Обзор методической логопедической работы с заикающимися школьниками.
Работа со школьниками имеет свои особенности.
1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.
2. Игровая форма занятий заменяется уроком.
3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.
4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.
Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Известны и широко используются методики: Н.А. Чевелевой. А.В. Ястребовой, В.И. Селеверстова.
1. Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.
2. Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.
3. В основе методики логопедических занятий А. В. Ястребовой лежит принцип включения в логопедическую работу программного материала по речи (по русскому языку).
В системе занятий выделяется три периода в обучении учащихся:
1. Заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка в процессе наблюдений над звучащей речью, также в процессе собственных активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.
Содержание логопедических занятий первого периода способствует:
1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий;
3) овладению грамматическим строем речи;
4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.
2. Активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.
3. Продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.
Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы:
а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью;
б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы;
в) развитие речевой активности детей.
Комплекс массажных упражнений
После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.
Для губ
Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:
- медленные поглаживания от середины к уголкам;
- плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
- 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
- сомкнутые и вытянутые вперед губы;
- круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
- поглаживание с легким нажатием.
Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.
https://youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac
Для языка
Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.
Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:
- надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
- проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.
Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:
- от центра к кончику и в стороны;
- поперек.
После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.
Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.
Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.
Для ушей
На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.
При проведении обязательно соблюдать последовательность:
- мочку размять и потянуть вниз;
- размять завиток;
- хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
- скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
- сделать несколько круговых движений ушами.
Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.
Для шеи и рук
Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.
Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.
Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?
Фото : на приеме у массажиста Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.
- Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
- Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
- Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и дефективных сложностях
Что делать родителям детей с логоневрозом
Условие успешного восстановления речи – спокойная обстановка в доме и благожелательное отношение к ребёнку. Малыша ограждают от всякого рода отрицательных эмоций, в том числе страха темноты. В детской спальне включите ночник. Не давайте смотреть возбуждающие мультфильмы, ужасы. Учите говорить медленно на выдохе и сами разговаривайте спокойным тоном. Так он будет брать с вас пример.
Меню при логоневрозе:
- богатые витаминами и минералами фрукты и овощи;
- белковая пища – мясные и рыбные продукты;
- кисломолочные продукты – творог, кефир.
Должное внимание к ребёнку со стороны родителей повышает шансы выздоровления. Чаще обнимайте и хвалите малыша
Проводите с детьми много времени в парке на свежем воздухе. Кислород улучшает мозговое кровообращение, способствует здоровому сну.
Заикание у детей причины и лечение Комаровский
Молодые родители вводят в Google запрос – заикание у детей причины и лечение Комаровский. Популярный доктор отвечает всем и сразу, что разобраться в этом сложном вопросе может не виртуальный врач, а логопед. Только после тщательного сбора анамнеза на очной консультации, изучения истории болезни логопед распознаёт вид заикания. И только после этого устанавливает программу занятий.
Как делается точечный массаж у детей при заикании
Во время точечного массажа при заикании доктор надавливает подушечками пальцев на определенные части тела (выполняется круговыми движениями). В ходе манипуляции активируются точки, расположенные на спине, ногах и лице. Точечное воздействие медики называют успокаивающим из-за плавности надавливания.
Массажист делает массаж тремя пальцами: большим, средним и указательным. После надавливания делаются вращательные движения в течение полуминуты (постепенно увеличивается сила давления).
При массировании около рта следует попросить ребенка его приоткрыть. При обработке гортани малышу нужно будет произносить гласные звуки. Главная цель точечного массажа – максимальное расслабление. Перед манипуляцией не рекомендовано есть или пить.
Биоактивные точки воздействия при точечном массаже от заикания
При воздействии на биоактивные точки при логоневрозе у ребенка нормализуется психоэмоциональное здоровье, расслабляются мышцы, которые отвечают за дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты.
Точки «Нэй-гуань» располагаются в области запястий.
Точки «Тянь-цзин» находятся в области локтей.
«Хэ-ляо», «Ин-сян» и «Шоу-гоу» находятся на лице.
Точки «Цзу-сань-ли» и «Ду-би» сосредоточены около колен.
На спине расположены точки «Фей-шу», «Синь-шу», «Тянь-ляо», «Фэнь-мэнь» и другие.
Основы логопедического массажа: советы и рекомендации
При проведении логопедического массажа атмосфера играет критическую роль. От теплоты и уюта помещения до его хорошей вентиляции – все это влияет на общее состояние пациента
Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно и расслабленно, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с процедурой. Фоновая музыка помогает создать атмосферу умиротворения, а аромолампы могут добавить волшебства, поднимая настроение и помогая расслабиться
Продолжительность курса массажа обсуждается индивидуально, учитывая особенности каждого случая. Обычно рекомендуется от 10 до 20 сеансов. Время на каждый сеанс также зависит от возраста и особенностей пациента, начиная с коротких сеансов продолжительностью от нескольких минут и постепенно увеличивая их.
Особенно важно учесть время после еды перед массажем. Чтобы избежать дискомфорта, лучше подождать не менее двух часов после еды перед началом процедуры, особенно для детей с чувствительным глоточным рефлексом
Важно, чтобы каждый момент массажа был наполнен заботой и вниманием к потребностям каждого пациента
Основные причины логоневроза
Заикание – это расстройство плавности речи. Во время болезни главное, чтобы у ребенка не появилась логофобия (страх высказывать свое мнение), поскольку она усилит тяжесть заболевания и затруднит лечение. Наследственная предрасположенность также влияет на развитие логоневроза. Дефекты речи специалисты диагностируют в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Причины заикания:
- острый или хронический стресс;
- генетическая предрасположенность;
- поражение центральной нервной системы;
- осложнения после эндокринных и инфекционных заболеваний;
- предрасположенность к эпиактивности;
- раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
- передразнивание заикающегося ребенка (из-за таких «игр» у здоровых детей может сформироваться устойчивый дефект речи);
- пребывание ребенка в постоянном страхе, непонимание со стороны родителей, недостаток любви и ласки.
Врачи, занимающиеся лечением речевого невроза
Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.
Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие. Эффективными при заболевании являются физиотерапевтические манипуляции (электросон и массаж)
Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги.
Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Только врач может изучить психическое здоровье пациента и выяснить причины заикания. В раннем возрасте консультации у психолога проводятся под присмотром родителей.
Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых упражнений. Занятия с этим специалистом позволят за короткий промежуток времени уменьшить количество судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.
Прием у психотерапевта нужен для того, чтобы малыш смог избавиться от страха и дискомфорта во время общения со своими сверстниками (из-за заикания у ребенка зачастую развиваются комплексы). Консультации у доктора помогут избавиться от комплексов и чувства неполноценности.
Массаж сегментарный
У заикающихся детей часто выражен тонус мышц. Воздействуя на определенные сегменты, удается расслабить язык и снять напряжение с нижнечелюстных мышц. Для начала работают с шеей. Ладонями обеих рук выполняются поглаживания вдоль нее сверху вниз. Затем поглаживают область щитовидной железы, здесь необходима точность и аккуратность. Боковую поверхность прорабатывают, двигаясь рядом с ушными раковинами. Увеличивают амплитуду движения до подмышечных впадин. Выравнивают голову по центру так, чтобы ребенок смотрел вперед, немного вытягивая шею. Поворачивают голову вправо-влево 3–5 раз. Опускают и поднимают голову столько же.
Осуществляется переход к лицевым мышцам. Поглаживающими движениями прорабатывают лобную зону и лицевые мышцы. Движения направлены от центра в стороны.
Виды массажа
Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:
- точечный;
- зондовый;
- сегментарный.
Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.
При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.
Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.
Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.
Техника выполнения
Данный метод применения массажа носит название “успокаивающий”. Надавливание на точку производится подушечками пальцев медленно и очень плавно. Применяется большой, средний или указательный палец. Потом делаются вращательные движения по часовой стрелке на протяжении 30 секунд с постепенным увеличением силы давления. Нельзя проминать место контакта до образования на теле ямки, это неправильно. После ослабления воздействия на точку, следует возобновить надавливание. Контакт, таким образом, происходит три или четыре раза на протяжении пятиминутного отрезка времени
Важно помнить, что резкое нажатие, толчки недопустимы
Найти правильно точку, куда производится надавливание, тоже очень важно. Первый раз следует прощупать ее кончиком пальца и надавить
Ребенок в этот момент испытает неприятное ощущение ломоты или даже боли. Факт подтверждает, что точка обозначена верно, но последующие движения массажиста должны быть нежными и осторожными. В случае головокружения у пациента, тактильные действия следует прекратить.
Когда массируются точки около рта, нужно попросить малыша его приоткрыть, а когда обрабатывается гортань, лучше будет, если ребенок произнесет какой-либо гласный звук. Максимальное расслабление во время сеанса – это конечная цель. Не рекомендуется делать процедуру сразу после принятия пищи или натощак. Кофе, крепкий чай перед началом сеанса, также противопоказаны.
Основные приемы
Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.
Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.
Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.
Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.
Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).
Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.
Показания и противопоказания
Логопедический массаж при заикании назначают при любых проблемах с тонусом мышц. Во время судорог они могут чрезмерно сжиматься, быть напряжёнными и ребенку будет нелегко их привести в нормальное состояние.
В коррекции заикания большую роль играет релаксация. Больного нелегко научить расслабляться. Массаж обладает таким действием. Если он ручной, то приносит дополнительные приятные ощущения.
Перед курсом логопед проводит диагностику. Он смотрит состояние артикуляционных, мимических мышц. Проверяет состояние шеи и плечей
Обращает внимание на:
- асимметрии;
- кожные высыпания;
- цвет кожных покровов;
- кровоизлияния.
После чего осуществляется пальпация, то есть прощупывание. Логопед пальцами трогает участки тела — это позволяет лучше прочувствовать состояние мышц. Аналогичный осмотр проводится у взрослых.
Абсолютным противопоказанием является эпилепсия. Дополнительное воздействие может спровоцировать приступы. Временным отводом являются соматические болезни, травмы, воспаления.
Виды массажа
Классификация, комплексы упражнений были разработаны Дьяковой. Она выделяла такие виды массажа:
- точечный;
- зондовый;
- сегментарный.
Каждый требует использования определенных техник. Затрагивают они область шеи, плеч, головы. Специалист должен хорошо представлять анатомию, физиологию человека и знать расположение черепно-мозговых нервов.
При заикании чаще всего используют точечный и сегментарный массаж. Иногда эффективно их сочетание.
Для зондового массажа используют специальные инструменты – зонды. Они позволяют снимать гипертонус либо активизируют мышцы.
Не стоит воспринимать методику воздействия как панацею. Это только дополнительная помощь при дефекте, но, если использовать только ее одну, результата не будет.
Основные приемы
Каждый сеанс начинается с поглаживания. Его чередуют с другими приемами, но заканчивают всегда только им. Оно может быть поверхностным – кисть слегка касается кожи, нежно и ласково, глубоким обхватывающим движением воздействует на рецепторы кожи и нервную систему. Ладонь плотно прижимается к области и скользит по анатомическим контурам.
Поглаживания «граблей» — пальцы широко разведены, подушечки активно массируют область нажима. Выполняются по кругу, зигзагу, волнообразно.
Растирание заключается в сильном давлении на маленькую область мышц. Выполняется как подушечками пальцев, так и всей ладонью. Степень воздействия определяется индивидуально. Направления спиральные и прямые.
Разминание – ткань аккуратно перетирается, сдавливается, сжимается. Применяется на небольшом участке. Выполняют подушечками пальцев, в редких случаях допускается пощипывание.
Вибрация создается за счет легкого постукивания пальцами по поверхности мышц. Используется на участках с минимальным количеством жира и там, где выходят черепно-мозговые нервы. Плотное нажатие позволяет прицельно воздействовать на биологически активные точки (БАТ).
Помощь от логопедического массажа будет ощущаться только при регулярности сеансов, высокой квалификации специалиста. Выбор приемов зависит от тонуса мышц, патологических особенностей.
Приемы массажа
Массаж – это не просто процедура, это искусство, которое состоит из множества техник и методов
В логопедическом массаже особое внимание уделяется четырем основным приемам, каждый из которых играет свою важную роль в восстановлении речевых функций у детей и взрослых
1. Поглаживание
Поглаживание – это не просто начало и конец массажной процедуры. Этот прием является ключом к созданию связи между логопедом и пациентом, позволяя последнему почувствовать уверенность и комфорт. Кроме того, поглаживание применяется в промежутках между другими приемами, поддерживая расслабление и благоприятную атмосферу.
2. Растирание
Растирание – прием, направленный на улучшение кровообращения и разогревание мышц. В логопедическом контексте растирание помогает снять напряжение в области речевого аппарата и подготовить его к более глубоким приемам массажа.
3. Разминание
Разминание – это интенсивный прием, который направлен на размягчение и расслабление мышц. В процессе разминания логопед проникает глубже в ткани, улучшая их эластичность и подготавливая их к последующим манипуляциям.
4. Вибрация
Вибрационные приемы могут быть прерывистыми или непрерывными, и каждый из них оказывает свое воздействие на ткани и мышцы. Прерывистая вибрация стимулирует мышцы, помогая им активизироваться, в то время как непрерывная вибрация способствует их расслаблению и снятию напряжения.
Важно понимать, что эффективность логопедического массажа зависит не только от правильного применения этих приемов, но и от индивидуального подхода к каждому пациенту, учитывая его особенности и потребности
Как часто проводится массаж?
Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного
Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов
На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.
Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.
Зачем нужен логопедический массаж
В основе любой патологии лежат нарушения кровоснабжения и мышечного тонуса, которые делают невозможным овладение правильным произношением по подражанию, а в дальнейшем и формированию грамматически правильной речи. Сами диагнозы речевых нарушений говорят об этом: моторная (двигательная) алалия; дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата); дистония, спастические формы нарушения и т.д. Все это говорит о том, что применение массажа при речевых расстройствах не просто желательно, а крайне необходимо для успешной работы над дефектом, так как только педагогическими методами здесь не обойтись. Выясним очаги и способы воздействия логопедического массажа, его структуру.
В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс (в нашем случае это речевые патологии) нельзя рассматривать изолированно.
Основное воздействие массажа испытывает на себе наша кожа, которая представляет собой обширное рецепторное поле. Именно в коже расположены сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, уменьшая или увеличивая приток крови к органам. Мы не будем подробно разбирать механизм действия массажа на организм. Физиологи доказали, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего убыстряется ток крови, который вызывает положительные изменения возникающие в мышцах. Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуется тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Особенно это актуально при речевых расстройствах, связанных с нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, которые приводят к их рассогласованию (дизартрия). Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, которая в свою очередь координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. В результате массажа в организме возникают различные реакции рефлекторного характера, благодаря которым происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. По этому, логопедический массаж не ограничивается массажем только артикуляционного аппарата. При коррекции речи предусматривается массаж следующих отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.
При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.
При рефлекторно-сегментарном массаже используются элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка.
Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. Массаж рефлексогенных зон включает в себя: массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка.
Длительность сеанса 45 минут. Курс 10 массажей, не реже 2х раз в неделю. Часто логопедический массаж может быть частью логопедического занятия. Необходимость того или иного воздействия определяет специалист после 1 посещения.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Самомассаж
Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:
- Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
- Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
- Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.
У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.
Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.