Педагогические конфликты и способы их разрешения

Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного стиля взаимодействия

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Причины конфликтов между учениками и педагогом и пути их решения

Среди причин педагогических конфликтов можно назвать:

  • Недостаточную ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
  • Наличие разного социального статуса у участников конфликтов, чем может определяться их поведение в конфликтах;
  • Разный жизненный опыт участников, обусловливающий степень ответственности за ошибки в процессе разрешения конфликтов;
  • Разное понимание событий и их причин (учитель и ученик видят конфликт разными глазами) и др.

Замечание 2

Ошибка учителя в ходе разрешения конфликта может породить новые проблемы и конфликты, в которые уже включаются другие ученики. Так, исследователями было выведено положение, что педагогический конфликт проще предупредить, чем разрешить.

Учитель для успешного выхода из конфликта должен уметь правильно определить свою позицию. Если на его стороне находится весь коллектив класса, то ему будет проще определить оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс встает на сторону нарушителя дисциплины (или занимает двойственную позицию), то это может привести к негативным последствиям (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Эффективные взаимоотношения и конструктивный выход из конфликта предполагают взаимодействие педагога и родителей. Особенно это необходимо в случае, когда с учеником проблему решить невозможно самостоятельно в пределах учебного процесса.

Абсолютно неправильно всю ответственность за конфликтные ситуации, возникающие между учеником и учителем, возлагать на последнего. Это обусловлено тем, что современные школьники заметно отличаются от тех, что учились раньше, причем часто не в лучшую сторону.

Еще 20-30 лет назад невозможно было представить, что проблемы школьников связаны с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. Сегодня во многих школах это уже реальность.

Помимо того, заметно ухудшается с годами и социально-экономическая обстановка в самой школе. Это ведет, в свою очередь, к возникновению конфликтов между преподавателями и учащимися.

Снижается и качество профессиональной подготовки преподавателей, а низкий уровень жизни приводит к возникновению напряженности во взаимоотношениях. Стресс у учителей, вызванный тяготами жизни, стресс у учеников, который является следствием материальных проблем в семье, вызывает повышенную агрессию с обоих сторон.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Разрешение педагогических конфликтов

Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге

В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение

Замечание 2

Существует несколько стратегий разрешения конфликта в педагогической деятельности. Самая популярная стратегия — «выиграть – выиграть». Она заключается в определении подлинных нужд обоих сторон и поиске выгодного решения для их удовлетворения. Исход событий для конфликтующих сторон должен быть положительным.

В разрешении конфликта можно использовать творческий подход. В целом для каждого учителя должна быть характерна творческая жилка, которая поможет увидеть новые возможности, скрывающиеся за конфликтной ситуацией. Учитель вместо того, чтобы подумать, как может быть, должен увидеть новые пути в том, что «уже есть».

В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта

Учитель может научить учеников управлять своими эмоциями

Для этого важно задавать себе несколько вопросов: «что я чувствую?», «Что я могу сделать, чтобы лучше себя чувствовать и овладеть негативным чувством?». Для выражения чувств есть несколько методов, о которых школьники могут не знать (например, выписать на бумаге, рассказать, проговорить)

Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:

«я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;‍
«меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;‍
«мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».‍

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.

Шаг 2. Разговор с учителем

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта

Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы

Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.‍
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.‍
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.‍
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.‍
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.‍

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами

Понятие и виды конфликтов

Есть множество определений понятия конфликт, но все они подчеркивают возникновение противоречия, принимающего форму разногласий в ходе взаимодействия людей.

Конфликты бывают скрытыми или явными, но их основа, как правило, представлена отсутствием согласия. По этой причине специалист определяют конфликт в качестве отсутствия согласия между двумя или более сторонами (группами).

Замечание 1

Конфликт представляет собой столкновение противоположных точек зрения, сторон, мнений и сил. Его характеризует активность субъектов, которая направлена на разрешение противоречия.

Конфликтные ситуации не в любом случае приводят к разрушениям. При соблюдении определённых условий даже открытый тип конфликта может способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Конфликты в педагогической деятельности, как правило, проявляются в качестве стремления учителя утвердить собственную позицию. Также они могут быть выражены как протест ученика против несправедливых оценок или наказаний за определенную деятельность или поступок.

Виды педагогических конфликтов включают:

  • Конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения заданий);
  • Конфликты поведения (по поводу нарушения учениками правил и норм поведения);
  • Конфликты отношений (сфера эмоционально-личностных отношений).

Основной отличительной особенностью педагогического конфликта является противопоставление социально-ролевых позиций. Характер таких столкновений можно определить с помощью статуса участников (вертикальное межличностное взаимодействие)

Здесь важно наличие юридической, моральной и профессиональной ответственности

Причины конфликтов учащихся и учителей

Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.

1. Низкая успеваемость

Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.

2. Одарённость

Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».

3. Отношение к правилам‍

Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.

4. Несоответствие учебной программы возможностям школьника

Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.

<<Блок перелинковки>>

5. Субъективные причины

Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.

6. Борьба за авторитет

В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.

7. Проблемы в семье

Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.

<<Лидген для статьи>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: