Нужна ли помощь логопеда?
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
- определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
- изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
- составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).
Веселые четверостишья про букву А
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Аист нёс в авоське алой:
Азбуку для Ани с Аллой,
Абажур, альбом – Алисе,
Алычу, арбуз – Анфисе.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква А – большой Арбуз,
Очень слАдкая на вкус.
САмой первой в Алфавит
БуквА встАла и стоит.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Арбуз ароматный
Раскрасил Антоша
Аня Артистку,
Автобус Алёша.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
АнАнАсом кАждый рАз
В прАздник мАмА кормит нАс.
Любит слАдкий АнАнАс
ДАже кАждый пАпуАс.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Аист пробовал Арбуз:
А каков же он нА вкус?
С Аппетитом ел, от пузА,
Был Арбуз – и нет Арбуза!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Аист аисту сказал:
-Я в Австралию летал,
Африку я посетил,
Ах, устал, нет больше сил!
Что нужно знать об автоматизации звуков?
Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.
Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка , детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:
- в слогах;
- в словах;
- в предложениях;
- в стихах;
- в рассказах;
- в самостоятельной речи.
Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан
Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.
РА
1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!
2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!
3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!
4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!
5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..
6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!
7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!
Нарушение произношения звука Рь
Логопед при обследовании массовых групп детей часто выявляет нарушения звуковой стороны речи и дает родителям рекомендацию на дополнительные занятия со специалистом. В более серьезных случаях ребенок получает направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и, как следствие, перевод в логопедическую группу. Чтобы это не оказалось неожиданностью, родители могут заранее проверить речь ребенка на наличие нарушений в звукопроизношении. В случае с Рь, могут наблюдаться следующие варианты:
- «Проглатывание» звука: ребенок пропускает в своей речи звук Рь, в результате чего слова произносятся без него: «юкзак» вместо «рюкзак», «кюк» вместо «крюк» и т. д.
- Замена звука Рь звуком Ль: чаще всего дети с нарушением произношения Р или Рь, заменяют их схожими по своей артикуляции звуками Л и Ль. Например, вместо «репка» говорят «лепка», вместо «три» − «тли».
- Замена звуком Й, например: река – йека и др.
- Горловое Рь: его еще называют «французским». Это результат неправильной постановки звука, исправлять такое «Рь» сложнее, чем ставить звук заново.
Стихи про букву «С» без автора
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, самолёт,
Буква С зовёт в полёт.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Нарисуем полукруг —
Буква С возникла вдруг.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В небе таял лунный серп,
Cерп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква
С Следы коня.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Солнце Светлое взошло,
Сразу Стало вСем Светло.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞Сом
Как-то сом сказал ершу:
«Вот что, друг, тебе скажу.
Слышал ты о рыбаке?
Ловит рыбу он в реке!
Берегись, дружок, его».
«Не боюсь я ничего!» —
Говорит колючий ёрш.
Сом вздохнул: «Эх, молодежь…»
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞Сурок
Замер рыжий часовой
на своем посту.
Кто идет, чужой ли, свой —
Чует за версту.
Если видит — рядом враг,
Он свистит: «Фийть-фийть!» — вот так.
Мол, опасность, все по норам!
Подает друзьям он знак.
Словно месяц буква С,
Улыбается с небес!
Мышка бублик притащила,
И уселась в уголок.
Буква С вдруг получилась,
Когда съела та кусок.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы
не боимся мы осы!
су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
са-са-са, са-са-са
Укусила в нос оса.
со-со-со, со-со-со
стал мой нос как колесо.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞Алиса в саду.
Вот идет Алиса в сад,
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке — сонный пес.
Там краса и чудеса:
Солнце, киска и роса,
У скамейки стол стоит.
Самовар на нем свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Села мышка в уголок,
съела бублика кусок.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я несу СУП-СУП-СУП!
А кому? ПСУ-ПСУ-ПСУ
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞Сам
Варит сам самовар,
валит сам самосвал,
ходит сам самоход,
сам летает самолёт.
Ну а ты, приятель, сам,
что умеешь делать сам?
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞На сосне
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне —
до сих пор бы сидел на сосне.
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
— Не скули – сказал я псу.-
Прогони скорей осу.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Под кустом лиса уснула,
И оса лису куснула.
Под кустом не спи лиса —
Сторожит тот куст оса.
До свиданья сад, сад.
Все осинки спят, спят.
И мы тоже спать пойдем,
Только песенку споем.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать,
И потому опять в галошах ты,
И потому опять настала слякоть.
На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Р, РЬ
24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!
25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!
26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!
27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!
28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..
29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!
30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..
31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!
32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…
33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..
34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!
35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!
36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис»!
Летний вечер тих и ясен
***
Кто-то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез. Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь? И куда за грибами теперь?
Мелькают крылья ласточки На солнце серебром; Луга цветами убраны, Леса шумят кругом.
***
Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились! Звенит их криком радостным Вся голубая высь.
***
Поля кругом раскинулись, Конца им не видать. Рожь поднялась, волнуется, Простор и благодать!
Всех разморило от жары. В саду сейчас прохлада, Но так кусают комары, Что хоть беги из сада!
***
Марина, младшая сестра, Воюет с комарами. Упрямый нрав у комара, Но у нее упрямей!
***
Она отгонит их рукой, Они кружатся снова. Она кричит: «Позор какой, Напали на грудного!»
***
И видит мама из окна, Как храбрая Марина В саду сражается одна С отрядом комариным.
***
Опять сидят два комара У малыша на пальце! Марина, храбрая сестра, Хлоп по одеяльцу!
***
Она убила комаров Забудут, как кусаться. Но раздается громкий рев Испуганного братца.
Речевые особенности детей 4-5 лет
В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.
Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны
Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.
Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих
Нелепые истории — одна из его составляющих.
Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет
К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».
На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:
- фонетическая;
- фонетико-фонематическая;
- общая.
Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков
Стихотворения на звук Р
КРОТРа-ра-ра – роет крот нору с утра.Ро-ро-ро – у крота свое метро.Ру-ру-ру – любит крот свою нору.Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.
ИГРАРа-ра-ра – вот хорошая игра.Ру-ру-ру – поиграем мы в игру.Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро.Ры-ры-ры – трудно детям без игры.
НОРАРа-ра-ра – вот высокая гора.Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.Ро-ро-ро – тут оставлено перо.Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?
МАКАРАр-ар-ар – на базар пошел Макар.Ор-ор-ор – он купил себе топор.Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр.Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер.Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.
КОТ МУР-МУРУр-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур.Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр.Ры-ры-ры – не едят коты сыры.Ор-ор-ор – вороны сели на забор.Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр.Рал-рал-рал – вот кто сыр украл.Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.
На праздничной рубашке Розы и ромашки.
Короед грызет кору,Прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке,У сурка нора на горке.
Рубят дроваДровосеки с утра.
Расскажи скороговоркуПро Петра и про Егорку.Пётр карабкается в гору,В гости Пётр спешит к Егору.
Жует поросенокМорковку спросонок.Барашек баранкуГрызет спозаранку.
Кормит ШурочкаПросом курочку.Кормит пеструшкуПросом из кружки.
Раскрываю я коробки:Тут – шурупы, тут отвертки.Я шурупы закручуИ братишку научу.
Стихи про буквы «Ч», «Ш», «Щ», «Ъ», «Ь» для 1 класса
Стих про букву «Ч»
Стихи про буквы «Ч», «Ш», «Щ», «Ъ», «Ь» для 1 класса:
Рисовали цифру 4 – Букву Ч мы начертили
У Катюши — день рожденья! Значит, будет Чай с вареньем
Катя Чашки достает, Чайник важно нос дерет
Буква Ш в таких словах: Школа, шест, шарада, шах. Букву Ш я написала: Три шеста и снизу шпала.
Брат купил себе фонарик, Ну а мне — воздушный шарик. У меня над головой Он танцует, как живой.
Эта буква Щ как будто… Все сомненья бросьте. Украшает эту букву Поросячий хвостик.
Мой щенок, щенок Дозор, Охраняет дом и двор. От зари до ночи темной Ходит он с трубой подзорной.
Твердый знак -Ъ — пишут так: Колесо и спичка, Позади — косичка.
Букву Р перевернули, И уселись как на стуле, И назвали букву так — мягкий знак — Ь.
На урок пришел олень. Стал читать он слово «пень». Да не смог прочесть никак: Он забыл про мягкий знак.
РА
1
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
— Жара, не правда ли, жираф?
А мне — прохладно!.. Я не прав?..
— Вам, крокодил, узнать пора:
Жирафам не страшна жара!
оалвыаоывдаыв
text
2
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!
3
У бобра —не нора,
Не берлога, не дыра!
Он — работник, он — творец!
У бобра в реке — дворец!
4
С утра до вечера играл,
Потом в кровать ракету взял!..
Теперь продолжится игра
От вечера и до утра!
5
Утром радио играло
И прогноз передавало:
— У окраин Петрограда
Ждите ветра, грома, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз ещё не точен!..
6
Рая — старшая сестра
Карачарова Петра!
Для программ эстрадных Рая
Подбирает номера!
7
Рая раму протирала,
Рая тряпку разорвала…
Рая, раму тебе — рано!
На руке у Раи — рана!
Как правильно проводить занятия дома
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде
Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем
Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Качественная разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :. Занятия в качестве разминки :
Занятия в качестве разминки :
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз
Шипящие звуки
Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.
1. К Чебурашке в чашкуШлёпнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.
2. Ветеp ёлками шумит,Ёжик наш домой спешит,А навстpечу ему волк,Hа ежа зубами «щёлк»!Ёж иголки показал,Волк со стpаху убежал.
3. Ёжик в бане вымыл ушки,Шею, кожицу на бpюшке.И сказал еноту ёж:«Ты мне спинку не потpёшь?».
4. Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,Как в капюшоне он смешон!
5. На реке — камыши,Разыгрались там ерши:Круг — постарше,Круг — помладше,И совсем малыши!
6. Дедушка Ежок,Не ходи на бережок:Там растаял снежок,Заливает лужок.Ты промочишь ножки,Красные сапожки!
7. Шесть мышат шагают в школу,Шаловливых и весёлых.На уроках шесть мышатШелестят, шумят, шуршат.Тише, кот сюда спешит!«Шмыг» — и в школе ни души.
8. Чижик в клеточке сидел,Чижик в клетке громко пел:«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,Я на волю улечу».
9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.Жёлудь очень был тяжёлый.Жёлтый жук был жутко жадным,Даже листик было жалко.Жук свой путь держал под гору,Жёлудь же терял опору.Жук сердито гнал всех прочь,Кто желал ему помочь.Жёлудь вдруг с жука свалился,С горки живо укатился.Жук теперь вздыхает сложно —Жёлудь он сжевать не сможет.
10. На чайничке крышечка, На крышечке шишечка. Ручечкой за шишечкуПоднимаем крышечку.
11. Четыре Анюточки Прокричали суточки. Прокричали суточки, Не устав ни чуточки.
12. Сшили штанишки Плюшевому мишке. На штанах кармашки, На кармашках — пряжки.
Р, РЬ
24
Картонную квартиру
Раскрашивала Ира:
Серебряные двери,
Коричневый паркет…
А Ирин брат Тарасик
Весь коридор раскрасил…
Прекрасней той квартиры
В картонном мире нет!
25
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!
26
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки…
Зря разбросаны игрушки!
27
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!
28
Пригорюнилась прекрасная принцесса:
Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу!
Но король мечты принцессы разрушает,
С трубадуром ей дружить не разрешает!..
29
Раз Егор к Петру пришёл,
Разговор произошёл:
Рассказал Егору Пётр
Про ритмичный рок-н-ролл!
30
У Ромы — кавалерия,
У Гриши — артиллерия!
Патроны — из гороха,
Снаряды — из репья!
Здесь барабанный грохот,
Преграды из тряпья!..
Гремят, гремят снаряды!..
Героев ждут награды!..
31
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!
32
Мурзик в погреб пробирался…
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась…
33
В театре вечером премьера
Про перламутровый ларец…
Висят пурпурные портьеры,
Чарует роскошью дворец!..
34
Разрешает тренер Гришке
Первый круг бежать вприпрыжку…
Тренируйся, друг Григорий! —
Вратарём ты станешь вскоре!
35
По первой программе —
Концерт юмористов!
По третьей программе —
Рассказ про артистов!
36
Разговаривал с Барбосом
Раз эрдельтерьер Трезор.
Заводил Трезор с Барбосом
Пресерьёзный разговор.
Он спросил о том, что завтра
Будет грызть Барбос на завтрак.
Прорычал Барбос: «Ирррис,
Карррамель и «Барррбаррис»!
Профилактика нарушения звукопроизношения мягкого Р
Предотвратить проблемы со звукопроизношением можно, если делать все вовремя. Самой лучшей профилактической мерой по борьбе с недостатками в произношении того или иного звука служит правильный пример для подражания со стороны взрослых. Поэтому в первую очередь родителям необходимо следить за правильностью собственной речи.
Некоторые родители, сами того не понимая, способствуют развитию проблем с произношением. Если ребенок не выговаривает мягкий «Р», ни в коем случае нельзя пытаться говорить «на его уровне», поощряя сюсюканье. Лучше ему от такой «поддержки» точно не будет, а вот хуже – да.
Если у малыша замечены проблемы со звуками Р, Рь, то хорошей профилактикой будет ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Есть интересные для детей сказки «про веселого Язычка», вариантов множество, можно подобрать под комплекс для любого звука и играть с ребенком. Это помогает держать в тонусе мышцы языка и растягивать подъязычную уздечку.
Независимо от того, посещает ли ребенок дошкольное учреждение, либо получает только домашнее воспитание, проведение логопедического обследования – это необходимость. Далеко не всегда родители могут замечать, что их малыш неправильно выговаривает звуки. Плановая диагностика у логопеда позволит предотвратить возможные нарушения или выявить уже имеющиеся. Не стоит забывать, что с возрастом устранить проблему в произношении становится только сложнее.
Причины нарушения
Недостаточность произносительной стороны речи, обусловленная неправильным звукопроизношением, может быть вызвана социальными (по меньшей мере) или физиологическими причинами (в большинстве случаев):
- Наиболее распространенная причина, по которой может быть выявлена проблема в произношении Рь, – укороченная уздечка (это та самая связка, расположенная под языком у его корня). В этом случае специалисты, как правило, предлагают врачебное вмешательство: уздечку подрезают.
- Слабая иннервация мышц языка часто приводит к затруднениям при произнесении ряда звуков, в том числе Р и Рь.
- Недоразвитие фонематического слуха и восприятия: чаще всего эта причина является второстепенной, так как в ее основе может лежать первичное нарушение, связанное с ЗПРР (задержкой психологического и речевого развития), ОНР (общим недоразвитием речи), ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) и т. д.
- Педагогическая запущенность, как причина нарушения звукопроизношения, может проявляться в отсутствии общения с ребенком, в неправильном примере для подражания в сенситивный период развития речи. Если в семье один из родителей или другой близкий родственник имеет дефект речи (дизартрический компонент), ребенок будет принимать искаженную модель произношения взрослых за правильную.
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
- Увулярный.Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
- Носовой.Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
- Двугубный.В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
- Щелевой.Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
- Межзубный.Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):
Тропка на травке, травка на тропке.
По травке тропа протоптана.
Трое трубачей трубят в трубы.
Два дровосека,Два дроворуба,Два дровокола.
Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры.Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Крот-проныра запросто проник в парник.
Шустрая норка юркнула в норку.
В поле Фрося полет просо,Сорняки выносит Фрося.
Скороговорка о сковородкеИ скороварке.
Круг за кругом, круг за кругомМаршируем друг за другом.
Скороход покупал скороварки –Друзьям-скороходам подарки.Скороходы скоро ходят,Скороварки им подходят.
Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.
Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.
Вам также будет интересно:
- Занятия по автоматизации звука Р
- Звук Р в словах
- Дифференциация звуков
Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!
Загадки про Букву Р
У ракушечки внутри
Чей-то домик. Вот – смотри!
Не гнездо не норка –
Тесная коморка.
Ой! В ней обнаружена
Ценная жемчужина.
Чпок! Моллюск-миллионер
Превратил ракушку в …(Р)
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет-
Рухнул мост, и щепок нет
(Радуга)
VN:F
please wait…
Rating: 3.1/5 (15 votes cast)
VN:F
Rating: +2 (from 4 votes)
Стихи про букву Р, 3.1 out of 5 based on 15 ratings
Стихи про букву Ц
Буква Ц — Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
(Е. Тарлапан)
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул —
Стал на Ц похожим стул.
(В. Степанов)
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка
Вверх ногами.
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою. —
Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
(А. Шибаев)
Впереди шагает квочка,
А за ней цыплят цепочка.
Цапля на одной ноге стоит,
Букву Ц все говорит,
Цапля, цыплёнок, царевна, циклоп,
Букву Ц знает на зубок.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц — в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра — тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц —
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
— Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Л. Дьяконов)
Стихотворения на звук Р
КРОТ Ра-ра-ра – роет крот нору с утра. Ро-ро-ро – у крота свое метро. Ру-ру-ру – любит крот свою нору. Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.
ИГРА Ра-ра-ра – вот хорошая игра. Ру-ру-ру – поиграем мы в игру. Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро. Ры-ры-ры – трудно детям без игры.
НОРА Ра-ра-ра – вот высокая гора. Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору. Ро-ро-ро – тут оставлено перо. Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?
МАКАР Ар-ар-ар – на базар пошел Макар. Ор-ор-ор – он купил себе топор. Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр. Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер. Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.
КОТ МУР-МУР Ур-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур. Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр. Ры-ры-ры – не едят коты сыры. Ор-ор-ор – вороны сели на забор. Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр. Рал-рал-рал – вот кто сыр украл. Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.
На праздничной рубашке Розы и ромашки.
Короед грызет кору, Прогрызает он дыру.
Спит сурок в просторной норке, У сурка нора на горке.
Рубят дрова Дровосеки с утра.
Расскажи скороговорку Про Петра и про Егорку. Пётр карабкается в гору, В гости Пётр спешит к Егору.
Жует поросенок Морковку спросонок. Барашек баранку Грызет спозаранку.
Кормит Шурочка Просом курочку. Кормит пеструшку Просом из кружки.
Раскрываю я коробки: Тут – шурупы, тут отвертки. Я шурупы закручу И братишку научу.
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей:
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей
Стихи про буквы с картинками для детей