Развитие ребенка после 3 лет

Что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Навыки ребенка в 3 года: что должен уметь

Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем возрасте дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и отмечать за достижениями своего ребенка.

Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно встретить малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.

Критерии
Обязательные навыки
Речевые способности
ребенок произносит свою фамилию и имя, имена родителей и близких;
использует в речи предлоги, может составить распространенные предложения;
запоминает короткие стихи, может пересказать детали недлинной прозы;
может составить небольшой (3-4 предложения) рассказ по картине;
способен вести диалог, отвечать связно на вопросы

Психическое развитие
малыш может сравнить картинки, выделить отличия, а также сгруппировать по определенному признаку;
способен собрать пазл или разрезную картинку из 5-6 элементов;
составляет логическую цепочку, например, если шёл дождь, то есть лужи;
понимает, что значит: один-много;
может, загибая пальчики, посчитать до пяти;
различает и называет около 10 цветов и оттенков, знает названия фруктов, понятия о временах года…
способен расставить предметы от меньшего к большему;

Психомоторное развитие
собирает мелкие предметы, может собрать по одной бусине или горошине;
нанизывает бусины на нитку, может прицепить прищепку к веревочке;
лепит «колбаску» и «шарик» из пластилина;
может расположить мозаику картинкой;
способен держать правильно ножницы и пытается ими манипулировать;

Бытовые навыки
сам ходит в туалет, самостоятельно одеваясь после посещения;
надевает нижнюю часть одежды без проблем, понимает, что правая и левая обувь должна находиться соответственно на ножках;
различает свои вещи, знает какая у него зубная щетка, умеет пользоваться своими вещами;
может складывать свою одежду и игрушки в шкаф, убрать, разложить по местам;
аккуратно кушает, пользуясь ложкой, иногда вилкой;
способен вытереть испачканное личико салфеткой;
перед едой моет руки, вытирая полотенцем;
раздевается после улицы, понимая, где верхняя одежда.

Двигательные способности
быстро, уверенно бегает и прыгает;
способен поймать крупный мячик, подкинуть его;
спускается и поднимается самостоятельно по лестнице, чередую ноги;
может без труда забраться на невысокую горку и скатиться с нее;
может удерживать равновесие, стоя на носочках, прыгая на одно ноге;

Познавательное развитие
достаточно развиты психические процессы, мышление, память, внимание;
ориентируется в пространстве;
может рассказать о событиях дня;
описать рисунок по памяти;
способен участвовать в обучающих играх, которые направлены на описание последовательных действий.

Социальное развитие
легко знакомится с детьми, но в игре предпочитает самостоятельность. В этом возрасте дети играют рядом;
способен понимать и подчиняться правилами игр;
пользуется словами коммуникации: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания;

Памятка родителям, что должен уметь малыш в 3 года

Мамы и папы имеют свое личное мнение о развитии детей, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.

Речь

Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:

  • наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
  • умение выражать свои мысли короткими предложениями;
  • способность называть и описывать знакомые предметы;
  • использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
  • усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.

Особенности развития речи в 3 года

Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.

Память и мышление

Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:

  • различать предметы и выявлять отличия в подобных;
  • запоминать маленькие стишки и песенки;
  • рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
  • пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
  • строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
  • считать до 5-10;
  • строить простые логические цепочки.

Совет!
Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире

Бытовые навыки

Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • застегивать пуговицы и замочки на одежде;
  • умываться, мыть ручки и чистить зубки;
  • вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
  • знать и использовать слова благодарности, просьбы;
  • собрать свои игрушки и расставить их по местам;
  • использовать столовые приборы.

Большинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.

Двигательная активность

Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:

  • ходьбе назад и вперед;
  • игре с мячом;
  • езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
  • стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
  • преодолении ступенек.

Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно-двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.

Родителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.

Развитие мелкой моторики

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:

  • с удовольствием повторяет упражнения из пальчиковой гимнастики;
  • подкрепляет речь жестами, а если малыш эмоциональный — жесты могут быть очень активными;
  • возводит из кубиков строения разных размеров и конфигураций;
  • учится владеть ножницами, может вырезать из бумаги простые фигуры;
  • умеет лепить из пластилина простые конструкции: жгутики, шарики;
  • уверенно захватывает и удерживает предметы;
  • открывает неплотно закрученные крышки на бутылках.

Методики развития речи

Существуют разные методики, направленные на расширение кругозора, увеличение словарного запаса и качества говора.

Метод оценки речевого развития

Речевое развитие оценивают по таким параметрам:

  • Активная речь.
  • Понимание собеседника.
  • Выполнение речевых команд.

Оцениваем мышление и моторику

Для оценки нужно попросить ребенка сделать следующее:

  • Назвать части тела.
  • Описать картинку.
  • Ответить на вопросы о любимой сказке.
  • Сделать поручения.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Родителей должны насторожить:

  • Ее отсутствие.
  • Произношение части слов.
  • Отсутствие предложений.
  • Жесты вместо слов.

На приеме у логопеда

Технологии определения динамики развития речи

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу, логопеду, лору, психологу.

Что нового пишут о детском речевом развитии

Существует огромное количество конспектов и собраний книг, посвященных особенностям детского развития. Они советуют разговаривать на равных. Возможно молчание — это психологическая проблема.

Комаровский

Комаровский советует: обследовать ребенка, больше общаться, не ругать за молчание. Следует бросить все силы на устранение причины плохого уровня разговора. Это могут быть последствия психологической травмы, отклонения на уровне неврологического характера.

Диагностика должна помочь поставить диагноз. Родители должны следовать рекомендациям, должны создать благоприятную обстановку в доме.

Важно! Комаровский считает, лучшее средство для борьбы с плохой речью — отдать ребенка в детский сад. Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени

Усердие родителей дает больше половины успеха

Родители должны понять, что процесс становления правильного разговора сложный и занимает много времени. Усердие родителей дает больше половины успеха.

Ушаков

По методике Ушакова дети пытаются излагать мысли простыми предложениями, с использованием разных частей речи. Ребята пополняют запасы слов, обучаются словообразованию и грамотности. Коррекция происходит в простой обстановке, без особой нагрузки на ребенка.

Для подбора решения проблемы изучают генетику, возраст, пол и способности малыша.

Родителям будет интересно прочитать труды Ушакова О. С. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. В методике описан подробный план занятий с ребенком.

Гвоздев

Он считал изучение речи должно быть поэтапным. Дети начинали делать успехи в короткие сроки.

Обратите внимание! Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Ведя постоянный диалог с малышом, можно избежать проблем

Он долго наблюдал за детьми с проблемами в речи. И понял, что ребята усваивают материал плохо с окончаниями, образованием прилагательных. Разделил становление разговорных функций на несколько этапов.

Занятия не должны превышать 10 минут. Дополнительный материал должен быть красочен, не больше 5 картинок за занятие. Оценка развития должна быть с учетом индивидуального подхода и учитывать начальные способности ребенка.

Залогом успешного развития ребенка считается активное участие родителей. Постоянный диалог с малышом позволит избежать многих проблем.

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12-18 кг

Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.

Психологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Знания, навыки и умения, которые должен освоить ребенок к 3 – 4 годам

В этот период малыш должен успешно усвоить следующие разнообразные знания в нескольких направлениях:

Самостоятельность, самообслуживание, гигиена и навыки мелкой моторики:

  1. Ребенок может сам одеться, но не застегнуть одежду.
  2. Знает базовые гигиенические правила.
  3. Способен рисовать карандашами, фломастерами и красками.
  4. Может обводить картинки и раскрашивать их.

Память и логическое мышление:

  1. Ребенок знает названия самых распространенных домашних и диких животных, узнает их на картинках, фотографиях.
  2. Малыш знает по несколько названий (3 – 4) рыб, птиц, насекомых, основных групп растений: деревьев и цветов.
  3. Трехлетний ребенок понимает, что такое фрукты, овощи, ягоды, грибы, умеет отличать их друг от друга, знает их названия.
  4. В этом возрасте он умеет различать части суток – утро, день, вечер, ночь.
  5. Малыш способен различать природные явления – дождь, ветер, снег и так далее.
  6. У него есть первичное понимание материалов, из которых сделаны различные предметы.

Навыки речи, словарный запас:

  1. В этот период ребенок активно осваивает новые слова, и его возможности растут с каждым днем. Он уже хорошо разговаривает и произносит практически все звуки, за исключением некоторых сложных, например, шипящих, «р» и «л». Чтобы привычка говорить неправильно не зафиксировалась и не появились дефекты речи, четкости артикуляции и правильности произношения нужно уделять много внимания.
  2. Ребенок способен связно описать увиденное.
  3. От простых предложений малыш переходит к сложным, состоящим из нескольких слов (до 6).
  4. Ребенок способен давать одну их характеристик предметов: большой, горячий, яркий, круглый и так далее.
  5. Он может характеризовать действия людей, животных, транспорта и так далее. Например, стоит, сидит, лежит, бежит, едет и так далее.
  6. У малыша сформировалась способность группировать вещи по признакам, например, стол и стул – это мебель, носки и куртки – это одежда, тапки и сапоги – обувь и тому подобное.
  7. Трех или четырехлетний ребенок может управлять интенсивностью своей речи.
  8. У малыша есть способность повторять за родителями или другими взрослыми прозу или стихотворные произведения небольшого размера.
  9. Ребенок хорошо знает свою фамилию и имя.

Математические способности:

  1. Счет до трех.
  2. Умение продемонстрировать знакомые цифры на пальцах или на окружающих предметах.
  3. Способность сравнивать количество предметов по принципу «мало – много», «больше – меньше».
  4. Умение сравнивать различные предметы по форме, цвету, размерам.
  5. Способность выбирать пару к предмету, подходящую по определенной характеристике: по цвету, габаритам или форме, принадлежности к какой-то группе.
  6. Знание базовых геометрических фигур: окружность, квадрат, треугольник.
  7. Знания основных цветов: желтого, красного, синего, зеленого, а также белого и черного.

Для развития ребенка крайне важно получать все эти знания в комплексе, так как однобокое развитие не поможет в его прогрессе. Комплексные знания – важное условие быстрого гармоничного развития малыша, залог его успешного обучения в следующие годы и отсутствия проблем в начальных классах школы

Родителям малыша придется приложить все усилия для того, чтобы их сын или дочь усваивали информацию в игре, легко и непринужденно, потому что любые попытки учить детей такого возраста так, как это принято в школе, приведут к серьезным проблемам. Единственно приемлемый способ подачи информации – это игра с наглядной демонстрацией происходящего и с подробными объяснениями. Именно поэтому роль родителей в успешном развитии и совершенствовании ребенка 3 – 4 лет стиль велика и важна.

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии

В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу

Памятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

Обратите внимание!
Даже если у детей наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно паниковать. Стоит отнестись с пониманием и терпением к возможным особенностям малыша, посетить специалиста-психолога, невролога  и вместе определить дальнейшие необходимые действия.

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания. Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются

Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Главное – игра

Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.

Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.

В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:

  • полить цветок;
  • протереть пыль на полочке;
  • поставить ботинки на место;
  • накрыть на стол;
  • поставить коту миску с едой;
  • что-то принести или подать.

Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Развитие физических способностей ребенка

Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.

Занятия для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:

  • проведение зарядки под музыку;
  • перешагивание через разложенные бруски или другие препятствия;
  • учим ходить ребенка по наклонной доске;
  • прыжки на месте и под музыку на двух ножках и на одной;
  • спрыгивание с небольших препятствий;
  • проведение игр с несложными правилами;
  • если дома есть шведская стенка, это также способствует более активному проведению времени.

Полезные советы

С ребенком, которому исполнилось 3,5 года, становится все интереснее и интереснее. Чем он любит заниматься?

Находить на картинке одинаковые предметы, определять их цвет. Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке, раскрасить фигурки по образцу. 
Искать несколько отличий на картинке. Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
Рассматривать картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Затем вы закрываете книгу и просите ребенка назвать то, что он запомнил.
Занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.)

Все это очень важно, так как мышление развивается наглядно-действенно, а  развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики.
Рисовать и проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также ваш кроха должен уметь рисовать округлые предметы.

Возраст 6-7 лет.

Это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.

У детей седьмого года жизни возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Когнитивное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.

Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого

Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов

В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.

Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко

Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.

Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.

Малыш

Физическое развитие в 3,5 года. Вес мальчиков в 3,5 года составляет 14,2-16,4 кг, рост – 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет 14-16,2 кг, рост — 95,5-102 см. Окружность головы — приблизительно 48-52 см. 

Навыки и умения в 3,5 года. 

Нередко родители малышам, которым исполнилось 3,5 года, удивляются: «Как он это делает? Кто научил?». А никто не учил! Ребёнок сам додумался, ведь он растёт. И вот что ваш кроха уже умеет: складывает довольно сложные конструкции во время игры в кубики. Отлично ездит на велосипеде, огибая препятствия. Малыш научился подниматься и спускаться по лестнице не держась за перила (в такие моменты всегда будьте рядом). 

Ваш кроха стал более гибким. Поэтому в 3,5 года многие родители задумываются о занятиях спортом, чтобы не потерять приобретенные им навыки. Это отличная идея, даже если вы не планируете растить будущего чемпиона. 

Ваш ребенок уже умеет:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге; 
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая его к груди;
  • бегать не падая. 

Самое большое детское достижение 3,5 лет – ребёнок учится выполнять несколько действий одновременно. Но это, скорее, не физиологический прорыв, а психологический: детский мозг уже достаточно развит, чтобы скоординировать работу тела. 

Интеллектуальное развитие в 3,5 года. Ваш ребенок уже умеет: 

  • отличать, верх и низ;
  • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
  • распознавать 7 основных цветов;
  • уметь считать от 0 до 9;
  • знает основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • умеет складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
  • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
  • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
  • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
  • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
  • знает несколько видов цветочных растений;
  • знает свою фамилию и имя, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором проживает. 

В этом возрасте детская речь пока находится на стадии формирования. Но успехи уже заметны. Ваш ребенок умеет: 

  • пересказывать знакомую сказку близко к тексту.
  • употреблять в активной речи слова-названия частей предметов.
  • использовать в речи приставочные глаголы (я буду делать, я хочу кушать).
  • заниматься словотворчеством.
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук). 

Проверьте, умеет ли ваш ребенок:

  • Побуждать вас играть с ним в сказки, распределять роли, изображать голосом различных героев сказки.
  • Называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши. (лошадь-жеребенок).
  • Уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
  • Называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит…

Мама

Если вы вышли на работу к моменту завершения декретного отпуска, то трудитесь уже полгода. Не самое простое время, верно? И если ваш малыш пошел в детский сад в возрасте трех лет, ваши трудовые будни прерываются на больничный отпуск. Укрепляйте иммунитет — и свой, и детский. 

Задумались о рождении второго ребенка? Советуем вам проконсультироваться с гинекологом и сдать все необходимые анализы – чтобы к моменту зачатия быть уверенной в состоянии своего здоровья. 

А как у вас с отдыхом? Ведь в жизни каждой мамы бывают моменты, когда она устает от бытовых забот, от работы, от всего… Обсуждайте с мужем эти вопросы – не таите в себе

Поэтому, для семейного благополучия очень важно, чтобы вы отдыхали. Хотя бы раз месяц могли посвящать исключительно себе, чтобы посетить салон красоты, пойти в театр, в кафе с подругой

И папе полезно побыть вместе с ребенком.

Физическое развитие: на год старше

Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.

В 3-4 года ребенок уже может:

  • бросать мячик через голову;
  • хватать катящийся мячик;
  • бить по движущемуся мячу ногой;
  • спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
  • бегать, огибая препятствия;
  • стоять и прыгать на одной ноге;
  • удерживать равновесие на качелях;
  • ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пританцовывать в такт музыке.

Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

  • он ест вилкой и ложкой;
  • во время еды не пачкает одежду;
  • может сам аккуратно ходить в туалет;
  • моет руки с мылом;
  • чистит зубки;
  • умывается;
  • может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
  • обувает обувь с липучками.

  • ходить по бревну, дощечке;
  • переступать через препятствие;
  • лазать по веревочной лестнице;
  • качаться на качелях;
  • работать кистью, карандашом;
  • обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
  • вырезать простые детали из бумаги;
  • застегивать пуговицы;
  • шнуровать.

Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: