Артикуляционная гимнастика для звука [р]

Артикуляционная гимнастика

Как выполнять гимнастику

Для успешной постановки и следующей за ней автоматизации звука Р упражнения, входящие в комплекс артикуляционной гимнастики, повторяем ежедневно.

Начинаем занятие всегда в спокойной и дружелюбной обстановке обстановке. Ребенка мотивировируем на занятия его личным примером. Он молодец, многому научился и с возникшей проблемой нарушения речи вы сможете справиться вместе.

Отмечаем самые первые незначительные успехи в совершенствовании речи. Будьте союзником и верным наставником своему ребенку. Подбадривайте и хвалите его. Постепенно двигайтесь к своей цели с полной уверенностью к обретению «чистой» речи.

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь

1) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубки.

2) Маляр

  • Губы в улыбке.
  • Приоткрыть рот.
  • Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад.

3) Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

4) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

5) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл». 

6) Дятел

  • Улыбнуться.
  • Открыть рот.
  • Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.       

Стрелочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть язы­ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами.

Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж­нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука строится по следующей схеме:

Теоретическая подготовка родителей и детей.
Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
Формирование артикуляционных навыков

На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука , тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.

Постановка звуков ,

Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Фрагмент 1 индивидуального занятия по постановке звука «р»

Заключительные занятия

После установки раскатистого «р-р-р», используя подражательные способности ребёнка, необходимо автоматизировать правильное произношение мягкого «р’». Для этого нужно соединить рокочущий «р-р-р» с гласными «я», «е», «ё», «ю», «и» и отработать их произношение в слогах «ря», «ре», «рё», «рю», «ри».

Закрепление (автоматизация) звука «Р»

На этой стадии можно проводить такие виды работ: закрепление произнесения «р» в слогах, словах и предложениях; заучивание стихов и скороговорок, в которых звук «р» повторяется в разных позициях. Упражнения по развитию речи, включающие в себя виды работ с использованием словоформ, содержащих букву «Р».

Подбирайте слова из разных частей речи, предлагайте ребёнку составлять из них предложения, стараясь по максимуму использовать слова, в которых есть буква «р».

Играем с картами детского лото и картинками

Вместе с буквой «Р» играем и картинки подбираем.

Принцип этого занятия прост – предложите ребёнку выбрать из имеющихся карточек детского лото те, слова которых содержат звук «р».

Успешная постановка звука «р» у детей зависит в первую очередь от готовности малыша заниматься, уровня его личной мотивации. Поэтому надо стремиться, чтобы занятия, направленные на улучшения произношения ребёнка, возбуждали у него интерес и доставляли только положительные эмоции.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Видеоурок по автоматизации звука «Р» от логопеда:

https://youtube.com/watch?v=ysCVNJ0R0DM

Правильная артикуляция

Звук относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине и даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Твердый звук произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы .
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков , в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль

1) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

2) Вкусное варенье

  • Слегка приоткрыть рот.
  • Улыбнуться.
  • Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

3) Самолет

  • Губы в улыбке.
  • Рот приоткрыт.
  • Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

4) Индюк

  • Приоткрыть рот.
  • Положить язык на верхнюю губу.
  • Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

5) Качели

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот, показать зубы.
  • Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет).
  • Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали «орешки».

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую

Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание «Грибочек». Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения «Гармошки» напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: «Дэ-дэ, тэ-тэ…».

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц

1) Загони мяч в ворота

  • Вытянуть губы вперед трубочкой.
  • Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

2) Месим тесто

  • Улыбнуться.
  • Немного приоткрыть рот.
  • Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…».
  • Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

3) Блинчик

  • Улыбнуться.
  • Приоткрыть рот.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Удерживать под счет от 5 до 10.

4)  Кто дальше загонит мяч?

  • Улыбнуться.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

5) Чистим зубки

  • Улыбнуться.
  • Показать зубы, приоткрыть рот.
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

По утверждению многих специалистов исправить речевые дефекты и поставить четкую правильную речь у человека можно в любом возрасте. Исправления речи у детей происходит легче за счет пластичности психики и нервной системы. Устная речь, по мнению экспертов, является основным фактором, влияющим на развитие грамотности и письменной речи ребенка. Картавая речь может стать причиной проблем в общении или снижении уверенности ребенка, поэтому дислалию следует исправлять или стараться сделать ее менее выраженной.

Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление, исправление артикуляционного аппарата, который отвечает за формирование речи. Артикуляционный аппарат включает в себя ротовую полость, глотку, гортань. Это означает, что при произношении звуков активно участвуют не только язык и губы, но также щеки, челюсть, небо.

Артикуляционная гимнастика для постановки [р]

Веселые упражнения данного комплекса помогут вашему чаду усвоить требуемое положение артикуляционного аппарата для произнесения «рычащих» фонем.

  • «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрываем ротик. На выдохе шлепаем по распластанному языку губками, проговаривая «Пя-пя-пя». Затем зубками: «Тя-тя-тя».
  • «Блинчик». Наш язычок — широкий и плоский, как бабушкин блинчик. Кладем его на нижнюю губу и удерживаем, считая до десяти, обнажив верхние зубы.
  • «Качели». Кончиком языка по очереди тянемся то к носу, то к подбородку, как на качелях: вверх — вниз. Чтобы челюсти не двигались, можно их придержать ладошками.
  • «Маляр». Теперь язычок превращается в кисточку, и ею мы покрасим «потолок» во рту (нёбо). Растянули губы в улыбке, открыв рот, и начали «красить» язычком, двигая им назад – вперед.
  • «Чистим зубки». Открываем рот. Движениями языка вправо – влево «чистим» верхние зубы изнутри кончиком языка.
  • «Грибок». Открываем рот, улыбаемся. Теперь нужно присосать язычок к нёбу. Считаем до десяти, а потом щелкаем. Покажите, какой вы сорвали грибок (игрушку или картинку).
  • «Заводим моторчик». Делаем «Грибочек». Ставим палец (ватную палочку) под язычок, и, произнося «др-р-р-р», быстро вибрируем пальчиком. Ротик в улыбке. Чем сильнее дуем, тем громче звук.
  • «Гармошка». Покажите ребенку гармошку, а затем попробуйте изобразить ее губами. Улыбаясь, нужно разинуть рот. Присосав язычок к нёбу, начинаем открывать и закрывать рот («играть на гармошке»). Это хорошая тренировка для растягивания подъязычной связки.
  • «Лошадка». В течение минуты цокаем языком. Рот открыт, губы улыбаются.
  • «Дятел — барабанщик». Растянули губы в улыбку, приоткрыли рот, язычок поместили за верхние зубки. Быстро стучим языком на выдохе по нёбу со звуком «Д-д-д». Звук проговаривается с усилием, напрягаются не только мышцы языка, но и шейные, и даже плечевого пояса.

Заниматься с детьми нужно каждый день 3-4 раза по 3-5 минут, желательно сидя. За один раз выполнять не более трех упражнений, каждое необходимо повторить 5-7 раз. Задания со временем нужно усложнять, но постепенно.

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=в: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=г: ыба=ыба, выос=выос.

  • Подмена р=й: ыба=иба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р= ыба=ыба, выос=выос, коова=коова.
  • Горловой или гортанный , свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо малыш произносит или глубокое , использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой .

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Комплекс гимнастики

Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:

  • Нищевой;
  • Танцюры;
  • Волошиной;
  • Куликовской и других.

Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.

Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу

Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П»

Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.

«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.

«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.

«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.

Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.

«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».

Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».

Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.

После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.

Причины некорректного произношения

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков :

Артикуляционная гимнастика для звука может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: «Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!».
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

На коррекцию звука уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать , опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Подготовительный этап

https://youtube.com/watch?v=sO1FNTUjil4

Постановка звука возможна только при определенных условиях. Логопед занимается разработкой артикуляционного аппарата. Для этого используют комплекс упражнений, который направлен на определенные цели.

При проблемах со звуком «Р» необходимо научить ребенка на подготовительном этапе:

  • делать язык широким;
  • поднимать кончик языка и удерживать его на одном месте;
  • выработать сильный выдох.

После выполнения всех пунктов переходят к постановке. Артикуляционная гимнастика на звук «Р» иногда включает упражнения на растягивание уздечки. Среди специалистов нет однозначного мнения по поводу ее эффективности. Одни рекомендуют хирургическое вмешательство — врач вручную подрезает связку, другие предпочитают самостоятельно заниматься с проблемой.

Комплекс упражнений (описание)

Ниже описаны наиболее эффективные артикуляционные упражнения для правильного произношения буквы Р. Они способствуют «созреванию» звука и разогревают язык, губы и челюсть перед занятиями.

Упражнение «Лошадка»

Целью этого упражнения является укрепление мышц языка и выработка подъема его наверх. При этом нужно улыбнуться, показать зубы, пощелкать языком, издавая звуки цокота копыт. Упражнение нужно начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. При этом нужно двигать только языком, оставляя челюсть неподвижной.

«Конфетка»

В роли конфеты здесь выступает язык. Необходимо упереть его в щеку, а снаружи надавить на него рукой, стараясь вернуть на место. Это простой метод поможет улучшить кровообращение в артикуляционном аппарате, укрепить мышцы, а также улучшит настроение ребенка.

«Грибок»

“Грибок” выполняется для растягивания подъязычной уздечки и выработки подъема языка. Упражнение проводится следующим образом:

  1. Необходимо широко улыбнуться, показав зубы, прижать язык всей полостью к небу.
  2. Рот должен быть широко открыт, а губы должны находиться в положении улыбки в течение всего упражнения.
  3. Боковые части языка должны быть прижаты в одинаковой мере, то есть они не должны опускаться.

Упражнение называется «грибок», так как язык напоминает шляпку гриба, а растянутая уздечка – его ножку. Повторяя упражнение нельзя забывать о широкой улыбке.

«Гармошка»

Цель “гармошки” заключается в укреплении различных мышц языка. Для этого необходимо растянуть губы в улыбке, прикрепить язык к верхнему небу. Затем, не отпуская язык, нужно закрывать и открывать рот, оставляя губы в улыбке

Важно, что при открытии рта губы нужно держать неподвижно. При открытии и закрытии рта нужно удерживать его на счет 3-4

Также нужно проследить, чтобы язык не провисал при открытии рта.

«Косточка»

Это упражнение простое. Для роли косточки можно использовать какую-либо палочку, например, счетную. Ее необходимо поместить за верхними резцами и прижать языком. Палочку нужно зафиксировать в таком положении и держать 15-20 секунд. После этого «косточку» нужно разместить на нижних зубах и также удержать языком около 15 секунд. Выполняя упражнение нельзя забывать об открытом рте.

«Маляр»

При этом упражнении отрабатываются подвижность языка и его движения вверх. При этом нужно открыть рот и улыбнуться. Языком надо провести по небу, совершая движения вперед-назад. Необходимо следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней части верхних резцов. При этом язык должен проталкиваться вперед, но не высовываться наружу.

«Барабанщик»

Это упражнение направлено на выработку подъема языка и укрепление его мышц. Кроме того, оно научит напрягать кончик языка. Для этого надо открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка нужно постучать по верхним альвеолам, при этом несколько раз произнося английский звук Д. Упражнение стоит проводить медленно, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать об улыбке и открытом рте во время упражнения. Челюсть также необходимо держать неподвижно, а двигать только языком. При этом английский звук Д должен выходить четким, не размазанным.

 Перечисленные упражнения помогают улучшить произношение Р и исправить другие логопедические дефекты. 

Артикуляционную гимнастику по исправлению произношения можно проводить самостоятельно или под наблюдением специалиста. Звук Р – один из самых сложных для постановки, поэтому артикуляционную гимнастику для него стоит проводить регулярно. Занятия по произношению звука Р поможет ребенку обрести уверенность, сделает его речь более четкой и понятной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: