Конспект индивидуального занятия в средней логогруппе по теме «звук м»

Конспект занятия «вызывание звука [м]. отработка закрытых слогов, односложных слов»

Постановка и автоматизация звука [МЬ] в слогах

Копылова А.Ю.Учитель — логопед, МАДОУ № 238

Нарушение произношения звуков и и других губно-губных звуков встречается в логопедической практике гораздо реже, чем нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. Именно этим объясняется интерес к данным дефектам у практикующих учителей-логопедов.

Вашему вниманию представлен конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука в слогах.

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов по коррекции звукопроизношения старших дошкольников в современных условиях логопедического кабинета в ДОУ в рамках индивидуальной и подгрупповой работы.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Постановка и автоматизация звука в слогах

Задачи:

• постановка звука ;

• автоматизация звука в прямых и обратных слогах;

• развитие фонематического слуха (различать звуки и  в слогах).

Сюжетно – игровая основа. Волшебная страна звуков. Котёнок Мил в гостях у ребёнка в детском саду.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Игра «У нас в гостях котёнок Мил»

Котёнок Мил звук забыл.

Вдруг заплакал наш котёнок.

Подошёл к нему ребёнок.

Говорит: «Не плачь, родной,

Мы звук найдем с тобой!»

2. Основная часть

Игра «Посещение замка принцессы Согласы в волшебной стране звуков». Логопед от лица котёнка приносит картинку – схему с алгоритмом артикуляции звука (разница в произнесении со звуком заключается в том, что губы при произнесении звука напряжены гораздо сильнее, язык выгнут и его кончик упирается в нижние резцы).

Артикуляция звука

Характеристика звука : согласный, губно-губной, мягкий, звонкий.

Описание правильной артикуляции звука :

• губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

• воздух выходит через нос;

• кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

• голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Постановка звука: по подражанию.

Упражнение «Котёнок Мил»

Логопед предлагает ребёнку помочь котёнку добраться до миски с молоком.

Инструкция для логопеда: «Проведи пальчиком по дорожке и не забудь, что по пути к миске котенок Мил должен произносить: «Мя-мя-мя», ведь она очень голодна!»

Игра «Кулачки – ладошки»

Логопед называет слоги, а ребёнок показывает кулачки – на звук и ладошки – на звук .

Игра «Твердо – мягко» (игра с мячом)

Ребёнку нужно повторить за логопедом в слогах мягко

Логопед   ребёнок

    Ма — …мя;

    мы — …ми;

    му — …мю;

    мо — …ме;

    мэ — …ме.

Игра « Умный барабан»

Ребёнок выделяет ударный слог ударом палочкой по барабану

Слоги: ми-ми-ми`, ми-ми`-ми, ми`-ми-ми; мя-ми-ме`, ми-ме`-мю, ме`-мю-мя; мя-мю`-ми, ми-ме`-мя, мю-ме`-ми, ми-мя`-мю, ме-ми`-мя; а`мь –омь-умь, и`мь-емь-юмь, я`мь-имь-юмь, `ымь-амь-омь, `умь-юмь-ымь.

3. Подведение итогов.

Литература:

1. Жидкова Л.И. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

2. Егорова О. Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет

Ход занятия:

1. Органuзационный момент.

В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша. Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь
: а-о-у-ы-э-и

А что бы песня звучала мелодичнее, нужно сделать вдох носом, не поднимая плеч и на выдохе пропеть
: а-о-у-ы-э-и. Давайте повторим песенки Маши (дети повторяют 4 раза)
.

Какие звуки пела Маша
? (гласные)
Почему они так называются? (рот открыт, воздух идет свободно через рот, не встречая преграды)
. Сколько всего гласных звуков
? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком
, который отличается от гласных звуков
.

2. Знакомство со звуком
.

У девочки Маши было любимое животное. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто оно. «Голодная – мычит, сытая – жует, всем детям молока дает»
.

Логопед демонстрирует картинку коровы.

Ты куда идешь корова — длинные рога?

М-м-м! — Мычит корова, — иду я на луга.

Как мычит корова? Произнесите звук
.

Губы сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь. Подставьте ладонь к лицу и произнесите звук /м/
. Откуда выходит воздух? (выходит через нос)
.

Логопед делает вывод
: Если при произнесении звука
воздух встречает преграду, то такие звуки
называются согласными.

Звук
гласный или согласный? Почему?

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит, значит звонкий звук бежит
.

Звук звонкий
, так как в его произношении участвует голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука
.

Звук
обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

Колокольчик на квадрате «говорит»
, что звук звонкий
.

Познакомьтесь с человечком, который поможет нам запомнить обозначение звука
. Его зовут Мук. Мук помогал девочке Маше ухаживать за коровой.

4. Выделение звука
из состава слова. Игра «Поймай звук
»
.

Среди слогов
: ам, оп, н,у, мы, па, му.

Среди слов
: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша, копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

Посмотрите на картину «Корова на лугу»
. Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком
, выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Вернулась корова с луга, а во дворе ее встретили домашние птицы. Давайте попробуем их изобразить.

5. Фuзмuнутка «Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Шагают на месте вперевалочку, отставив руки-«крылья»
назад.

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га! Шагают, вытянув шеи вперед и «машут»
руками.

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Встают полуприседя, бьют руками по бокам.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет
: ку-ка-ре-ку! Встают на носочки, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.

6. 3накомство со звуком
.

М-м-м — корова замычала, она теленочка искала.

А теленок ей в ответ
: — Мь-мь-мь.

Корова мычит строго
: М-М-М. Звук — твердый
. А теленочек ей отвечает нежно, ласково
: МЬ-МЬ-МЬ. Звук — мягкий
. Губы растягиваются в легкую улыбку.

Какой же звук
?

Звук согласный
, звонкий, мягкий.

Мягкие согласные обозначаются зеленым квадратиком, а так как звук звонкий
, то квадратик с колокольчиком.

А поможет нам запомнить обозначение мягкого согласного звука человечек звуковой
. Зовут его Мик.

7. Дифференциация звуков —
.

Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты
: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Эти продукты называются молочными. Мук и Мик очень любят молочные продукты и девочка Маша их часто угощает. Вот и сейчас она принесла для них угощение. Давайте назовем продукты, которые принесла Маша. (молоко, масло, сметана, эскимо)
.

Мук любит продукты со звуком в названии
, а Мик — со звуком
.

Какие продукты возьмет Мук? (Мук возьмет молоко и т. д.)
Почему? (потому что в слове молоко звук твердый
)

А какие Мик? Почему? (ответы детей)

Давайте еще раз произнесем эти звуки
: твердый — , а мягкий — .

8. Знакомство с буквой
«М»

Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак
, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой
«М»
(показ буквы
)
.

– Изобразить букву пальчиками
. Нарисуйте букву в воздухе
. Постройте букву
М из счетных палочек.

9. Подведение итогов

Какие звуки
вы узнали сегодня на занятии? Какой звук
? (согласный, звонкий, твердый)
Какой звук
(согласный, звонкий. мягкий)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона занятия, установление личностного контакта логопеда с ребенком. Учим ребенка показывать рукой на себя.

— Кто пришел ко мне сегодня на занятие? (вызываем отраженное проговаривание у ребенка слова «Я» с одновременным жестом на себя)

Ритуал приветствия. — Рома, здравствуй, здравствуй. (хлопаем друг другу по ладошкам). Хлопушки. — Давай поиграем?

2. Основная часть

1. Игры с мячом.

«Мой весёлый звонкий мяч». Координация речи с движением. Выражение просьбы.

— Смотри, какой у меня есть красивый мяч!

-Мяч. Круглый мяч. Мяч катится.

-Рома, это что? (Мяч). – Мяч какой? (круглый). – Мяч что делает? (катится)

Логопед приглашает ребенка сесть на ковер:

— На! (логопед катит ребенку мяч). Лови!

-Рома, что ты делаешь? Ты ловишь? (Да, ловлю)

— Рома, дай мяч! (педагог протягивает руку и просит жестом мяч). –Кати!

— На! (ребёнок катит логопеду мяч). Лови!

-Рома, ты катишь? (Качу).

Игра продолжается несколько раз, логопед учит ребенка просить мяч.

— Молодец!

• Игра «Попади в цель». Сбиваем мячом кегли, кубики, мелкие игрушки…

(Словарь : качу, бросаю, упал – бах).

2. Массаж Су Джок «Паучок»

3. Упражнения на развитие дыхания: «Сдуй паучка, пчёлку», «Буря в стакане».

4. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась»

Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.

В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!

5. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Улыбка», «Бегемотик», «Слоник», «Улыбка»«Слоник», «Вкусное варенье».

6. Работа с методической тетрадью. Шишкина Н. А. Мои первые слова.

Задание 1:

• Знакомство ребенка с картинкой- символом: Это Мотя. Мотя мычит: «М-М-М»

• Игровая ситуация: Нам нужно провести указательным пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) по дорожке, произнося звук «М».

Примечание: Сначала педагог показывает, как делать, затем, в зависимости от ребенка, либо малыш повторяет ваши действия, либо вы делаете вместе (используя указательный жест).

• После того, как все дорожки пройдены, педагог предлагает ребенку наклеить на конец дорожки наклейку (по 1 за каждое занятие)

Задание 2: Кнопочки. Педагог предлагает ребенку нажать на кнопочку, произнося звук «М». При этом используется принцип «слева-направо» и указательный жест

Примечание: Важно, чтобы звук произносился при «нажатии» на кнопочку и только один раз

Задание 3: Звуковые дорожки (Закрытый слог)

Логопед предлагает ребенку наклеить маленькую картинку- символ в квадрат. Затем, ведя пальцем по дорожке от одного квадрата с картинкой-символом к другому, ребенок произносит получившийся слог.

Примечание: Это задание имеет тенденцию к усложнению, поэтому при приклеивании картинки-символа в квадрат, необходимо ориентироваться на последовательность прохождения звуков, так как она построена с учетом принципа «от простого к сложному».

Задание 4: Слова со звуком М

1. Выберите нужное слово-наклейку, назовите его. 2. Попросите ребенка наклеить картинку в нужный квадрат, затем назвать её.

3. На 1 занятие берём 2 картинки.

Логопед картинку называет сам, слегка выделяя звук М. Ребёнок повторяет. При назывании картинок ребёнок также выделяют звук М, произнося его несколько длительнее других звуков.

7. Работа по альбому №1 Новиковой — Иванцовой «От слова к фразе». Глагол «Идёт»

Логопед говорит:

«Это ляля. Ляля идет», и прямым указательным пальцем (остальные прижаты к ладони и закрыты большим пальцем) показывает на рисунок, который называется. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью взрослого) фишку (кружок или квадратик красного цвета).

Когда закрыты все картинки, инструкции меняются:

«Ляля идет. Открой картинку». Ребенок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки.

Эти задания проводятся в порядке, данном на листе: слева направо, сверху вниз.

8. Игра «Болтики и гаечки»

Игра «Болтики и гаечки» (закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику, умение раскручивать и закручивать гаечку, подбирать гаечку по форме болтика, обогащать пассивный словарь глаголами — закрутить, раскрутить, кручу)

Подбери к каждому болтику подходящую по цвету и форме гаечку.

9. Итог занятия. Ритуал прощания.

Очень жаль мне расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Друг друга будем обнимать… (взрослый и ребёнок обнимаются)

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: «Будь внимателен, тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».

Артикуляционная гимнастика (Приключения язычка в зоопарке).

  • «Бегемот», «Лягушка», «Слон» — удерживать под счёт до 5;
  • «Лягушка – Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
  • «Бегемот» — «Лягушка» — «Слон» — чередовать движения, повторить 3-4 раза.
  • «Блинчик» — удерживать под счёт до 5.

Знакомство с новым звуком .

Логопед отгадай загадку: «Кто с рогами и хвостом пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного молочка даёт?»

Ответ ребёнка: «Корова».

Далее логопед выставляет картинку с изображением коровы и говорит: «Вышла корова гулять и замычала «М-м-м-м-м». Вот с этим звуком мы сегодня и познакомимся».

Уточнение артикуляции:

Логопед: «Обрати внимание! Что делают губы, когда мы произносим этот звук? Смыкаются, а потом размыкаются». Повторное произнесение звука , соотнесение его с символом (показ зрительного и жестового символов по Ткаченко Т.А.)

Повторное произнесение звука , соотнесение его с символом (показ зрительного и жестового символов по Ткаченко Т.А.).

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлопай, не зевай»

Логопед: «Я буду произносить разные звуки, а ты, как только услышишь звук-мычалку , хлопни в ладоши».

Синтез слов, состоящих из двух звуков.

Логопед: «Давай подружим звук со звуком ».

Ребёнок выкладывает символы звука и вместе.

Логопед: «Что получилось?»

Ребёнок ведёт пальчиком от символа звука к символу звука и читает: «Му».

Логопед: «Что обозначает это звукосочетание?»

Ребёнок объясняет: «Это мычит корова».

Логопед уточняет: «Верно. Это звукоподражание. Так подаёт голос корова».

Логопед: «А теперь поменяй символы местами и посмотри, что получится».

Ребёнок меняет символы местами и читает: «Ум».

Логопед: «Тебе понятно, что такое ум?»

Ответ ребёнка.

Если ребёнок затрудняется в ответе, то логопед объясняет сам: «Ум – это то, благодаря чему мы думаем».

Аналогично синтезируется слово «Ам» и даётся разъяснение его значения:

«АМ – так говорит малыш, когда просит есть; такие звуки издаёт Бармалей, когда пугает детей».

Динамическая пауза.

Муха целый день летает, всем она надоедает (махать руками).

Ночь в квартире настаёт, она летать перестаёт (присесть, опустить руки вниз).

Формирование навыка простого анализа.

Логопед: «Отгадай загадку и тогда увидишь, кто придёт к нам в гости».

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрёшка)

После ответа ребёнка, логопед выставляет матрёшку.

Логопед спрашивает: «С какого звука начинается слово матрёшка?»

Ответ ребёнка: «Слово матрёшка начинается со звука ».

Игра «Подарки для матрёшки».

Логопед: «Давай будем дарить матрёшке только те картинки (предметы), в названии которых первый звук ».

Ребенок выбирает картинки (мак, майка, маска, мыло и т.д.).

Развитие внимания и тренировка памяти.

Игра «Прятки».

Логопед просит ребёнка внимательно посмотреть на отобранные картинки, а затем отвернуться (закрыть глаза), после чего прячет одну картинку (предмет).

Далее логопед спрашивает: «Что спрятала матрёшка? Какой картинки (какого предмета) не стало?»

Игра проводится до тех пор, пока не будут использованы все картинки (предметы).

Итог занятия.

Логопед: «С каким новым звуком познакомились? Какие слова начинаются с этого звука?»

Ефремова Н.Л.,
учитель-логопед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: