Мягкая адаптация в детскому саду: как не травмировать ребенка?

Детский сад и семья – общее образовательное пространство | педагогический опыт  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?

Виды адаптации детей

Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.

Активная

Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.

Пассивная

Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.

Отложенная

Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.

Проваленная

Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.

От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.

Адаптация к условиям ДОУ детей средней возрастной группы

Если ребенок идет в сад в 4-5 лет, то процесс его привыкания к его условиям является достаточно сложным, но быстрым. Порой, он проходит гораздо труднее, чем в более раннем возрасте, поскольку ребенок привык к домашней обстановке и не желает, чтобы его ругали, предъявляли к нему какие-то требования.

Переживания ребенка о себе и своих способностях находятся на пике развития

Потому, важно с первых дней сформировать понимание, что он любим и его обязательно заберут из ДОУ

Большинство детей этого возраста быстро привыкают к новым условиям. Однако, встречаются и очень сложные случаи длительной адаптации.

Зачем детям детский сад — зверинец!

Нельзя обойти вниманием родителей, для которых детский сад — один жирный минус. Они до слез переживают за благополучие своего малыша, рисуя себе все ужасы и испытания, ожидающие его в детском коллективе

Как можно отдать своего беззащитного кроху на съедение кучке диких зверят? Его обязательно побьют, покусают, обзовут, обидят! Пусть сидит в тепле, умытый, накормленный. А сводить на прогулку или развивающее занятие сможет заботливая мамочка или бабушки-дедушки. Играть он будет только с подходящими для этого, на взгляд родителей, детишками. Ребенок и под присмотром, и не заразится от сопливых хулиганов — сплошные преимущества.

Конечно, все родители любят своих детей и готовы ради них на все

Именно этим продиктованы родительские метания между недостатками детсада и достоинствами домашнего воспитания при решении вопроса, важно ли для малышей знакомство с этим заведением

Что делать если адаптация к детскому саду уже началась

Правила адаптации ребенка в детском саду, если он уже начал туда ходить, также следует соблюдать для того, чтоб привыкание прошло как можно менее травматично для малыша. План адаптации ребенка в детском саду лучше составить заранее, предварительно обсудив его с педагогами и, при необходимости, с психологом.

Во-первых, нельзя приводить кроху в садик сразу на целый день. Лучше, если привыкание начнется с совместных прогулок: во время них малыш успеет познакомиться с воспитателем и ребятами на нейтральной территории, находясь рядом с мамой. Поняв, что воспитатель – это безопасный, знакомый для мамы человек, в группу к нему кроха пойдет легче. Отправившись в группу, начинать необходимо с двухчасового пребывания.

Постепенно время можно увеличивать, но не форсировать события

Это касается адаптации к детскому саду в любом возрасте – и в 2, и в 4 года.
Во-вторых, важно проявлять искренний интерес к тому, что кроха делал в детском саду, как прошел его день. Даже если малышу 2 года, адаптация ребенка к детскому саду будет проходить легче, если он увидит, что мама действительно проявляет участие в его новой жизни

В-третьих, регулярно поддерживать контакт с воспитателями, чтобы легко понимать, как проходит адаптация в детском саду. Они ведут специальные карты развития, по которым виден прогресс привыкания.

В-четвертых, особенно для тех детей, у которых есть проблемы адаптации к детскому саду, стоит ограничить на период привыкания сильные эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные.

Родителям тоже приходится адаптироваться к саду: расставаться с малышом, который долгое время был только дома, контейнировать его эмоции, переживать за состояние ребенка. Чем спокойнее будут себя вести и чувствовать мамы и папы, тем скорее малыш почувствует себя в безопасности в стенах ДОУ.

От чего зависит привыкание

По мнению специалистов, в среднем срок адаптации к детскому саду у трехлетних детей длится 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Чем старше ребенок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Но это средние данные, конечно, привыкание зависит от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий в детском саду.

Труднее адаптируются дети с ослабленным здоровьем, которые быстро устают от шума, плохо засыпают и едят. Непросто приходится детям, которые пока мало что умеют сами. Им бывает тяжело о себе позаботиться самостоятельно — одеться, например.

Что важное для ребенка должны сделать родители

Без преувеличения, этап социализации ребенка — самый важный и ответственный момент в его жизни. Родители должны подойти к этому этапу со всей ответственностью. Долг каждого родителя помочь ребенку менее болезненно пройти самую важную для дальнейшей жизни школу адаптации и умения строить отношения с людьми в обществе.

Для этого пригодятся знания о психологии детей, их врожденных свойствах. Ведь один ребенок с радостью бежит в новый для себя мир детского сада, а другого приводит в ужас сама мысль, что надо покинуть маму и остаться в чужом окружении. Некоторые дети предпочитают остаться наедине с собой, отгородиться от невыносимого шума и гама. Другие непроизвольно собирают вокруг себя остальных малышей для общей игры.

Важно ли для малыша посещение садика? Почему дети по-разному адаптируются к детскому саду? Какое место в жизни приготовлено природой для вашего ребенка? Многие родители уже нашли ответы на свои вопросы с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана и с готовностью делятся своими результатами в отзывах:

На все эти и многие другие важные вопросы вы сможете ответить сами. Сделать это можно уже на ближайших бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Земфира Туктамышева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Просмотров:
1 678

Поделитесь этим с другими:

Как проходит адаптация в детском саду, ее виды

Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Специалисты выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее продолжительности и сложности.

Легкая

Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца. В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит, беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей жизни. Легкую адаптацию обеспечивает естественная способность человека запоминать детали новой обстановки, лица и голоса, если вся эта информация повторяется изо дня в день. Положительные эмоции от новых игр, интересных занятий, приятного общения подкрепляют и усиливают эффект. Новые воспоминания наслаиваются на предыдущие, приобретая общие черты и все прочнее закрепляясь в сознании. Детский сад становится вторым домом, где ребенок чувствует себя защищенным, где ему спокойно и хорошо.

Средней тяжести

Сила привычки действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Это может быть связано с ранним возрастом или любым другим фактором, влияющим на адаптацию, из перечисленных выше. Например, если ребенок начинает пропускать детский сад по болезни, перестает действовать механизм естественного запоминания. А если малышу трудно найти общий язык с другими детками, задерживается процесс его социализации, что создает ощущение дискомфорта. Детям, которые до садика не умели кушать или ходить в туалет самостоятельно, приходится подтягивать уровень этих навыков до среднего по группе. Все эти трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень охотно, но без слез.

Тяжелая

Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем.

Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.

Как помочь ребёнку в период адаптации?

Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду!? Как его будут поить, кормить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого всё происходило на их глазах

Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду!?

Это волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычками и близкими, отказывается идти порой в группу. Мамы проникаются ещё большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слёзы ребёнка, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие, делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи, проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, бояться, не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей!?

Причины могут быть разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;наличие отрицательных привычек; неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и многое другое… Однако, главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослыми и со сверстниками. Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения. Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними людьми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. Чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Научить ребёнка вступать в общение с взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. Особое значение в период адаптации и привыкания ребёнка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и так далее.

Очень трудно даётся детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям ДОУ, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Личная практика с детьми, адаптирующимися к детскому саду

  • Арсений пришел в садик в возрасте трех с половиной лет. Был очень привязан к маме, громко кричал по приходу в детский сад, лежал на полу и отказывался вставать – так было с первого дня. Мама через несколько дней после первого посещения, совершила главную ошибку: зашла в группу вместе с ним и стала с ним играть. Когда он отвлекся, быстро убежала из детского сада. Поняв, что мама пропала, Арсений стал заходиться в истерике: воспитатели никак не могли его успокоить, он бросал игрушки в детей, в педагогов, кричал, бил по полу руками и ногами. Педагогам пришлось обратиться к штатному психологу. Увидев нового человека в группе, малыш замер. Воспользовавшись моментом, его удалось разговорить. Он отвечал на простые вопросы: как его зовут, какая из игрушек ему нравится, что он любит делать. Мальчик был сильно напряжен физически и психологически, было видно, что ему трудно находиться в группе. Поэтому психолог отвел его в свой кабинет и постарался снять эмоциональное напряжение с помощью игр на песке, лепки и рисунка. Дополнительно были проведены консультации с педагогами и с мамой. Малыш ходил на занятия в течение 3 месяцев, на протяжении которых психолог сначала снимал эмоциональное напряжение, а потом проводил постепенную работу по адаптации его в группе.
  • Была девочка Катя трех лет с неблагополучной обстановкой в семье: мама родила ее в 17 лет, а после этого, оставив малышку на бабушку, уехала в другой город. Катя видела ее не чаще, чем раз в полгода. Кроме Кати, на бабушкином попечении был дедушка без обеих ног. Женщина старалась для внучки изо всех сил. Относилась к ней с любовью, но внимания девочке, видимо, не хватало. В детский сад она с первого дня пошла очень спокойно: не плакала, сразу побежала играть с ребятами и игрушками, а когда бабушка пришла за ней через 2 часа, не хотела уходить. На следующий день малышка по своему желанию осталась на дневной сон. Через пару недель, в течение несколько дней она капризничала по приходу в садик, но быстро успокаивалась и, в конечном итоге, хорошо адаптировалась.

Формы адаптации к детскому саду зависят от многих факторов: состояние и личностные особенности ребенка, обстановка в семье, уровень социализации и многое другое. Родители могут помочь крохе тем, что заранее научат его самостоятельности, не будут торопить события в процессе привыкания. Если прислушиваться к воспитателям и другим педагогам ДОУ, а также слушать своего ребенка, то его адаптация пройдет легко и без сильного стресса.

С чего начинается человек

Все начинается с момента рождения любого из нас. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, природа наделяет каждого новорожденного конкретным набором векторов, свойственным именно ему. От этого зависят склонности, качества, свойства психики каждого ребенка. Его таланты, мечты и представления о счастье.

Важно ли для родителей знать набор векторов своего ребенка? Безусловно! Основным достоинством этих знаний является способность родителей понять склонности и возможности своего ребенка, а не ждать от него то, чего в нем просто нет. Необходимо знать каждому родителю, что изменить, переделать, «перерасти со временем» заданную природой психику невозможно

Врожденные свойства, стремления и возможности можно лишь развить. Или затормозить психосексуальное развитие. От этого зависит, сможет ли в дальнейшем ребенок реализовать себя в жизни, будет ли получать удовольствие от жизни или погрязнет в негативных состояниях

Необходимо знать каждому родителю, что изменить, переделать, «перерасти со временем» заданную природой психику невозможно. Врожденные свойства, стремления и возможности можно лишь развить. Или затормозить психосексуальное развитие. От этого зависит, сможет ли в дальнейшем ребенок реализовать себя в жизни, будет ли получать удовольствие от жизни или погрязнет в негативных состояниях.

Именно для правильного развития своих врожденных свойств ребенок и должен оказаться в детском саду.

№1. Первые «трудные» клиенты

Самые первые наши клиенты у нас появились еще в конце января, почти за 2 недели до открытия сада. И они у нас не трудные, а замечательные, как и все, кто к нам водит детей сейчас.

Но приходят и такие посетители, с которыми общаться сложнее. Они требуют индивидуальный график посещения и оплат (по полдня, через день, в шахматном порядке). Они понимают, что сад только открылся, группы не полные, и давят на то, что «у вас сейчас всё равно нет клиентов, вы должны быть гибкими, заслуживать доверие клиентов».

Мы с самого начала решили, что у нас не будет группы кратковременного пребывания и возможности ходить через день – только полная пятидневка. Некоторое время назад я работала с сетью частных детских садов, и мы замучались с тем, что половина мест в группах заняты теми, кто ходит на полдня. На вторую половину дня детей найти крайне сложно, получается, что после тихого часа сад заполнен только наполовину и недополучает выручку.

Поэтому мы достаточно уверенно отказываемся от таких предложений, разрешая гибкий график посещений только на одну-две недели. Нам есть чем заслуживать доверие клиентов – это сильнейший коллектив, очень хорошо оборудованное и красивое помещение, сильная программа занятий, вкусная еда. И для того, чтобы заполнить сад, мы не готовые идти на разброд и шатания в расписании и в финансовой дисциплине.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Влияние различных факторов на адаптацию

Выборгский район

Первый день почти все малыши с интересом рассматривают, куда они пришли. Вокруг много детей, весело, шумно, а самое главное – мама рядом. Проблемы могут начаться, когда малыш останется один в этом новом коллективе. У ребенка может возникнуть страх, что мама больше за ним не придет. Во второй день он может устроить истерику, не отпускать маму от себя ни на шаг. Что делать в таком случае?

В первый день посещения сада лучше прийти только на прогулку с группой, так как в игре малышу будет проще найти друзей, познакомиться с воспитателем. Можно взять с собой в сад любимую игрушку.

Довольно часто родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для взрослых это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым его оговаривать. Но для малышей это не так. Оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется тут навсегда, а это для него огромный стресс.

Желательно, чтобы в первый месяц вы не оставляли малыша в детском саду на целый день. Первую неделю посещения должны длиться по 3–4 часа, потом можно оставить малыша до обеда, а под конец первого месяца (если рекомендует воспитатель) можно начать оставлять ребенка на весь день.

Обязательно проинструктируйте ребенка, что ему делать в случае затруднений. Расскажите, что если он захочет пить или в туалет, или еще что-то, то ему следует подойти к воспитателю и сказать об этом.

В середине первой недели стоит сделать «выходной» от сада, дать малышу отдохнуть. Дома, в период адаптации, необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

Ребенок должен приходить в детский сад только здоровым

Важно в первое время особенно внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка: не боится ли он, не обижается ли? Ребенок должен чувствовать, что мама всегда поможет, всегда окажется рядом в трудную минуту

Если ребенок не готов

Обычно период адаптации длится 2–3 месяца. Но может сложиться и такой вариант, что привыкание к садику затягивается надолго. Вы наблюдаете, признаки ухудшения ситуации: ребенок начинает часто болеть, у него появляются проблемы со сном, аппетитом. Слезы и страдания «по ушедшей маме» продолжаются на протяжении всего дня. Ваш малыш не общается с другими детьми или это общение сводится к конфликтам, ребенок не участвует в коллективных играх, иногда сторонится и воспитательницы. В итоге он чувствует себя одиноким, всеми покинутым и несчастным.

Подобное поведение ни в коем случае не свидетельствует о нарушениях в психике вашего ребенка. Просто он не готов к садику, пока не готов. Скорее всего, какие-то индивидуальные особенности его характера, например, застенчивость, пугливость, при отсутствии достаточной психологической поддержки со стороны взрослых помешала ему адаптироваться. Позиция «садик любой ценой», которую порой занимают родители, ошибочна. Пользы для ребенка она не принесет.

Лучшее, что вы можете сделать сейчас, – это забрать малыша из сада совсем. Придется ему еще какое-то время побыть дома. А маме стоит посоветоваться с педиатром и психологом о том, как ей поступать дальше.

И в заключении…

Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей. И только от родителей зависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду.

Помните: на все нужно время, и на привыкание ребенка к детскому садику может уйти до полугода, поэтому будьте терпеливы, тщательно прорабатывайте каждую деталь, учитесь новому вместе с малышом, открывайте дверь в новый для него мир постепенно, рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с удовольствием!

Факторы, влияющие на адаптацию

Если ребенок за считаные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма. В той или иной степени стресс адаптационного периода переживает каждый малыш.

Легкость привыкания зависит от множества факторов, среди которых:

  • Возраст ребенка. Психологи считают, что 3 года — оптимальный возраст для поступления в ДОУ, он соответствует младшей группе. В это время малыш уже готов выдержать недолгое расставание с мамой и расширить сферу своей самостоятельности.
  • Состояние здоровья. Здесь важны как сильный иммунитет, так и психическая уравновешенность. Нервный малыш будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на этой почве.

Навыки социального общения. Наличие братьев или сестер — залог успешного установления контакта ребенка с членами нового коллектива. Если малыш в семье один, нужно почаще давать ему возможность поиграть с другими детьми на площадке или в гостях. Дома полезно практиковать сюжетно-ролевые игры.

Степень физической и эмоциональной подготовки ребенка. Если кроха умеет самостоятельно кушать, ходить на горшок, производит несложные операции с одеждой и обувью, и к тому же хорошо представляет, чего ожидать от садика, адаптация проходит легче.

Профессионализм воспитателя. В данном случае этот термин подразумевает умение найти подход и установить контакт с ребенком. Воспитатель для малыша — это человек, заменяющий на время пребывания в саду маму, поэтому их обоюдная симпатия или антипатия может стать определяющим фактором успешности адаптации, перекрывающим все остальные

Особенно это важно для детей раннего возраста.

Заключение

Подготовка к детскому саду требует от родителей внимания к малышу и выполнения ряда рекомендаций психологов для облегчения его адаптации. Действия несложные и помогают наладить режим дня крохи, расширяют его кругозор, способствуют обретению самостоятельности.

Главное для крохи – общение со сверстниками и подвижные игры на свежем воздухе во время прогулки. Подготовка ребенка в детский сад начинается с двух лет и длится вплоть до его поступления. Вся семья при этом готовится к началу новой жизни, в которой нужно забирать кроху и отводить его в садик, слушать новости каждого дня, решать с ним возникшие проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: