Тема «зима»

Методическая разработка интегрированного занятия на тему «русская зима» для детей старшей группы в доу

Конспект индивидуального логопедического занятия “Зима”.

Скачать презентацию к

занятию.

Цели:

Коррекционно – образовательные: обогащать и

активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь ( гулять,

копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные

в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”;

учить определять признаки зимы.

Материал с сайта www.logoped.ru

Коррекционно – развивающие: развивать зрительное

восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение

единственного и множественного числа существительных).

Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к

занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию

(использование ИКТ).

Ход занятия.

Организационный момент.

Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

Логопед: “ — Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые,

мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки!” Ребёнок

надевает, а затем снимает варежки.

Логопед: “- Повторяй за мной:

Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой — в

стороне)

Ой, куда я пальчик дела? ( прячем большой пальчик в ладошку)

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! ( круговые движения кистями рук)

Настя варежку сняла,

Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих

руках)

Материал с сайта www.logoped.ru

Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

Основная часть.

Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).

Логопед: “ — Какое сейчас время года?” (зима)

Логопед: “ — Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал

зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку,

цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

Логопед: “ — Вот теперь всё верно, молодец!”.

Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).

Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую

одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на

летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф,

валенки, варежки).

Логопед: “ — Как можно одним словом всё это назвать?

(одежда)”.

Упражнение на дыхание “ Вьюга”.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот

сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком

сдувают конфетти с ладошки.

Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5,

6).

Логопед: “ — Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и

нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет”

(снеговик, снежинки, шапка, варежки).

Физминутка “Снег летит”.

Логопед: “ — Повторяй за мной!”

Снег летит, снег летит ( движение обеих рук сверху вниз),

На дома и крыши ( изображение крыши руками над головой).

Тихо к нам идёт зима ( имитация ходьбы на носочках),

Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

Материал с сайта www.logoped.ru

Логопед: “ — Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать,

лепить, кататься).

Итог занятия.

Логопед: “ — Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты

хорошо занималась, молодец!”

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР.

Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г.Старая Русса
Новгородской области.

Цели занятия:

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления;
  • воспитание навыков самостоятельности, инициативности и
    сотрудничества.

Ход занятия.

3. Игра «Кто больше слов придумает».

— Какой бывает снег?
Подумай, называй.
Своё словечко быстро
Снежинкой отмечай!

Называя прилагательные, каждый ребёнок закрепляет на доске снежинку.
(Белый, пушистый, мягкий, сухой, мокрый, липкий, скрипучий, искрящийся, сверкающий, холодный, грязный и т.д.)

— Что делает снег?
Попробуй сказать.
Все стрелочки — действия
Прошагать.

На доске висит полоска, на которой нарисованы стрелочки. Каждый ребёнок, называя слово-действие, передвигает магнит по
дорожке, (падает, блестит, сверкает, кружится, искрится, тает, скрипит и т.д.)

5. Физминутка.

Прилетел ветерок,
Прилетел на денёк.
Нас погладил ласково рукой.
Оглянулся вокруг,
Улыбнулся и вдруг
Закружился в пляске озорной.

А мы надели лыжи
И встали на коньки.
Играем, играем
В пушистые снежки.

6.Упражнение «Узнай по частям».

Игра «Составь снеговика».

8.Упражнение «Большие и маленькие».

У большого снеговика красный нос.
У маленького снеговика красненький носик.
Чёрные глаза
Лохматая метла
Зелёное ведро
Длинный шарф.

9.Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые … (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается … (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)

10. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Литература.

  1. Г.А.Киселёва «Книжка — учишка» — изд-во « Книголюб», 2008 г.
  2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» — изд-во
    «Детство-Пресс», 2009
  3. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» — изд-во «Сфера», 2006

Ход образовательной деятельности :

Ребята когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро?

А какой воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.

Посмотрите, какой волшебный сундучок! Хотите узнать что там? (да)

Посмотрите что это? (снежинки)

А снежинки непростые, на них загадки
:

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает?

Когда это бывает? (Зимой)

Что за звездочка такая,

На пальто и на платке-

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь — вода в руке? (Снежинка)

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Кто-то к дому подходил

И нигде не наследил

Но забавные картины

Появились на окне
:

Пьют медведи чай с малиной;

Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком, Кто же он, что ночь не спал

И на окнах рисовал? (Мороз)

Шляпа старая на нем,

Нос приделали и вмиг.

Получился? (Снеговик)

Все загадки отгадали

Как Вы думаете, какое сейчас время года? (зима)

Как вы догадались?)снег идет, деревья голые, солнышко не греет.)

Что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, воздушный.)

Какой бывает лед? (скользкий, холодный, твердый.)

Какой день зимой? (короткий)

Какая ночь? (длинная)

Зима — владычица трех месяцев. Как вы думаете каких? (декабрь, январь, февраль)
.

Вспомните пожалуйста какие вы знаете пословицы о зимних месяцах?

«Декабрь год кончает, а зиму начинает
«

«Январь — крыша зимы»

«В феврале два друга
: мороз да вьюга»

«В феврале, в феврале много снега на дворе»

Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается! Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красиво написал в своем стихотворении о зиме С. Есенин «Белая береза. «

Подвижная игра «Мы с тобой. «

Поиграем со снежками? -только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре,

мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий

Раз — подбросим,

Два — поймали,

Три — уроним,

Ой — сломали.

Как весело мы поиграли в снежки.

А какие птицы остались зимовать? И что надо делать, что бы птицы не погибли?

Чтобы подкармливать птиц, необходимо соблюдать некоторые правила
:

Во время подкормки не сорить,

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте,

Кормить птиц нужно регулярно.

«Покормите птиц зимой»

Пусть со всех концов

К нам слетятся как домой

Стайки на крыльцо. «

И может быть мы спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям — они будут поедать вредных насекомых и продолжать охранять сады, парки, скверы и радовать нас своим пением.

Посмотрите на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам, вы решили, что здесь изображены зимние явления природы? (иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

Что Вы можете рассказать о зиме? Какая она? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду)

Чем заняты люди в зимнее время
? (чистят снег, подкармливают птиц.)

Какие зимние виды спорта Вы знаете? (хоккей, фигурное катание.)

Ребята кто любит зиму
?

За что Вы любите зиму
? Свои высказывания начнем со слов
:

Я люблю зиму
, потому что.

Какая у нас получилась зима? Просто чудесное время года!

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»:

Раз, два, три, четыре, пять

(все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять.

(«идем»
указательным и средним пальчиками
)

Бабу снежную лепили,

(лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили,

(показываем всеми пальчиками, как «крошим»
пальцами хлеб)

С горки мы потом катались,

(указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли.

(изобразили движения ложкой и положили руки под щеку)

Словесная игра с мячом
:

Назови ласково
:

Снег -снежок,

Мороз -морозец,

Ветер -ветерок,

Санки -саночки,

Лед -ледок,

Зима —зимушка

Гора -горка,

Холод -холодок.

Что сегодня Вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимушка-зима» Задачи: закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Развивать.

Конспект НОД

Ход логопедического занятия в средней группе

I. Организационный момент

Логопед. Дети, сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Но сначала нужно размять наш язычок, чтобы он случайно не замерз в лесу, не растерялся во время путешествия, а нам помогал. Поэтому сейчас поможем ему, а потом и он нам поможет.

II. Артикуляционная гимнастика

Язычок в лес собрался.

Он умылся («Маляр»), причесался («Расческа»),

На прохожих оглянулся («Вкусное варенье»),

Вправо, влево повернулся («Часики»).

Вниз упал, наверх поднялся («Качели»).

Раз — и в ротике спрятался!

Логопед. Ну что, дети, готовы вместе с язычком отправиться в путешествие в лес?

Ответ детей. (Готовы!)

III. Путешествие в лес

Логопед. А поедем мы с вами в лес на автобусе. Сначала нужно приобрести билетики.

1. Отгадывание загадок

Логопед. Для того, чтобы получить билеты на автобус, вам нужно отгадать загадки.

В теплой шубе он лежит,

Всю зиму крепко спит,

А проснется ото сна —

Вот и началась весна!

(Медведь)

У меня маленький рост,

Зато большой имею хвост.

Классно может вскачь бежать

И орехи разгрызать.

(Белка)

2. Повторение цифр от 1 до 5

Логопед. Теперь можете занять свои места, согласно купленным билетам.

IV. Упражнение на развитие дыхания

Логопед. Дети, посмотрите, что это у нас тут в лесу? (Снег, снежинки) Возьмите каждый себе снежинку.

1. Развитие силы выдоха.

Упражнение «Снежинка»

Логопед. Прислушайтесь. Ветер дует. Сильно дует!

Дети дуют на снежинку.

Логопед. Тихо дует! Совсем тихонько дует!

2. Развитие длительного выдоха.

Упражнение «Заблудились»

Логопед. Ладонь поставили на уровне пояса, произносим тихо слово ау, поднимая ладонь к голове, при этом повышаем голос. И наоборот, поставили ладонь на уровне головы, начинаем громко произносить ау, опуская ладонь, голос звучит тише.

V. Развитие мелкой и общей моторики

Сцепили пальчики малыши

И ручки протянули,

А потом ими от земли

Снежинку оттолкнули!

Упражнение «Согреем ладони»

Логопед. Наверное, замерзли наши пальчики в зимнем лесу? Давайте согреем их.

(Потереть ладони друг о друга)

VI. Основной этап

1. Беседа с дошкольниками по теме: Животные зимой

Логопед. Дети, садитесь на свои места. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто это?

Назовите, одним словом. (Животные)

А где живут эти животные? (В лесу)

Кто изображен на этом рисунке? (Медведь)

Что зимой делает медведь? (Спит)

Где он спит? (В берлоге)

А это кто? (Белочка)

А белочка зимой спит? (Нет)

Кто это? (Волк)

Что вы знаете о волке? (Он зимой не спит, а охотится на зайцев)

На этом рисунке кто изображен? (Зайчик)

Что он поделывает зимой? (Убегает от хищников. Ищет под снегом пищу)

А какое чудо случается с зайчиком зимой? (Он меняет цвет шубки. Был серый, стал белый)

Почему? (Чтобы было легче бежать, спрятаться от хищников)

А кто мне расскажет стишок про зайчика?

Какого зверя вы видите на этом рисунке? (Лиса)

Чем занимается зимой лисичка? (Охотится на зайчика)

2. Физкультминутка «Две лисички»

Логопед. Давайте нашей лисичке расскажем вместе стишок о ней! Становимся в круг.

Две лисички, две подружки (приседаем, ручки на поясе)

Умывались на речушке (имитируем движения умывания).

Две лисички, две подружки (приседаем, руки на поясе)

Мыли лапки (поочередно моем руки от локтя до ладони),

Мыли ушки (поочередно моем ладонью каждое ухо).

Затем хвостики помыли (руки на поясе, двигаем бедрами вправо-влево)

И на солнышке сушили (разводим руки в стороны, поднимаясь вверх)

3. Описание животного по схеме

Логопед. Сели, детки, на места. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай зверя». Кто-то один выходит ко мне и по схеме описывает животное, не называя его, а все остальные детки должны отгадать кого вы описывали.

(Он живет в лесу. Шубка у него серая. Любит охотиться на зайца. (Волк))

4. Воспроизведение ритмического рисунка

Логопед. Дети, посмотрите кто это? (Зайчик) Ему нужна ваша помощь. За ним гонится лиса. Зайчику нужно быстро от нее убежать. А что может делать зайчик? (Бегать, прыгать). Как он прыгает? (Скок-скок). Давайте поможем ему! Приготовили ладони, повторяем после меня ритмический рисунок. Скок-скок-скок-скок-скок!

VII. Итог занятия

Логопед. Как хорошо вы все сегодня поработали и лесные жители приготовили вам вот такие подарочки!

Дети. Спасибо!

Логопед. Дети, а что вам наиболее запомнилось во время нашего путешествия? Что вы маме дома расскажете?

Спасибо за ваши улыбки, за ваши умные, добрые глаза!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: