Диагностика дислексии
Для определения у ребенка такого расстройства, как дислексия, проводится логопедическое обследование. В процессе диагностики специалисту необходимо определить уровень сформированности устной речи, навыков чтения и письма, а также оценить неречевые процессы. Диагностика проводится в несколько этапов:
- Первоначальный. Собирается полный анамнез жизни и развития ребенка, оценивается состояние артикуляционного аппарата, уровень развития речевой и ручной моторики.
- Диагностика устной речи включает в себя оценку звукопроизношения, фонематического развития, а также сформированность слоговой культуры слова и связной речи.
- Диагностика письменной речи предполагает выполнение ряда заданий – списывание текста, письмо на слух, самостоятельное письмо. В процессе обследования логопеду предстоит оценить темп и правильность чтения, понимание текста и наличие ошибок.
- Нейропсихологическое обследование, во время проведения которого определяется уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, а также оптических ориентировок.
В зависимости от результатов диагностики ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование, которое включает в себя прием невролога, выполнение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а также консультацию офтальмолога.
Определение и виды дислексии
Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:
- смешивание и замена звуков;
- побуквенное чтение;
- переиначивание слогов;
- трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
- неправильное понимание смысла прочитанного.
Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.
Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:
- правильное проговаривание звуков;
- построение предложений;
- развитие связной речи.
По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.
Виды дислексии
По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:
- Дислексия — навык чтения нарушается частично.
- Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.
Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.
По внешним признакам различают такие виды дислексии:
- Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
- Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.
Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:
- Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
- Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
- Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
- Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
- Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
- Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.
Примеры:
- пила — липа;
- ясная день,
- сидю;
- ком — том — дом;
- красивый ваза;
- корова — ковер.
Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.
Причины дислексии у школьника
Симптомы расстройства
Признаки отклонения зависят от конкретной формы.
- Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
- Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
- Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
- Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
- Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.
Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.
Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.
Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.
Как видят люди с дислексией?
Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.
История дислексии
Понятие впервые было использовано в 1887 году: немецкий офтальмолог Рудольф Берлин работал с мальчиком, испытывающим трудности в чтении и письме. При этом пациент не страдал отставанием в интеллектуальном или физическом развитии. В 1896 году уникальное расстройство было описано в одном из британских изданий.
В 1925 году изучение феномена занялся невропатолог Ортон: согласно его заключению, трудности чтения не зависили от нарушения работы органов зрения. Вероятнее всего, причиной образования патологии становится асимметрия полушарий головного мозга. В 1970 году была выдвинута теория о том, что дислексия – результат нарушения метафонологического или фонологического развития.
Когда обратиться к врачу?
Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.
Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее
Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей
Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем
Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии
Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому.
Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:
1. Обратиться к специалистам:
- логопеду;
- психологу;
- коррекционному педагогу;
- неврологу.
2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).
3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:
- классные занятия по адаптированной программе;
- занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).
К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.
4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.
5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .
Логопед
Когда мы говорим о нарушениях речи и школьных трудностях, мы подразумеваем, что ребенку необходима помощь. Помощь в освоении чтения и письма, рассказывания, правильного звукопроизношения. Это значит, чем больше ошибок сделает ребенок во время логопедического обследования, тем лучше. Только в этом случае специалист сможет построить занятия таким образом, чтобы ребенок преодолел все ошибки и трудности, научился говорить, читать и писать правильно.
Логопед проводит диагностику речевого развития ребенка. Из чего она состоит и что проверяет специалист?
Фонематическое восприятие, анализ и синтез
Среди звуков русского языка есть много похожих по акустическим (на слух, по звучанию) и артикуляционным (по расположению губ и языка во время произнесения) параметрам
Очень важно их различать, от этого зависят возможности освоения грамматики, чтения и письма
Слоговая структура слов
Есть короткие и длинные, простые и сложные слова. Есть звуки, которые сложно произносить друг за другом. Усвоение слоговой структуры слова тесно связано с ритмом речи и произносительными возможностями. Нарушение говорения на этом языковом уровне значительно снижает разборчивость и внятность речи, отражается на усвоении грамоты, возможности учить стихотворения и писать.
Словарный запас
Вряд ли кто-то будет спорить, что очень важно верно понимать значение слов, уметь точно подобрать нужное слово, чувствовать лексические отношения. А однокоренные слова – общий кошмар всех школьников!
Грамматический строй речи
Как из отдельных слов составить предложение и донести до окружающих свою мысль? Хорошо бы при этом не запутаться в порядке слов и выборе грамматических конструкций. А сколько в русском языке нетипичных способов образования новых слов и их форм! Знание языка – это усвоение исключений.
Чтение и письмо
Почему-то русский язык и литературное чтение ребенок упоминает среди нелюбимых предметов. Может быть, на это есть основания, и школьнику нужна помощь, а не критика?
Лечение
Терапия проводится под контролем врача-логопеда. Суть лечения заключается в комплексном воздействии на проблемные качества мыслительного процесса. При этом можно скорректировать только психологические проблемы и только при сохранном интеллекте. В остальных случаях эффект будет неполный или его не будет вообще.
Начинают с простых мероприятий. Прочесть отдельную букву. Произнести ее вслух. Дальше — больше. Отдельные слова. Короткие словосочетания, предложения. Затем абзацы и так вплоть до целых текстов. Форсировать обучения категорически воспрещается, чтобы не было обратного эффекта. Сначала усваивается один навык. Только затем прививается новый. Они взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно.
Некоторые практикуют метод Дейвиса. Это спорная методика, основанная на воображении и способности к образному мышлению.
Упражнения по устранению проблемы даются на дом, логопед контролирует усвоение навыков и корректирует направление терапии.
Коррекция дислексии возможна не всегда. Тяжелые структурные изменения головного мозга приведут к стойкому дефекту. Лечение может предполагать хирургическое вмешательство. Это косвенный метод, направленный на удаление опухоли, гематомы и пр.
Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития
Согласно статистическим данным, расстройство встречается в той или иной форме почти у 3% населения планеты, возможно больше. Данные отличаются. Парадоксально, но основная часть лиц с описанным отклонением фиксируется в развитых странах: США, Канаде, Европейских странах. С чем это связано доподлинно неизвестно. Как предполагают исследователи, речь идет о высоком уровне информационного воздействия («интоксикации»), загрязненности информационной среды «шумом». Дислексия выступает своего рода защитным механизмом и имеет психологическое происхождение.
Мужчины страдают патологией чаще женщин. Соотношение составляет почти 5:1 соответственно. Манифестация в подавляющем большинстве случаев встречается у детей. У дошкольников обнаружить проблему сложно, если не невозможно. У школьников она становится очевидна в первый же год обучения. У взрослых дислексия формируется сравнительно редко. Причины в основном органические, от нейроинфекций до опухолей и травм.
Также статистика указывает на особенности воспитания, микроклимата в семье, эмоциональной близости ребенка — как факторы развития дислексии. Речь идет о сложном психофизиологическом комплексе.
Механизм формирования патологического процесса изучен недостаточно. Врачи говорят о нарушении высшей нервной деятельности. Чтение проходит несколько этапов: от визуального восприятия буквенных начертаний, синтеза их воедино, восприятия связей между буквами, идентификации звуковых особенностей до создания семантической связи в предложении, понимания смысла написанного в единстве. Это сложный процесс. Почему человек делает это за считанные секунды, даже не задумываясь? Психика способна к формированию так называемых автоматизмов. У детей с дислексией процесс на определенном этапе нарушается.
В зависимости от того, какой именно аспект нарушен, какая форма отклонения развилась, проводится коррекция. Способы и подходы строго индивидуальны.
Профилактика и коррекционная работа
Предупредить развитие дислексии легче, чем скорректировать. Профилактика заключается в проведении подвижных и развивающих игр
Важно с самого раннего возраста тренировать мелкую моторику, зрительное и речевое восприятие. Полезно демонстрировать картинки сначала с живыми и неживыми объектами, а затем с буквами и словами
Коррекция проводится после обнаружения первых нарушений. Чем позже родители обратятся к логопеду, тем больше времени понадобится на устранение отклонений. Проводится комплексная работа
Особое внимание уделяется звуковой стороне языка. Ребенка учат различать похожие звуки, например «с» и «ц»
Логопед работает над произношением клиента: дыханием, артикуляцией, автоматизацией звуков.
Не менее важно развивать психические процессы: память, восприятие, внимание. Для этого подходят различные игры по типу «Узнай по голосу», «Подбери по форме». Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием
Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме
Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием. Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме.
Симптомы расстройства
Признаки отклонения зависят от конкретной формы.
- Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
- Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
- Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
- Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
- Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.
Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.
Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.
Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.
Как видят люди с дислексией?
Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.
Диагностика дислексии
Логопедическое обследование предполагает диагностику уровня сформированности устной и письменной речи, навыков чтения и речевых процессов. Изначально логопед собирает анамнез, изучает особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, способности речевой и ручной моторики, и уточняет успеваемость ребенка по русскому языку.
Диагноз дислексия ставится после следующих обследований:
-
Диагностика устной речи. Состоит из оценки произношения звуков, фонематического развития, сформированности слогов, составляющих слово, лексических и грамматических средств языка, связности речи.
-
Диагностика письменной речи. Включает выполнение заданий по списыванию текстов, письма на слух и самостоятельного письма. Проверка навыков чтения на слух включает в себя оценку темпа и правильности чтения, его способа, понимания и наличия специфических ошибок.
-
Нейропсихологическая диагностика. Выявляет уровень сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, оптико-пространственной ориентировки.
Также специалист может назначить дополнительную консультацию детского окулиста и невролога с исследованиями ЭЭГ, ЭХОЭГ.
Курс коррекции дислексии у детей в Москве
В Центре «Дислексия в России» проходят занятия по коррекции дислексии у детей по методу Рональда Дейвиса с сертифицированным логопедом-дефектологом. Курс коррекции длится 5 дней (30 часов, 5 дней по 6 часов). Курс коррекции дислексии поможет детям справится с «особенным состоянием», научит контролировать, а также обучит родителей как дальше работать и обучать детей.
Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.