Слайд 16У детей с церебральным параличом своеобразная структура личностиДостаточное интеллектуальное развитие часто сочетается
с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью.Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Слайд 29Получение услуг ассистента (помощника) и тьютора. Ассистент (помощник) — это работник, которыйосуществляет помощь
в уходе, передвижении, питаниии других необходимых действиях с учетомИндивидуальных особенностей ребенка. Ассистент (помощник) не является педагогическим работником, кего уровню образования не предъявляются требования поналичию высшего или среднего профессионального образования. Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители ребенка. Тьютор является педагогическим работником,обеспечивает индивидуализацию учебного процесса дляобучающегося, участвует в реализации АООП,обеспечивает и анализирует достижение иподтверждение обучающимся уровней образования(образовательных цензов), осуществляет взаимодействиес участниками образовательного процесса
Слайд 10 Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по
мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.
Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,8 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель составляет 2,5 — 6 случаев на 1000 детей. Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факторы, действующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).
Психологическая коррекция познавательных процессов
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.
Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов:
· Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
· Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.
· Развитие скорости восприятия объектов.
С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.
Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации
Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969)
Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:
1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.
Слайд 12 Частота речевых расстройств при ДЦП составляет 85% Наиболее частая форма речевой
патологии при ДЦП — дизартрия.При тяжелых поражениях центральной нервной системы унекоторых детей с ДЦП наблюдается анартрия — полная невозможность речи. Реже, при поражении левого полушария, наблюдается алалия -отсутствие или недоразвитие речи вследствие органическогопоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробномили раннем периоде развития.При ДЦП отмечается задержка и нарушение формированиялексической, грамматической и фонетико-фонематической стороны речиПочти все дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием устной речи
Слайд 15Расстройства эмоционально-волевой сферы при детских церебральных параличахУ одних детей наблюдаются повышенная
эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — заторможенность, застенчивость, робость. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается синертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.
Слайд 27 Основными задачами коррекционно-педагогической работы школьном возрасте являются: последовательное развитие познавательной деятельностии коррекция ее нарушений,коррекция
высших корковых функций,воспитание устойчивых форм поведения и деятельности,профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация. КОНКРЕТНО НА УРОКАХ:Развитие двигательных навыков на уроках физической культурыРазвитие тонкой пальцевой моторики в процессе обучения письму и различным видам ручного трудаПреодоление нарушений в развитии мыслительной деятельности, формирование устойчивой познавательной мотивации Коррекция нарушений зрительного и других видов восприятия в процессе обученияРазвитие всех форм речи и речевого общенияВоспитание социально адаптированного поведения
Медицинская коррекция
Лечебная физическая культура – составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией
Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.
Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:
• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;
• улучшение координации движений и равновесия;
• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;
• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;
• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.
Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:
• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;
• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
• упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;
• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;
• игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.
В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.