9 классных логопедических упражнений для детей

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков [л], [л']

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простые Слоги сложные Примеры слов Скороговорки
Ля Сля, кля, пля, фля, гля Поля, Коля, Толя, тополя Ля-ля-ля — холодная земля
Лю Слю, клю, плю, флю, глю Люся, лютик, люк Лю-лю-лю — печь топлю
Ли Сли, кли, пли, фли, гли Лида, липа, лиса, лимон Ли-ли-ли — лимон нашли
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лена, лень, лес Ле-ле-ле — все в золе
Ле Сле, кле, пле, фле, гле Лен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слоги Примеры слов Скороговорки
Аль Пальто, калька
Ель Капель, кисель Ель-ель — за окном капель
Оль Моль, соль Оль-оль — залетела моль
Уль Куль, буль-буль Уль-уль — повесили тюль
Ыль Пыль, намыль Ыль-ыль — ладони намыль
Юль Июль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнения для постановки звука «Л».

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. (Чашечка)
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта

3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание

Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону

3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти

Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. (Пощелкаем язычком)
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык

3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо.
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание

Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь

3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок.
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть

Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Желаю удачи!

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

2) «Покусать яблочко»

Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

3) «Качели».

Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

«Большие качели»

Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

«Маленькие качели»

Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

Чередуем упражнения несколько раз подряд.

4) «Индюк».

Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

5) «Чистим зубы».

Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?
Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

6) «Иголочка».

Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

7) «Лошадка».

Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Л»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ук» и «каач», вместо «лук» и «калач»;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «Л» на «У», «Ы», «В», или «Г», например, произносит «метуа», «ыуна», «вабиринт» и «гаска», вместо «метла», «луна», «лабиринт» и «ласка»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «роза» вместо «лоза», и тут же вместо «рак» говорит «лак».

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Инструкция по применению

В инструкции к препарату написано, что сведений, которые указывают о воздействии лекарства на организм, нет. В то же время клинические исследования, которые велись много лет, показали, что применение Папаверина не оказывает негативного влияния как на плода, так и само протекание беременности. Использовать свечи с папаверином гидрохлоридом можно в 1, 2 и 3 триместрах, то есть, в течение всей беременности.

Но это не означает, что препарат можно использовать без разрешения врача. Только специалист должен назначить дозировку лекарства и продолжительность применения.

Суппозитории Папаверина оказывают выраженное спазмолитическое воздействие миотропного характера, которое воздействует как на мускулатуру матки, так и на гладкие мышцы других органов, к примеру, половой, мочевыделительной, дыхательной систем, а также ЖКТ.

При воздействии на гладкую мускулатуру сосудов препарат расширяет их, благодаря чему улучшается кровоток и понижается давление.

Обычно применяется для устранения спазмов:

  • внутренних органов;
  • сосудов головного мозга и периферических;
  • бронхов.

Также полезен препарат при гипертонусе матки и для улучшения плацентарного тока.

Дозировка

Точную дозу препарата может назвать только врач, исходя из жалоб и состояния пациентки. Как правило, в сутки назначают 2-4 суппозитория, которые необходимо использовать через равный промежуток времени. Длительность лечения зависит от состояния и симптомов пациентки, в каждом случае она индивидуальна. Средняя продолжительность терапии составляет от 2 дней до месяца, иногда дольше.

Как и куда вставлять

Суппозитории Папаверин следует вводить ректально, то есть, в анальное отверстие. Вагинально эти свечи не применяют! По возможности процедуру следует выполнять после очищения кишечника.

Руки перед лечебным сеансом следует хорошенько вымыть с мылом. После этого распечатать препарат, взять свечу и ввести ее в прямую кишку.

После проникновения в прямую кишку суппозиторий начинает таять под воздействием температуры тела, понемногу высвобождая активное вещество. Лекарственный компонент всасывается в кровоток, после чего разносится кровеносной системой ко всем органам, попутно оказывая действие на сосуды.

Под влиянием препарата снижается гипертонус матки, боль и напряжение проходят, при этом понижается АД, что особенно актуально на поздних сроках беременности. При этом общее самочувствие беременной улучшается.

Гипертонус матки — главное показание для использования суппозиториев

Упражнения для постановки звука «Л»

Применяют специальные упражнения для постановки звука «Л». Комплекс включает подражательные игры для язычка. Постановка состоит из нескольких этапов. Прежде чем перейти к комплексу выполняют артикуляционную гимнастику, стимулирующую работу органов артикуляционного аппарата. Актуальны такие упражнения:

  • «лошадка». Язык распластать по ширине и делать щелчки в области неба рядом с верхними резцами. Рот приоткрывается, а нижняя челюсть с губой оставляются в неподвижном состоянии;
  • «гамак». Кончик языка следует упереть в передние резцы, где находится верхний ряд зубов. Языку следует придать форму гамака. В этом положении задерживать на счет 5, а затем расслаблять;
  • «вкусный обед». Широким языком необходимо облизать верхнюю губу движением вверх и вниз. Нижняя часть челюсти с губой должны оставаться статичными;
  • «индюк». Язык необходимо сделать широким и выполнять те же движения, что и в предыдущем упражнении, но более быстро;
  • «грибок». Язык притягивается к небу, чтобы было ощутимо натяжение уздечки языка;
  • «качели». Необходимо открыть рот и сделать широкую улыбку. Кончик языка следует по очереди к верхним и нижним зубам.

Тренировки должны продолжаться не менее двух недель, при желании их можно продлить до месяца.

Для закрепления произношения также нужно выполнять определенные упражнения. Можно задействовать следующие игры:

  • «дорожки». На бумаге нужно написать большую букву Л и волнистые дорожки от нее к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребенок должен поставить свой палец на букву и от нее вести по линии и одновременно проговаривать звук. В завершение назвать предмет;
  • «колобки». Предварительно нужно сделать фигурку лисы и 10 штук колобков, а также картинки со словами, которые содержат букву Л в различных частях слова. Если малыш правильно произносит слово с картинки и букву, колобок может убежать от лисицы. Если этого не происходит, она его съедает;
  • «картинки с предметами». Сначала нужно подготовить картинки с разными словами, которые начинаются на л, а затем ребенок должен назвать изображение и отыскать нужный предмет.

Улучшение речевого слуха

Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:

  1. Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
  2. Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
  3. Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
  4. Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».

Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл». При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

1. «Окошко».Широко открыть рот, язык свободно лежит во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 5. Закрыть рот, удерживать закрытым на счет от 1 до 5. Повтор 3-5 раз.

2. «Заборчик».Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Удержать под счет от 1 до 10.

3. «Хоботок» («Бублик»).Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед и округлены. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

4. Чередование «Заборчик» — «Бублик». Удержание каждой артикуляционной позы 4-8 сек., до 5 повторов.

5. «Месим тесто». («Накажем непослушный язычок»).Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

6. «Блинчик».Удерживать расслабленный язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10. Рот чуть приоткрыт. Губы не напряжены, не растягиваются в широкую улыбку. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он только накрывает нижнюю губу. Повтор 3-5 раз.

7. «Иголочка»Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

8. Чередование «Блинчик – Иголочка» 5-10 раз.

9. «Вкусное варенье».Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Движением сверху вниз убрать язык за верхние зубы. Закрыть рот. Язык не сужается. Нижняя челюсть неподвижна

10. «Чашечка».Рот широко открыть. Сделать «Блинчик», кончик языка и боковые края поднять вверх, придавая языку форму «Чашечки». Удержать под счет от 1 до 10. Завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 

11. «Качели».Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку. 5-10 повторов.

12.«Почистим верхние зубки».Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

13. «Маляр».Открыть рот, широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Язык- «кисточка» красит «потолок». Повтор 6-8 раз.

14. «Пароход гудит».Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

15. «Лошадка».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась. Темп цоконья лошадки то замедляется, то ускоряется.

16. «Грибок»Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подъязычная уздечка языка — это «ножка» гриба, язык — его «шляпка». Боковые края языка плотно прижаты к нёбу, губы не натягиваются на зубы. Повтор 3-5 раз.

17. «Гармошка».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При открывании рта губы в улыбке и остаются неподвижными, язык не провисает. 5-10 повторов.

18. «Индюк». Рот открыть, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — добавить голос, пока не послышится бл-бл (индюк болбочет).

19. «Барабанщик».Рот открыт. Губы в улыбке. Стучим кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

20. «Сорока» («Чихаем на «грибочек»).Рот открыт. Губы в улыбке. Приклеить широкий язык к небу — «грибочек», а затем сильно выдохнуть, будто чихнуть «тр-р-р» (сорока трещит). 5-10 повторов.

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 259

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Л».

Автоматизация твёрдого звука «Л» в прямых слогах:

  • ла — ло — лу
  • лы — ло — лу
  • лы — лу — ло
  • ла — лу — лы
  • ла — ло — лу
  • лу — ло — лы

Автоматизация твёрдого звука «Л» в обратных слогах:

  • ал — ол — ул
  • ыл — ул — ол
  • ёл — ол — ул
  • ал — ял — ел
  • ил — ыл — ял
  • ёл — юл — эл

Автоматизация твёрдого звука «Л» в интервокальной позиции:

  • ала — оло — улу
  • оло — элэ — ала
  • ылы — элэ — улу
  • улу — ылы — ала
  • элэ — улу — оло
  • ылы — элэ — оло

Автоматизация твёрдого звука «Л» в слогах со стечением согласных:

  • лва — лво — лву
  • лвэ — дла — дло
  • длу — длэ — дло
  • лва — лву — лвэ
  • длу — дло — дла
  • лво — лву — лвэ

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словах:

Лаз, лунка, юла, салат, лошадь, тулуп. палка, долго, полка, молния, стул, булка, лужа, бутылка, вокзал, лапша, лабиринт.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в словосочетаниях:

Луч солнца, холодное молоко, сила голоса, оловянная ложка, весёлый малыш, лыжная палка, милая улыбка, белый голубь, годовалый малыш.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в чистоговорках:

  • Ла–ла–ла, Ла–ла–ла — Мила плачет у стола.
  • Ло–ло–ло, Ло–ло–ло — как на улице светло.
  • Ал–ал–ал, Ал–ал–ал — я достал пенал.
  • Ил–ил–ил, Ил–ил–ил — вот так гол забил!
  • Ол–ол–ол, Ол–ол–ол — в зале надо вымыть пол.
  • Ыл–ыл–ыл, Ыл–ыл–ыл — он большущий очень был.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в предложениях:

Алла пила молоко. Лось попал в ловушку. Мила ела салат. Клубок упал с лавки. Волк долго выл на луну. На лужайке много лопухов. С яблони упало спелое яблоко.

Автоматизация твёрдого звука «Л» в стихах:

Убежало, убежало,убежало молоко.я с трудом его поймала,Быть хозяйкой нелегко!(Р. Фархади)

Автоматизация твёрдого звука «Л» в рассказах:

«За ягодами»Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.

  • «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», Е. Н. Спивак;
  • «Правильно произносим звуки Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Правильно произносим звуки Р и Л», Т. А. Ткаченко;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: