нет.

Слайд 4В чём отличие алалии от дизартрии?У детей с алалией моторный

полном объеме. У детей с дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при дизартрии – только одна из ее подсистем — фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Слайд 5В чём отличие алалии от афазии?Отличие в анамнезе: действие вредоносных

факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3

лет). При детской афазии — после периода интенсивного развития речи. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем при обследовании — это афазия. У человека с афазией наблюдаются «осколки» предыдущей речи. При алалии необходимо целенаправленное интенсивное формирование речевой системы. При афазии возможно спонтанное восстановление речи.

задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка.

У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера относительно сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.
Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Дети с моторной алалией хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, чего могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте дети с алалией пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.Дети с алалией обладают большим запасом «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких детей не появляются слова «мама» и «папа», при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии и детям с РАС, и при алалии. Выраженные психопатологические симптомы при РАС: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа у детей с РАС приводит к бурным реакциям. Отмечается холодность в отношении к матери.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией — излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Слайд 6Чем отличается алалия от задержки речевого развития?Алалия характеризуется не только

задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка.

У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера относительно сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.
Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: