Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия

Диагностика дислексии

Для определения у ребенка такого расстройства, как дислексия, проводится логопедическое обследование. В процессе диагностики специалисту необходимо определить уровень сформированности устной речи, навыков чтения и письма, а также оценить неречевые процессы. Диагностика проводится в несколько этапов:

  1. Первоначальный. Собирается полный анамнез жизни и развития ребенка, оценивается состояние артикуляционного аппарата, уровень развития речевой и ручной моторики.
  2. Диагностика устной речи включает в себя оценку звукопроизношения, фонематического развития, а также сформированность слоговой культуры слова и связной речи.
  3. Диагностика письменной речи предполагает выполнение ряда заданий – списывание текста, письмо на слух, самостоятельное письмо. В процессе обследования логопеду предстоит оценить темп и правильность чтения, понимание текста и наличие ошибок.
  4. Нейропсихологическое обследование, во время проведения которого определяется уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, а также оптических ориентировок.

В зависимости от результатов диагностики ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование, которое включает в себя прием невролога, выполнение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а также консультацию офтальмолога.

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

Причины дислексии у школьника

Симптомы расстройства

Признаки отклонения зависят от конкретной формы.

  1. Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
  2. Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
  3. Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
  4. Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
  5. Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.

Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.

Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.

Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.

Как видят люди с дислексией?

Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.

История дислексии

Понятие впервые было использовано в 1887 году: немецкий офтальмолог Рудольф Берлин работал с мальчиком, испытывающим трудности в чтении и письме. При этом пациент не страдал отставанием в интеллектуальном или физическом развитии. В 1896 году уникальное расстройство было описано в одном из британских изданий.

В 1925 году изучение феномена занялся невропатолог Ортон: согласно его заключению, трудности чтения не зависили от нарушения работы органов зрения. Вероятнее всего, причиной образования патологии становится асимметрия полушарий головного мозга. В 1970 году была выдвинута теория о том, что дислексия – результат нарушения метафонологического или фонологического развития.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Логопед

Когда мы говорим о нарушениях речи и школьных трудностях, мы подразумеваем, что ребенку необходима помощь. Помощь в освоении чтения и письма, рассказывания, правильного звукопроизношения. Это значит, чем больше ошибок сделает ребенок во время логопедического обследования, тем лучше. Только в этом случае специалист сможет построить занятия таким образом, чтобы ребенок преодолел все ошибки и трудности, научился говорить, читать и писать правильно.

Логопед проводит диагностику речевого развития ребенка. Из чего она состоит и что проверяет специалист?

Фонематическое восприятие, анализ и синтез

Среди звуков русского языка есть много похожих по акустическим (на слух, по звучанию) и артикуляционным (по расположению губ и языка во время произнесения) параметрам

Очень важно их различать, от этого зависят возможности освоения грамматики, чтения и письма

Слоговая структура слов

Есть короткие и длинные, простые и сложные слова. Есть звуки, которые сложно произносить друг за другом. Усвоение слоговой структуры слова тесно связано с ритмом речи и произносительными возможностями. Нарушение говорения на этом языковом уровне значительно снижает разборчивость и внятность речи, отражается на усвоении грамоты, возможности учить стихотворения и писать.

Словарный запас

Вряд ли кто-то будет спорить, что очень важно верно понимать значение слов, уметь точно подобрать нужное слово, чувствовать лексические отношения. А однокоренные слова – общий кошмар всех школьников!

Грамматический строй речи

Как из отдельных слов составить предложение и донести до окружающих свою мысль? Хорошо бы при этом не запутаться в порядке слов и выборе грамматических конструкций. А сколько в русском языке нетипичных способов образования новых слов и их форм! Знание языка – это усвоение исключений.

Чтение и письмо

Почему-то русский язык и литературное чтение ребенок упоминает среди нелюбимых предметов. Может быть, на это есть основания, и школьнику нужна помощь, а не критика?

Лечение

Терапия проводится под контролем врача-логопеда. Суть лечения заключается в комплексном воздействии на проблемные качества мыслительного процесса. При этом можно скорректировать только психологические проблемы и только при сохранном интеллекте. В остальных случаях эффект будет неполный или его не будет вообще.

Начинают с простых мероприятий. Прочесть отдельную букву. Произнести ее вслух. Дальше — больше. Отдельные слова. Короткие словосочетания, предложения. Затем абзацы и так вплоть до целых текстов. Форсировать обучения категорически воспрещается, чтобы не было обратного эффекта. Сначала усваивается один навык. Только затем прививается новый. Они взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно.

Некоторые практикуют метод Дейвиса. Это спорная методика, основанная на воображении и способности к образному мышлению.

Упражнения по устранению проблемы даются на дом, логопед контролирует усвоение навыков и корректирует направление терапии.

Коррекция дислексии возможна не всегда. Тяжелые структурные изменения головного мозга приведут к стойкому дефекту. Лечение может предполагать хирургическое вмешательство. Это косвенный метод, направленный на удаление опухоли, гематомы и пр.

Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития

Согласно статистическим данным, расстройство встречается в той или иной форме почти у 3% населения планеты, возможно больше. Данные отличаются. Парадоксально, но основная часть лиц с описанным отклонением фиксируется в развитых странах: США, Канаде, Европейских странах. С чем это связано доподлинно неизвестно. Как предполагают исследователи, речь идет о высоком уровне информационного воздействия («интоксикации»), загрязненности информационной среды «шумом». Дислексия выступает своего рода защитным механизмом и имеет психологическое происхождение.

Мужчины страдают патологией чаще женщин. Соотношение составляет почти 5:1 соответственно. Манифестация в подавляющем большинстве случаев встречается у детей. У дошкольников обнаружить проблему сложно, если не невозможно. У школьников она становится очевидна в первый же год обучения. У взрослых дислексия формируется сравнительно редко. Причины в основном органические, от нейроинфекций до опухолей и травм.

Также статистика указывает на особенности воспитания, микроклимата в семье, эмоциональной близости ребенка — как факторы развития дислексии. Речь идет о сложном психофизиологическом комплексе.

Механизм формирования патологического процесса изучен недостаточно. Врачи говорят о нарушении высшей нервной деятельности. Чтение проходит несколько этапов: от визуального восприятия буквенных начертаний, синтеза их воедино, восприятия связей между буквами, идентификации звуковых особенностей до создания семантической связи в предложении, понимания смысла написанного в единстве. Это сложный процесс. Почему человек делает это за считанные секунды, даже не задумываясь? Психика способна к формированию так называемых автоматизмов. У детей с дислексией процесс на определенном этапе нарушается.

В зависимости от того, какой именно аспект нарушен, какая форма отклонения развилась, проводится коррекция. Способы и подходы строго индивидуальны.

Профилактика и коррекционная работа

Предупредить развитие дислексии легче, чем скорректировать. Профилактика заключается в проведении подвижных и развивающих игр

Важно с самого раннего возраста тренировать мелкую моторику, зрительное и речевое восприятие. Полезно демонстрировать картинки сначала с живыми и неживыми объектами, а затем с буквами и словами

Коррекция проводится после обнаружения первых нарушений. Чем позже родители обратятся к логопеду, тем больше времени понадобится на устранение отклонений. Проводится комплексная работа

Особое внимание уделяется звуковой стороне языка. Ребенка учат различать похожие звуки, например «с» и «ц»

Логопед работает над произношением клиента: дыханием, артикуляцией, автоматизацией звуков.

Не менее важно развивать психические процессы: память, восприятие, внимание. Для этого подходят различные игры по типу «Узнай по голосу», «Подбери по форме». Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием

Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме

Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием. Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме.

Симптомы расстройства

Признаки отклонения зависят от конкретной формы.

  1. Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
  2. Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
  3. Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
  4. Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
  5. Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.

Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.

Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.

Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.

Как видят люди с дислексией?

Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.

Диагностика дислексии

Логопедическое обследование предполагает диагностику уровня сформированности устной и письменной речи, навыков чтения и речевых процессов. Изначально логопед собирает анамнез, изучает особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, способности речевой и ручной моторики, и уточняет успеваемость ребенка по русскому языку.

Диагноз дислексия ставится после следующих обследований:

  1. Диагностика устной речи. Состоит из оценки произношения звуков, фонематического развития, сформированности слогов, составляющих слово, лексических и грамматических средств языка, связности речи.

  2. Диагностика письменной речи. Включает выполнение заданий по списыванию текстов, письма на слух и самостоятельного письма. Проверка навыков чтения на слух включает в себя оценку темпа и правильности чтения, его способа, понимания и наличия специфических ошибок. 

  3. Нейропсихологическая диагностика. Выявляет уровень сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, оптико-пространственной ориентировки.

Также специалист может назначить дополнительную консультацию детского окулиста и невролога с исследованиями ЭЭГ, ЭХОЭГ.

Курс коррекции дислексии у детей в Москве

В Центре «Дислексия в России» проходят занятия по коррекции дислексии у детей по методу Рональда Дейвиса с сертифицированным логопедом-дефектологом. Курс коррекции длится 5 дней (30 часов, 5 дней по 6 часов). Курс коррекции дислексии поможет детям справится с «особенным состоянием», научит контролировать, а также обучит родителей как дальше работать и обучать детей.

Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: