Развитие речи у детей по возрастам

Нормы речевого развития детей

Упражнения по постановке

Ребенок в 5 лет выучивает практически все звуки, если же возникают трудности при произнесении некоторых из них или малыш вообще их не выговаривает, то потребуется помощь специалиста (логопеда).

Постановку необходимо начинать с зарядки, так называемого разогрева артикуляционного аппарата. Эффективны следующие упражнения:

  1. «Малярная кисть». Ребенок должен сложить губки в улыбку (улыбнуться) и приоткрыть ротик. После этого скажите ему язычком погладить небо, начиная от верхнего зубного ряда и продвигаясь как можно глубже в направлении горла. 10—12 поглаживаний.
  2. «Маятник». Малыш улыбается и открывает ротик, после чего высовывает язычок и помещает его сначала в одну, а затем в другую сторону — от левого уголка рта к правому (движения маятника). 10—20 повторений.
  3. «Гармошка». Ребенок улыбается и как можно шире открывает рот, после чего прижимает язычок к верхнему небу, как будто хочет проговорить долгий и мягкий звук «нь». Ротик нужно открывать пошире, а затем закрывать, не изменяя при этом положения язычка. 15—20 повторений.
  4. «Чистим зубки». Малыш улыбается и открывает рот, после чего кончиком язычка водит вправо-влево по внутренней поверхности верхнего зубного ряда, как будто подметает их. 10—15 повторений. После этого ребенок по очереди упирается кончиком язычка в каждый зуб с внутренней стороны (проверить, остались ли они на месте).
  5. «Комарик». Предложите ребенку открыть ротик, высунуть кончик языка за передние зубки и проговорить «з—з—з» (как будто звенит комарик). После чего убрать язык в рот, упереться им в верхнее небо у основания зубного ряда и вновь произнести «з—з—з».

Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки. Но чтобы отработать правильное произношение , необходимо выполнять специальные постановочные упражнения. В идеале занятия проводятся ежедневно в первой половине дня. Как правило, в детском саду с ребятами занимаются воспитатели (или логопеды). Дома позаботиться об артикуляции малыша должны родители.

Способов поставить есть больше десяти. Одно из наиболее эффективных логопедических упражнений на звук , позволяющее научить ребенка говорить  р своими силами дома — «Моторчик». Постановка делается от протяжного с помощью пальца или соски. Второй способ предпочтителен: он удобней и безопасней, резиновая или латексная соска заведомо не причинит боли.

Звук — это вибрация, чтобы правильно его произнести, важно верно расположить язык: его следует поднять к небу. При этом необходимо учесть, что его кончик обязательно должен опираться в альвеолы, находящиеся за резцами в верхнем зубном ряду, а участки по бокам — прикасаться к жевательным зубам на верхней челюсти

Передняя часть языка должна немного выгибаться. Когда воздушная струя проходит через весь язычок, то заставляет его кончик вибрировать — так происходит образование звука .

Малыш должен поставить язычок в правильное положение, описанное выше, и открыть широко ротик. На указательный палец наденьте соску и при выдохе, когда ребенок проговаривает «д-д-д» водите этим пальцем по языку (внутренней его поверхности). Малыш автоматически начнет произносить , так как палец создаст нужную вибрацию.

На что обратить внимание при выполнении в домашних условиях:

  • язык малыша должен прилегать к альвеолам как можно плотнее;
  • нужно добиваться правильного положения губ;
  • язычок не должен болтаться из стороны в сторону, его надо хорошенько зафиксировать;
  • нужно делать выдох со всей силы.

Артикуляционная гимнастика и упражнения по постановке звука будет эффективной, только если делать ее регулярно.

Общение с логопедом

Родители должны понимать, что в их силах научить ребенка правильно произносить литеры, однако посещение логопеда также необходимо. Дело в том, что специалист сможет проверить уздечку, фонематический слух, горловой тонус, благодаря этой диагностике, он точно выявит причину затруднений в вашем случае. Также логопед сможет составить правильную индивидуальную систему упражнений, которая позволит Вашему ребенку обучиться четкой речи.

По показаниям специалиста родители должны будут заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой. Если у них на это не хватает времени или не получается выполнять занятия, то лучше договориться с логопедом о частных уроках

Важно не пускать ситуацию на самотек.
Нужно первый визит к логопеду планировать в возрасте после двух лет. Это может быть плановым обходом перед детским садом. Желательно, чтоб, кроме встречи с логопедом, ребенка осмотрел невропатолог, ведь необходимо исключить и патологии головного мозга.

Желательно, чтоб, кроме встречи с логопедом, ребенка осмотрел невропатолог, ведь необходимо исключить и патологии головного мозга.

Виды нарушений

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом, а их замена в речи на другие звуки – параротацизмом. Существует несколько вариантов искажения произношения этой фонемы:

  • Отсутствие звука в речи – ребенок не заменяет его на другую фонему.
  • При произношении задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом, в результате получается щель. При выдохе к образуемой вибрации добавляется шум, который придает Р специфичное звучание. Это нарушение называют велярным.
  • При вибрации маленького язычка получается рокочущий звук – это увулярное или горловое произношение.
  • Редко встречающееся искажение – это образование вибрации при помощи губ. Слышится звук, как в английском слове «that».
  • Если при произнесении образуется щель между языком и щекой, возникает щечное произношение Р. К такому звучанию добавляется «хлюпающий» эффект.
  • При боковом ротацизме щель образуется в результате создания вибрации между боковым краем языка и верхними зубами. В речи он слышится как нечто среднее между Р и Л.
  • Часто встречающийся ротацизм – одноударный Р.

Чаще всего этот звук в речи заменяют на его мягкий вариант, Л, В. Ребенок выбирает для замены фонемы наиболее простые по артикуляции.

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы было интересно и легко.

Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка.

Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью.

Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.

Постановка звука Р

Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи малыша. Однако самыми главными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или же провал обучения.

При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить намного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

– составить график занятий с ребенком;

– не пропускать в тренировках ни одного дня;

– подобрать самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

– делать занятия веселыми;

– иметь под рукой поощрительные подарки;

– запастись терпением на пару месяцев вперед;

– не ожидать быстрых результатов.

Только после этого можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома

Чтобы ребенок гармонично развивался, родители с самого раннего детства должны уделять ему достаточно времени и внимания. Например, во время прогулок показывать ему предметы, называть их, учить, какие звуки издают животные, шумит ветер и т.д. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Нужно не заниматься, а играть и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Советы для занятий с ребенком:

  • Занятия не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика пусть длится 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу. Не забывайте хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так проще прослеживать прогресс.
  • Говорить нужно на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так как вы делаете только хуже. Разговаривайте с малышом своим привычным стандартным тембром, ведь именно этот ваш тон и тембр ребенок слышит еще с внутриутробного своего состояния.
  • Не принимайте язык жестов. Стимулируйте ребенка к разговору, если он показывает пальцем на предмет, или коверкает его название, сделайте вид, что не понимаете. Не доводите при этом ребенка до слез, а задавайте наводящие вопросы, и он попробует вам объяснить.
  • Уберите отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог.
  • Избыточная артикуляция не нужна. Преувеличенные движения рта искажают звуки речи и выражение лица, что затрудняет использование зрительной информации, которая могла бы облегчить понимание.
  • Используйте развивающие игрушки. Они улучшают мелкую моторику рук и хорошо влияют на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
  • Внимательно слушайте ребенка. Это поможет вовремя выявить неправильное произношение и устранить дефекты.
  • Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки

Быстро поставить произношение буквы р можно при помощи специального комплекса упражнений

Одна из причин нарушения речи – короткая подъязычная уздечка. Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом. В тяжелых случаях, при выраженной аномалии, назначается хирургическое рассечение тканей.

Помогут быстро справиться с проблемой неправильного звукопроизношения и растянуть подъязычную уздечку следующие упражнения:

  • Качели. Для выполнения дошкольник должен широко открыть рот и языком совершать движения вверх-вниз, доставая кончиком языка до зубов. На верхней и нижней точках рекомендуется задерживать язык на несколько секунд. Аналогичную тренировку следует проводить, двигая языком в стороны.
  • Футбол. Существует два варианта выполнения этой задачи. В первом случае ребенок должен дотрагиваться языком до внутренней стороны щеки справа и слева по очереди с легким нажимом. Во втором случае нужно из бинта скатать небольшой шарик и поместить за щеку ребенка, а он выталкивает шарик языком.
  • Котенок. Это упражнение будет интересным для детей любого возраста. Достаточно налить в тарелку немного йогурта или другого лакомства, которое дошкольник должен слизать языком, имитируя движения котенка.
  • Дотянись. Ребенок должен тянуться языком к кончику носа, затем к подбородку. На пике нужно зафиксировать язык на несколько секунд.

При выполнении занятий на растяжение уздечки языка родителей не должно пугать появление незначительного количества крови. Ее отделение при тонкой уздечке указывает на сильное растяжение или разрыв тканей. При значительном кровотечении следует проконсультироваться с педиатром.

11 месяцев: спросите у меня

Ваш малыш уже сидит, ходит, стоит самостоятельно. Свободно перемещаясь по квартире, продолжает знакомство с окружающим пространством. Все взрослые в доме, конечно, пользуются каждой возможностью поговорить с малышом, стараются с чем-то познакомить, чему-то научить, и он быстро учится показывать знакомые вещи, появляются первые обобщения: вот глазки у куклы, а вот — у собачки, а вот — у зайки, а вот — у меня! Уже получаются слова: «мама», «папа», «баба», «мяу», «дай» и другие. Слово «мама» обычно появляется первым, и это не удивительно, ведь мама больше всех уделяет внимания малышу.

Поиграйте с малышом в «Волшебный мешочек». Для этого соберите в мешке (не из-под картошки, конечно) несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Их и словом легко обозначить, и как-нибудь обыграть тоже. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т.д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.

Очень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).

Проговаривая все свои действия, вы вместе с малышом обыгрываете ситуацию, в которой участвуют игрушки.

Ребенку уже доступно понимание простых вопросов. Понимание это вам нужно развивать. Можно делать это так: вы задаете вопрос: «Где печенье?», затем показываете это самое печенье. За один раз задавайте не больше одного вопроса! Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, причем делайте это не строгим тоном, а естественно и доброжелательно, не боясь неоднократных повторений. Малыш охотно включается в игру, если видит, что мама искренне заинтересована и действительно хочет играть.

Если вы сядете рядышком на диване и будете вместе рассматривать яркие картинки, называя их, и при этом малыш будет сам переворачивать страницы, вы не только дадите ребенку урок развития речи и мышления, но и подарите ему радость общения с близким человеком. А от любви и тепла еще никому не было плохо.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Постепенно вводите звук «Р» в игровой форме. Используйте различные игры и упражнения, которые помогут ребенку освоить этот звук. Например, можно играть в слова на букву «Р», составлять рифмованные стихи или играть в «города» и называть города, начинающиеся на эту букву.

СОВЕТ №2

Укрепляйте артикуляционный аппарат ребенка. Для правильного произношения буквы «Р» необходимо укрепить губы и язык. Предложите ребенку выполнить упражнения, например, надувать щеки или делать движения языком в разные стороны. Это поможет развить необходимые мышцы и улучшить артикуляцию.

СОВЕТ №3

Поддерживайте ребенка и поощряйте его старания

Важно создать положительную атмосферу и поддерживать ребенка в его усилиях. Похвалите его за каждый прогресс и покажите, что вы гордитесь его достижениями

Это поможет ребенку поверить в себя и продолжать работать над улучшением произношения буквы «Р».

Что сложного в звуке «Р»?

Произношение этого звука требует достаточно развитого речевого аппарата. Здесь важны и вибрация, и амплитуда языка, чего не всем деткам удается достичь.

Дети, как правило, допускают следующие ошибки:

– пропускают звук «р» в словах, говорят «мо_оз» (вместо «мороз»), «га_аж» (вместо «гараж»);

– произносят вместо звука «р» другие звуки – «й», «л», «ы», например, «лот» (вместо «рот»), «койова» (вместо «корова»);

– могут произносить звук «р», но делать это неправильно, излишне мягко, чересчур вибрируя.

Если у ребенка всё-таки не получается овладеть этим звуком, расстраиваться не стоит, –проблема решаема, просто нужно ею заняться.

  1. Для начала определите: ребенок не произносит «р» вообще или сложности возникают только в словах. Выяснить это просто. Попросите ребенка порычать как тигрёнок «Ррррр», потом перейдите к слогам «ра», «ре», «ро», и только затем попросите говорить слова с буквой «р»: «рука», «мотор». Если малыш усердно рычит, а вот на слогах и словах уже возникают сложности, тогда проблема в развитии речевого аппарата, и помогут её решить специальные упражнения, которые можно делать самостоятельно в домашних условиях.
  2. Но вот если ребенок совсем не произносит звук «р», тогда без посещения логопеда не обойтись.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Дополнительные упражнения

Для развития речевого аппарата полезны также упражнения, не связанные с артикуляцией — задания на мелкую моторику и пальчиковые игры. Хорошо развитая мелкая моторика благотворно отражается на развитии детской речи.

Упражнения:

Хватательные движения. Ребенок захватывает ладонью одной руки или двумя ручками предметы, имеющие разную форму (мячик, погремушку, кубик), затем тремя пальчиками (щепотью) и двумя пальцами — большим и указательным (пинцетный захват).
Соотносящие действия — это совмещение двух предметов или составляющих одного, например, матрешки или пирамидки. Для тренировки таких движений можно просто рвать кусочки бумаги.
Развитие мелкой моторики у малышей до года при помощи массажа.
Разнообразные движения пальчиков. Просите малыша показать различные фигурки при помощи пальчиков, например, волка, зайчика, стул, домик. Поначалу движения ребенка будут неуклюжими, но с течением времени они станут более четкими и ловкими

Важно также, чтобы дошкольник умел подражать движениям, которые демонстрирует взрослый.

Развитию пальчиков способствуют:

  • застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуговиц при одевании и снятии одежды, поэтому это то, что малыш должен делать сам;
  • посильная помощь взрослым, например, полить цветы и протереть их листочки губкой, стереть пыль, почистить одежду щеткой (подобные поручения ребенок способен выполнять с трехлетнего возраста);
  • конструирование, аппликация, лепка, рисование, изготовление игрушек своими руками.

Существуют специальные пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику дошкольников, помогая тем самым ставить их правильную речь:

  1. Купите в аптеке небольшую резиновую грушу, при нажатии на нее выходит струя воздуха, которую можно использовать, например, чтобы играть в футбол на столе, пытаясь загнать с ее помощью в ворота кусочек ватки.
  2. Пусть малыш украсит изюмом приготовленное для выпечки тесто. Обязательно покажите, как нужно брать изюминку верно (большим и указательным пальчиком — пинцетный захват).

Многих родителей интересует, когда начинать заниматься с малышом. Оптимальный возраст для постановки звука — с трех до шести лет. Артикуляционная гимнастика в три года помогает быстрее освоить звук. Большинство детей к 5,5 годам уверенно рычат. Если этого не произошло, следует заняться коррекционной артикуляционной гимнастикой самостоятельно либо обратившись к логопеду.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.

Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.

Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.

Упражнения для языка

  • «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.
  • «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.
  • «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?
  • «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.
  • «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
  • «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.
  • «Парус». Открываем рот. Язык ставим наверх за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Особенности работы со взрослыми

Если логопедическая помощь не была оказана в детском или подростковом возрасте, то у взрослого человека сохраняется неправильное произношение. Наиболее часто встречающийся недостаток – это «картавость» или ротацизм. Когда человек становится старше, особенно если его деятельность связана с публичными выступлениями, он начинает стесняться своего дефекта и обращается за помощью к логопеду.

Но бывает так, что взрослый не осознает недостаток и тогда его речь записывают и показывают запись. Это делается для того, чтобы создать дополнительную мотивацию для занятий. Во взрослом возрасте труднее автоматизировать звук, чем в детстве, потому что неправильная артикуляция закреплялась дольше. Поэтому подготовительный этап может занять больше времени, чем у дошкольника.

Постановку звука осуществляют теми же способами, что и у детей. Больше всего трудностей возникает на этапе автоматизации в самостоятельной речи. Поэтому взрослым предлагают больше заданий на составление предложений, рассказов, пересказов.

В работе со взрослыми часто используют диктофон, чтобы демонстрировать наглядно их успехи

Как и в работе с детьми, очень важно создать ситуацию успеха

Если одной из причин неправильного произношения Р является подражание кому-либо, задача взрослого – сделать речевую среду благоприятной для ребенка

Нужно объяснить ему важность правильной красивой речи. А взрослого, которому подражает ребенок, попросить использовать меньше слов с «проблемным» звуком или заняться коррекцией своей речи

Эффективны не только индивидуальные логопедические уроки, но и групповые занятия. Потому что появляется соревновательный элемент, что повышает результативность. А если еще это друг ребенка, то они смогут друг друга поддерживать, что благоприятно сказывается на мотивации.

Большинство взрослых считают, что чем раньше они начнут заниматься постановкой Р, тем лучше. Лучше не ставить себе целью занятий с малышом 3 лет постановку сонорных звуков, а подготавливать его артикуляционный аппарат к их произнесению

Лучше уделить внимание формированию речевого дыхания и сильной воздушной струи. Так, занятия будут более эффективными, а малыш сможет самостоятельно и быстро освоить правильное произношение Р

Как научиться говорить Р — постановка звука

  • Развиваем артикуляцию. Кстати, этот «секрет» пригодится при любых нарушениях звукопроизношения. Развить артикуляционный аппарат помогут упражнения. Помните мультик про слоненка и удава? У них была зарядка для хвоста, а у вас будет — зарядка для языка! Найти нужные упражнения совсем несложно в сети. К наиболее простым относятся цоканье как лошадка, высовывание языка, скручивание его в трубочку и так далее. Это тот случай, когда гримасничать не только можно, но и нужно!
  • Возможно, причина в короткой уздечке языка. Операция по ее подрезанию несложная и ранка заживает за несколько дней. Если не готовы — попробуйте ее растянуть. Предложите малышу дотянуться языком до кончика носа. Не получается? Тянемся каждый день. Постепенно уздечка растянется и звук Р станет более доступным.
  • Приступаем к получению звука. Ребенок кладет свой палец под язык, которым начинает водить из стороны в сторону, постепенно начиная «рычать».
  • Еще один вариант получения звука Р. Пусть ребенок откроет рот и произнесет звук «з-з-з». В это время кончиком пальца (можно надеть на него детскую соску или использовать специальный логопедический зонд) постарайтесь двигать уздечку языка туда-сюда, создавая вибрацию. Если упражнение выполнено правильно, вы услышите замечательный звук Р.
  • Другой способ. Попросите ребёнка сделать язык чашечкой и, прижав кончик языка к нёбу, с силой произнести звук «ддд». Пусть ребенок своим пальцем дергает уздечку, ощущая вибрирование. Так вы тоже получите звук Р.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ — около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»

Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев

Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев — это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное — это любовь и терпение.

В каком возрасте следует начинать учиться?

Не стоит торопиться: нормально развитый ребёнок может учиться выговаривать букву «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у него ничего не получилось, то с шестилетнего возраста его следует вести к логопеду.

Пытаясь научить ребёнка выговаривать этот звук самостоятельно, нельзя ругать его, наказывать, бить по губам и так далее. Даже если у него не получается, нужно его утешать и ободрять. С первого раза, даже с десятого, редко кто из детей способен одолеть этот сложный звук.

С какими трудностями сталкивается ребёнок при произнесении буквы «Р»?

  1. Часто он произносит букву «л» вместо «р». Эта буква в особом изучении не нуждается. В очень раннем возрасте (2 – 3 года) это характерно практически для всех детей и поэтому считается нормальным.
  2. Малыш уже умеет выговаривать букву «р», но произносит её не во всех словах, где есть эта буква. Это значит, что ребёнку всё ещё требуются усилия для произнесения нужного звука.
  3. В словах с этой буквой ребёнок ставит ударение не на тех слогах.
  4. Буква «р» у него получается гортанной. Такой звук произнести куда проще, чем необходимый. Во французской семье этого было бы достаточно, но вот в русской — вряд ли, так что приходится продолжать тренировку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: