Автоматизация звука [Ш] в середине слов:
ШаКаша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,
ШоКапюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,
ШуПишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,
ШиМалыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,
ШеМишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.
Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
ШаШа, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.
ШоШоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.
ШуШум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.
ШиШик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.
ШеШевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.
Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников
Публикации по теме:
Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук . Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.
Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков — » .
Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.
Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Согласные звуки -. Буква Т» образовательные задачи: Уточнение артикуляции звуков и . Формирование умений различать звуки и . Учить выделять заданный.
Консультация для педагогов «Использование развивающей среды как стимулирующий фактор преодоления ОНР у старших дошкольников» Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для.
НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш» Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи. Тема: Звук и буква Цели занятия:.
«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.
Пособие для родителей «Игры для формирования речи старших дошкольников» Методическое пособие «Игры для формирования речи старших дошкольников» направлено на оказание помощи родителям в организации работы с детьми:.
Логопедическое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе.
Подготовила Шематонова Л.В.
Тема: Звук
Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука в слогах, словах, предложениях;
2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.
3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;
4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Ход занятия:
1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.
-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.
Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.
Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.
2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: . Правильно, молодцы.
3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?
-Ребята, а звуки какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
– Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы .
-Какой новый звук вы услышали?
-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.
– Давайте вместе пропоем звук Ы
– Громко, тихо, кратко, длинно.
– А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.
-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.
– Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
– Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?
-Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!
Можете отдыхать.
Предыдущий материал из рубрики —
Конспекты логопедических занятий:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Конспекты логопедических занятий
Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз
“Иди сюда”
Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.
Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.
Упражнения дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп ДОУ
“В магазине”
Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:
– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!
Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):
Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.
Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.
Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.
Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.
Шрам, шрапнель, шрифт.
Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.
Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.
Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.
Литература[править | править код]
Передние | Ненапряжённыепередние | Средние | Ненапряжённыезадние | Задние | |
---|---|---|---|---|---|
Верхние |
i y
ɨ ʉ
ɯ u
ɪ ʏ
ɪ̈ ʊ̈
ɯ̽ ʊ
e ø
ɘ ɵ
ɤ o
e̞ ø̞
ə ɵ̞
ɤ̞ o̞
ɛ œ
ɜ ɞ
ʌ ɔ
æ
ɐ ɞ̞
a ɶ
ä ɒ̈
ɑ ɒ |
||||
Ненапряжённые верхние | |||||
Средне‐верхние | |||||
Средние | |||||
Средне‐нижние | |||||
Ненапряжённые нижние | |||||
Нижние | |||||
Пары гласных: неогублённый • огублённый |
- Мазняк М. М., Николаева Е. С. Вводный фонетический курс португальского языка с грамматическими комментариями / Рецензенты М. В. Зеликов, А. В. Родосский, Ж. Душ Рейш. — Учеб.-метод. пособие. — СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2013. — 212 с. — (Языкознание). — 120 экз. — ISBN 978-5-288-05470-9.
- Ball, Martin J. (1984), Phonetics for phonology, in Ball, Martin J. & Jones, G.E, Welsh Phonology, Cardiff: University of Wales Press, ISBN 0-7083-0861-9
- Campbell, Lyle; Kaufman, Terrence & Smith-Stark, Thomas C (1986), Meso-America as a linguistic area, Language Т. 62 (3): 530—570
- Firestone, Homer L. (1965), Description and classification of Sirionó: A Tupí-Guaraní language., Janua linguarum, Series Practica, London: Mouton & Co
- Gómez, Paula. (1999). Huichol de San Andrés Cohamiata, Jalisco. Archivo de lenguas indígenas de México. México: El Colegio de México, Centro de Estudios.
- Hargus, Sharon & Beavert, Virginia (2002), Predictable versus Underlying Vocalism in Yakima Sahaptin, International Journal of American Linguistics Т. 68 (3): 316
- Jassem, Wiktor (2003), Polish, Journal of the International Phonetic Association Т. 33 (1): 103—107
- Jones, Daniel; Dennis, Ward. The Phonetics of Russian (неопр.). — Cambridge University Press, 1969.
- Koehn, Edward; & Koehn, Sally. (1986). Apalai. In D. C. Derbyshire & G. K. Pullum (Eds.), Handbook of Amazonian linguistics (Vol. 1, pp. 33-127). Berlin: Mouton de Gruyter.
- Merrill, Elizabeth (2008), Tilquipan Zapotec, Journal of the International Phonetic Association Т. 38 (1): 107—114
- Payne, Doris L.; & Payne, Thomas E. (1990). Yagua. In D. C. Derbyshire & G. K. Pullum (Eds.), Handbook of Amazonian linguistics (Vol. 2, pp. 252—474). Berlin: Mouton de Gruyter.
Подготовительные упражнения
Перед постановкой буквы необходимо подготовить малыша, чтобы ему легче было выполнять задания. Комплекс упражнений разделен поэтапно. Каждый этап проводится в игровой форме.
Дыхательная гимнастика
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Упражнения необходимы для выработки правильного дыхания во время произношения. Они помогут малышу научится выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую силу для этого.
Методы тренировки:
- Гармошка. Малыш стоит ровно и кладет ладони на животик. Делает глубокий вдох через нос. В таком положении задерживается на 2-3 секунды. После выдыхает воздух используя ротовую полость.
- Ветерок. Губы вытягивают трубочкой. Набирают воздух в легкие. Малыша просят сильно дунуть. Ко рту нужно подставить руку крохи, чтобы он почувствовал ветерок из трубочки.
- Буря. Берут емкость с узким горлышком. Просят ребенка подуть. При этом горлышко пузырька находится возле нижней губы. Правильность струи определяется с помощью звучания.
Совет: Время выполнения каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы малышу не наскучили упражнения их чередуют.
Артикуляционная гимнастика
Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы во время произношения звука С и Сь.
Варианты подходов:
- Непослушный язычок. Приоткрыв слегка рот широко улыбнуться. Язык кладут на нижнюю губу. Произносят слог «пя». При этом верхняя и нижняя губы бьют по язычку. Упражнение выполняют постепенно, вдыхая воздух. После на 2-3 секунды оставляют язык на нижней губе без движения. Воздушную струю выдыхают.
- Блинчик. Ротик открывают, а губы растягивают в улыбке. Кончик языка кладут на нижнюю губу. В таком положении пребывают 2-3 секунды, а затем повторяют упражнение 3 раза.
- Гора. Рот открывают и улыбаются. Кончиком языка касаются задней стенки нижних зубов (альвеол). Средняя часть органа приподнята, как можно выше. После язычок опускают вниз и расслабляют.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Начинать гимнастику следует с простых задач постепенно переходя к более трудным.
Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:
1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши
аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш
2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;
3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;
4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Скороговорки с буквами Р, Л и С для тренировки взрослой речи
По признанию многих взрослых, эти звуки особенно трудны для произношения. Поэтому такие скороговорки будут в первую очередь необходимы всем, кто хочет красиво и четко говорить.
Р
Бобр добр до бобрят.
Добры бобры идут в боры.
На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!
Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорОк – сорок морок.
Идут бобры во сыры боры, идут бобры во сыры боры.
Л
Дали Клаше кашу с простоквашей. Ела Клаша кашу с простоквашей.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Морская волна сильна и вольна.
С
Клест на сосне веселится по весне.
Острая осока выросла высокой.
Рассказывал сказочник сказку про Снегурочку и Синеглазку.
Сам свалил песок на вал высоченный самосвал.
Высокие сосны стоят у реки, у сосен стволы до небес высоки.
Степан свистит на свирели, но без свирели свистят свиристели.
Особенности произношения звуков Т Д
Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
- Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).
У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.
Очень часто причинами неправильного произношения являются:
- Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
- Малая подвижность нижней челюсти.
- Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
- Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.
В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.
Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь). Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
- Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
- Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
- Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.
Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).
Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):
Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь
Игра “Хлопки”
Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.
Игра “А что это свистит, угадай”
Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.
Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж
Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.
Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.
Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.
Игра-шутка “Путаница”
Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:
- Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
- По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
- Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
- Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
- У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.
Задание для дошкольников: печатная буква Ы
После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.
Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.
При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.
Примеры[править | править код]
Язык | Слово | МФА | Значение | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
ачехский | tupeue | ‘знать, узнавать’ | Ашик и Аль-Ахмади Аль-Харби описывают этот звук именно так, а Дьюри описывает его как | ||
амхарский | ሥር | ‘корень’ | Часто произносится как <ə> | ||
ангор | hüf |
‘горячий’ | |||
английский | roses | ‘розы’ | Редуцированный гласный звук в некоторых диалектах; соответствует безударному в других диалектах. Смотрите статью Английская фонология. | ||
гуарани | yvy | ‘земля’ | |||
ирландский | saol | ‘жизнь’ | |||
каинганг | fy | ‘семя’ | |||
арауканский | trukür | ‘туман’ | |||
польский | mysz | слушать | ‘мышь’ | ||
португальский | Европейский | Espanha estepe | ‘Испания’ ‘степь’ | В безударных слогах. Согласно петербургским португалистам М. М. Мазняк и Е. С. Николаевой, в европейском варианте португальского языка редуцированный или придыхательный звук «встречается только в начале слова перед шипящим согласным, за которым следует другой согласный. В орфографии обозначается чаще всего е». Аллофон /ə/. | |
румынский | înot | ‘я плаваю’ | |||
русский | ты | ‘ты’ | Только после непалатализованных согласных. Смотрите статью Русская фонетика | ||
сахаптин | ‘холодный’ | Эпентеза; удлинённого эквивалента нет. | |||
сирионо | ‘сухое дерево’ | ||||
чувашский | ыран | «завтра» | |||
шведский | bi | ‘пчела’ | В диалектах Нерке и Бохуслена, а также в социалектах Стокгольма и Гётеборга. | ||
тупи | yby | ‘земля’ | |||
выруский диалект | sysar | ‘сестра’ | |||
валлийский | северные диалекты | llun | ‘картина’ | ||
сапотекский | тилькиапан | nɨ | ‘быть кислым’ |