Введение
Актуальность темы исследования. Семья — это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Цель исследования: изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.
Объект исследования: личность младшего школьника в семье.
Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.
Задачи исследования:
- 1. Дать характеристику понятия и функций семьи.
- 2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
- 3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.
Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Цели, содержание, методы
Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.
При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.
Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:
- Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
- Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
- Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
- Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
- Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.
То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.
К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:
- Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
- Психологический климат отношений;
- Генетические особенности;
- Материальное положение;
- Социальный статус;
- Моральный и культурный потенциал;
- Количество членов семьи.
Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.
Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.
Различают такие методы правильного воспитания:
- Убеждение;
- Похвала;
- Перспектива;
- Наказания;
- Пример из личной жизни.
Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.
Несколько советов
Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.
В завершении хочется вернуться к тезису, с которого мы начали свои рассуждения о специфики воспитания в семье. Эмоциональный комфорт всех членов «кровного союза» позволит малышу вырасти человеком, который уверен в своих силах, умеет самостоятельно принимать решения. Такую личность не сломают жизненные невзгоды, потому что с того момента, как он начал чувствовать биение сердца матери, его существо наполнилось уверенностью: его любят и ждут.
Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.
Особенности консультирования в ДОУ
Ученые отмечают, что в дошкольный период преодоление неблагоприятных психологических синдромов можно достичь главным образом с помощью перестройки взаимоотношений ребенка с родителями и педагогами. По этой причине они представляют собой основные объекты психологического воздействия, которое производится в форме педагогического психологического консультирования.
Современные родители в воспитании все больше нуждаются в помощи специалистов. Считается, что консультации необходимы не только им, но и детям (например, дети из неблагополучных семей). Психологическая помощь — это важнейшая составляющая деятельности педагогов и воспитателей.
В качестве особенности психолого-педагогического консультирования в дошкольном учреждении выступает то, что психологи концентрируются одновременно на двух субъектах — ребенка и взрослого (родителя, педагога).
Педагогическое консультирование детей дошкольного возраста и их родителей предполагает обсуждение консультантом с клиентом проблем обучения и воспитания. В ходе консультаций клиенты учатся чему-либо и повышают педагогическую квалификацию. Специалист осуществляет педагогическое руководство путем управления детскими и взрослыми группами (коллективами). В состав педагогического консультирования входят следующие вопросы:
- Совершенствование программ обучения;
- Создание новых и улучшение старых методов и средств обучения,
- Психологическое обоснование педагогических инноваций и др.
Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения»
Анкета для родителей об образовательно-воспитательном процессе на занятиях хореографии
Анкета для родителей в детском саду
Памятка для родителей «Игры для укрепления здоровья малышей»
Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятной семейной атмосферы»
Памятка для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях»
Памятка для родителей «Безопасность детей летом»
Памятка по ПДД для родителей дошкольников «Обучение детей наблюдательности на улице»
Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям»
Памятка для родителей в детском саду «Игры по ПДД для детей дошкольного возраста»
Родительский уголок в детском саду и его оформление, перспективные планы по работе с родителями
Стенды для детского сада: Информация для родителей в детском саду
Стенды для детского сада: Обязанности родителей
Стенды для детского сада: Ранний возраст
Уголок по ПДД в детском саду в картинках: «Уголок юного пешехода»
Перспективный план по работе с родителями во 2 младшей группе
Перспективный план по работе с родителями в средней группе
Перспективный план по работе с родителями в старшей группы
Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»
Экологическая газета для родителей «Вода — это жизнь»
Проект «Современный подход к работе с родителями»
Перспективный план кружка «Колесо истории»: План работы с семьей
План мероприятий, работа с родителями, к акции «Покормите птиц зимой» для детей средней группы
Работа с родителями в ДОУ: в детском саду | | в ДОУ |
Теоретические основы консультирования дошкольников и их родителей
Сегодня родители не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Часто по этой причине воспитание происходит вслепую и интуитивно. Непосредственно в семьях дети получают первый опыт общения и взаимодействия в социуме
Родители не всегда имеют возможность уделить достаточное внимание психологическому здоровью детей
Категорию «психологическое здоровье» можно отнести к личности в целом. Она состоит не только из психических процессов и механизмов, но и из духовности человека в качестве высшего проявления человеческой реальности. Для психологического здоровья должно быть характерно психическое здоровье, в основе которого лежит полноценное психическое развитие на всех стадиях детства.
Среди родителей часто бывают распространены неправильные воспитательные установки и ценности. Они могут быть представлены:
- Недооценкой роли личностных форм общения;
- Недооценкой игровой деятельности в развитии ребенка,
- Использованием идеалов «беспрекословного» послушания,
- Авторитарным отношением к ребенку,
- Опасениями в отношении наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников,
- Низким уровнем психолого-педагогической культуры.
Родители должны знать и учитывать возрастные особенности развития личности ребенка (например, время и аспекты протекания возрастных кризисов). Возрастные особенности дошкольника способны иметь как позитивное, так и негативное значение в развитии ребенка. Это зависит от условий его жизни и воспитания.
По мере развития, у детей растут способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Они получают возможность управления собственными эмоциями и действиями, умение моделирования и приведения в соответствие чувств, желаний и мыслей. Желая быстрее воспитать в ребенке перечисленные особенности, как правило, родители предлагают инструкции, советы, ограждая массой запретов. Они могут ограничивать активность и самостоятельность, что вызывает у детей агрессию или чувство неполноценности.
В последнее время по этой причине особо остро встает вопрос об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольных образовательных учреждениях. Для этого необходима непосредственная психолого-педагогическая работы с родителями и самими дошкольниками.
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА 2023-2024 учебный год.
Posted by Елена Поссар on 14.11.2023
Консультации для родителей на 2023-2024 учебный год
Жизненные навыки.pdf (скачать) (посмотреть)
Кризис трёх лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Адаптация ребёнка к детскому саду.pdf (скачать) (посмотреть)
Дисциплина на улице – залог безопасности.pdf (скачать) (посмотреть)
Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста.pdf (скачать) (посмотреть)
Нейробика-физкультура для тела.pdf (скачать) (посмотреть)
Растим здорового ребёнка.pdf (скачать) (посмотреть)
Организация рационального питатния в семье.pdf (скачать) (посмотреть)
Секреты воспитания вежливого ребенка.pdf (скачать) (посмотреть)
Народные и семейные традиции в воспитании детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Похвала и порицание ребенка. Как быть..pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации родителям по формирвоанию у детей чувства патриотизма.pdf (скачать) (посмотреть)
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.pdf (скачать) (посмотреть)
Домашняя игротека для детей и их родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Музыкальные игры с ребенком дома.pdf (скачать) (посмотреть)
Организация жизнедеятельности ребёнка раннего возраста в условиях семьи.pdf (скачать) (посмотреть)
Консультация для родителей Развитие связной речи детей дома.pdf (скачать) (посмотреть)
Развивающие игры для детей..pdf (скачать) (посмотреть)
Воспитание игрой: собирание жетонов, адвент календари.pdf (скачать) (посмотреть)
Как научить ребёнка делиться.pdf (скачать) (посмотреть)
Особенности познавательного развития детей раннего возраста.pdf (скачать) (посмотреть)
Влияние родительских установок на формирование личности ребенка.pdf (скачать) (посмотреть)
Методы и приемы в обучении детей раннего возраста.pdf (скачать) (посмотреть)
Можно, нельзя, надо (о моральном воспитании ребёнка).pdf (скачать) (посмотреть)
Роль семьи в физическом воспитании ребёнка.pdf (скачать) (посмотреть)
Игры на развитие мелкой моторики рук.pdf (скачать) (посмотреть)
Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах..pdf (скачать) (посмотреть)
Как научить ребенка слышать и слушать родителя.pdf (скачать) (посмотреть)
Детский сад или семейное воспитание.doc.pdf (скачать) (посмотреть)
Важно ли соблюдать режим дня ребенка.pdf (скачать) (посмотреть)
Консультация для родителей _Ребёнок и книга_.pdf (скачать) (посмотреть)
Безопасность на водоёмах в летний период.pdf (скачать) (посмотреть)
Консультация для родителей _ Как организовать летний отдых детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей по обеспечению детской безопасности при катании на велосипеде, самокате в летний период.pdf (скачать) (посмотреть)
Буклет Профилактика детского электротравматизма.pdf (скачать) (посмотреть)
Витаминный календарь для детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Как правильно обрабатывать овощи и фрукты.pdf (скачать) (посмотреть)
Родительские собрания в детском саду
Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания»
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Устный журнал на тему: «Зачем человеку детство?»
Общее родительское собрание в средней группе — Подготовка к школе
Конспект родительского собрания «Игра — не забава»
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»
Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь — то говорит, словно реченька журчит»
Собрание для родителей «Воспитываем добротой»
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Семинар — практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Деловая игра «Под защитой закона»
Материал для родительской конференции «Советы родителям будущих первоклассников»
План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»
Конспект родительского собрания «Можно ли обойтись без наказаний?»
Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»
Родительское собрание «Именины Мишутки» во II младшей группе
Родительское собрание в подготовительной группе: «Роль игры в организации поведения ребенка»
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»
Родительское собрание в детском саду «Ребенок и компьютер»
Родительское собрание в детском саду «Посеешь привычку — пожнешь характер»
Круглый стол для родителей в средней группе «Организация детского питания»
Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»
Выступление на родительском собрании «Воспитание правильной осанки детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Дом, в котором мы живем»
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»
Семья как фактор развития поведения ребенка
Представители третьего поколения американской теории социального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как основных факторов развития детского поведения. Интересное направление в изучении этих факторов разработал В
Бронфенбреннер.
В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие «возрастной сегрегации», которое характеризует изменения, произошедшие за последние годы в жизни детей и подрастающего поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти свое место в обществе. В этом случае человек чувствует отчуждение от окружающих людей и вещей и даже враждебность к ним: он хочет заниматься своим делом, но часто не знает, что это за дело и как его делать. Когда молодой человек все же находит ее, практическая работа не приносит удовлетворения, и интерес к ней быстро пропадает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и реальной работы называется в американской психологии отчуждением.
Американские исследователи ищут корни отчуждения в особенностях современной семьи. Бронфенбреннер подчеркивает тот факт, что большинство матерей работают. Значительно сокращается число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя воспитание детей, пока мать работает. Растет число разводов, а вместе с ним и число детей, растущих без отца. Конечно, материальный уровень жизни в этих семьях также невысок. Но не только семьи бедняков борются с психологическим дистрессом и неудачами. Бронфенбреннер пишет, что в домах богатых семей «может и нет крыс, но они тоже должны участвовать в крысиных бегах за существование».
Требования трудовой жизни, которые отнимают не только рабочее время матерей и отцов, но и их свободное время, означают, что ребенок проводит больше времени с пассивными нянями, чем с родителями. Бронфенбреннер приводит убедительный пример, демонстрирующий недостаток общения между детьми и их отцами. В анкетах отцы — представители своего социального класса — указали, что в среднем тратят 15-20 минут в день на общение со своими годовалыми детьми. Однако исследования, в которых голоса отцов записывались с помощью микрофона, прикрепленного к рубашке младенца, показали, что даже этот небольшой промежуток времени преувеличен: среднее количество таких контактов в день составляет 2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 секунды.
Многие достижения цивилизации также затрудняют общение между ребенком и взрослым: дополнительные телевизоры в семье, семейные и отдельные спальни, специальные комнаты для игр и т.д. приводят к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Невольно вспоминается иная, патриархальная семейная жизнь, когда вся расширенная семья, обычно все три поколения, жили вместе и собирались за большим общим столом не менее трех-четырех раз в день. Конечно, даже в такой семье общение, уход и воспитание детей было непрерывным, а не дискретным. И, самое главное, рядом с ребенком всегда был один близкий человек. Современная цивилизация, указывает Бронфенбреннер, все дальше и дальше уходит от условий, способствующих полноценному психическому развитию ребенка, изоляция углубляется, а недостаток общения между ребенком и взрослым возрастает.
Принципы семейного воспитания
Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:
- Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
- Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
- Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
- Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
- Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
- Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
- Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.
Семья как социокультурная среда обитания прививает своим младшим членам главные нормы общественной и нравственной морали на подсознательном уровне. Ведь малыш, не задумываясь, повторяет поведение взрослых. При этом специфика «повторений» в семье базируется на эмоциональном фоне.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.
При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.
Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:
Чрезмерное внимание материальным ценностям;
Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.
Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.
Почему семья имеет самое важное значение в формировании личности ребенка
Семья имеет огромное значение на развитие личности ребенка по следующим причинам:
- эмоциональная поддержка. Семья предоставляет эмоциональную поддержку и любовь, что является основой для развития здоровой самооценки и эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональная связь с близкими членами семьи помогает малышу развивать уверенность в себе и чувство безопасности;
- образцы поведения. Семья является первым и основным окружением, где малыш наблюдает и подражает поведению своих родителей и близких. Родители играют важную роль в формировании ценностей, моральных установок и навыков социального взаимодействия у ребенка. Они являются примером для подражания и помогают установить основы для развития нравственности и этических принципов;
- образование и стимуляция. Семья обеспечивает образовательные возможности и стимулирующую среду для ребенка. Родители играют важную роль в поощрении интересов и увлечений ребенка, а также в поддержке его учебных достижений;
- социализация. Семья является первым социальным окружением ребенка, где он учится общаться, сотрудничать и устанавливать отношения с другими людьми. Родители играют важную роль в формировании социальных навыков и норм поведения у ребенка, а также в воспитании эмпатии и понимания;
- безопасность и защита. Семья обеспечивает ребенка физической и эмоциональной безопасностью. Чувство безопасности и защищенности в семье создает основу для развития здоровых отношений и уверенности в мире.
Семья является первым и важнейшим окружением, в котором формируется личность человека. Взаимодействие с родителями и близкими членами семьи оказывает глубокое влияние на развитие его эмоциональных, социальных и когнитивных навыков, а также формирует его ценности и жизненные установки.
Важно понимать, что даже самые хорошие родители допускают ошибки. Но самое страшное – это отсутствие поддержки и любви
Если родители критикуют ребенка, он привыкает быть замкнутым. При постоянных нападках со стороны родителей, ребенок привыкает отвечать тем же. При постоянном недовольстве в семье, у ребенка развивается чувство вины, которое не оставляет его и во взрослой жизни.
Безусловная любовь помогает построить доверительные отношения, но постоянное умиление причиняет вред. В процессе воспитания требуется контроль.
Родители должны разобраться, как семья влияет на формирование личности ребенка. Она становится базой для развития личности, что является залогом внутреннего спокойствия и психического здоровья.
Специфика воздействия
Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:
- Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
- Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
- Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
- Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.
Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.
Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.
Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.
Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.
Воспитание ребенка в семье
По определению отечественного социолога А.Г. Харчева, семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, совместным проживанием, взаимной моральной ответственностью.
Семья характеризуется следующими особенностями:
- Влияние на человека первично как по времени, так и по содержанию;
- формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) влияют на нее лишь в определенных аспектах;
- семья — это ассоциация, которая воспроизводит сама себя.
Ученые выделяют множество особенностей, отражающих различные условия и факторы жизни семьи, которые определяют ее воспитательные условия и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
Среди особенностей семьи ученые называют, прежде всего, эмоциональный фактор воспитания. Это бескорыстная, безусловная любовь родителей к своим детям, эмоциональное благополучие ребенка, которое основывается на уверенности в том, что его любят близкие родственники. Родительская любовь занимает особое место в сфере интимно-эмоциональных отношений как чрезвычайно важный источник духовно-нравственного развития ребенка, поскольку является основой его понимания, принятия, признания. Семья создает наиболее благоприятные условия для развития индивидуальной личности.
Еще одной особенностью воспитания в семье является постоянство и длительность воспитательного воздействия на ребенка, семейное воспитание не имеет ни начала, ни конца, ребенок начинает воспитываться еще в утробе матери и, вырастая, также подвергается влиянию родителей. Влияние взрослого на ребенка происходит в различных жизненных ситуациях, характеризующихся непосредственным взаимодействием между ребенком и взрослым.
Кроме того, в семье существуют естественные условия для вовлечения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и виды деятельности. В семье ребенок начинает трудиться, у него формируется привычка и любовь к труду. Дочери учатся у своих матерей шить, печь пироги и заниматься рукоделием, а мальчики учатся у своих отцов делать мелкий ремонт бытовой техники, пилы и других вещей. В то же время, если оградить ребенка от тяжелой работы в семье, не давать ему проявлять самостоятельность, он вырастет ленивым, поэтому нормальность или ненормальность семьи зависит от того, насколько зрелых, сформировавшихся личностей она производит в мир детей.
Сочетание вышеперечисленных характеристик определяет эффективность, силу, устойчивость семейного воспитания. Эти факторы частично действуют на уровне детского сада, но методы воспитания, применяемые в детском саду и в семье, отличаются как по своей схеме, так и, что самое главное, по своему содержанию, то есть по эффективности воздействия на ребенка. Методы воспитания в семье не несут на себе печать целенаправленности, которая свойственна детским садам, но здесь больше естественности, чуткости к конкретному ребенку с его собственным жизненным опытом, определенными привычками, предпочтениями и интересами. И.Г. Песталоцци в свое время отмечал, что семья учит жизни через «живой», жизненный, а не навязанный, викарный поступок, учит делом, а не словом. Со своей стороны, слово в семейном воспитании является лишь дополнением, и, «падая на вспаханную жизнью почву», оно производит совсем иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя. В этом отношении семейное воспитание не может не соответствовать сути, идее воспитания, сформулированной К.Н. Венцелем: Это открытие души ребенка и передача ответственности за дар свободы.