Родитель-манипулятор
К сожалению, родители, склонные к абьюзу, часто не замечают в себе этот недостаток. Но у них очень большой риск вырастить запуганного ребенка, который становится жертвой буллинга. Такой родитель часто меняет свое настроение: то он слишком холодный и отстраненный, обижается на что-то, то вдруг становится добрым. Если ребенок привыкает к манипуляциям в семье, он может не заметить их в другом коллективе.
Проанализируйте, не говорите ли вы следующие фразы:
-
Ты никогда не делаешь то, что я прошу.
-
Если бы ты только не делал этого, я бы не разозлилась!
-
Я поступаю так, потому что люблю тебя.
-
Это для твоего же блага.
-
Я лучше знаю, что тебе нужно.
-
Я начну разговаривать с тобой, когда ты сделаешь то, о чем я тебя прошу.
💡 Причины конфликтов родителей и детей
Поводов для ссоры между ребёнком и родителем существует, наверное, столько же, сколько существует на свете семей. Часто родители ругаются на ребёнка за непослушание, когда он не соответствует их ожиданиям, когда им не удаётся привить ему какие-то важные жизненные навыки и ценности. Иногда проблемным моментом становится детская ложь — как правило, если в прошлом родители наказывали ребёнка или ругались на него за какие-то проступки, то не умея или не желая изменить своё поведение, ребёнок учится скрывать подобные вещи. Например, если родитель систематически отчитывает ребёнка за плохие оценки, которые ребёнку не удаётся исправить, велика вероятность, что в итоге ребёнок просто начнёт лгать или умалчивать о своей успеваемости в школе.
В более старшем возрасте причиной конфликтов становится уже не только родительское недовольство ребёнком, но и критика родителей со стороны детей, а также борьба за свободу принимать самостоятельные решения. Стремление оградить ребёнка от опасности часто вступает в противоречие с желаниями и устремлениями подростка. Кроме того, если дома в какой-то момент вошла в привычку ругань, разговоры на повышенных тонах и бесконечные запреты, у ребёнка накапливается обида, которая может вырваться в виде резких фраз или игнорирования родительских просьб.
В основном частые конфликты в семье происходят потому, что родитель в процессе воспитания апеллирует к собственному авторитету и стремится заставить ребёнка что-то делать вместо того, чтобы искать способ замотивировать его или договориться с ним. Родителям порой не хватает времени и возможностей, чтобы разобраться в первопричинах проблемного поведения ребёнка и вместе прийти к компромиссу.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок не подчиняется правилам“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
Многие родители перепробовали все возможные способы, чтобы дисциплинировать ребенка, и до сих пор уверены, что ничего не работает. То, что ребенок не реагирует ни на какие способы приучить его к дисциплине, только раздражает родителей. Если все это знакомо и вам, задайте себе несколько вопросов:
1. Последовательна ли я в своих правилах или применяю их от случая к случаю?
Последовательность в правилах дисциплины необходима для того, чтобы воспитывать ребенка эффективно. Если родители применяют последствия в воспитании ребенка только от случая к случаю, он может быстро понять, что родители непоследовательны и могут передумать. Ребенок может попытаться использовать это в своих интересах. Например, он может подумать: «Я попробую нарушить правила – возможно, меня не накажут».
Для родителей может быть полезно попытаться быть более последовательными в своих правилах, прежде чем думать, что последствия для ребенка не работают.
2. Все ли заодно в данной ситуации?
Иногда бывает так, что другие родственники (бабушки, дедушки и т. д.) не знают о правилах и последствиях, которые вы устанавливаете для ребенка. Иногда они сознательно нарушают правила, когда вас нет рядом. Это может стать проблемой.
Дети всегда берут пример со своих родителей, но и другие близкие родственники тоже могут иметь влияние на них. В таких ситуациях стоит взять инициативу в свои руки и убедиться, что в воспитании ребенка все заодно. Это будет только во благо ребенку.
3. Отслеживаю ли я поведение своего ребенка?
Для этого вы можете использовать «таблицу ответственности». Это хороший способ пояснить ребенку правила, обязанности по дому или желаемое поведение, а также сообщить, какие последствия его ждут в случае, если он не будет соблюдать правила.
Преимущество такого способа в том, что он может быстро положить конец спорам с ребенком по поводу того, справедливо ли вы поступаете по отношению к нему. Вы всегда можете аргументировать свои действия тем, что «так написано в таблице».
Если ребенок выполняет домашние обязанности или следует правилам, он получает галочку или звездочку. Если же нет, вы можете спросить ребенка : «Какие последствия положены за то, что ты сделал (или, наоборот, не сделал?».
«Таблицы ответственности» могут помочь ребенку стать самостоятельнее. Также они помогают ему укрепить уверенность в себе, потому что ребенок начинает думать : «Я могу быть организованным. Я могу доводить дело до конца. Я молодец. Я способен на многое».
4. Какие последствия я применяю? Достаточно ли они строгие?
Последствия наиболее эффективны тогда, когда ребенок временно лишается привилегий – не может смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, гулять с друзьями и т. д.
Если последствия будут слишком мягкими, ребенок вряд ли захочет подчиняться. Когда родители устанавливают правило и требуют его соблюдения, оставаясь при этом непреклонными, но любящими, когда они применяют последствия за несоблюдение этих правил, они оказывают ребенку огромную услугу. Они не злые – они просто эффективно воспитывают ребенка.
В конце концов, если не родители научат ребенка тому, что за каждым неправильным выбором следуют плохие последствия, то кто же?
Поэтому, прежде чем полагать, что ребенок неуправляем и не подчиняется никаким правилам, родители должны ответить на четыре вопроса, описанных выше, и скорректировать свой подход. И ребенок, который ранее казался непослушным, изменится.
Когда ребенок вырастет, он будет глубоко благодарен родителям за их любовь и те жизненные уроки, которые они ему преподнесли.
“Делай, как я говорю, а не как я делаю!”
Какому поведению родители учат своих детей? Ой, самому разному…
Ребёнок наблюдает, как реагирует отец, когда мать просит что-то принести. Запоминает, с какими чувствами родители делают уборку в доме или ходят на работу. Говорят ли они “спасибо” друг другу? Обнимаются ли они? Проявляет ли мать уважение к отцу, а отец к матери?
Свежий ум ребёнка впитывает поведение родителей, как промокашка чернила. Но далеко не всё родительское поведение ребёнок будет повторять. Ребёнок сам по себе является уникальной личностью со своим неповторимым характером. Поэтому двое детей в одной семье возьмут разные шаблоны у взрослых, поскольку каждый воспринимает мир через свою уникальную призму.
В контексте всего этого, давайте рассмотрим методику воспитания кнутом.
Когда ребёнок не слушается, то есть делает что-то вразрез родительскому желанию, то принято наказывать. Зачем? Чтобы запомнил урок и больше так не поступал. Ребёнка сперва ругают, а потом наказывают. Или сперва наказывают, а потом ругают. Тут вариантов масса
Что происходит в этот момент? Ребёнок наблюдает, как поступают родители (авторитеты). Зеркальные нейроны фотографируют поведенческую информацию и откладывают её в память. Представьте, будто мозг малыша размышляет в этот момент: “Ага. Понял. Если ты не согласен с чьим-то мнением, значит нужно кричать и угрожать. Так делают мои родители, значит так правильно. Усвоил”
Проходит некоторое время. Несколько дней, если хотите. Возникает ситуация, когда ребёнок не согласен с мнением родителей. Его ум сразу вспоминает, как они делали, когда были не согласны с его мнением. Они возмущались и ругались. И тогда ребёнок начинает возмущаться, кричать и топать ногами. Ведь так принято поступать в этом мире?
“Нет. Не так!” — считают в этот момент его родители.
Ничего себе! Ребёнок кричит на них! Этого нельзя допускать. Это непослушание. Придётся наказать за это. И тогда всё по новой повторяется: брань, крики, шлепки по заднице и так далее. Ребёнок ещё раз убеждается, что если ты с кем-то не согласен, значит нужно громко ругаться и бить.
Он понимает это так: “чтобы отстаивать своё мнение и свои желания, нужно подавлять других людей”.
Жаль, только, родители оказались сильнее. Я был против и, как положено, начал на них кричать и возмущаться, но они перекричали меня. Они старше и сильнее. Теперь мне обидно и больно. С моим мнением не считаются. Это несправедливо. Но я вырасту и стану сильнее!
Итак, желания и поступки ребёнка, которые не нравятся родителям, необходимо насильно подавлять. Не так ли? Не это ли называется правильным воспитанием?
Вам скажут “НЕТ” во многих развитых странах. Например, в США, Японии, Италии, Англии, Испании, Португалии, Ирландии и многих других. Их психологи давно уже поняли, насколько мощно насилие травмирует ребёнка. И лишь одни мы до сих пор используем варварские воспитательные подходы, которые лет уже 200 как безнадёжно устарели.
Можно невооружённым глазом увидеть разницу: насколько закомплексованные и злые люди у нас и насколько раскрепощённые и приветливые в странах, не применяющих насилие над детьми. Подумайте об этом.
Симптомы оппозиционного вызывающего расстройства
У детей и подростков
ODD чаще всего поражает детей и подростков. Симптомы ODD включают в себя:
- частые приступы гнева или эпизоды гнева
- отказ выполнить требования для взрослых
- чрезмерное споры со взрослыми и авторитетными фигурами
- всегда подвергают сомнению или активно игнорируют правила
- поведение, предназначенное для расстройства, раздражать или гнев других, особенно авторитетных деятелей
- , обвиняя других в собственных ошибках или ошибках
- , будучи легко раздраженным
- мстительность
Ни один из этих симптомов не указывает на ODD. В течение по крайней мере шести месяцев должна быть картина множественных симптомов.
У взрослых
Существует некоторое совпадение симптомов в ODD между детьми и взрослыми. Взрослые с ОДА также борются с властью. Они могут чувствовать общее чувство гнева по отношению к миру.
Симптомы у взрослых с ODD включают:
- чувство сердитости в мире
- чувство непонятного или нелюбимого
- сильная неприязнь к власти, в том числе надзиратели на работе
- идентификация как мятеж
- и не будучи открытыми для обратной связи
- , обвиняя других в собственных ошибках
Расстройство часто трудно диагностировать у взрослых, потому что многие из симптомов совпадают с антиобщественным поведением, злоупотреблением психоактивными веществами и другими расстройствами.
Причины
Оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР) и СДВГ
Каковы признаки ОВР?
Устойчивое негативистское, враждебное поведение и неповиновение, длящееся по крайней мере 6 месяцев, в течение которых присутствуют четыре (или больше) следующих признака:
Примечание: Учитывайте критерий только тогда, когда описанное поведение происходит чаще, чем обычно, по сравнению со сверстниками.
Нарушения поведения приводят к существенному ухудшению в социальной, академической или профессиональной сферах деятельности.
Следует исключить психотические и аффективные растройства (расстройства настроения), например депрессию.
Следует исключить кондуктивное расстройство и, если человеку 18 или более лет, исключить диссоциальное расстройство.
Сколько детей страдают ОВР?
По оценкам некоторых источников, у 5% детей может быть диагностировано ОВР.
Все ли дети с СДВГ страдают ОВР?
Не все дети с СДВГ страдают ОВР. Однако, таких немало – по оценкам некоторых исследований, около 65% детей СДВГ страдают также ОВР. Недавняя статья в журнале «Attention!», издаваемом CHADD, ссылается на исследование, в котором приняли участие 600 детей в возрасте от 7 до 9 лет, из которых 40% детей с СДВГ имели также ОВР, а 15%, или каждый седьмой, страдали более серьезными поведенческими расстройствами.
Проходит ли ОВР с возрастом?
Очевидно, что у некоторых детей с возрастом исчезает часть признаков ОВР. Например, подросток-бунтарь может вырасти в более покладистого взрослого. Однако другие манеры поведения могут остаться надолго. Агрессивный двухлетний ребенок, вероятнее всего, будет агрессивным взрослым.
Что я должен спросить у врача или психолога, когда я иду с моим ребенком к нему на прием?
Прежде всего, спросите, работал ли он с детьми с ОВР и какие методы лечения он предпочитает.
Как я должен обращаться со своим ребенком с ОВР?
Применяют ли для лечения ОВР лекарства?
Иногда при ОВР применяют лекарства. Обсудите это с детским психиатром, имеющим опыт работы с детьми с ОВР.
Требуется ли другое лечение?
Ребенка с ОВР надо показать психиатру, психологу или терапевту, который имеет опыт работы с ОВР. Рекомендации должны касаться как ребенка, так и его семьи.
Если ребенок становится опасным для себя или других, может понадобиться госпитализация
Как вы можете помочь своему ребенку?
Как родитель, вы полностью уполномочены помогать своему ребенку справляться с ODD. Следующие вещи могут улучшить жизнь вашего ребенка и помочь ему избавиться от расстройства:
Проработайте ваши отношения с ребенком и подтвердите тот факт, что он / она имеет для вас первостепенное значение
Проведите с ним качественное время и уделите все внимание, чтобы подчеркнуть тот факт, что он важнее всего.
Похвала поощряет позитивное поведение. Используйте это эффективно, чтобы улучшить такое поведение на регулярной основе
За каждый отрицательный комментарий, который вы используете, дайте шесть положительных комментариев. Воздерживаться от угроз и негативных последствий.
Краткие, точные инструкции полезны для передачи ваших мыслей ребенку. Спросите его, хочет ли он учиться после обеда или сразу. Эти конкретные варианты могут помочь вам получить желаемый ответ от ребенка.
Создайте таблицу вознаграждений за каждое позитивное поведение вашего ребенка. Дети в возрасте от 3 до 8 лет хорошо реагируют на это.
Немедленно устраняйте нежелательное или нежелательное поведение. Подумайте об отмене определенной привилегии, если ребенок не отвечает на инструкции после пары запросов.
Поскольку ODD — это расстройство поведения, развившееся из-за различных состояний вокруг ребенка, не принимайте его лично. Если вы сосредоточитесь на изменении поведения ребенка, вы сможете кардинально изменить его личность.
“Во всём виновата собака Павлова”
Родители наказывают детей, потому что верят в старый “добрый” миф о том, что если наказать, то ребёнок запомнит боль, получит урок и, в страхе повторного наказания, будет вести себя хорошо. Но горькая правда заключается в том, что наказания делают ребёнка лишь более неуверенным в себе, а не более послушным.
Проведите небольшое исследование. Спросите у своих знакомых, которые воспитывали детей методом наказаний не менее пяти лет (что уже, само по себе, смешно!), действительно ли ребёнок после двух-трёх наказаний становится послушным? Или же в будущем им приходится применять этот метод снова и снова? Думаю, вы уже догадались, каков будет ответ
Подумайте вот о чём. Допустим, у человека есть страх высоты. Когда он смотрит вниз, его переполняет паника, ноги подкашиваются и становятся ватными. Давайте теперь попробуем применить к нему методику советского воспитания. Мы будем бить его за то, что он чувствует страх высоты. И мы будем бить его каждый раз, когда у него подкашиваются ноги.
Внимание вопрос: сколько раз придётся применить наказание, чтобы он перестал чувствовать страх и панику? Сколько лет мы будем применять насилие, чтобы на большой высоте он вёл себя хорошо?
Да, вы правы — это полнейший абсурд!
Но не меньшим абсурдом является наказание за проявление негативных эмоций: за капризы, обиды и топанье ногами. Посудите сами: ребёнок выражает негативные эмоции, которые стали реакцией на события, и за это, в воспитательных целях, родители его наказывают.
Но с позитивными ли эмоциями родители наказывают ребёнка? Вряд-ли. Скорее, они чувствуют злость, гнев и раздражение. Не поэтому ли они кричат на ребёнка?
Погодите. Получается, родителей тоже нужно наказать, ибо они тоже проявляют негативные эмоции! Но разве их не воспитали в детстве, чтобы они не кричали и не ругались на других? Значит, плохо воспитали. А как именно? Точно так же: их наказывали и ругали.
О чём это говорит? О том, что желаемый результат воспитания так и не получен. Агрессия породила ещё больше агрессии. Получил агрессию от родителей — передал её детям. Кто остановит этот порочный круг, если не мы?
🤔 Как решать семейные конфликты родитель-ребёнок
Как вести себя во время ссоры с ребёнком
Часто родители акцентируют внимание на личности ребёнка («ты ленивый», «ты безответственный»). Такая риторика приводит к тому, что у ребёнка страдает самооценка, ребёнок не чувствует себя любимым и вместо того, чтобы исправить своё поведение, лишь ожесточается
Лучше оценивать только поступок ребёнка («сегодня ты повёл себя безответственно», «ты сейчас ленишься»), признавая за ним право совершать ошибки и исправлять их.
Важен также тон, которым ведутся разговоры в семье. Крик допустим только при наличии реальной физической опасности — например, когда ребёнок норовит перебежать дорогу на красный свет (тогда вырабатывается рефлекс — повышенный тон родителя сигнализирует об экстремальной ситуации, когда нужно срочно сконцентрироваться). Все остальные разговоры должны вестись спокойным голосом, иначе они будут неэффективны.
Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребёнка, чему вы пытаетесь его научить, что вас беспокоит. Эти вещи и нужно стараться объяснить ребёнку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он может сделать, чтобы исправить ситуацию.
Изображение: Otter9 / Dribbble
Если вы хотите научить ребёнка извиняться, вам тоже нужно извиняться в тех случаях, когда вы не правы. Необходимо избегать перекладывания вины на ребёнка — нельзя выставлять его виноватым в тех ситуациях, за которые вы сами несёте ответственность (например, обвинять ребёнка в том, что вы опаздываете на какое-то мероприятие из-за него, если к опозданию на самом деле привёл ваш неудачный тайм-менеджмент). Помимо этого, ни в коем случае не стоит требовать от детей извинений. Пользы от вынужденных, неискренних извинений ни для вас, ни для ребёнка не будет. В раннем возрасте задача родителя — научить ребёнка просить прощения, в том числе на собственном примере. Не приветствуется демонстрация родительского превосходства. Если вы хотите избежать постоянных ссор, более фундаментальной целью должно быть выстраивание равных, доверительных отношений с детьми.
Эпидемиология
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) представляет собой модель негативистского, вызывающего, непослушного и враждебного поведения и является одним из наиболее распространенных расстройств от дошкольного возраста до взрослой жизни. ODD отличается вызывающим и непослушным поведением по отношению к авторитетным фигурам. Это может включать в себя: частые истерики, чрезмерные споры со взрослыми, отказ следовать правилам, намеренно расстраивать других, легко раздражаться, иметь гневное отношение и действовать мстительно. Дети с ODD обычно начинают проявлять симптомы в возрасте от 6 до 8 лет, хотя расстройство может проявляться и у детей младшего возраста. Симптомы могут сохраняться в подростковом возрасте. Общий показатель распространенности составляет 3,6% в возрасте до 18 лет (Ezpeleta, et al., 2019). В то время как взрослые могут быть затронуты ODD, взрослые с ODD, которым не был поставлен диагноз в детстве, часто остаются недиагностированными. Было проведено исследование, подтверждающее, что ODD чаще встречается у мальчиков, чем у девочек с соотношением 2: 1.
Оппозиционно-вызывающее расстройство имеет распространенность от 1% до 11%. Средняя распространенность составляет примерно 3,3%. Пол и возраст играют важную роль в скорости заболевания. Фактически, ODD постепенно развивается и проявляется в дошкольном возрасте; часто в возрасте до восьми лет. Однако очень маловероятно, что оно появится после раннего подросткового возраста. Есть разница в распространенности между мальчиками и девочками. Отношение этой распространенности составляет 1,4: 1, причем до подросткового возраста она чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. С другой стороны, после полового созревания заболеваемость девочек возрастает. Когда исследователи наблюдали общую распространенность оппозиционно-вызывающего расстройства во всех культурах, они заметили, что оно остается постоянным. Однако половые различия в распространенности ODD значительны только в западных культурах. Есть несколько возможных объяснений этой разницы; возможно, что в незападных культурах наблюдается меньшая распространенность ODD у мальчиков или повышенная распространенность ODD у девочек; или также возможно, что в западных культурах заболевание либо завышено, либо занижено у мальчиков или девочек, соответственно. Другие факторы могут влиять на распространенность заболевания. Один из этих факторов — социально-экономический статус. Молодежь, живущая в семьях с низким социально-экономическим статусом, более распространена. Другой фактор основан на критериях, используемых для диагностики человека. Когда расстройство было впервые включено в DSM-III, его распространенность была на 25% выше, чем когда в DSM-IV были пересмотрены критерии диагностики. DSM-V внес больше изменений в критерии, объединяющие определенные характеристики вместе, чтобы продемонстрировать, что ODD проявляет как эмоциональную, так и поведенческую симптоматику. Кроме того, были добавлены критерии, чтобы помочь врачам в постановке диагноза из-за трудности определения того, связаны ли поведение или симптомы напрямую с расстройством или просто этапом в жизни ребенка. Следовательно, в будущих исследованиях могут быть получены результаты, указывающие на снижение распространенности между DSM-IV и DSM-V из-за этих изменений.
Наиболее распространенные поведенческие расстройства у детей
Существует несколько типов поведенческих расстройств, которые могут протекать параллельно. детей.
1. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Это наиболее распространенный тип нарушения, которое затрагивает 2-5% детей, причем мальчиков в три раза чаще, чем девочек.
Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
СДВГ имеет три основных типа:
- Преимущественно гиперактивно-импульсивный.
- Преимущественно невнимательный.
- Сочетание гиперактивно-импульсивного и невнимательного
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться следующие симптомы:
- дезорганизация;
- трудности с концентрацией;
- проблемы с быстрой и точной обработкой информации;
- проблемы с выполнением инструкций;
- неспособность усидеть на месте;
- непрестанная болтовня;
- трудности с участием в спокойной деятельности;
- разговоры о неуместных вещах;
- импульсивное поведение с пренебрежением к последствиям.
2. Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)
Вызывающее оппозиционное расстройство в основном характеризуется упорным неповиновением авторитетным фигурам и обычно начинается в возрасте от 8 до 12 лет.
Дети с этим нарушением поведения часто ведут себя вызывающе по отношению к членам семьи, воспитателям, учителям. Они также испытывают сложности в общении со сверстниками.
Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства у детей:
- частая вспыльчивость;
- отказ от выполнения просьб взрослого или споры с ним в ответ;
- намереннное раздражение других людей;
- обидчивость;
- обвинение других в ошибках.
3. Расстройство поведения
Расстройство поведения диагностируется у детей старшего возраста или подростков, которые постоянно нарушают правила или проявляют делинквентное поведение. Это, как правило, дети, которых называют сложными. Около трети из них также имеют СДВГ и около 5% десятилетних детей — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), причем у мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Расстройство поведения характеризуется частыми нарушениями соответствующих возрасту социальных норм или прав других людей. Таких детей часто отстраняют от занятий в школе, а подростки — нередкие гости в детской комнате полиции.
Симптомы расстройства поведения у детей:
- нарушение серьезных правил дома или в школе;
- побеги из дома;
- пребывание на улице ночью;
- физическая агрессия по отношению к животным и людям;
- порча чужого имущества;
- принуждение кого-то к сексуальной активности.
Диагностика поведенческих расстройств у детей
Диагноз поведенческого расстройства детям ставит психиатр или пихолог. Ребенок с нарушением поведения может также проявлять ряд других симптомов, таких как депрессия, тревога, СДВГ.
Врач исследует историю болезни и семейный анамнез на предмет выявления других психических заболеваний, семейных стрессоров и нарушений в обучении. Для сбора информации потребуется несколько встреч или сессий, а также использование специальных психологических таблиц.
Как лечатся поведенческие расстройства у детей?
Если оставить без внимания нарушение поведения у ребенка, то он вырастет с ворохом проблем. Ранняя терапия — залог эффективности лечения.
Лечение может включать в себя:
Положительная сторона
Награда за хорошее поведение или наказание за плохое не является революционной концепцией, но с оппозиционными детьми это легче сказать, чем сделать. Родители должны сдерживать свой порыв накричать или отшлепать, а также научиться заменять негативные наказания, на такие, как тайм-аут или потеря привилегий.
Многие родители детей с ОВР настолько сосредоточены на отрицательном, что прекратили поощрять положительное поведение. Тем не менее, поощрение положительного поведения является сердцем и душой родительского воспитательного процесса.
«Неизменно, родители приходят на лечение с мыслью подавления, устранения или уменьшения проблемы поведения», пишет доктор философии Алан Каздин (Alan Kazdin) в Parent Management Training (пособие для врачей). Вместо этого, при обучении родителей акцентируется концепция «позитивных сторон». «Например, родители спрашивают, что делать, если они хотят, чтобы их ребенок прекратил кричать, громко хлопать дверью или разбивать предметы. Возражением на такое поведение будет настойчивая просьба говорить тихо, аккуратно закрывать за собой дверь, обращаться с вещами аккуратно».
Доктор Алан Каздин утверждает, что помочь родителям научиться хвалить за хорошее поведение является одной из самых сложных задач, стоящих перед терапевтом. Он говорит, что родители часто «не решаются хвалить поведение или поощрять его в основном потому, что они считают, что поведение не должно требовать какого-либо вмешательства. “Мой ребенок знает, как убирать свою комнату, он просто отказывается это делать” — типичный родительский комментарий».
О развитии и детской любознательности
«Нужно ли развивать детей?»
мотивации к учебе
Важно понимать, как устроено детское познание. Любой ребенок – это машина для поглощения знаний и навыков
Он создан от природы для того, чтобы учиться. У него каждый день создаются новые нейронные связи. Любой ребенок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент здоров и не испуган – он будет заниматься познание мира.
Другой вопрос – что это необязательно делание уроков. Потому как домашние задания – это зачастую скучное занятие, которое ребенку непонятно. Реши 225 раз аналогичный пример, перескажи кому и зачем текст. Но если мы будем смотреть не так узко, а как познание, мы увидим, что любой ребёнок с 2-х лет постоянно занимается познанием. Он будет рассматривать облака, строить что-то строить из кубиков, сочинять истории, вести свой Instagram — и всё это — развитие. Мы увидим, что дети развиваются постоянно.
«Как я могу обеспечить ребёнку условия для гармоничного развития?»
Есть только два важных условия для помощи в развитии детской любознательности. Первое – это БОГАТАЯ СРЕДА.
Если в группе сидит 20 детей и по одному образцу рисуют петушка, это НЕ развитие. Это время, потерянное для развития. Гораздо полезней будет просидеть час на корточках у лужи, наблюдая за головастиками. Это действие, которое состоит из исследования, анализа, сопоставления.
Второе: родителям надо понять, что ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ!
Связи между нейронами возникают тогда, когда мы не находимся в стрессовом состоянии. Если мы нервничаем, организм включает режим экономии. Мы будем стараться делать всё на автопилоте. И только в состоянии покоя у нас активируется любознательность. Только когда мы знаем, что нас не обидят, не оставят, не обзовут, что над нами не будут смеяться, нас не накажут – у нас загораются глаза и просыпается стремление к познанию. Это условие не осознается ни родителями, ни школой. Для того чтобы дети развивались, чтобы они порождали новые идеи, им должно быть не страшно и спокойно.
“Заключение”
Что ж. Думаю, для первой части информации достаточно. Мы с вами провели замечательное исследование, которое пролило свет на тёмные области разрушительного воспитания. Но это ещё не всё!
Во второй части мы будем под микроскопом рассматривать конкретные жизненные ситуации с детьми и те разрушительные методы воспитания, которые одобряются и поощряются нашим обществом.
Во второй части вас ждут простые и практичные рекомендации, применение которых превратит ваших детей в белых и пушистых существ, которыми с чистой совестью можно гордится, а так же хвастаться перед другими родителями
И, напоследок, давайте подведём итоги:
- Насильственное воспитание травмирует ребёнка, делая его злым и закомплексованным, а не добрым, смелым и отзывчивым;
- Ребёнок запоминает поведение родителей, а не то, чему они учат его. Какое обращение с ребёнком демонстрируют родители, такому обращению с людьми учится ребёнок;
- У кошки родятся котята, у мышки мышата: неуважение к ребёнку обернётся неуважением к родителям, насилие порождает насилие, эгоизм порождает эгоизм;
- Сперва возникает инстинкт, а затем эмоция, которая проявляется в поведении и словах. Даже взрослые часто не могут остановить бурю эмоций, но именно этого они требуют от своих детей;
- Применение насилия, с целью остановить детские капризы, разрушительно. Ребёнок не управляет возникновением эмоций, но с помощью родителей может научиться подавлять их. Подавление эмоций приводит к болезням, которые лечить придётся родителям;
- Бить ребёнка за капризы так же бессмысленно, как и бить человека за страх высоты. Со временем ребёнок станет взрослее и перестанет капризничать, но об этом во второй части статьи
Спасибо, что дочитали до конца. До новых встреч!Продолжение статьи читайте здесь и здесь