Инклюзивное образование. биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр с овз

Использование ИКТ-технологий на логопедических занятиях

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это комплекс методов, используемых в конкретном направлении деятельности, позволяющих эффективно обрабатывать и хранить информацию, воспроизводить ее и использовать для реализации практических целей и задач деятельности.

Применение ИКТ технологий в логопедической практике нацелено на развитие мотивации к выполнению логопедических упражнений. Если ребенку не интересно выполнять то или иное упражнение, он не испытывает энтузиазма при выполнении, то его эффективность значительно снижается.

Данные технологии позволяют построить логопедическое занятия индивидуальной направленности. Они способствуют творческому развитию ребенка, укрепляют его психические процессы и развивают самого логопеда, способствуют совершенствованию его логопедической практики и опыта деятельности.

Реализация ИКТ технологий в логопедии осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание презентаций к занятиям. Это повышает интерес к занятию и делает его более наглядным.
  2. Формирование наглядных данных по выполнению упражнений, на основе применения Интернета.
  3. Использование видео материалов, позволяющих продемонстрировать детям выполнение упражнения или видео-уроки для педагога-логопеда по проведению логопедических занятий.
  4. Применение готового обучающего материала, программных продуктов.
  5. Применение мультимедийных средств. Они позволяют просматривать сказки, мультфильмы, проводить веселые физкультминутки. Это способствует расслаблению ребенка и его открытию для выполнения логопедических упражнений.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — это технология речевого развития, основанная на взаимодействии трех составных компонентов: ребенка, его энергетических ресурсов и двигательного аппарата.

По сути, биоэнергопластика- это разновидность артикуляционной гимнастики, основанной на одновременным выполнением каких-то движений и работе артикуляционного аппарата (например, высунуть язык и поднять руку). Это позволяет распределить энергетические ресурсы организма естественным путем, активизирует кровообращение и укрепляет артикуляционный аппарат, что в итоге положительно сказывается на речевом развитии ребенка.

При выполнении данной гимнастики происходит активная работа нескольких систем организма: артикуляционного аппарата, двигательного аппарата, мышления и речевого аппарата.

Посредством биоэнергопластики удается решить следующие логопедические задачи:

  1. Укрепление мышц лица и формирование более устойчивых артикуляционные процессы.
  2. Активизация силы и подвижности органов речевого аппарата, их развитие.
  3. Формирование навыков координации движений.
  4. Развитие моторных функций организма.
  5. Активизация работы памяти.
  6. Развитие произвольного внимания и улучшение визуального и слухового восприятия информации.

Организация данной гимнастики проводится в игровой форме. Она увлекает ребенка и делает процесс логопедической работы незаметным для ребенка и более успешным.

Инновационные технологии и их значение для логопедической практики

Определение 1

Инновационные технологии – это новые способы, методы осуществления различных видов деятельности, направленные на повышение ее качества и результативности.

Использование инновационных технологий в логопедической практике ориентировано на повышение эффективности данного процесса и достижение его целевого назначения – коррекция и профилактика речевых нарушений дошкольников.

Инновационные технологии в логопедии обладают следующими характеристиками:

  1. Выступают дополнением к уже используемым технологиям работы, с целью достижения конкретных ее итогов.
  2. Являются новыми методами и средствами, инструментами логопедической практики, являющимися более целесообразными, рациональными и эффективными вариантами организации логопедического занятия.
  3. Отражают новые методы построения взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.
  4. Имеют стимулирующий характер, проявляющийся в формировании благоприятной учебной среды и активизации работы нарушенных психических процессов организма.

В современной логопедической практике используются следующие инновационные технологии:

  • ИКТ-технологии.
  • Кинезиотерапия.
  • Арт-терапия.
  • Мнемотерапия.
  • Криотерапия.
  • Пальцевый массаж.
  • Су-джок терапия.
  • Сенсорные технологии.
  • Биоэнергопластика.

Любая инновационная технология, применяемая в логопедии, как правило, используется в совокупности с иными методами логопедического воздействия. Они не меняют фундаментальных основ логопедической терапии, а только дополняют ее, делая процесс более эффективным.

Комплекс упражнений

1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.4. Чередование «Окошко» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.5. Чередование «Заборчик» — «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот — собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3−4 раза.8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх -вниз. Динамическое упражнение.9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3−4 раза.11. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа — затем слева.12. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.13. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.14. «Лошадка»: цоканье языком. Соединить ладони перед собой: одна рука «язык», вторая — «нёбо». Динамическое упражнение.15. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3−4 раза.

Слайд 13Сказка «Путешествие в зоопарк» Как-то раз Бегемош и

Бегемоша решили пойти в зоопарк и посмотреть на животных. По

пути им встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться. (упр. «лягушка»). Пришли они в зоопарк и увидели, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»). Тут они услышали громкий звук. Заинтересовались Бегемош с Бегемошей, захотели узнать, кто так громко трубит, и пошли дальше. Смотрят, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»). Полюбовались слоном братец и сестра и пошли к другой клетке. А в этой клетке никого не было, только длинный резиновый шланг лежал посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Бегемош с Бегемошей увидели, что это змея. Она подняла свою голову и высунула длинный язык (упр. «иголочка»). Понаблюдали Бегемош с бегемошей за змеей, и пошли дальше. Смотрят маленькая лошадка-пони катает детей. Решили наши друзья тоже прокатиться. Сели они на лошадку и очень быстро поскакали по дорожке (упр. «лошадка»).

Покатались Бегемош и Бегемоша, поблагодарили лошадку, дали ей зеленой травы и пошли дальше по зоопарку. Увидели они на озере небольшую лодочку с красивым разноцветным парусом (упр. «парус»). Сели они в лодку и поплыли. Наплававшись вдоволь, пошли брат и сестра к следующей клетке. А там увидели большого полосатого тигра, который выгнул спину и рычал (упр. «кошка сердится»). Полюбовались тигром и перешли к следующей клетке. В этой клетке было несколько птиц. Сначала друзья увидели большого индюка (упр. «индюк»), затем павлина. Павлин раскрыл свой красивый яркий хвост и показал его посетителям (упр. «парус», затем разомкнуть пальцы). Долго путешествовали Бегемош и Бегемоша по зоопарку, а потом посмотрели на часы и поняли, что им пора домой (упр. «часики»). По пути домой увидели братец и сестра, во дворе качели. Решили немного покататься (упр. «качели»). Накатавшись наши друзья пришли домой, поужинали, затем умылись, почистили зубы (упр. «чистим зубы») и легли спать.

Мнемотерапия

Определение 2

Мнемотерапия – это технология развития навыков запоминания информации за счет ее схематичного представления.

Происходит схематичное представление отдельных слов, фраз, текстов, сцен из сказок и мультфильмов. Они выражаются схематично, посредством написания отдельных символов. Дети видят символы, в которых зашифрована какая-то информация и стремятся ее разгадать. Это уже активизирует их интерес к занятию.

Специфика данной технологии заключается в представлении информации не с помощью изображений, а посредством символов, способствующих опосредованному запоминанию. Так, слова запоминаются гораздо быстрее и устойчивее сохраняются в памяти.

Посредством применения мнемотерапии можно достичь:

  1. Формирования связной речи в кратчайшие сроки.
  2. Развития ассоциативного мышления.
  3. Активизации визуального и слухового восприятия.
  4. Развития зрительной памяти.
  5. Развития слухового и зрительного внимания.
  6. Постановки звуков за краткий временной промежуток.
  7. Доведения звукового произношения до автоматизма.
  8. Освоения навыков различения и разделения звуков, их позиций в слове.

Рисунок 1. Преимущества использования ИКТ-технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом. И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора — ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Презентация на тему: » Методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме: Нетрадиционные методы в логопедии — биоэнергопластика» — Транскрипт:

1

Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В.А. Сухомлинский

2

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха

Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика

3

Что такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

4

Преимущества биоэнергопластики. Оптимизирует психологическую базу речи. Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам. Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

5

Этапы работы с применением биоэнергопластики Диагностический ( сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) Эмоциональный ( создание положительного настроя, этому способствует игровой персонаж « Микки») Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука)

6

Особенности работы с применением биоэнергопластики. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», « Микки»), счёт, музыка, стихи.

7

Шуточные стихи и артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

8

« Бегемотик» Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик!

9

« Слонёнок» « СЛОНЁНОК» Подражаю я слону, Губки хоботом тяну: «У-у-у!»

10

« Лягушка» Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка!

11

« Хомяк» Я надую щёчки так, Словно толстый я хомяк!

12

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: