Постановка звуков [р], [р’]

Произношение звука «р»

Логопедические упражнения на букву Ш

Произношение звука «Ш» требует особой точности и контроля, потому что его артикуляция отличается от других звуков. Логопедические упражнения, направленные на букву «Ш», представляют собой эффективный метод коррекции и улучшения произношения этого звука.

Эти упражнения созданы с учетом особенностей произношения звука «Ш» и направлены на его улучшение. Они помогают развить контроль над артикуляционными органами, укрепить мускулатуру и сделать произношение более четким и различимым.

Упражнения для губ — буква Ш (+таблица)

Название упражнения Описание
Футбол Начните выдувать воздух сквозь сжатые губы, создавая звук «Ш» похожий на свист в ветреный день на футбольном поле.
Ириска Представьте, что у вас во рту конфетка «ириска», и закройте губами верхние и нижние зубы. Затем, открыв рот и слегка прикоснувшись зубами, произнесите звук «Ш».
Шоколад Вообразите, что вы кусаете кусочек шоколада, и создайте звук «Ш» с сжатыми губами, как будто вы произносите этот звук, наслаждаясь вкусом шоколада.
Шарик Представьте, что у вас в руках мыльный шарик, и попытайтесь надуть его, произнося «Ш» — звук с небольшими выдохами воздуха через слегка сжатые губы.
Шторм Изображайте, что вы находитесь на корабле во время сильного шторма, при этом создавая звук «Ш» с гудением и свистом, будто вы противостоите ветру и волнам.

В ходе этих упражнений логопед использует различные методы и техники, которые способствуют правильному формированию звука «Ш» и развитию навыков его произношения. Это включает в себя использование специальных речевых упражнений, игр и заданий, направленных на улучшение артикуляции и развитие речи.

Таким образом, логопедические упражнения на букву «Ш» играют важную роль в процессе коррекции и улучшения произношения этого звука, помогая детям и взрослым развить ясное, четкое и правильное произношение «Ш» в речи.

Упражнения для языка — буква Ш (+таблица)

Название упражнения Описание
Вкусное варенье Представьте, что вы вкушаете варенье и наслаждаетесь его вкусом. Во время этого язык остаётся прямым и создаётся звук «Ш», который подражает звуку, который вы издаете, когда чувствуете вкус сладкого и ароматного варенья.
Чашечка Попробуйте поднять кончик языка к верхнему нёбу и прижать его к нему. Затем, издавая звук «Ш», попробуйте выдуть воздух через узкую щель между языком и нёбом, подобно тому, как вы дуете на чашку горячего напитка, чтобы остудить его.
Шуршащие листья Попробуйте представить себя в осеннем лесу, шуршащем листьями под вашими ногами. Во время этого двигайте языком внутри ротовой полости и издавайте звук «Ш», подражая шуршанию листьев.

Как поставить звук Ш ребенку дома

Чтобы помочь ребенку научиться правильно произносить звук «Ш» дома, для этого есть несколько практических советов:

  • Моделируйте звук: Покажите ребенку, как правильно произносить звук «Ш». Вы можете продемонстрировать, как формируется этот звук, и попросить его повторить за вами.
  • Упражнения с зеркалом: Используйте зеркало, чтобы ребенок мог видеть движения своих губ, языка и челюсти при произношении звука «Ш». Это поможет ему лучше понять, как правильно издавать звук.
  • Игровые упражнения: Включите звук «Ш» в различные игры и развлечения. Например, играйте в «Шарик», «Шляпу» или «Шипение змеи», где звук «Ш» используется в словах или звуках.
  • Упражнения на дыхание: Произношение звука «Ш» требует сильного выдоха вдоль суженного пространства между языком и верхней челюстью. Поэтому упражнения на правильное дыхание могут быть полезны для улучшения произношения этого звука.
  • Постоянная практика: Практикуйте звук «Ш» регулярно, постепенно увеличивая время и частоту практики. Не забывайте хвалить ребенка за его усилия и прогресс.
  • Обратитесь к специалисту: Если у вас возникают затруднения или ребенок испытывает постоянные трудности с произношением звука «Ш», обратитесь к логопеду или специалисту по развитию речи для дополнительной помощи и рекомендаций.

Помните, что терпение, постоянство и поддержка играют важную роль в процессе обучения произношению звука «Ш».

Психолого-педагогический подход к классификации

В данную классификацию входят нарушения речи, связанные с использованием средств выразительности и нарушением коммуникативной функции:

  • Нарушение средств общения − в эту группу входит неправильное звукопроизношение, в контексте ребенка его называют ФНР (фонематическое недоразвитие речи). Также сюда относится недоразвитие фонетико-фонематических процессов, или ФФНР. У человека возникают трудности в различении звуков и овладении звуко-буквенным анализом. Более тяжелый дефект − это когда нарушены все компоненты речи. Такой дефект известен как ОНР (общее недоразвитие речи).
  • Нарушено использование средств общения − в эту группу входит заикание. У человека сформированы все средства для общения, но из-за патологического состояния органов артикуляционного аппарата, он не может ими пользоваться.

Психолого-педагогическую классификацию используют для определения структуры дефекта.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Как избавиться от картавости

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся.

Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  • «Чистим зубы». Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево — вправо.
  • «Гладим небо, то есть нёбо». Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  • «Воздушный бой». Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху — вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  • «Индюк». Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача — в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  • «Барабан». Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.Предлагаю вам следующий комплекс:

Слова:

Автоматизация «Р» в сложных словах:

Скороговорки:

Укрепляем язычок. 4 веселых упражнения!

Чтобы у ребенка появился долгожданный звук , нужно немного потренировать и укрепить язычок. И здесь хорошо помогает игровая артикуляционная гимнастика. Все упражнения очень простые и веселые, поэтому ребенок с удовольствием будет за вами их повторять.

Сначала проделайте сами, а затем подключайте ребенка.

1. «Блинчики-ладушки»

Улыбнитесь и приоткройте рот. Положите широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживайте это положение 3 – 5 секунд.

Все дети обожают показывать язык, поэтому и ваш с радостью повторит это упражнение.

2. «Язычок-шалунишка»

Так же как и в предыдущем упражнении, положите расслабленный язычок на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, как бы произнося при этом «па-па-па». Затем легонько прикусите язык зубами. Попросите ребенка повторить и проделайте вместе от 3 до 5 таких кругов.

3. «Лошадка»

Как идет лошадь по асфальту, помните? А теперь воспроизведите этот звук языком. Получилось? Теперь попросите ребенка повторить. Цокайте сколько душе угодно! Это упражнение отлично тренирует язычок и готовит к четкому произношению звука .

4. «Грибок»

Поцокали? Теперь прижмите язык к небу и дайте ему отдохнуть. Если при этом вы посмотрите в зеркало, то увидите, что язык принял форму гриба с большой шляпкой. Сосчитайте до 5 и расслабьте язык. Затем поставьте ребенка рядом и попросите повторить.

Сделайте от 3 до 5 повторений.

Все эти упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенку было интересно наблюдать за своим язычком.

А также в помощь можно взять игрушечный язычок-перчатку и дополнительно показывать все движения рукой.

Выполняйте эти упражнения ежедневно в формате игры, и вскоре язык ребенка будет готов к постановке звука .

СОВЕТ: чтобы ребенок не сопротивлялся и охотно за вами повторял, не говорите ему, что вы занимаетесь специальной тренировкой, а просто зовите его поиграть.

Особенности коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия − распространенное речевое нарушение, которое встречается у детей и взрослых. Проявляется она не только в нарушении произносительной стороны речи, но и в моторной и личностной сфере. Это связано с тем, что причина дизартрии − это органическое поражение центральной нервной системы. Поэтому для ее успешной коррекции необходима помощь невролога, который назначит нужные препараты.

Логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция моторной сферы;
  • работа над словарем и грамматическим строем;
  • коррекция высших психических функций;
  • формирование связной речи.

Обычно за помощью логопеда обращаются в детском и школьном возрасте. Но иногда дизартрия встречается и у взрослых. Чаще всего она проявляется у них в стойком нарушении произношения какого-либо звука − шипящего, свистящего. Но самый распространенный дефект − это картавость.

Скорректировать звукопроизношение во взрослом возрасте сложнее, потому что неправильная фонема автоматизировалась. Принципы работы со взрослыми при коррекции дизартрии такие же, как и с детьми.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации. 

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. :)

Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую. 

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

Как научить ребенка говорить звук [Р]

Во взрослом возрасте дефекты речи тяжело исправить. Поэтому родителям нужно внимательно смотреть за развитием ребенка и своевременно исправлять нарушения.

Что делать, если малыш не говорит звук ?

Обычно нарушения звукопроизношения становятся очевидными к шестилетнему возрасту. В этот период разница с нормально говорящими детьми становится очевидной.

Картавость может послужить причиной развития комплексов и ограничить выбор профессии

При выявлении проблемы нужно сразу обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведет полноценную диагностику и сделает полноценное заключение.

Важно! В некоторых случаях, родители не замечают, ничего кроме проблем со звукопроизношением. Но нарушена может быть и лексика, грамматика, просодика и т. д

Не стоит затягивать с исправлением дефекта, так как в дошкольном возрасте легче все исправить.

Возрастные нормы

Прежде чем решать, как научить ребенка говорить букву Р, нужно определиться с тем, когда это делать. Каждый малыш осваивает звуки постепенно. К четырем годам он осваивает группы свистящих (, , ) и шипящих (, , , ).

Соноры (, и мягкие пары) появляются примерно в пятилетнем возрасте. До этого времени их отсутствие считается нормой. Поэтому можно не беспокоиться.

Физиологические причины картавости

Ребенок может не произносить звук из-за неправильного развития артикуляционного аппарата. В первую очередь это касается подъязычной уздечки.

В норме малыш должен поднимать язык к небу и дотрагиваться кончиком до верхних зубов

В случае, когда уздечка короткая, язык ограничен в движениях или вовсе малоподвижен. Проверить ее размер очень легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и предложить коснуться кончиком языка верхних бугорков за зубами.

Сложно произнести звук из-за дефектов зубочелюстной системы. Если отсутствуют два-три верхних зуба, ребенку сложно удерживать язык наверху и это негативно скажется на произношении.

В каких случаях нужна консультация логопеда

Выговаривания звука должно быть сформировано к школе. Иначе дефект негативно скажется на формировании навыков чтения и письма.

Поэтому если у родителей есть сомнения насчет того, правильно ли их ребенок говорит, то им стоит обратиться к логопеду. В шестилетнем возрасте картавость уже не считается нормальной. Если, помимо звука , страдают и другие звуки, то нужно срочно обращаться к специалисту.

Иногда дошкольник меняет звук на  или искажает его. В таком случае тоже нужна консультация логопеда.

Быстрые техники обучения

Родителей может обеспокоить, что ребенок не выговаривает букву Р, упражнения для постановки звука можно выполнять в домашних условиях. Это позволит быстрее исправить дефект и вызвать нормативное произношение.

Важно! Срок коррекции зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. Процесс может занять до года

Необходимо каждый день делать артикуляционную и дыхательную гимнастику — это позволит вызвать звук. После того, как ребенок начнет уверенно все делать, то используют специальный зонд с шариком на конце. Его заводят под язык и быстро раскачивают с его помощью орган — это позволяет вызвать вибрацию.

Можно ли научить говорить по подражанию

Некоторые звуки возможно поставить по образцу. То есть достаточно объяснить дошкольнику положение органов артикуляции, и он легко скажет все правильно. Но звук таким способом вызывать невозможно, так как должна быть вибрация языка.

Иногда родители неправильно учат ребенка, и он начинает говорить горлом или «по-французски». Такое произношение не считается нормативным и его нужно исправлять.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Игра «Лишнее слово». Логопед называет ребёнку несколько одинаковых слов и среди них одно, которое отличается по звучанию. Задача ребёнка на лишнем слове хлопнуть в ладоши либо топнуть ногой. Например, рыжик-рыжик-пыжик-рыжик, рычит-рычит-рычит-мычит, ром-ром-дом-ром, работа-работа-забота-работа, кошка-кошка-кошка-корка и т.п.

То же самое, но со слогами: ра-ра-ра-па, ро-ро-ло-ро, ры-ры-бы-ры и т.д.

Игра «Накормим вкусно зайку». Перед ребёнком – игрушечный заяц и набор картинок с изображениями продуктов. Зайчику нужно предложить всё съедобное, в названии чего есть звук Р. Примерный набор иллюстрированных карточек: морковь, виноград, хлеб, тортик, помидор, капуста, яблоко, груша.

Игра с мячиком, в процессе которой ребёнок ловит мяч, если логопед называет слово со звуком Р и отбрасывает его, если Р в слове отсутствует.

Логопедические упражнения для взрослых

Проблемы с речью могут возникать не только у детей, но и у взрослых. Причины таких трудностей разнообразны, включающие недостаточное использование речи в повседневной жизни, последствия травмы или болезни, а также проблемы с артикуляцией или слухом. В таких случаях логопедические упражнения становятся важным инструментом в улучшении коммуникативных навыков взрослых.

Логопедические упражнения для взрослых направлены на улучшение произношения, расширение словарного запаса, улучшение артикуляции и плавности речи, а также на повышение уверенности в общении. Эти упражнения часто включают в себя различные техники и методы, такие как:

  • артикуляционная гимнастика,
  • чтение вслух,
  • дыхательные упражнения,
  • тренировки на правильное ударение и интонацию,
  • работу над развитием слухового восприятия и восприятия речи.

Одним из ключевых преимуществ логопедических упражнений для взрослых является индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывающий его уникальные потребности и цели. Это позволяет достичь максимальных результатов в короткие сроки и значительно улучшить качество жизни, повысив уровень коммуникации и социальной адаптации.

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 259

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Автоматизация

Ура! Наконец-то получен , язычок завелся. Теперь приступаем к автоматизации, т.е. обучаем произносить этот звук в слогах, а затем в словах и предложениях.

Порядок слогов при автоматизации

— дра\тра, дро\тро, дру\тру и т.д.

— ра, ро, ру, ры,

— ор, ар, ур.

Обратите внимание, что переходить к словам нужно при полной автоматизации на уровне слогов. Слова автоматизируем в том же порядке, как и слоги

Сначала слова со звуком   в начале и конце слова, а затем с открытыми и закрытыми слогами

Слова автоматизируем в том же порядке, как и слоги. Сначала слова со звуком   в начале и конце слова, а затем с открытыми и закрытыми слогами.

Следом за автоматизацией нужно диффренецировать звуки. Хотите, чтобы ваш ребенок в игровой форме научился различать -. Позанимайтесь вместе с ребеноком на нашем курсе «Ох, уж эти капризные Р и Л! Начальный курс!»

Записаться на бесплатный курс

Получение звука всегда тяжелый и кропотливый труд, и у ребенка, и у взрослого, поэтому будьте терпеливы и положительно настроены на успех. Ваш позитивный настрой передастся малышу и все получиться.

Автоматизируем звук [Р]

На этом этапе можно придумать очень много веселых игр. Начинайте с самых простых. Вот вам в пример некоторые из них.

«Попугайчик»

Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!

Откуда здесь гоРА?

Ты не знаешь?

Ну, тогда повторяй за мной слова:

УРА! Какая большая гоРА!

УРА! Летняя поРА!

УРА! Какая жаРА!

Сначала проговаривайте каждую строчку сами, а затем просите ребенка повторить. Это игра автоматизирует произношение звука и расширяет словарный запас.

Используйте загадки, где отгадкой будет слово со звуком

Например:

Необязательно предлагать эти упражнения и игры ребенку сразу в один день. Он может устать и потерять интерес. Лучше каждый день уделяйте по 5 –10 минут и пробуйте новые упражнения, так и ребенку не надоест и результат не заставит себя долго ждать.

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Фрагмент 3 индивидуального занятия по постановке звука «р»

1. Развитие мелкой моторики.

Отгадай загадку: «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, а грузы и людей везет». (Самолет) Выложи самолет из спичек по образцу.

2. Развитие фонематического восприятия.

Летит самолет, ревет мотор. Как услышишь звук «р» — хлопни в ладоши один раз: у, а, р, ш, к, с, р, г, о, и, р, в, э, р, бу, ар, ко, гы, га, ур, пу, ры, хо, ур.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика: «Чистим верхние зубки», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан», «Забей мяч в ворота».

4. Постановка звука «р»: по подражанию, от упражнения «Грибок», с механической помощью.

Теперь сам заведи мотор у самолета.

Как развивается речь у ребенка

Причины общего недоразвития речи

По данным статистики, порядка 40% дошкольников страдают общим недоразвитием речи в той или иной степени.

На развитие у ребенка ОНР влияют множественные факторы внутриутробного развития: асфиксия и гипоксия, конфликт резус-факторов матери и плода, тяжелый токсикоз, частый прием неподходящих лекарственных средств, вредные привычки будущей матери — употребление наркотиков, курение, алкоголь, неблагоприятная обстановка для вынашивания, травмы при родах. Итог один — у ребенка повреждена Центральная нервная система. Отсюда вытекает целый ряд возможных патологий, среди которых и речевая дисфункция. Расстройство речи может прогрессировать, если ребенок часто болеет, имеет хронические заболевания, воспитывается в неподходящей обстановке, страдает нехваткой внимания со стороны взрослых. Спровоцировать развитие ОНР может перенесенная черепно-мозговая травма.

Логопедические упражнения на букву Р

Логопедические упражнения на букву «Р» играют важную роль в развитии правильного произношения и укреплении мускулатуры речевого аппарата. Звук «Р» является одним из ключевых звуков в русском языке, и его корректное произношение существенно влияет на ясность и понятность речи.

Целью логопедических упражнений на букву «Р» является не только исправление недостатков в произношении этого звука, но и укрепление соответствующих мышц речевого аппарата для более четкого и уверенного произношения. Эти упражнения помогают детям и взрослым, испытывающим трудности с произношением «Р», развивать правильное движение губ, языка и гортани, что в итоге способствует улучшению артикуляции и четкости речи.

Упражнения для губ — буква Р (+таблица)

Название упражнения Описание
Улыбочка Попытайтесь улыбнуться и одновременно произнести звук «Р», удерживая улыбку. Это упражнение помогает развить контроль над языком и артикуляцию.
Гудочек Произносите звук «Р» с небольшими паузами между каждым произношением. В это время язык должен быть поднят и прижат к верхнему нёбу.
Дверцы Попробуйте произнести звук «Р» так, чтобы ваш язык касался задней части верхнего нёба, при этом нижняя часть языка должна быть расслаблена.
Зеркальное отражение Смотрите на свое отражение в зеркале и произносите звук «Р», наблюдая за движением своего языка. Это поможет сознательно контролировать его положение.
Поцелуй Попытайтесь «поцеловать» воздух, выпрямив губы и прижав их к верхним зубам, произнося звук «Р» с мягким и легким прикосновением губ.
Вибрация языка Произносите звук «Р» и одновременно выполняйте небольшие колебания языком вперед-назад или вверх-вниз. Это помогает активизировать мышцы языка.

Логопедические упражнения на букву «Р» могут включать в себя разнообразные методы и техники, такие как:

  • артикуляционная гимнастика,
  • игры с использованием зеркала для контроля движений губ и языка,
  • дыхательные упражнения для правильного напряжения и контроля дыхания во время произношения звука «Р».

Важно понимать, что регулярная практика упражнений на букву «Р» сопровождается постепенным улучшением произношения и возрастанием уверенности в собственных речевых навыках. Поэтому поддержка логопеда и систематическое выполнение упражнений играют ключевую роль в достижении желаемых результатов

Упражнения для языка — буква Р (+таблица)

Название упражнения Описание
Чистим зубки Нужно повторять движения щетки по зубам, сопровождая их звуком «Р», похожим на шум при чистке зубов.
Кошечка Для этого упражнения медленно вытягивайте губы вперёд, создавая продолжительный звук «РРР», похожий на мяуканье кошки.
Лошадка Имитируйте звук «РРР», похожий на всхрап лошади, с небольшим открыванием рта и напряжением губ.
Пулемётчик Упражнение включает быстрые и резкие всплески воздуха через сжатые губы с звуком «Р», похожим на звук пулемета.
Весёлая ракета Здесь нужно медленно формировать звук «Р», похожий на шипение ракеты, с небольшим поднятием уголков губ.
Разбойник Это упражнение включает выражение звука «Р» с небольшим напряжением губ и нижней челюстью, похожим на выкрик «Разбойник!»

Как поставить звук Р ребенку дома

Постановка звука «Р» у ребенка дома может быть эффективной при правильном подходе и регулярной практике. Вот несколько рекомендаций от эксперта по логопедии:

Игровой подход: Включите элемент игры в процесс обучения

Используйте игрушки, книги с яркими картинками или интересные задания, чтобы привлечь внимание ребенка и сделать процесс обучения увлекательным.

Моделирование: Покажите ребенку, как правильно формировать звук «Р». Просите его повторять за вами, используя зеркало для наглядности

Моделирование поможет ребенку понять, как правильно двигать губы и язык для произнесения звука.

Упражнения для артикуляционного аппарата: Проводите специальные упражнения для укрепления мышц губ, языка и гортани. Это поможет ребенку контролировать свои артикуляционные органы и лучше формировать звук «Р».

Постоянство и терпение: Помните, что постановка звука «Р» может занять время и потребует терпения. Поощряйте ребенка за его усилия и постепенные успехи, даже если они кажутся маленькими.

Практика в повседневной жизни: Практикуйте произношение звука «Р» в различных ситуациях: во время игр, еды, прогулок. Это поможет ребенку освоить звук в разных контекстах и укрепить его навыки.

Обратитесь к специалисту: Если у вас возникают трудности или вопросы, не стесняйтесь обратиться к логопеду. Профессиональный специалист сможет предложить индивидуальные рекомендации и помочь в постановке звука «Р» вашему ребенку.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Учим ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему

Теперь поработаем над распознаванием звука на слух.

Наиболее часто дети заменяют звук на , , , , . И прежде чем заниматься постановкой , нужно научить ребенка распознавать его в словах.

Для этого используйте игры на развитие фонематического слуха. Например, просите ребенка хлопать в ладошки, когда он слышит звук в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.

Пробуем ставить звук «Р»

Теперь, когда язычок ребенка хорошо натренирован, можно пробовать поставить . В этом поможет еще одна веселая игра.

«Барабанчик-ракета»

Сначала попробуйте сами. Дотроньтесь языком до бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?

Отлично! Теперь оставьте язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук .

Теперь зовите ребенка играть.

Скажите: «Давай поиграем с язычком в барабанчик. А потом выпустим из ротика ракету».

Уделяйте этой игре по несколько минут в день и увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка все лучше и лучше начнет получаться звук .

А когда он уже уверенно «зарррычит», переходите к следующему и самому веселому этапу – автоматизации (закреплению).

Рекомендации по работе с алалией и афазией

Это тяжелые речевые дефекты, при которых люди теряют возможность общаться и познавать окружающий мир при помощи речи. Если алалия возникает в результате патологий во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах, то афазия чаще всего после инсульта. Людей с такими дефектами учат пользоваться речевыми средствами, создают ситуации, побуждающие к общению.

Начинают работать с простых слов, потом переходя к все более сложному речевому материалу. Людей с этими дефектами учат строить фразы и предложения, общаться при помощи их с окружающими. Проводится работа по всем направлениям, как и при дизартрии. Кроме логопеда, с пациентами работает нейропсихолог, дефектолог, психолог и невролог.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: