Особенности развития детей
Дошкольный период — время интенсивного «созревания» ребенка. Он словно губка впитывает в себя окружающую информацию, которая формирует его личность, поведение, интеллектуальные способности
Параллельно происходит созревание высших психических функций: внимание, мышление, память, речь, логика.
Зачем развивать детей, ведь они и так активны и любознательны в этом возрасте? Конечно, дети могут самостоятельно, без поддержки взрослых, освоить необходимые для жизни навыки. Однако, при организации комплексного и гармоничного развития закладывается крепкий фундамент, чтобы дети в дальнейшем раскрывали свои таланты, совершенствовали навыки, обучались легко и с удовольствием.
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития
Мышление
Мышление — это процесс получения знаний в результате установления связей между явлениями и их причинами. В старшем дошкольном возрасте появляется умение мыслить логически
Так как в этот период дети способны воспринимать только конкретные или образно — представляемые связи, важно обращать внимание на способ подачи. Ребенок в процессе обучения применяет собственные суждения, но подсознательно копирует старших. В результате такого подражания воспитателю, может появиться эффективный или, наоборот, неэффективный способ работы
В результате такого подражания воспитателю, может появиться эффективный или, наоборот, неэффективный способ работы.
При помощи взрослых малыш получает первые навыки в группировании, анализе и сравнении предметов. На начальном этапе это только запоминание названий объектов и их применение. Не стоит давать ребенку в таком возрасте готовых решений чтобы у него правильно формировалось умение анализировать причинно — следственное мышление. Впоследствии это облегчит восприятие пространственных и временных связей.
В старшем дошкольном возрасте на смену наглядно — образному мышлению приходит словесно — логическое. Ребенку уже вполне под силу решать в уме поставленные задачи, а не только совершать операции с наглядными предметами. Он начинает систематизировать знания, усваивает цикличность, причины происходящего. Поэтому на данном этапе ему так необходима помощь взрослых, так как дети еще не способны во многом логически рассуждать, например, о величине объекта и его количестве.
К шести годам ребенок уже сможет обобщать объекты по категориям: съедобное — несъедобное, фрукты — овощи — ягоды, транспорт, и тому подобное. Кроме того, дошкольнику под силу решение непонятных ситуаций и выстраивание логического ряда из шести — восьми этапов.tr
В старшем дошкольном возрасте ребенку проще всего развиваться, если взрослые подают ему знания в виде игры. Больше всего ему интересно исследовать предметы, обобщать их, давать названия. Если в это время поддерживать интерес малыша к познаванию и осмыслению, он вырастет эрудированным и любознательным человеком.
Важно научить шестилетнего малыша ставить простые опыты и делать из них выводы. В это время ребенок освоит не только сам процесс исследования, но и описание его, составление личного мнения
Когда его собственная точка зрения не соответствует действительности, ее следует мягко скорректировать, но ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уважая чужое.
Какие бы способы развития дошкольника не применялись, важно помнить, что ребенок в этом возрасте точно копирует окружающий мир. Позитивно настроенные, эрудированные, любознательные взрослые с грамотной речью станут отличным примером для подражания
Малыш, развивающийся в таком окружении обязательно переймет лучшие качества.
Подвижные игры
Развивающие упражнения для детей 3 — 7 лет лучше всего проводить в игровой и подвижной форме, так как внимание в этом возрасте достаточно нестабильное, то и занятие не должно длиться продолжительное время и в статичном формате. Игры, в которых присутствует движение, положительно влияют на общее физическое, эмоциональное и социальное развитие малыша
Подвижные игры не только забавное занятие, но и мощный инструмент для формирования здоровых привычек.
Прежде всего, эти игры способствуют развитию моторики. Когда ребенок бегает, катается на велосипеде или занимается другими активными действиями, формируются не только крупные, но и мелкие моторные навыки. Игры с мячом способствуют развитию логики, быстроты реакции, и осознанному вниманию. Прыжки и умение проходить препятствия развивают концентрацию, равновесие, способствуют саморегуляции.
Подвижные игры оказывают положительное влияние не только на физическую подготовку малыша, но и благотворно влияют на его эмоциональное состояние. Во время активных забав они освобождают энергию, избавляются от стресса и напряжения. Когда дети играют вместе, они учатся сотрудничеству и взаимопомощи, формируются социальные навыки. Коллективные игры способствуют появлению командного духа, учитывая интересы друг друга и приобретая опыт взаимодействия в группе.
Развитие ВПФ
Формирование высших психических функций принципиально отличается от развития других навыков. Особенность состоит в том, что психика развивается под влиянием функциональных и биологических программ.
Весь процесс становления можно разделить на три стадии:
1. Примитивная
Все знаки и внешние раздражители воспринимаются детьми буквально. У ребенка появляются условные и безусловные рефлексы, инстинкты, имеющие подсознательный характер
Сюда же, согласно Выготскому, относят непроизвольное внимание, сенсорику
2. Наивная психология
Ребенок выявляет первые доречевые признаки коммуникации, общается через знаки, крики, прикосновения, взгляды, осваивает простые логические операции.
3. Стадия внешнего знака
Ребенок начинает использовать пальцы для счета, может проговаривать слова для планирования собственного поведения.
5. Примитивная индивидуальная функция
Знаковые средства постепенно начинают использоваться для управления собственным поведением, контролем психических процессов.
Становление высшей функциональной психики подразумевает развитие спонтанной и произвольной интрапсихической функции. Дети проходят все стадии, за счет чего происходит поднятие психики на высшую ступень.
Роль мыслительных операций в развитии мышления у детей
Здоровому в ментальном смысле человеку присущи следующие мыслительные операции:
- синтез;
- анализ;
- обобщение;
- сравнение;
- классификация.
Развитие мышления у дошкольников сводится к освоению всех этих операций.
Сравнение
Чтобы научить ребёнка использовать сравнение, нужно показывать ему, как видеть в одинаковом различное, а в различном находить общее. Нужно учить малыша с двухлетнего возраста анализировать и сравнивать предметы, сопоставляя их однородные признаки (цвет, форму, консистенцию, вкус, набор функций и т. д.)
До ребёнка нужно донести важность анализа по однородным признакам, которые он должен уметь называть и выделять. Постепенно нужно расширять сферу сравниваемых понятий, переходя от предметов к свойствам материалов, звукам, временам года, природным явлениям и т
д.
Обобщение
В 6-7 лет дошкольнику становится доступной операция обобщения. 3-4-летняя крошка уже отлично знает, что такое чашка, тарелка, ложка, стакан, но затруднится назвать всё это одним словом. В процессе роста ребёнка у него пополняется словарный запас, развивается связная речь, появляются обобщающие понятия. Когда ребёнок в достаточной мере овладевает такими понятиями, то его мыслительные способности также развиваются.
Анализ
С помощью анализа исследуемый предмет или явление виртуально расчленяется на составные компоненты. Кроме того, анализ позволяет выявлять особенные, свойственные только объекту исследования черты и признаки.
Если попросить 3-4-летнего ребёнка описать растение, то тот обычно без труда сможет назвать и указать на его части: цветки, листья, стебель. Этим уже демонстрируется способность ребёнка к анализу.
Синтез
Это противоположная анализу мыслительная операция. Если при анализе малыш «расчленяет» предмет, явление, понятие, то при синтезе он пытается объединить по отдельности полученные признаки. Эта сторона мышления очень хорошо видна при освоении навыков связанного чтения дошкольниками. Вначале они учатся складывать слоги из отдельных букв и звуков, затем из слогов – слова, и, наконец, собирают из слов предложения и тексты.
Классификация
Научившись выявлять различие и сходство между предметами, явлениями и понятиями, ребёнок уже может заниматься их классификацией. Он способен выявить у предмета единственный существенный признак, по которому сможет подобрать к предмету группу родственных. Например, он может классифицировать игрушки по тому материалу, из которого они сделаны – пластик, дерево, текстиль, природные материалы.
Воображение
Воображением называется способность мысленно воспроизводить что-либо, создавать новые образы с помощью комбинаций уже известных фактов и манипулировать ими.
Развитие воображения помогает ребенку лучше познать мир, успешно развиваться, эффективно решать проблемы, накапливать жизненный багаж. Эти функции очень важны для детей, и поэтому способность к воображению следует активно развивать.
Аффективное воображение у детей помогает избавиться от неприятных переживаний, собственных отрицательных качеств путем приписывания, проецирования их другим людям или даже предметам.
В 6-7 лет у ребенка уже настолько развито аффективное воображение, что он может создавать свой собственный мир с воображаемыми героями и жить в нем, общаясь с выдуманными друзьями и врагами. Творческий процесс у детей часто проецируется на другие предметы и явления, происходит становление этапа устойчивых переживаний. Дети создают фантастические произведения, в которых отражаются испытанные ими переживания; они активно ищут способы для передачи этих переживаний.
Альтернативность применения данных способов выражается в отборе тождественных методов применения результатов воображения, в способе донесения идеи, а также в поиске замысла.
Целостные суждения о предметах и явлениях уже создаются методом включения, когда каждый отдельный элемент реальности участвует в создании единого цельного образа; в это время элементы находятся не на главном, а на второстепенном месте.
В данном возрасте дети умеют производить планирование – до начала деятельности создается план осуществления работы, который последовательно приводится в действие и даже может правиться в ходе выполнения.
Однако без наблюдения и управления, без побуждающих инициатив со стороны взрослых ребенок не может полноценно развивать воображение, не сумеет направить его в нужное русло.
Если аффективное воображение действует без легкой переносимости душевных травм, то это может привести к патологии, к длительным глубоким переживаниям в виде аутизма; ребенок может полностью уйти в выдуманный мир, замещая реальные факты воображаемыми.
Познавательное воображение у детей характеризуется постепенным угасанием, потому что данная психическая деятельность существует и проявляет себя в весьма неопределенных ситуациях, количество которых с взрослением детей постепенно уменьшается.
Виды мышления
В психологии рассматриваются несколько подходов к классификации видов мышления. В соответствии с типами решаемых задач принято выделять теоретическое мышление (познание правил и законов) и практическое мышление (подготовка физического преобразования действительности).
В зависимости от времени протекания процесса (по разделению на этапы и по уровню протекания, а также осознанности или неосознанности) выделяют:
- Интуитивное мышление, которое протекает быстро без четко выраженных стадий с минимальным осознанием;
- Аналитическое мышление, которое развернуто во времени, обладает четко выраженными этапами, в значительной степени представлено в сознании.
По степени новизны продукта, который получен в ходе мыслительной деятельности, мышление может быть продуктивным и репродуктивным. По степени активности субъектов мышления отличают произвольные и непроизвольные мыслительные процессы.
Наиболее распространенная классификация представлена делением мышления по характеру (формам) представления условий и по способу решения задач. Оно может быть наглядно-действенным (практическим), наглядно-образным (образным) и понятийным (словесно-логическим).
Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации
Методики развития мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.
Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.
«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)
- Килограмм, час, секунда.
- Тетрадь, стакан, ложка.
- Кастрюля, рюкзак, сумка.
«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)
Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.
alt: Пример развивающего лото “Фрукты”
«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)
Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)
«Что пропало» (тренируем память)
Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.
Развитие мышления дошкольников
Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.
Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.
Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.
В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.
Развитие памяти дошкольников
Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.
Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.
Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память
Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно
Он запоминает интересное и желанное.
В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.
В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.
Вопросы как стимул к размышлению
Вопросы, которые требуют от детей размышления, могут быть разные, но все они должны быть направлены на активизацию имеющихся у них знаний.
Например, из чего прорастает растение?
- Какой транспорт называют водным?
- Который наземным?
- Который воздушным?
- Почему в воде мяч не тонет, а круглый камень тонет?
- Станет ли снежная баба теплой, если ее одеть в шубу?
- Чем питаются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Почему воздушный шарик большая, но легкая?
- Почему лужи после дождя летом быстро исчезают?
- Почему весной снег начинает таять?
- Растут ли деревья зимой?
- Почему, когда букет ставят в вазу, туда наливают воду?
- Почему у утки есть перепонки между пальцами, а у курицы нет?
Память и внимание
Память и внимание начинают формироваться с момента рождения. Малыши запоминают собственные движения и вкус любимых продуктов, концентрируются на мамином голосе и выделяют любимую игрушку среди других, узнают своё имя и находят тактильно приятные предметы — всё это и создаёт базу для дальнейшего обучения ребенка
Формирование памяти и внимания в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
— у детей до 3 лет память носит непроизвольный характер: дети запоминают только то, что их привлекает (яркие образы, события);
— с 3 лет ребята начинают запоминать необходимую информацию — память приобретает произвольную форму.
Доказано, что дети активнее вовлекаются в процесс, проявляют большую внимательность в деятельности, которая им нравится, а также связана с любимыми персонажами или игрушками.
В основе развития памяти и внимания лежат несколько значимых принципов:
Повторяемость. Регулярное повторение — основа для формирования навыка и обучения.
Эмоциональные переживания. Дети долго помнят как первый хоровод у ёлки, так и неприятную процедуру в кабинете врача.
Длительность. Дошкольники, в силу возраста, не способны концентрироваться на одном занятии длительное время, поэтому необходима периодическая смена деятельности.
Объем информации
Малыш первого года жизни запомнит одну игрушку, а в 4 года уже сможет удерживать внимание на 5-6 объектах
Игра. В процессе игры ребенок получает положительные эмоции, что создает благоприятные условия для обучения.
Уровень развития памяти и внимания напрямую влияет на способность ребенка к обучению. Существует множество упражнений и заданий для детей, которые улучшают запоминание информации, развивают концентрацию внимания. Например, обычные прятки с игрушками или заучивание стихов, запоминание чисел (день рождения, номер дома и т.д.) и разгадывание загадок.
Восприятие
Дети от 5 до 7 лет более или менее обладают всеми видами анализаторов, которые воздействуют на развитие всех видов чувствительности. Зрительные впечатления и зрительная оценка крайне важны в этом этапе жизни ребенка. Большая часть информации в современном обществе у него складывается именно благодаря зрению.
Шестилетние дети также имеют свои психические процессы ребенка, они уже начинают четко различать цвета, совершают значительно меньше ошибок в их различении. Кроме основных цветов он способен отличить также их оттенки в возрасте от 5 до 7 лет.
Что касается слуха, у детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых, менее развит тональный слух. Они воспринимают темп и ритм музыкальных произведений.
Старшие дошкольники начинают воспринимать пространство, различают геометрические формы предметов, сравнивают их друг с другом. А вот решать задачи на глазомер удается им гораздо труднее. Глазомер определяет размеры предметов, без использования каких-либо измерительных приборов. Дети учатся делить комок пластилина на равные части. Глазомер можно тренировать у детей с помощью рисования, игр и т.д.
Ориентировка во времени более или менее сформирована в возрасте от 5 до 7 лет. Дети начинают понимать, что когда на улице светло, значит наступило утро, или же, наоборот, когда темно, значит вечер. Они начинают сознавать, что такое, »настоящее», »вчера» и »завтра», и что время идет, вне зависимости от нашего желания и нашей деятельности.
Следует отметить такие психические процессы ребенка, как то, что дети дошкольного возраста обладают умением воспринимать красивое, т.е. у них сформировано художественное восприятие. Они пытаются повлиять на персонажей произведений. Несмотря на то, что оценочные суждения у детей довольно простые, однако, их наличие невозможно опровергнуть.
Расширение знаний, развитие речи и мышления способствуют на развитие художественной оценки. Восприятие у детей в возрасте 5-6 лет является рефлексом, иными словами оно происходит инстинктивно, непреднамеренно. Через год дети начинают изучать свойства разных предметов, сопоставлять их.
Обладая способностью различать цвета и формы предметов, дети могут также различать их по величине, силуэтам, маленьким деталям и по месту их расположения в пространстве. Очень часто дети начинают сравнивать свои игрушки с геометрическими фигурами.
Самым большим достижением ребенка является восприятие целостности изображения. Когда он смотрит на картинку, он начинает анализировать то, что видит, находит взаимосвязь между разными частями картинки, между такими явлениями, как пространство, время и количество. Это довольно сложная интеллектуальная задача для ребенка дошкольного возраста.
Что нужно знать о процессах логического мышления?
Мышление дошкольников: этапы и особенности
Наглядно-действенное мышление
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
Способы развития наглядно — действенного мышления
На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам
Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности
Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка — сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.
Старайтесь, чтобы малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.
Наглядно-образный тип мышления
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.
Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.
Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.
Словесное – логическое мышление
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот — это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.
Творческое мышление
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.
В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.
Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса
Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное
Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.
Умственное развитие ребенка — последовательность
Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.
В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.
Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.
Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.
Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность. Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др
Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.
Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.
Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.
Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.
Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.
Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.