Постановка звука «н»

Нормы речевого развития детей. большая переменка

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам

И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Н».

Автоматизация твёрдого звука «Н» в прямых слогах:

  • на — на — на
  • на — но — но
  • нэ — нэ — нэ
  • ну — ну — ну
  • ны — ны — ны
  • на — но — ну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в обратных слогах:

  • ан — ан — ан
  • он — он — он
  • ин — ин — ин
  • ун — ун — ун
  • эн — эн — эн
  • ан — он — эн

Автоматизация твёрдого звука «Н» в интервокальной позиции:

  • ана — ана — ана
  • уну — уну — уну
  • оно — оно — оно
  • ины — ины — ины
  • энэ — энэ — энэ
  • ана — оно — уну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в слогах со стечением согласных:

  • сна — сна — сна
  • дна — дна — дна
  • сно — сно — сно
  • дно — дно — дно
  • сны — сны — сны
  • дну — дну — дну

Автоматизация твёрдого звука «Н» в словах:

Насос, ноги, наволочка, наряд, ноябрь, кабан, Диана, енот, барабан, кнут, значок, ангар, слон, лунатик, сыночек, наколдовать, номер, нора, нос, набережная.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в словосочетаниях:

Грибная солянка, наварили макарон, серебряный нож, тёмная ночь, банан нарезан, юный натуралист, холодная и кипячёная, танцевальный номер, знамя родины.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в чистоговорках:

  • На–на–на, На–на–на — сидит кошка у окна.
  • Ан–ан–ан, Ан–ан–ан — шёл домой баран.
  • Но–но–но, Но–но–но — в комнате окно.
  • Ну–ну–ну, Ну–ну–ну — саночки тяну.
  • Он–он–он, Он–он–он — в зоопарке слон.
  • Ун–ун–ун, Ун–ун–ун — в сказках есть колдун.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в предложениях:

Диана знакомит Настю с Нонной. Антон купил новый чемодан. Анна носит норковую шубу. В южных странах тёмные ночи. Настя носит сарафан. Весной цветут пионы и нарциссы.

Автоматизация твёрдого звука «Н» в стихах:

На букве НЯ, как на лесенке,Сижу и распеваюПесенки!(Е. Тарлапан)

Автоматизация твёрдого звука «Н» в рассказах:

«БУРАТИНИЙ НОС»На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он — Буратино.Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается!Надулся Никита.— Наклею его лучше прямо не голову.Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому что они меня и не видели.(Г.Юдин)

  • «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Ход занятия:

1. Знакомство со звуками .

На столах у детей лежат разрезанные на 6 частей рисунки, ножницы, нитки (по одному на стол).

— Ребята, у вас на столах разложены разрезанные на части рисунки. Работая вдвоём, нужно как можно быстрее собрать целый рисунок. Как нужно работать? (дружно и не шуметь.)

Дети собирают рисунок.

— Что изображено на ваших рисунках? (нитки, ножницы.) Что общего в их названии? (они начинаются со звука .)

— А в нашей группе есть дети, у которых имена начинаются со звука . Какие ещё имена начинаются с этого звука? (Настя, Никита, Нина, Надя, Наташа.)

— Давайте вместе произнесём этот звук?

Будет ли этот звук гласным? Правильно, этот звук согласный.

— Ребята послушайте слова, которые я произношу и

подумайте, одинаково ли в них звучит звук :

Надя, Нина (звук звучит по-разному).

Каким цветом мы будем обозначать:

— твёрдый согласный?

— мягкий согласный? (мягкий – зелёным, твёрдый – синим).

-У вас на столе есть схемы согласных звуков. Приготовьте их.

2. Закрепление твёрдого и мягкого звуков.

Поиграем в игру: «Твёрдый — мягкий». Я буду говорить слова, и если в них звук твёрдый, вы поднимаете вверх схему синего цвета, если мягкий – то зелёного. (дети показывают схемы).

нож, няня, небо, нора, налим, нюхать, нутрия, ночь, нос, носилки, низ, ноль, номер, ноябрь, незабудка.

Молодцы, ребята, все внимательно слушали и правильно показывали схемы.

3. Знакомство с буквой Н.

Звуки обозначаются буквой Н (эн)

Посмотрите на букву и скажите, на что она похожа (на доске появляются картинки) (ответы детей).

а) Там я букву Н найду, где гамак висит в саду (гамак – подвесная сетка или полотнище для лежания).

б) На букве Н я как на лесенке – сижу и распеваю песенки.

Физминутка:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, (ходьба)

Руки поднимать,

Приседать и вставать, (4-5 раз)

Прыгать и скакать(5-6 раз)

— Проходим на свои места и тихо садимся.

— Как обозначаются звуки ? (буквой ЭН)

— У вас на столах счётные палочки. Выложите с их помощью букву Н. (дети выкладывают букву Н).

— А какие ещё буквы вы знаете? (а, о, у, и, ы, э).

а

о

у

ы

и

э

4. Чтение слогов.

На доске домик с гласными буквами, к ним приставляется буква Н. Читается слог (дети читают слоги с воспитателем).

Слог отдельно выставляется на доску. Одинаково ли звучат слоги? (нет, слог НИ звучит мягко).

5. Закрепление

а) (на столах у детей лежат листы с заданием)

У вас на столах лежат листы, на которых изображены предметы.

Задание: обвести только те рисунки, в названиях которых есть звук (дети выполняют задание).

зонт, нож, вилка, слон.

— Давайте проверим (зонт, нож, слон).

— Назовите слово, в котором буква Н находится в начале/середине/конце.

б) Давайте теперь немного поиграем (игра с мячом).

Дети выходят из-за столов и встают в круг.

— Я называю слово, а вы должны повторить это слово со слогом НА в начале.

кормить, резать, рисовать, пилить, поить, писать, греть, брызгать, варить, городить, грузить, давить, рвать, грести.

6. Итог

— Чему мы сегодня научились? Что нового узнали

Источники

  • Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
  • Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
  • Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
  • Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
  • Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
  • Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
  • Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
  • Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
  • Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
  • Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы

Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е

за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:

Артикуляция звука Х

          При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук».  Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо — ху                аха — охо – уху                   ах – их – ех — ух

хва – хво — хву          хла – хло — хлу

сха — схо — сху            рха — рхо — рху

Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах.  Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха         хы-хы            ха-хо-хы              хы-ха-ху

Хо-хо         ху-ху             ху-ха-хо               ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха         оха – оха           иха – аха – уха           уха – иха – оха

иха – иха         уха – уха           аха – иха – оха           оха – иха — аха

3 день

ах – ах            ах – ох               ух – ух – ох                юх – ах – ох

ох — ух             ух – ах               ох – их – ах               ух – ох – их

4 день

хта – хта         хто – хто            ахт – охт                   ухт – ахт — охт 

хты — хты        хту – хту             ихт – ухт                   ихт – охт — ахт

5 день

хва – хва – хвы          ахва – ухва — охва             вха – вхо — вхы

хво — хво — хва           ихва — ухва — охва              вхы – вху — вха

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ,
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

https://youtube.com/watch?v=ZovHcxX8a2o

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

https://youtube.com/watch?v=1fSTYkxOtfo

Нормы речевого развития по возрастам

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу».

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?

Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:

открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс)

Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому всё внимание ребёнка сосредоточено именно на правильном прочтении. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:

  • Читать можно и по столбикам, и по строчкам или же вразбивку.
  • Желательно добиться равномерного прочтения слогов. Для этого можно использовать метроном или самим отстукивать, комфортный для скорости чтения вашего ребёнка, ритм.
  • От одной таблицы к другой переходим только тогда, когда отработана предыдущая.

Произношение буквы[править]


Место артикуляции звуков, производимых человеком.

В старославянском языке буква Н могла произноситься как твёрдо, так и мягко; в последнем случае снабжалась дужкой сверху или крючком сверху справа (что выглядело подобно позднейшей букве Ҥ, являющейся лигатурой из Н и Г и имеющей другой смысл: не мягкого , а звука вроде английского ng). Это же свойство двоякого произношения / сохранилось в большинстве славянских языков, в том числе и в русском; в сербском же для мягкого варианта Вук Караджич ввёл специальное начертание Њ, которое позже вошло и в македонский алфавит.

Твёрдый звукправить

Являясь «носовым (назальным) звуком», буква «Н» произносится речевым аппаратом человека через носовую полость (позиция рис. № 12) — с расслабленными приоткрытым ртом губами (позиция рис. № 1‒2), но, ограничивающим свободное движение потока воздуха — вибрируемого голосовыми связками (позиция рис. № 15) звука , кончиком языка (позиция рис. № 21) — прижатого к задней стороне верхних передних зубов (позиция рис. № 5‒6) и к задней части альвеольного гребня, от соединения дёсен в области шейки резцов внутренней стороны коронки зуба (позиция рис. № 6‒7), а боковые участки языка по всему периметру (позиция рис. № 18‒21) прижаты к верхним коренным зубам: задняя часть носовой полости (позиция рис. № 12) слегка напрягается и создаёт глуховатый резонирующий звук, при котором, резким освобождением потока воздуха — при лёгком приоткрытии рта (позиция рис. № 1‒2) и освобождением от напряжения, опусканием языка (позиция рис. № 21‒22), образуется твёрдый звук буквы «Н» — .

Особенность чисто носового звучанияправить

При твёрдом произношении буквы «Нъ» без отрыва кончика и передней части языка (позиция рис. № 21‒22) от внутренней стороны стенки верхних резцов (позиция рис. № 5‒6), — с переходом к произношению следующей согласной или гласной буквы, — образуется твёрдый носовой или «назальный» звук .

Мягкий звукправить

То же самое, как и с произношением твёрдого звука , происходит и с образованием мягкого согласного русской буквы, но кончик языка (позиция рис. № 21) прижимается не к верхним зубам, а остаётся у нижних резцов (позиция рис. № 22‒24); спинка языка, при этом, смыкается всей своей средней частью (позиция рис. № 20) с верхним — твёрдым нёбом (позиция рис. № 8‒9), — также освобождая воздух после произношения буквы «Н» и перехода к иным частям речи или её окончания. Благодаря опущеной нёбной занавеске (позиция рис. № 11) воздух не устремляется к месту затвора, а выходит и резонирует через переднюю часть носовой полости (позиция рис. № 12). Носовая полость (позиция рис. № 12) действует на воздушную струю как ещё один — дополнительный резонатор, по отношению к основному резонатору — ротовой полости, и — согласный звук приобретает особое качество и окраску.

Распространение кириллической буквы Н в Европе

Особенность чисто носового звучанияправить

При мягком произношении буквы «Нь» без отрыва передней части языка (позиция рис. № 21) от альвеольного гребня или бугра (позиция рис. № 7‒8), — с переходом к произношению следующей согласной или гласной буквы, — образуется мягкий носовой или «назальный» звук .

В сочетании буквправить

Мягкое произношение письменных и печатных текстов, а также говора с буквой «Н» и соответствующим звуком , отмечают с последующими буквами русской словесности: е, ё, и, ю, я и мягким знаком ь; часто звук н произносится также мягко перед иными мягкими звуками и шипящими согласными (кончик / , гонщик / и т. д.).

Двойное звучаниеправить

При произношении двойной буквы «Н» в каком-либо слове, возможно соединение двух самостоятельных звуков в один — более длинный, чем обычно, звук — , благодаря чему промежуточное звуковое расстояние между предшествующими и последующими слогами, — как и вначале или в окончании того или иного слова — увеличивается и становится более протяжным.

Твёрдый звук буквы «Н» — , произносится в некоторых заимствованиях, однако, сочетание не произносится твёрдо: пенсне / , интернет / .

Что такое глухие согласные?

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка наря­ду со звон­ки­ми зву­ка­ми суще­ству­ют глу­хие соглас­ные,  кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся мень­ше. Если звон­кие соглас­ные вме­сте с сонор­ны­ми состав­ля­ют чис­ло 20, то глу­хих соглас­ных толь­ко 16.

Глухие и звон­кие соглас­ные в отли­чие от глас­ных явля­ют­ся шум­ны­ми зву­ка­ми. Но шум в их обра­зо­ва­нии про­яв­ля­ет­ся в раз­ной мере.

Звонкие соглас­ные фор­ми­ру­ют­ся из шума и голо­са. При их обра­зо­ва­нии голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся. Эту виб­ра­цию мож­но ощу­тить, если при­ло­жить руку к перед­ней стен­ке горла.

Глухие зву­ки каче­ствен­но отли­ча­ют­ся тем, что они состо­ят пол­но­стью из шума. Выдыхаемая струя воз­ду­ха трет­ся о раз­лич­ные пре­пят­ствия в рече­вом аппа­ра­те гово­ря­ще­го и созда­ет харак­тер­ный шум в обра­зо­ва­нии каж­до­го глу­хо­го зву­ка. Если зажать уши, то звон в ушах не ощу­ща­ет­ся, как при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных. Вибрации голо­со­вых свя­зок нет, что сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии голоса.

Определение

Глухие соглас­ные — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум при отсут­ствии голоса.

Перечислим глу­хие соглас­ные, кото­рые в пись­мен­ной речи соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щим бук­вам алфавита.

Буква Твёрдый глу­хой звук Мягкий глу­хой звук
к
п
с
т
ф
х
ч
ц
ш
щ

Как видим, мно­гие глу­хие соглас­ные состав­ля­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Твердость или мяг­кость соглас­но­го мож­но опре­де­лить по его фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если за соглас­ным сле­ду­ет глас­ный звук , , , , , обо­зна­чен­ный соот­вет­ству­ю­щей бук­вой, то глу­хой соглас­ный явля­ет­ся твёрдым.

Если же за ним сто­ит звук, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глу­хой соглас­ный зву­чит мягко.

Убедимся в этом, срав­нив пары слов:

  • сыро́к — си́ний 
  • старт — степь
  • фона́рь — фи́рма
  • хо́хот  — хитре́ц .

Отметим, что сре­ди этих соглас­ных зву­ков име­ют­ся непар­ные глу­хие по при­зна­ку мягкости/твёрдости:

Внимание!
Глухие соглас­ные зву­ки и все­гда толь­ко твёр­дые, а и мяг­кие неза­ви­си­мо от пози­ции в слове.

Понаблюдаем:

  • шёпот 
  • цирк
  • участник
  • щаве́ль .
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: