Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?
По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.
Примерные вопросы и задания:
- Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
- Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
- Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
- Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
- Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
- Рассказать о профессиях.
- Рассказать о частях тела, их назначении.
- Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
- Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
- Составить рассказ по картинкам.
- Выделить звуки из слова, слова из предложения.
- Пересказать прочитанный текст.
- Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
- Рассказать о своих желаниях.
Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.
Можно ли подготовиться к ПМПК?
Уровень всех заданий на ПМПК соответствует конкретному возрасту, и обычный ребенок, с которым занимаются, сможет с ними справиться. Но даже если во время прохождения комиссии возникли трудности, это далеко не всегда означает, что ребенок не способен учиться.
Например, ребенку, для которого русский язык неродной, может быть трудно понять некоторые вопросы и выразить свои мысли. Также малыш может нервничать в присутствии чужих людей. Перед обследованием на ПМПК нецелесообразно заучивать с ребенком всю возможную информацию о нем и окружающем мире, ведь какие именно задания будут предложены малышу, заранее неизвестно. Поэтому подготовка ребенка к ПМПК должна быть психологическая: необходимо рассказать ему о предстоящем обследовании, настроить на позитивный лад, чтобы он меньше волновался и в целом понимал, что ему предстоит.
Важно, чтобы в день обследования ребенок хорошо себя чувствовал и был настроен на работу. Лучше перенести дату обследования, если он болен
Постарайтесь не волноваться сами и опишите ребенку предстоящее событие как большую игру, где надо выполнить много интересных заданий.
Во время обследования поддерживайте его, но не подсказывайте и не отвлекайте своими замечаниями. Заранее договоритесь с членами комиссии, чтобы обсуждение результатов происходило в отсутствие ребенка, чтобы не напугать и не расстроить его. Учитывая длительность процедуры, также нужно иметь под рукой еду и воду.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов и запишите важную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы, выяснять смысл терминов и уточнять непонятные моменты
После обследования важно похвалить ребенка, даже если его результаты не совпали с вашими ожиданиями. Ни в коем случае не ругайте ребенка, не критикуйте его
Поверьте, для него это намного более сложное испытание, чем для вас.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.
Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.
Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.
в специализированной группе
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.
Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.
Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.
Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.
Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).
Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.
Вопрос — ответ
хотелось бы узнать на каком основании школа отказала в приёме документов моему ребенку(дата её рождения 22.03.2015г.)сославшись на то что им нужна справка с управления образования которые в свою очередь требуют справку с ПМПК и даже если я пройду с ребёнком эту комиссию то информация по результатам конфедициальна(и конечно предоставлять её я некому не собираюсь! Что нам делать? А подробнее не могу, т.к 01.04 через гос.услуги подала заявление и примерно через пол часа мне позвонили и отправили в Управление образованием. Сегодня муж съездил, ему сказали нужна справка с ПМПКА т.к ребёнку на 01.09 будет 8лет и 5мес.
Школа отказала вам на том основании, что вы обязаны обеспечить ребенку получение среднего образования и отдать в 1 класс в возрасте от 6,6 до 7,11 лет. Вы нарушили закон, теперь у вас требуют подтверждение комиссии ПМПК, о том, что ребенок здоров. Вы можете не проходить комиссию и не предоставлять данные, и вас лишат или ограничат в родительских правах за уклонение от родительских обязанностей.
Здравствуйте. 16 августа ребёнку исполняется 8 лет .может ли он пойти в школу без комиссии. Решили год пересидеть т.к морально ребёнок ещё не был готов и день рождения в конце августа 16 числа . Отклонений нет.
Нет не может. Зачисление будет только после комиссии ПМПК.
Через гос услуги не могу подать заявление в 1 класс,так как 1 сентября ему будет уже 8 лет,есть заключение комиссии чтобы идти в школу с 8 лет.
Если есть заключение ПМПК для школы, зачисление проходит по заявлению в самой школе.
Почему могут направить на ПМПК
Школьника могут направить на комиссию, если у педагогов есть сомнения в том, что уровень его психического или физического развития соответствует возрасту, а также если:
- Ребенок имеет нарушения в поведении (на основании п.5 ст.79 ФЗ-273 «Об образовании»), он гиперактивен или напротив заторможен.
- У него возникли сложности в освоении школьной программы при переходе на следующий уровень образования (на основании п.9 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).
- Он находится на индивидуальном обучении (в постановлении врачебной комиссии указан срок действия).
Как правило, на комиссию направляют детей младшего школьного и дошкольного возраста, так как именно в этот период выявляются определенные проблемы в развитии.
ПМПК также востребована среди выпускников (которые обучаются по адаптированной программе или имеют хроническое заболевание), чтобы те могли сдавать ГВЭ вместо ОГЭ или ЕГЭ.
Стоит отметить, что на ПМПК могут направить только в случае серьезного отклонения от нормы. Это не тройки в дневнике и не разговоры на уроках, а очевидная неспособность ребенка усваивать школьную программу (например, ребенок к окончанию 1 класса так и не научился писать и читать или имеет явные сложности с произношением некоторых звуков и построением предложений).
В детском саду ребенка могут направить на комиссию, если воспитатели заметили у него проблемы с координацией или с моторикой (он не может лепить, делать аппликации и пр.), ребенок заикается или у логопеда есть подозрения на то, что дошкольник страдает дизартрией или алалией.
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?
Прохождение ПМПК – это принудительно или по желанию
Обследование детей в ПМПК возможно по желанию родителей или по направлению из образовательных и иных организаций (школы, детского сада, поликлиники), но с согласия родителей. Поэтому направить на ПМПК принудительно не могут.
Родители могут отказаться от ПМПК без объяснения причин. Оформлять отказ в письменной форме они не обязаны.
Отказаться от прохождения комиссии возможно, но нужно понимать, что ПМПК проводят, в первую очередь в интересах ребенка. Она помогает родителям и учителям понять, нужна ли ему специализированная помощь для адаптации и развития в социальных условиях.
Что спрашивают на ПМПК?
· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
· Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики
Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Как подготовить ребенка
В подготовке нет никакого смысла. Во-первых, потому что невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы ребенку. Во-вторых, целью обследование является определение реального уровня развития и способностей, а усиленная подготовка может просто исказить картину.
Поэтому единственное, что можно и нужно сделать, это постараться минимизировать стресс. Дело даже не в том, что это именно ПМПК – комиссия у детей сама по себе может вызвать неприятные переживания
Ребенка может смутить такое внимание со стороны взрослых незнакомых людей. Успокойтесь прежде всего сами и ваше спокойствие передастся ребенку
Помните, комиссия на вашей стороне. Все, что они хотят – помочь вашему ребенку.
Сопровождение обучающихся с ОВЗ, инвалидностью ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению в процессе получения образования относится:
- техническая помощь в части передвижения, ориентации по образовательной организации, в обеспечении коммуникации
- помощь в использовании технических средств
- помощь в соблюдении санитарно-гигиенических требований
Рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью указываются в заключении ПМПК. В случае отсутствия в заключении ПМПК данных рекомендаций, к компетенции психолого-педагогического консилиума образовательной организации относится принятие решения о предоставлении услуг по сопровождению ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления данных услуг:
- ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»,
- Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»,
- Приказ Минтруда России от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»)
* Не все заданные вопросы, относятся к деятельности Ассоциации дислексии
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
— Как пройти ПМПК: перечень документов, организаций, советы родителям
— Врачебная подкомиссия ПМПК – есть ли повод для опасений?
— Итоги ПМПК. Как правильно оспорить действия профильных органов
Как проходит обследование ребенка на ПМПК?
Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.
В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
- Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
- Паспорт родителей.
- Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
- Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
- Выписка педиатра из карточки.
- Заключение медицинской комиссии.
- Ксерокопия личного дела учащегося.
Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.
Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.
К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.
Пример психологической характеристики на ПМПК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Дата рождения
Адрес
Образовательное учреждение Класс (группа)
Сроки пребывания в учреждении (когда и откуда поступил, оценка адаптации)
Общее впечатление о ребёнке (внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности)
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития)
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности восприятия (качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве)
Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость)
Особенности памяти (преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность)
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи)
Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Характеристика личностно-эмоционального развития:
Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний)
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль)
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации)
Особенности игровой деятельности для дошкольников (соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры)
Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков)
Заключение психолога
Рекомендации
«___» 20__
Педагог-психолог ( )
расшифровка
Заведующий (директор) МОУ ( )
расшифровка
Что спрашивают на ПМПК?
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики
Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Памятка для прохождения ПМПК
Памятка для оформления ребенка дошкольного возраста на ПМПК в группу компенсирующей направленности.
1. Медицинская карта формы 026/у-200 с пройденными узкими специалистами: окулист, лор, невролог, сурдолог. Данные осмотры действительны 1 год.
2. Педагогические характеристики (если ребенок посещает ДОУ): от воспитателя, логопеда, психолога — в 2 экземплярах (один для психиатра, второй для ПМПК)
3. Заключения специалистов центра ЦДиК №8 ЭГО (психолог, дефектолог, логопед).
4. С этими документами обратиться к районному психиатру (детский психоневрологический диспансер, ул. Копылова 78, ост. «Луначарского», автобус 43, тел. регистратуры — 243-25-82.
5. Запись на ПМПК( психолого-медико-педагогическую комиссию) производиться в понедельник и четверг с 15.00 — 17.00 при личной явке (без ребенка) и наличии следующих документов:
— заключение районного психиатра,
— заполненная карта форма 026/у- 200,
— паспорт законного представителя (опекуна, родителя) .
Запись производится в ЦДиК №8 «ЭГО» по адресу ул. 60 лет Октября 13 А.
6. На комиссию ПМПК ребенка сопровождает законный представитель (опекун, родитель) .
Памятка для оформления ребенка дошкольного возраста на ПМПК в санаторно курортный детский сад по фтизиатрии.
1. Направление от фтизиатра.
2. Медицинская карта формы 026/у-200 с пройденными узкими специалистами: окулист, лор, невролог. Данные осмотры действительны 1 год.
3. Педагогические характеристики (если ребенок посещает ДОУ): от воспитателя, логопеда, психолога — в 2 экземплярах (один для психиатра, второй для ПМПК).
4. Заключения специалистов центра ЦДиК №8 ЭГО (психолог, дефектолог, логопед).
5. С этими документами обратиться к районному психиатру (детский психоневрологический диспансер, ул. Копылова 78, ост. «Луначарского», автобус 43, тел. регистратуры — 243-25-82).
6. Запись на ПМПК ( психолого-медико-педагогическую комиссию) производиться в понедельник и четверг с 15.00 — 17.00 при личной явке и наличии следующих документов:
— заключение районного психиатра,
— заполненная карта форма 026/у- 200,
— паспорт законного представителя (опекуна, родителя) .
Запись производится в ЦДиК №8 «ЭГО» по адресу ул. 60 лет Октября 13 А.
7. На комиссию ПМПК ребенка сопровождает законный представитель (опекун, родитель) .
Памятка. Прохождение ПМПК для МСЭ
1. Направление от лечащего врача.
2. Педагогические характеристики (если ребенок посещает ДОУ): от воспитателя, логопеда, психолога — в 2-х экземплярах (один для психиатра, второй для ПМПК).
3. Заключения специалистов центра ЦДиК №8 ЭГО (психолог, дефектолог, логопед).
4. Амбулаторная карта из поликлиники по месту жительства.
5. С этими документами обратиться к районному психиатру (детский психоневрологический диспансер, ул. Копылова 78, ост. «Луначарского», автобус 43, тел. регистратуры — 243-25-82).
6. Запись на ПМПК ( психолого-медико-педагогическую комиссию) производиться в понедельник и четверг с 15.00 — 17.00 при личной явке и наличии следующих документов:
— заключение районного психиатра,
— заполненная карта форма 026/у- 200,
— паспорт законного представителя (опекуна, родителя) .
Запись производится в ЦДиК №8 «ЭГО» по адресу ул. 60 лет Октября 13 А.
7. На комиссию ПМПК ребенка сопровождает законный представитель (опекун, родитель) .
Памятка для оформления ребенка школьного возраста на ПМПК.
1. Медицинская карта формы 026/у-200 с пройденными узкими специалистами: окулист, лор, невролог, сурдолог. Данные осмотры действительны 1 год.
2. Выписка из протокола педагогического совета или решение школьного психолого-медико-педагогического консилиума в 2-х экземплярах (один для психиатра, второй ПМПК).
3. Табель успеваемости по четвертям в 2-х экземплярах.
4. Педагогические характеристики : от классного руководителя, логопеда, психолога — в 2-х экземплярах (один для психиатра, второй для ПМПК).
5. Рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике (тетради должны быть проверены учителем).
6. Заключения специалистов центра ЦДиК №8 ЭГО (психолог, дефектолог, логопед).
7. С этими документами обратиться к районному психиатру (детский психоневрологический диспансер, ул. Копылова 78, ост. «Луначарского», автобус 43, тел. Регистратуры — 243-25-82).
8. Запись на ПМПК( психолого-медико-педагогическую комиссию) производиться в понедельник и четверг с 15.00 — 17.00 при личной явке и наличии следующих документов:
— заключение районного психиатра,
— заполненная карта форма 026/у-200,
— паспорт законного представителя (опекуна, родителя) .
Запись производится в ЦДиК №8 «ЭГО» по адресу ул. 60 лет Октября 13 А.
9. На комиссию ПМПК ребенка сопровождает законный представитель (опекун, родитель) .
Стоит ли бояться ПМПК
Родителей можно разделить на две группы: тех, кто всеми силами стремится получить направление на ПМПК и добиться дополнительных бесплатных занятий для ребенка и тех, у кого аббревиатура ПМПК вызывает панику и ужас. Последние боятся, что на ребенка навешают ярлыки и испортят ему будущее, поставят на учет к психиатру, найдут несуществующие проблемы и отправят в коррекционную школу.
Чтобы немного успокоить родителей приведем несколько аргументов в пользу того, что ПМПК не стоит бояться:
- Цель комиссии состоит в подтверждении (или опровержении) того, что ребенок нуждается в специальных условиях. Полученное заключение специалистов может сделать процесс обучения более комфортным, чтобы оно учитывало индивидуальные особенности ребенка. В конечном итоге цель родителей должна состоять не в реализации личных амбиций, а в создании оптимальных условий для обучения ребенка, поддержании его психического и физического здоровья.
- Ребенок сможет на основании заключения ПМПК получить бесплатные занятия у специалистов, за которые без прохождения комиссии приходится платить. Например, у логопедов, дефектологов и психологов.
- Заключение комиссии носит исключительно рекомендательный характер. Родители могут его не использовать, если указанные рекомендации им кажутся излишними.
- Информация в заключении – конфиденциальна. ПМПК не направит заключение в школу или детский сад в обход родителей.
- Вы не одни. По статистике Минздрава детей с проблемами в обучении и развитии с каждым годом становится все больше. А абсолютно здоровые дети, которые не нуждаются в дополнительной поддержке и коррекции, в меньшинстве. Ежегодно ПМПК по России проводят более 1,5 млн.обследований.
- В состав комиссии входят люди с профильным образованием, в задачи которых входит забота о психологическом комфорте ребенка и недопущение вреда его здоровью. Они обязательно сделают скидку на естественное волнение ребенка при прохождении комиссии.
Может ли школа направить на ПМПК по ошибке
Конечно, учителя тоже люди и могут ошибаться в своих оценках. Нельзя исключать, что решение направить школьника на комиссию вызвано личной неприязнью или непрофессионализмом педагога.
Если вы сомневаетесь, что ребенка справедливо направили на ПМПК, стоит пройти дополнительные консультации у других специалистов и получить альтернативную оценку его способностей. В частности, обратиться к детскому психологу, другому учителю, логопеду и пр. Если другие специалисты не видят проблем у ребенка, можно попросить администрацию школы о переводе в другой класс или сменить школу.
Родители также могут провести самодиагностику по тетрадкам ребенка и ответить на вопросы:
- много ли орфографических ошибок допускает ребенок;
- может ли ребенок самостоятельно разобрать слово или предложение;
- есть ли ошибки в написании букв (например, замена похожих букв или их «отзеркаливание»);
- способен ли ребенок самостоятельно решить задачу по математике;
- как он считает в уме и письменно;
- как читает ребенок (словами или по слогам), часто ли допускает ошибки при чтении и способен ли пересказать прочитанное;
- может ли ребенок самостоятельно выполнить домашнюю работу без помощи взрослых.
Наконец, родители могут поприсутствовать на уроках, чтобы сопоставить уровень ответов своего ребенка со сверстниками и на основании комплексной оценки решить, нужно ли проходить ПМПК.
Часто задаваемые вопросы
Как обжаловать результаты
Родители, которые не согласны с заключением ПМПК и считают, что оно противоречит интересам ребенка, могут его обжаловать. Для этого им следует обратиться в центральную ПМПК или департамент образования (скачать образец жалобы на заключение ПМПК). Если это не помогло – обжаловать заключение в судебном порядке.
Какие вопросы задают на ПМПК
На комиссии задают вопросы, соответствующие возрасту ребенка. Они несложные. Но чтобы ребенок не волновался и понимал, чего от него будут ожидать, можно подготовиться заранее. Вопросы могут быть такими:
- Рассказать о себе, своих родных, друзьях, учителях и воспитателях (назвать свое имя, фамилию, отчество, имена родителей и их профессия, адрес, сколько комнат в квартире, номер школы, имена друзей, клички домашних животных, любимые игры).
- Рассказать об окружающем мире: распорядок дня, цвета и формы, расположение предметов, части тела, профессии и пр.
- Задания на логику: умение находить общее и отличия в предметах, лишний предмет; сложить картинку из частей, разложить несколько картинок по сюжетам или группам.
- Задания на память: запомнить и перечислить последовательность названных слов или слогов; сказать, что изменилось на картинках.
- Задания на счет: посчитать в пределах 10 и обратно, решение математических задач.
- Оценка координации и развитие моторики: повторить какое-то действие.
- Задания на речь: проверка, понимает ли ребенок разницу между похожими словами; как строит предложения, может ли составит рассказ по картинкам, все ли звуки произносит, способен ли менять окончания в словах, подбирать синонимы и антонимы
Нужно ли получать заключение ПМПК для оформления инвалидности
Статус ребенка-инвалида устанавливает не ПМПК, а учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). При этом специалисты МСЭ могут запросить заключение ПМПК.
Заключение ПМПК — это рекомендации или требования
Заключение комиссии имеет характер рекомендации (согласно п.23 Приказа Минобрнауки №1082). То есть родители могут решить, что ребенок будет продолжать посещать обычную школу и не нуждается в специальных или адаптированных условиях обучения. Они могут не передавать заключение комиссии в школу.
Таким образом, у родителей есть три варианта действий после получения заключения ПМПК:
- Проигнорировать его.
- Передать в школу.
- Оспорить заключение ПМПК, если не согласны с результатами.
Но важно понимать, если родители не следуют рекомендациям ПМПК, а у ребенка сохраняются проблемы с обучаемостью или поведением, то образовательная организация может поставить вопрос о том, что они действуют не в интересах ребенка и привлечь органы опеки. Для образовательного учреждения выполнение рекомендаций ПМПК имеют форму требований, то есть не выполнить их они не могут, если родители предоставили заключение
На основании заключения ребенку должны предоставить специальные учебники, услуги сурдопереводчика, тьютора и пр
Для образовательного учреждения выполнение рекомендаций ПМПК имеют форму требований, то есть не выполнить их они не могут, если родители предоставили заключение. На основании заключения ребенку должны предоставить специальные учебники, услуги сурдопереводчика, тьютора и пр.
Сколько действуют результаты. Заключение комиссии будет действовать в течение 1 года с даты его оформления. Это значит, что если родители не успеют предъявить заключение в течение года, оно станет недействительным и придется проходить ПМПК повторно.
Нужно ли походить ПМПК ежегодно. Нет, но при необходимости можно проходить ПМПК повторно. Например, если выданные рекомендации не принесли ожидаемого результата или не подходят ребенку. В заключении ПМПК могут быть указаны рекомендованные сроки для повторного прохождения комиссии (например, после окончания начальной школы или через год).
Комиссия дает свое заключение
По итогам обследования комиссия в пятидневный срок готовит заключение, которое содержит обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии и о наличии либо отсутствии необходимости создания специальных условий при получении ребенком образования. В заключении могут содержаться следующие рекомендации: по какой программе обучать ребенка, нужно ли использовать специальные учебники и пособия, как создать ему доступную среду, нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия или занятия с логопедом, дефектологом или психологом (и какие именно), у каких врачей наблюдаться.
Родители получают на руки копию заключения ПМПК. Это важный документ в жизни ребенка. Он подтверждает право на обеспечение указанных в нем специальных условий при получении образования.
Кроме того, по закону «Об образовании» образовательные организации должны создавать детям условия, указанные в рекомендациях ПМПК, а власти региона обязаны выделять на это средства.