2.4.Содержание коррекционно – развивающей работы воспитателя.
- Создание обстановки эмоционального благополучия ребенка в группе.
- Формирование навыков социального взаимодействия.
- Развитие мыслительных и познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
- Развитие математических представлений.
- Воспитание общего и речевого поведения ребенка, включая работу по развитию слухового внимания.
- Расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с привлечением анализаторов..
- Обогащение активного словаря.
- Развитие представлений о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорного воспитания ребенка).
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, графических умений..
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Укрепление здоровья и общефизическое развитие.
- Выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР
Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.
Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:
- обучение навыкам коммуникации;
- подготовка для жизни в обществе;
- заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
- стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
- развитие речи;
- обучение базовым навыкам (чтение, счет).
Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:
Вид деятельности | Примеры заданий |
Игровая: | Сюжетно-ролевые игры; Игры по правилам; Игры в группе. |
Коммуникативная и социальная: | Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе. Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи. Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам. Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх. Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д. |
Исследовательская: | Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество. |
Обучение: | Состав чисел 1-10, арифметика. Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше). |
Развитие речи: | Находить звук в слове, упражнения на артикуляцию, деление звуков на гласные и согласные, узнавать буквы, составлять схемы предложений. |
Литература: | Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками. Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы. Обучение слушать других. Заучивание стихов наизусть – развитие памяти. Театрализация прочитанного. |
Самостоятельность: | Обучение бытовым навыкам в доме и на улице. |
Изобразительное искусство: | Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук |
Музыкальная: | Пение и понимания смысла музыки |
Двигательная: | Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу. |
Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и голосовую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика. С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей. Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.
Общие принципы программ развития
Главное в работе с детьми – сохранять баланс и развивать речь и другие области (память, внимание, эмоции, интеллект, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы. Помимо этого, программы имеют общие направления работы:
Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна
Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
Сенсорно-моторное – замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях
В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.
Чем отличаются адаптированные программы для детей с задержкой психического развития Варианты 7.1 и 7.2
Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок, ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Следует отметить что оба варианта обучаются в обще образовательной школе.
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации, ПМПК определяет лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП
Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации (ППк), созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы
Второй вариант предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
Список источников:
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель-дефектолог ТПМПК «Магистр» первой квалификационной категории Кузнецова О.Б.
Помощь специалистов детям с ЗПР
Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.
Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.
Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.
Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.
Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.
Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.
Программа Боряковой включает несколько направлений работы:
- первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
- мотивация;
- последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
- формирование высших психических функций.
Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.
«Маленькие ступеньки» – это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.
В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество индивидуальных занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм. В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по заданию специалиста ДОУ (в соответствии с ИПРА).
Форма организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка, продолжительность индивидуальных занятий 15минут.
Направления работы | Наименование мероприятия | Периодичность выполнения | Ответственный |
Условия по организации обучения |
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с
задержкой психического развития |
в течение учебного года | ППк |
Психолого – педагогическое сопровождение учебного
процесса |
в течение учебного года | ППк | |
Психологическая помощь | Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ. | 2 раза в год (октябрь, май) |
воспитатели, педагог-
психолог,учитель- логопед, |
Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку | 1 раз в квартал, по мере необходимости |
воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед,
музыкальный руководитель. |
|
Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с педагогом – психологом в соответствии с
рекомендациями ИПРА |
в течение учебного года 1
раз в неделю в кабинете психолога (вторник) |
педагог-психолог | |
Определение психологической комфортности ребенка в
группе, ДОУ и семье |
два раза в год
(май, сентябрь) |
воспитатели |
Принципы планирования и построения коррекционной программы
Планирование коррекционной работы по развитию ребенка с ЗПР основывается на нормативных документах специальной педагогики, которые определяют стандарты и условия развития, права детей с ограниченными возможностями.
Планирование начинается с разработки стратегии коррекционной работы и ее тактических направлений деятельности. Они формируются на основе предварительной диагностики отклонений в развитии ребенка, анализа функционирования его различных сфер деятельности организма, выявление психологических проблем и зоны ближайшего развития ребенка с ЗПР, оценивание социальных условий жизнедеятельности ребенка и его реальных отклонений.
Стратегия коррекционной программы, как правило, включает в себя такие направления коррекционной работы, которые помогут в преодолении проблем социального взаимодействия и социального развития ребенка. Коррекционные занятия направлены на устранение недостатков социального поведения, социального взаимодействия ребенка с ЗПР, их максимальное сглаживание и гармонизацию.
Интегрированное обучение предполагает применение такого подхода к организации коррекционного обучения, который позволяет распространять опыт социальной деятельности детей с психическими отклонениями в развитии. Современная образовательная сфера и специальная педагогика ориентируется, прежде всего, на социальное развитие учащегося с различными отклонениями и развитие у него социальных компетентностей, позволяющих ему преодолеть проблемы социализации и, создающиеся предпосылки для интеллектуального, психофизического и иных направлений развития.
В коррекционную программу обязательно должна быть включена работа с родителями детей с ЗПР.
Коррекционная программа формируется на основании следующих принципов:
- Принцип реализации интересов ребенка. Коррекционный педагог должен решать коррекционные задачи, в максимальной степени учитывая интересы и потребности ребенка.
- Принцип системности. Он означает единство всех этапов коррекционной работы, начиная с диагностики, проведением коррекции и ее мониторинга. Коррекционная программа должна иметь системный характер т.е. тесное взаимодействие всех ее этапов реализации, всех коррекционных мероприятий, деятельность разнопрофильных специалистов с участием всех участников образовательного коррекционного процесса.
- Принцип непрерывности реализации программы. Коррекционная программа должна быть полностью реализована и обеспечить ее участникам полное решение их проблем, вызванных ЗПР.
- Принцип вариативности. Он означает, что содержание программы коррекции должно иметь несколько вариантов решения образовательных проблем, ориентированных на разные категории учащихся и разные проблемы. Это касается и коррекционных методик, технологий, приемов и средств.
- Принцип рекомендательного характера предоставления специализированной помощи. Предполагается, что родители или иные представители детей с ЗПР могут выбрать формы и способы получения образования их детьми, выбрать учебное учреждение и оповещаться педагогами о методах и приемах, используемых на коррекционных занятиях с их детьми.