Дизартрия у детей

Функциональные пробы при диагностике дизартрии у детей

Одним из самых коварных видов дизартрии считается стертая дизартрия у детей, при которой постановка диагноза может вызывать определенные сложности в связи с недостаточностью выраженности основных симптомов. В таком случае для определения дизартрии прибегают к помощи функциональных проб:

  1. Проверка ассиметрии положения языка. Малыша просят, открыв рот, высунуть язычок вперед и удерживать его в таком положении, следя глазами за перемещающимся объектом (игрушкой, маятником или рукой врача). Если при движении глазами наблюдается содружественное движение языком (отклонение его в сторону движения предмета), это указывает на положительный результат, т.е. речь идет о дизартрии, а не о другом отклонении.
  2. Определение тонуса мышц при артикуляции. Малышу предлагают делать языком различные артикуляционные движения (открыть рот, высунуть язык, поднять язык вверх, отклонить его в сторону и т.д.). В это время врач кладет руки на шею ребенка, чтобы ощутить в какой момент мускулатура напрягается сильнее. При дизартрии это происходит в момент выполнения тонких дифференцированных движений языком, иногда эти движения сопровождаются запрокидыванием головы.

Если обе пробы окажутся положительными, с большой уверенностью можно говорить о дизартрии, которую у детей 3-5 лет можно легко спутать с дислалией или алалией, проявляющихся в виде нарушения речи или неспособности нормально говорить.

[], [], [],

Прогноз и профилактика дизартрии

Лечение дизартрии длительное, так как дефект носит стойкий характер. Родители должны запастись терпением, настойчивостью, чтобы добиться результата.

На прогноз влияют степень тяжести дефекта, адекватность лечения и своевременность начала терапии. При легкой степени расстройства, комплексной терапии и вовремя начатом лечении эффект от него будет выше. Пациент после этого сможет учиться в обычной школе.

Тяжелая степень требует больше усилий со стороны родителей и самого пациента. Это значит, что дизартрия будет скорректирована только частично. Ребенку показано посещение специализированных учреждений: речевой группы в детском садике, школы для детей с речевыми нарушениями. В таких учреждениях осуществляют постоянное наблюдение за такими детьми, и проводят комплексную коррекционную работу.

Большую роль играет поддержка родителей

Важно строго следовать рекомендациям врачей, четко выполнять все их указания. Если вашему ребенку назначили медикаментозную терапию, давайте все лекарства точно по схеме, не снижая дозировку, не отменяя самостоятельно курс

Профилактика

Первичная профилактика направлена на предотвращение неврологических заболеваний, в том числе и речевых. Включает в себя планирование беременности и улучшение здоровья женщин. Необходимо исключить вредные привычки, пройти курс лечения по поводу хронических заболеваний, санировать все источники инфекций.

После наступления беременности женщине стоит избегать стресса, контакта с инфекционными больными

Важно вовремя проходить осмотры и сдавать анализы, а при возникновении каких-либо проблем — обратиться к врачу и пройти лечение. Откажитесь от вредных привычек, стресса

Вам необходимы достаточный сон и отдых, рациональное питание, положительные эмоции.

Адекватно подойдите к выбору метода родоразрешения. Если есть показания к кесареву сечению — не отказывайтесь от операции, даже если вы сторонница естественных родов. Это сохранит здоровье вам и малышу, предотвратит родовые травмы.

Период новорожденности — самое уязвимое время для малыша. Его нужно оградить от инфекций, травм. Соблюдайте план диспансерных осмотров. Ранняя диагностика — один из основных методов профилактики речевых нарушений.

Также, если у вашего ребенка диагностирована дизартрия, вы прошли курс лечения, следует принять меры, чтобы болезнь не рецидивировала. Для этого требуется устранить все провоцирующие факторы, а также регулярно консультироваться у логопеда.

Советы родителям

Внимательно следите за развитием вашего малыша. Вы уже знаете, что значит дизартрия и чем оно чревато. Если заметите проблемы с сосанием, поперхивание во время кормления, необычное дыхание — обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Помните: чем раньше вы начнете терапию — тем быстрее добьетесь результата.

Изучение мимики и артикуляции при дизартрии

На развитие дизартрии у детей могут указывать и некоторые нарушения мимической моторики. Дело в том, что такие детки испытывают трудности с надуванием щек и прижмуриванием, для них затруднительно сморщить носик или поднять бровки.

Для обследования общей мимической и речевой моторики используют тесты Квинта в модификации Гельнитца, которые адаптированы для разных возрастов. Такие диагностические упражнения воспринимаются малышами как игра. Ребенка просят:

  • изобразить удивление, подняв брови вверх,
  • опустить веки, сначала сомкнув их слегка, а затем и плотно, чтобы стало темно,
  • прижмуриться «от яркого солнышка»,
  • сжать губки,
  • вытянуть губки вперед, как будто собрался играть на трубе,
  • слегка приоткрыть рот, открыть как можно сильнее и закрыть,
  • показать, как тот жует, имитируя пережевывание пищи,
  • надуть щеки вместе, а затем попеременно,
  • втянуть щеки внутрь,
  • сжать зубки, выстроив из них «заборчик»,
  • вытянуть губки и подуть «на горячее молоко»,
  • вытянуть «широкий», а затем «узкий» язык, попробовать удержать язык в заданном положении на счет до 5,
  • прикусить кончик языка,
  • высунуть «острый» язычок и подвигать ним от верхней губы к нижней и наоборот,
  • выполнить упражнение «Часы» (ребенок в улыбке должен поочередно двигать языком от одного уголка рта к другому),
  • облизать губки, как будто после вкусного варенья или меда,
  • показать, как кошка лакает языком молочко,
  • выполнить следующие артикуляционные упражнения: оттягивание углов рта при произнесении х звука «и», округление губ для звука «о», вытягивание губок для звука «у».

Каждое из упражнений нужно повторить 3 раза. Для оценки качества их выполнения используется трехбальная шкала:

  • 1 балл – точное выполнение всех заданий в нужном объеме
  • 2 балла – нечеткое выполнение мимических и артикуляционных упражнений или недостаточный объем выполнения вследствие быстрой утомляемости артикуляционного аппарата и сбивчивости дыхания, а также, если не выполнено 6 и менее упражнений
  • 3 балла – невыполнение 7 заданий и более, значительные затруднения при выполнении заданий.

Лечение и коррекция дизартрии у детей

Лечебные мероприятия контролируют несколько специалистов: логопед, невролог. В терапевтический курс входят:

  1. Неврологическое лечение включает медикаментозную терапию, направленную на снятие спазма мышц, нормализацию кровотока и иннервации в них;
  2. Занятия с логопедом заключаются в специальном массаже, который поможет расслабить артикуляционную мускулатуру. Полезна пальчиковая гимнастика. Специалист разрабатывает мышцы, которые участвуют в воспроизведении речи, тренирует речь и мимику, обучает правильному дыханию во время разговора, ставит интонацию. Показаны артикуляционная гимнастика, ортофонические упражнения. После выработки правильного произношения логопед доводит звуки до автоматизма и закрепляет их;
  3. Реабилитационная программа — физиолечение, массаж, иглорефлексотерапия, гирудотерапия, лечебная физкультура.

В качестве дополнительных методов показаны арттерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, плавание, лечение песком, психотерапия. Эти методы оказывают успокаивающий эффект, создают благоприятную атмосферу, способствуют общему развитию малышей. Если родители с ним будут заниматься дополнительно в домашних условиях, это повысит эффективность лечения.

В результате терапии у ребенка речь становится внятной, понятной для окружающих. Появляется выразительность, мелодичность, ритмичность. Постепенно нормализуется письмо и чтение

Именно поэтому важно вовремя начать лечение: пока ребенок не пошел в школу и речевые дефекты не закрепились

Рекомендации по развитию звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией

 

Авторы: Литвинова Татьяна Михайловна,

студентка группы ПСЗ-10517м,

Научный руководитель (преподаватель):

 Яговкина Лариса Сергеевна

 Курганский государственный университет, г.Курган

Оригинал: скачать.

  Коррекция звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществляется по средствам следующих мероприятий: воздействие на  фонетическую систему речи, работу над словом, которая формируется на разных этапах развития речи; образование мотивационной сферы и контроля за собственной деятельностью; определение содержания занятий с учетом типа занятий, этапа коррекционной работы, выявленных нарушений звукослоговой структуры слова и последовательности усвоения слов различной сложности; совместная работа логопеда и других специалистов ДОУ, а также взаимосвязь логопеда и родителей. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов образуется из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

— подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

—  коррекционный (работа ведется на вербальном материале,цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

На подготовительном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

 Работа на невербальном материале:

 1. Игры и упражнения на развитие  слухового внимания, слухового гинозиса (узнавание предмета по звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (узнай музыкальный инструмент по звуку?Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (над простым, а потом над сложным).

Дети  различными способами воспроизводят  ритм: отхлопывают в ладоши, отстукивают мячом, используют музыкальные инструменты – барабан, бубен).

3. Формирование координации движений под ритмическую музыку: ходьба, легкий бег.

4. Упражнение на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками).

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками.

Работа на вербальном материале:

 1.Игры, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей учат послоговому проговариванию слова. Проговаривание слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговаривают  одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап – ап). Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. На каждом уровне отводится «включению в работу» кроме речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Для этого детям предлагаются следующие задания: уровень гласных звуков (произнести звук « А» столько раз, сколько точек на кубике, пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУИО; АУ ИА ОА. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог); упражнения с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка- логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Эффективность коррекционной работы достигается при условии, что она носит системный характер и осуществляется дифференцировано с учетом характерных специфических особенностей нарушения звукослоговй структуры слова.

Литература

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб: Детство – Пресс, 2014.

2. Архипова У.Ф. Стёртая дизартрия у детей М.,-2016

3. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. – 5.Т. – М., 1983.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Кн. для логопеда: Екатеринбург: Изд-во Литур, 2013.

Social commentary Cackle

Виды и стадии дизартрии

Становление звуковой и слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом

Проблема становления слоговой и звуковой структуры у детей с нормальным речевым онтогенезом отражена в работах Е. А. Аркина , А. Э. Гоера и Г. Гоер (Дерягиной) , К. Зика , Е. И. Исениной , Г. Кларка , Г. М. Ляминой , А. К. Марковой , Н. А. Менчинской , В. Миллера , А. Д. Салаховой и др. Как показали исследования Н. И. Жинкина , Р. В. Тонковой-Ямпольской , определенные успехи у детей первого года жизни в усвоении интонаций подготавливают ребенка к дальнейшему овладению слогом. Е. Кларк и Э. Кларк также находят факты преемственности в развитии интонаций и лепета . Детский лепет имеет интонационные структуры, которые впоследствии прослеживаются в речи. Данные В. И. Бельтюкова и А. Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Лепет необходим для образования артикуляционного контроля и тренировки ребенка в произнесении линейной последовательности звуковых комплексов.

Вначале для общения ребенку достаточно воспроизведения только приблизительного слогового состава слова. У. Смит считает, что ребенок прежде всего усваивает открытый тип слога (СГ и Г). Характерным для этого периода является трансформирование детьми закрытого слога типа СГС в открытый слог типа СГ . У А. К. Марковой имеются данные систематизации динамики овладения слоговым составом в раннем возрасте . Ее исследования показали, что после 2,5—3 лет сокращение слогового состава слова представляет собой редкое явление .

А. Н. Гвоздев , Б. Китерман , И. А. Сикорский , Н. X. Швачкин , Д. Б. Эльконин разводят понятия звукового и слогового состава слова. Н. X

Швачкин отмечает, что ребенок часто схватывает слоговой состав слова, мало обращая внимание на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают количеству слогов в словах взрослых

Такие явления Н. X. Швачкин объясняет общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребенку 1—2 летнего возраста . Автор указывает на возможность усвоения ребенком слоговой структуры слова при полной искаженности его звукового состава, а также на случаи опускания слогов, так называемой «слоговой элизии». Причины «слоговой элизии» он видит в артикуляционной недостаточности у детей раннего возраста.

И. А. Сикорский условно делит всех детей на две группы: со слоговым и звуковым направлением. Его исследования свидетельствуют о самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками . По мнению автора, речь детей «слогового» направления (с «бойкой» речью) начинается с отработки точной ритмической структуры слов. При этом звуковой состав ритмических структур остается очень приблизительным. По выражению И. А. Сикорского, ребенок произносит «скелет» нужного слова по слоговому составу, по ударению и голосовому оттенку. Автор подчеркивает, что такие слова обильны гласными и не выдерживают двух или трёх согласных сразу. В их основе лежат псевдослова, построенные из сегментов восходящей звучности. Дети «звукового» направления пренебрегают ритмикой речи и сосредоточивают свои усилия на правильном произно шении ударного слога. Автор, излагая процесс становления структуры слова, предполагает, что первыми из употребляемых для обозначения слов слоги состоят из согласного и гласного звуков или только из гласного и характеризуются неотчётливостью. Первыми из согласных появляются губные п и б, потом уже язычные согласные. Правильная артикуляция звуков вырабатывается постепенно, под контролем слуха.

Б. Китерман пишет о несовпадении терминов «слоговой состав слова» и «звуковой состав слова». Данный автор указывает на необходимость выделить внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова. Решающую роль в процессе усвоения слогового состава слова, по мнению Б. Китермана, играет сравнительная сила произношения слогов, так называемое «динамическое ударение» и ряд других фонетических моментов, соотносимых с ударностью слога: длительностью гласного, его ясностью — близостью к фонетическому типу .

Д. Б. Эльконин показывает возможность разведения звуковой и слоговой ритмической структуры слова по их роли в понимании: «С изменением звукового состава, но при сохранении ритмико-мелодической структуры понимание сохраняется» . Термин «ритмическая структура» слова употребляется в смысле, близком к смыслу термина «слоговой состав слова»

Обследование интонации у детей с дизартрией

Нарушения звукопроизношения при дизартрии определяются на слух. Но это еще не является поводом для постановки окончательного диагноза, ведь подобные нарушения характерны и для других нарушений речи, в частности для дислалии. Больше информации дает обследование просодической стороны речи (интонации) у детей, особенно у малышей со стертой дизартрией.

Программа обследования включает в себя несколько важных пунктов:

  • Исследование чувства ритма – определение умения ребенка определять количество отдельных простых ударов, акцентированных (громких и тихих) ударов, серии различных ударов и соотносить их с изображениями на карточках.
  • Исследование воспроизведения ритма на слух – определения умения ребенка к подражательным действиям, в частности повторению ритма различных ударов без опоры на зрительную поддержку.
  • Исследование восприятия интонации на слух – выявление возможности различать различные интонационные структуры при восприятии речи на слух (повествовательная, вопросительная и восклицательная интонации в предложениях).
  • Исследование способности к воспроизведению интонации – определение умения ребенка использовать различные интонации в своей речи при повторении одного и того же или различных коротких предложений.
  • Изучение восприятия логического ударения – изучение восприятия выразительности речи ребенка и умения выделит главное на слух и при зрительном восприятии.
  • Изучение способности к воспроизведению логического ударения – определения способности к выделению главного в своей речи посредством более громкого и протяжного произнесения выделенного слова.
  • Исследование модуляций голоса (по высоте и по силе) – изучение способности малыша владеть своим голосом, изменять его по громкости и высоте во время произнесения одних и тех же звуков и звукосочетаний. Это необходимо для определения ширины диапазона голоса ребенка с дизартрией.
  • Определение носового тембра голоса – оценка нарушения тембра произношения по 5-бальной шкале при обычном общении и произнесении слов с зажатым носом:
  • 4 балла – нормальный тембр,
  • 3балла – крикливый или писклявый голос (легкие нарушения),
  • 2 балла – грубый или квакающий голос (умеренные нарушения),
  • 1 балл – глухой, гортанный или резкий голос (выраженная патология),
  • 0 баллов – еле слышная речь в виде шепота (афония).

Изучение восприятия тембра – изучение определения ребенком звучания голоса на слух и соотнесения их с картинками, выражающими различные эмоции. Оценка по 5-бальной шкале:

  • 4 балла – задания выполнены качественно и в полном объеме
  • 3 балла – задания выполнены качественно, но в медленном темпе
  • 2 балла – были ошибки при выполнении, но ребенок и справил их самостоятельно
  •  1 балл – задания выполняются лишь при активном участии со стороны взрослых
  • 0 баллов – задания не выполнены даже после дополнительных или повторных инструкций.
  • Изучение воспроизведения тембра голоса – определение возможности изменения окраски голоса для передачи эмоционального состояния или подражания различным звукам окружающего мира, что практически отсутствует при дизартрии у детей.
  • Исследование дыхания во время речевой деятельности и в покое – определение типа дыхания (поверхностное, грудное, диафрагмальное), силы и направленности воздушной струи, ритмичности вдоха-выдоха, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, особенностей фонационного дыхания.
  • Изучение особенностей темпо-ритмической организации речи – определение количества произносимых ребенком слогов в заданном временном промежутке, а также восприятие темпа речи на слух.
  • Исследование состояния контроля речи на слух. Ребенок выполняет задания на ритмичность, воспроизведение звуков, слогов, слов и предложений со словами различной структуры и т.п., и сам же оценивает правильность выполнения заданий.

Выполнение подобных заданий позволяет выявить, насколько сильны нарушения звукопроизношения и речи малыша, но еще не указывают на развитие именно дизартрии, для которой свойственны еще и неврологические симптомы, влияющие на качество артикуляционных и мимических движений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: