Лечение пограничного расстройства личности
Диагноз пограничного расстройства личности признается крайне сложным для выбора метода лечения. Психотерапия считается главным подходом терапевтического лечения при ПРЛ. Основной трудностью является установление корректных отношений пациент-психотерапевт. Для пациента, в силу симптомов расстройства и склонностью вступать в нестабильные, напряженные отношения, имеющего поведенческие крайности и переменчивость настроения, чрезвычайно сложно установить отношения и удержать их в определенных рамках. Часто бывают случаи, когда психотерапевты сами не берутся работать с подобным расстройством, ограждаясь от возможных проблематичных ситуаций.
Как вариант лечения применяется психотерапия третьей волны – диалектическая поведенческая терапия, основополагающим принципом которой является осознание пациентов вариативности восприятия ситуации. Это эклектический подход, в котором используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и медитация. Фармакотерапия также может предложить несколько препаратов второго поколения, эффективных при купировании импульсивности и вспышек неконтролируемого гнева.
Как проводится диагностика
В настоящее время специальных диагностических критериев детского церебрального паралича пока не существует. При подозрении на заболевание необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике также используются электрофизиологические методы обследования, такие как:
- электроэнцефалография;
- электромиография и электронейрография;
- исследование вызванных потенциалов;
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога, детского отоларинголога, эпилептолога, детского ортопеда, логопеда и психиатра.
Мифы о людях с СДВГ
Классификация заболевания
Основная классификация подразделяет гиперкинезы на две большие группы в зависимости от характера изменений в мышечном тонусе.
- Гипотонические состояния, характеризующиеся быстрыми движениями: тиками, хореей, тремором конечностей, непроизвольными сокращениями мышц.
- Дистонические (замедленные) состояния, которые проявляются в спазматическом смыкании век, кривошее, неосознанном сгибании и разгибании пальцев на руках и ногах.
По причине происхождения патология также бывает первичной, что обусловлено врожденными аномалиями развития ЦНС или наследственностью, и вторичными, когда гиперкинез стал следствием перенесенной травмы или заболевания.
Что такое гиперкинетическое расстройство
Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.
Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.
Классификация и основные симптомы
В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:
- Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
- Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.
В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:
- Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
- Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
- Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
- Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
- Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
- Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
- Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
- Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
- Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.
Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:
- дрожание;
- непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
- дрожание мышц лица, глаз;
- учащённое сердцебиение;
- отсутствие симптоматики во время сна.
Рекомендованное лечение
Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует. Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера. Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.
Препараты
Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:
- Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
- Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
- Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
- Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
- Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
- Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.
Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.
Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.
Нетрадиционные методы
Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:
- Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
- Компрессы из листьев герани.
- Мумие.
В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.
Диагностика
Основные диагностические критерии гиперкинетических расстройств:
- нарушение внимания, сниженная концентрация;
- гиперактивное поведение;
- импульсивный характер.
Правильно поставить диагноз может только врач при условии обследования в специализированной клинике. Основные методы диагностики:
- предварительный сбор анамнеза, оценка условий, в которых постоянно проживает ребенок;
- генетические исследования;
- осмотры невролога, офтальмолога;
- магнитно-резонансная томография мозга;
- компьютерная томография головы;
- различные лабораторные анализы;
- оценка психологического статуса опытным специалистом;
- нейрофизиологическое исследование.
Дополнительно ребенка необходимо показать логопеду и дефектологу, провести физикальные обследования.
Даже при сохранении нормального уровня IQ у детей с гиперкинетическим расстройством может развиваться задержка речевого и умственного развития
При диагностике важно исключить тяжелые психические заболевания, недоразвитие, шизофрению, для которых также характерны поведенческие нарушения.
Причины, группы риска
Есть 3 группы причин:
- Первостепенный фактор– экологическое воздействие; более высокая заболеваемость с различными нарушениями развития обнаруживаются в промышленных зонах.
- На 2-м месте – патогенные факторы, влияющие на плод во время беременности. Они включают курение матери, травмы, инфекции, последствия стрессов и другие осложнения во время вынашивания ребенка.
- Последняя группа причин – перинатальные воздействия, т.е. то, что происходит с ребенком во время родов. Рискованные продолжительные сложные роды, асфиксия, гипоксия, низкий вес – факторы, требующие длительного пребывания в инкубаторе.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.
Лечение гиперкинетического расстройства
Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.
Вся терапия преследует 3 цели:
- коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
- обеспечение успешной социальной адаптации;
- определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.
Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:
- нормализация режима дня;
- занятия с психологом;
- занятия с логопедом;
- когнитивная психотерапия;
- ЛФК;
- массажи шейно-воротниковой зоны;
- физиопроцедуры;
- педагогическая коррекция;
- создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.
Медикаментозная терапия подразумевает прием курса необходимых препаратов. Самым распространенным считается психостимулятор метилфенидат, который повышает внимательность и энергичность ребенка.
При его непереносимости назначаются ноотропы (ноофен, пантокальцин, глицин). Также могут понадобиться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, антиоксиданты и различные витаминные комплексы общеукрепляющего действия.
Точно и правильно назначить курс медикаментов может лишь врач-психиатр на основе подробной диагностики и обследования ребенка.
Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:
- положительное изменение уровня активного внимания;
- улучшение поведения;
- сниженный уровень агрессии и импульсивности;
- повышение успеваемости и самостоятельности в школе.
2 Лечение
Нет единого мнения относительно лечения синдрома дефицита внимания. Медикаментозная терапия показывает эффективность в 75-80% случаев, когда правильный диагноз поставлен своевременно. Подавлять симптомы гиперкинетического синдрома необходимо, поскольку это улучшит интеллектуальное и социальное развитие ребенка.
В западной практике используются церебральные стимуляторы:
- Цилерт;
- Риталин.
Механизм их действия до конца не изучен. Они демонстрируют хороший результат, поскольку не только успокаивают ребенка, но и повышают его эмоциональную устойчивость, помогают сосредоточиться. В отечественной практике чаще применяются препараты, которые стимулируют созревание нервных клеток (Когитум), ноотропы, витаминные комплексы, лекарства для улучшения мозгового кровотока (Кавинтон, Оксибрал и другие).
Важная роль отводится психологической работе. Родителям таких детей приходится учиться быть терпеливыми, оценивать поступки, а не личность ребенка
Очень важно установить контакт, для этого придется убрать из окружающего пространства все отвлекающие факторы, включая телевизор и гаджеты
Коррекция рациона также играет важную роль в лечении заболевания. Многочисленные научные исследования доказали, что большинство детей с синдромом дефицита внимания испытывают недостаток магния. Для его восполнения нужно включить в меню ребенка как можно больше продуктов, содержащих этот элемент. К ним относятся свежие зеленые овощи и фрукты, цельнозерновые каши. Чтобы магний из пищи усваивался лучше, необходим витамин В6, который содержится в гречке, бананах, картофеле, запеченном с кожурой. При серьезной нехватке этих элементов врач назначает такой препарат, как Магне В6.
Необходимо значительно ограничить употребление поваренной соли, заменив ее на морскую или йодированную. Ребенку нельзя давать энергетические напитки, рафинированные продукты и полуфабрикаты. Для улучшения вкуса в них добавляют глутамат натрия, который нарушает усвоение магния.
Медицинские новости
С приходом весны и таянием снега просыпаются клещи. Какие заболевания могут передаться с укусом клеща? Нужно ли вакцинироваться и как часто? Что делать, если вы обнаружили на себе клеща?
Ежегодная кампания по вакцинации против гриппа идет во всех регионах страны. Кому желательно вакцинироваться и какие есть противопоказания? Насколько вакцина снижает риски заболеть? И каким будет новый сезон гриппа?
Ключевым звеном в патогенезе болезни Альцгеймера является отложение β-амилоида и формирование особой формы тау-протеина. При БА происходит агрегация нерастворимых фрагментов белка – предшественника амилоида в патологический белок β-амилоид (Аβ)…
У 75-летнего пациента, обратившегося к кардиологу в Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова, уже стоял диагноз «миксома», при этом мужчину беспокоили одышка, слабость и повышенная утомляемость. Выполнив ультразвуковую диагностику…
Пациент прошел тщательное обследование с целью подготовки к операции, в ходе которого было принято решение о необходимости выведения больного из наркоза непосредственно во время оперативного вмешательства для выявления точного расположения…
Диагностика расстройства
Не существует ни одного простого зарезервированного диагностического метода для точной постановки диагноза гиперкинетическое расстройство. Проведение диагностики требует специалиста, как правило, из области детской психиатрии или психологии. Диагноз ставится путем признания моделей поведения, наблюдая за ребенком, получения отчетов об их поведении в школе и дома. Иногда компьютерные тест способны помочь в постановке диагноза. Некоторые дети также должны пройти специализированные тесты от клинического психиатра или педагога-психолога.
Ребенок, страдающий гиперкинетическим расстройством, нуждается в лечении во всех ситуациях, где возникают трудности. Это означает, поддержку и помощь на дому, в школе, с друзьями и сообществом.
Во-первых, очень важно для семьи, учителей и специалистов понять состояние ребенка и каким образом окружающие обстоятельства воздействуют на него. По мере взросления, пациент должен учиться самостоятельно управлять своими эмоциями и действиями
Учителя и родители могут понадобиться для проведения поведенческих стратегий терапии. Для этих групп социальных сообществ разработаны специальные программы поведения и ответной реакции, которые направлены на общение с ребенком, страдающим гиперкинетическим расстройством.
В школе детям, возможно, потребуется конкретная образовательная поддержка и планы, чтобы помочь в их повседневной работе в классе, а также выполнении домашнего задание. Также им нужна помощь, чтобы помочь выстроить доверие к своему социальному окружению и в развитии своих социальных навыков
Важно, чтобы были хорошие двусторонние связи между домом, школой и специалистами, лечащими ребенка для того, чтобы симптомы болезни рассматривались со всех позиций как можно шире. В таком случае ребенок сможет достигнуть развития своего лучшего потенциала
Лекарства могут играть важную роль в лечении гиперкинетического синдрома от умеренной до тяжелой степени расстройства. Лекарства могут помочь уменьшить гиперактивность и улучшить концентрацию. Улучшенная концентрация дает ребенку возможность и время, чтобы учиться и практиковать новые навыки.
Дети часто говорят, что лекарство помогает им ладить с людьми, думать более ясно, чтобы понять вещи лучше и чувствовать себя более уверенными в контроле своих эмоций и действий. Однако не все дети с синдромом нуждаются в препаратах.
Что такое гиперкинетическое расстройство
Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.
Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Симптомы гиперкинеза
Главным признаком гиперкинеза является непроизвольные двигательные движения. Пациенты описывают это состояние, как сильное желание совершить то или иное действие.
Атетоидный гиперкинез
Является отдельной формой подкоркового гиперкинеза. Клинически проявляется в виде постепенного медленного изменения тонусы различных групп мышц. Проявляется хаотичными двигательными атаками. Они не поддаются контролю, являются самопроизвольными. Для атетоза характерно вовлечение пальцев, стоп, языка, кистей. В тяжелых случаях присоединяются мышцы шеи, лица.
Ознобоподобный гиперкинез
Неконтролируемые движения возникают при внутреннем напряжении, лихорадке. У людей фиксируются тревога, тревожно-депрессивные расстройства, возбуждение. Может проявляться в холодной дрожи, гусиной коже, бледности кожи, слизистых оболочек, тахикардии.
Оромандибулярный гиперкинез
Под этим понятием подразумевается дистония, которая сопровождается насильственными движениями нижней челюсти. Пациент может открывать или закрывать рот, сжимать челюсти, двигать вправо-влево нижней челюстью. Наблюдается асимметрия щек, искривление линии губ, девиация языка, непроизвольная улыбка, смех. Пациенты в борьбе с подобными проявлениями стараются прикусить губу, язык, коснуться мышц, прижать их.
Подкорковый гиперкинез
К данному типу относят: атетоз, хореоатетоидный гиперкинез, торсионную дистонию, баллизминтенционную судорогу Рюльфа. Каждый из этих типов характеризуется насильственными движениями различных частей тела.
Гиперкинезы лица
Сюда относят гиперкинезы мышц лица: блефароспазм, постоянные движения языком, губами, нижней челюсти. Проявляется в виде жевания, губными пришлепываниями, гримасами, нистагм век, боббинг-синдромом, диппинг-синдромом. Гиперкинез глаза всегда начинается с круговой мышцы. Сначала проявления слабые, короткие, быстро проходят. Затем приступы становятся более продолжительными, частыми.
Дрожательный гиперкинез
Представляет собой регулярное, ритмическое дрожание туловища, головы, конечностей. Тремор может проявляться при физических нагрузках, под влиянием сильных эмоций. Может проявляться гиперкинезом головы — наклоны в стороны, вперед-назад. Тремор усиливается при волнении, стрессах. Встречается тремор покоя, характерный для болезни Паркинсона.
Гиперкинез может проявляться в виде баллизма. Напоминает бросковые резкие движения верхней или нижней конечности. Носит преимущественно односторонний характер.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог • Стаж 35 лет
Запишитесь на онлайн консультацию, если вас беспокоят клинические проявления гиперкинеза. наши врачи дадут развернутую консультацию по патологии, подберут аналоги препаратов, будут отвечать на вопросы разной сложности в любое время суток, при необходимости предоставят второе мнение независимых экспертов.
Симптомы и признаки
Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.
Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.
Группа |
Клинические проявления |
Невнимательность |
|
Гиперактивность |
|
Импульсивность |
|
У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).
Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Симптомы СДВГ у школьников
Общие закономерности нарушений поведения у детей и подростков
Общие закономерности нарушений поведения у детей и подростков базируются на комплексном взаимодействии множества факторов, которые оказывают влияние на их развитие и формирование. Каждый ребенок уникален, и нарушения поведения могут проявляться в разных формах и на разных этапах жизни. Тем не менее, существуют некоторые общие закономерности, которые могут помочь понять этот сложный процесс:
- Социокультурный контекст. Культурные нормы, ценности и общественные ожидания играют значительную роль в формировании поведения ребенка. Воздействие среды, в которой он вырастает, может способствовать как адаптации, так и возникновению негативных поведенческих реакций.
- Семейное воспитание. Семья является основным социальным окружением для детей. Отношения внутри семьи, степень поддержки, дисциплины, образцы поведения родителей оказывают огромное влияние на развитие поведенческих образов у детей.
- Психологические аспекты. Внутренние факторы, такие как индивидуальные черты характера, уровень эмоциональной стабильности, способности к регуляции эмоций, также оказывают существенное воздействие на поведение детей и подростков.
- Биологические особенности. Физическое и нейрологическое развитие может влиять на поведенческие реакции. Например, период подросткового кризиса часто связывают с биологическими изменениями, которые могут влиять на эмоциональную стабильность.
- Образование. Школа, учебные успехи, социальные связи в учебном окружении – все это также имеет значение. Проблемы в образовательной сфере могут отразиться на поведении ребенка.
- Социальные связи. Друзья, сверстники, их влияние, социальное взаимодействие и принадлежность к группам играют существенную роль в формировании поведения.
- Психологические нарушения. Некоторые дети и подростки могут столкнуться с психологическими проблемами, такими как депрессия, тревожность, нарушения внимания и гиперактивность, что может повлиять на их поведение.
Понимание этих общих закономерностей помогает обрисовать комплексный подход к пониманию и решению проблем нарушений поведения у детей и подростков.
Рис.1 — Нарушения в поведении у детей
Лечение гиперкинетического расстройства
Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.
Вся терапия преследует 3 цели:
- коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
- обеспечение успешной социальной адаптации;
- определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.
Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:
- нормализация режима дня;
- занятия с психологом;
- занятия с логопедом;
- когнитивная психотерапия;
- ЛФК;
- массажи шейно-воротниковой зоны;
- физиопроцедуры;
- педагогическая коррекция;
- создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.
Медикаментозная терапия подразумевает прием курса необходимых препаратов. Самым распространенным считается психостимулятор метилфенидат, который повышает внимательность и энергичность ребенка.
При его непереносимости назначаются ноотропы (ноофен, пантокальцин, глицин). Также могут понадобиться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, антиоксиданты и различные витаминные комплексы общеукрепляющего действия.
Точно и правильно назначить курс медикаментов может лишь врач-психиатр на основе подробной диагностики и обследования ребенка.
Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:
- положительное изменение уровня активного внимания;
- улучшение поведения;
- сниженный уровень агрессии и импульсивности;
- повышение успеваемости и самостоятельности в школе.