Психическое развитие детей

Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии

Исследование психофизических функций детей раннего возраста с РОП ЦНС

Как мы уже указывали, в исследовании участвовало 90 детей, 2-х летнего возраста. У всех детей после осмотра неврологом были выявлены признаки резидуально-органического поражения ЦНС, как последствие перинатального поражения ЦНС, задержка речевого развития (ЗРР) и нарушения развития высших психических функций, в основном в виде сочетания гипертензионно-гидроцефального синдрома с синдромом вегето-висцеральных нарушений, а также натальной травмы шейного отдела спинного мозга.

По рекомендации невролога все дети прошли обследование на эхоэнцефалографе (ЭХО-ЭГ) и электроэнцефалографе (ЭЭГ). В результате были выявлены признаки внутричерепной гипертензии, которые отмечались у 84 детей (93,3%), смещение срединных структур — у 8 детей (8,8%). Структурные изменения головного мозга обнаружены не были.

При ЭЭГ биоэлектрическая активность головного мозга у таких детей характеризовалась усилением тета — и дельта — активности в передних зонах коры и уменьшением в этих областях бета — ритма. Данные ЭЭГ свидетельствуют о замедленной биоэлектрической активности головного мозга, что характерно для детей с последствием перинатального поражения ЦНС.

При наблюдении детей с такими последствиями в динамике, на протяжении 2-х лет (после первичного осмотра ), по данным невролога у них формируется минимальная церебральная и спинальная дисфункции в виде головной боли, речевых расстройств (ЗРР), нарушений координации тонких движений, нервно-психического истощения, мышечной гипотонии, костных изменений, напоминающих рахит, энурез, а также вегето-висцеральные дисфункции у таких детей закрепляются в виде аллергической настроенности (100%). Отмечаются частые пневмонии (68,3%), дисфункции и дискинезии желудочно-кишечного тракта и желчевыводящей системы с последующим развитием хронических воспалительных процессов (100%). Для всех обследуемых детей характерно снижение противовирусного иммунитета. При опросе родителей было выявлено, что к 6-ти месячному возрасту не было ни одного ребенка, который хотя бы один раз не переболел ОРВИ, а к 1,5 годам около 55% детей перенесли ОРВИ 4 — 5 раз.

С целью получения комплексной картины психомоторного состояния детей были изучены следующие показатели развития: двигательные, перцептивные, интеллектуальные, речевые и коммуникативные (таблицы 2-8).

При исследовании коммуникации (см. табл. 2) учитывались: контактность -желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым и средства общения ребенка — невербальные (улыбки, взгляд, естественные и специфические жесты, вокализация) и речевые средства общения.

Форма контакта и средства общения детей раннего возраста с РОП ЦНС были различны.

Из таблицы 2 видно, что у 18 детей (30,0%) отсутствовало желание идти на контакт, если шли, то не сразу. Иногда проявляли агрессию и негативизм, при общении дети пользовались экспрессивно-мимическими средствами общения, как улыбка, экспрессивные вокализации, иногда плач (выставлялось 3 балла). 2 балла выставлялось при формальным контакте, который проявлялся в предметно-действенном общении, а также в использовании жестов и звуковых реакций что было отмечено у 34 детей (56,6%). 8 детей (13,3%) проявляли избирательность при попытке взрослого установить контакт, проявляли некоторую заинтересованность к заданиям (1 балл).

Легко и быстро вступить в контакт, проявить заинтересованность и сохранить ее на протяжении всего занятия не смог ни один ребенок (0 баллов). При обследовании импрессивной речи (таблица 3), мы учитывали: понимание обращенной речи (знание своего имени, объектов на картинке и в быту, понимание и выполнение простых инструкций, понимание слова «нельзя»).

Проблема условий и движущих сил в развитии ребенка в зарубежной психологии

Зарубежные психологи в развитии ребенка выделяют генетический, социальный факторы и обстоятельства жизни.

Представители биогенетического направления считают, что развитие идет по законам биологического созревания организма, где генетические предпосылки являются определяющими, а такие факторы как воспитание и обучение они считают внешними факторами, которые могут или ускорить или затормозить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого направления являются В. Прейер, К. Бюллер, С. Холл.

Представителями социогенетического направления являются Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане, считающие, что психическое развитие является результатом влияния общества и социальной среды. В человеке, по их мнению, главным является опыт, зависящий от социальной среды.

В зарубежной психологии выделяется эпигенетическое направление, представители которого считают, что психическое развитие является результатом влияния и генетического и социального факторов.

Впервые о значении этих факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции, т.е. соединение социальной и биологической линий развития. Только здоровый взрослый человек, считал Э. Эриксон, может удовлетворять свои способности в личностном развитии и отвечать требованиям общества.

Развитие будет продуктивным в том случае, если развивающиеся в человеке качества усиливают его чувство самоидентичности. Если чувство самоидентичности ослабляется, значит, развитие деструктивно.

Что касается концепции Пиаже, то он исходит из активности детей, значительная часть которой приходится на игры, рассматриваемые ученым как необходимый компонент работы ребенка по исследованию окружающих объектов. Это значит, что навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом.

В своем умственном развитии, считает Пиаже, человек проходит четыре периода:

  1. чувственно-двигательный (с момента рождения до 2-х лет);
  2. дооператорный (от 2 до 7-ми лет);
  3. период конкретного мышления (от 7 до 11-ти лет);
  4. период формального логическо-абстрактного мышления (от 11 до 18 и далее лет).

Каждый ребенок с некоторыми индивидуальными различиями, проходит все эти периоды.

Концепция Валлона предполагает, что природа человека социальна уже изначально – не родившийся ещё ребенок уже несет в себе социальное начало, поэтому общество является для него органической реальностью.

По мнению Рубинштейна, воспитание и обучение не надстраиваются только над ним, а включаются в самый процесс развития. Являясь главнейшими формами организации активности, обучение и воспитание строятся с учетом наследственных данных, задатков, с учетом достигнутого уровня психического развития.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании детей раннего возраста

Ребенок раннего возраста начинает активно интересоваться окружающим миром, задавая вопросы, много и активно экспериментируя и наблюдая. У него закладывается основа наглядно-образного и символического мышления. Дети овладевают родным языком, начиная использовать базовые грамматические категории и словарь разговорной речи.

В раннем возрасте проявляется интерес к другому человеку. Дети испытывают доверие к людям, стремятся к общению и взаимодействию с взрослыми людьми и сверстниками. В этот период приходит осознание половой принадлежности («Я — мальчик», «Я — девочка»).

В раннем возрасте ребенок испытывает высокую потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражая собственные чувства. У него появляется фундаментальное свойство трехлетнего возраста — «Я сам», «Я могу». Это выражается в самостоятельности и инициативности. У детей формируется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Завершение периода знаменуется кризисом трехлетнего возраста. В нем поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основные симптомы кризиса включают негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. За этими проявлениями находятся личностные новообразования, в том числе «система Я», личные действия, осознание «Я сам», чувство гордости за свой успех и достижения.

Оценки со стороны взрослых людей способствуют возникновению и развитию «Системы Я», потребности в одобрении, признании, поддержки уверенности в себе, своих силах

Ребенку важно осознавать, что он хороший и его любят. При затруднениях родители незаметно могут помогать ему, воздерживаясь от отрицательных оценок

Негативные оценки оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с другими детьми. Они способны приводить к эмоциональному неблагополучию в группах. В целом становление «системы Я» и самооценки предопределяет переход к новому этапу развития, который называется дошкольное детство.

Стратегия эксперимента в исследовании психического развития

Эксперимент — это стратегия исследования, при которой проводится целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регулируемых изменений определенных его характеристик. В процессе проверяется гипотеза. В психологии, наряду с наблюдением, это один из основных методов получения научного знания в целом и психологического исследования в частности. Оно отличается от наблюдения прежде всего тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство исследователя в ситуацию, систематическое манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и фиксацию возникающих изменений в поведении объекта исследования.

Формирующий эксперимент — используется в возрастной психологии как педагогический метод отслеживания изменений в психике ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы — эксперимент преобразующий, творческий, воспитательный, формирующий, генетически-моделирующий; метод формирования психики действующего. Форма естественного эксперимента, характеризующаяся изучением психических процессов в процессе их целенаправленного возникновения. Она предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого — в ходе формирования его психики. В его основе лежит подход, рассматривающий психическое развитие как явление, контролируемое обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, который определяет это развитие. В данном случае этот метод выявляет не столько существующее состояние знаний, умений и навыков, сколько специфику их формирования. В его рамках субъекту сначала предлагается самостоятельно освоить новое действие или знание (например, сформулировать узор), а если это не получается, то ему предлагается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается формирующим экспериментом, чтобы можно было определить различие между начальным, текущим уровнем и конечным уровнем, соответствующим зоне развития ближайшего будущего. Формирующий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики психического развития в патопсихологии.

Метод срезов (кросс-секционный метод) относится к организационным методам наблюдения психологии старения. Исследование организовано как работа с людьми разных возрастных групп — как с выполнением срезов в разном возрасте. При наличии достаточного количества представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития — этот метод иногда противопоставляют лонгитюдному методу (длительное наблюдение за индивидом).

В отличие от формирующего эксперимента, метод срезов ограничивается регистрацией выявленных фактов, тогда как формирующий эксперимент, создавая специальные ситуации, выявляет закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития и формирования личности, определяет пути оптимизации этого процесса. Поэтому она широко используется в отечественной психологии (с конца 30-х годов) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, что обеспечивает связь психологического исследования с педагогическим поиском и проектированием особо эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Нарушения физического развития

Основными показателями, по которыми оценивают уровень физического развития новорожденного, является вес, рост, окружность головы и грудной клетки, а также то, насколько они пропорциональны относительно друг друга.

Исходя из этого, существуют следующие нарушения:

•    гипотрофия. При этом состоянии наблюдается дефицит массы тела. Может быть разной степени выраженности. Если подкожно-жировой слой уменьшается только на туловище, то это гипотрофия I степени, на конечностях – II, на лице – III степени. Зачастую это состояние сопутствует каким-то вялотекущим хроническим заболеваниям

•    гипостатура. Таким словом называется отставание ребенка не только по массе, но и по росту от средних возрастных показателей. Как правило, причиной этого состояния являются серьезные гормональные нарушения. Однако, в ряде случаев, это может рассматриваться и как вариант нормы, например, если родители ребенка сами небольшого роста и веса

•    паратрофия. Состояние, при котором увеличивается масса тела, при сохранении нормального роста. Также может быть разной степени выраженности: I степень – масса на 10% больше средней нормы, II – на 20% и III степень – на 30%. К паратрофии приводит чаще всего повышенная калорийность и несбалансированный состав пищи. Сопутствует этому состоянию задержка двигательного развития, неустойчивый эмоциональный фон, снижение общего мышечного тонуса

•    карликовость (нанизм). Это нарушение ФР, при котором показатели роста сильно ниже средних среди ближайших родственников. В основе всегда нарушение генетической регуляции роста. Может быть двух типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением

•    гигантизм. Чрезмерный рост. Состояние, связанное с избытком «гормона роста».

Нарушения нервно-психического развития

К моменту рождения у ребенка полностью сформированы все органы и системы, кроме нервной. Следствием этого является полная неспособность новорожденного к передвижению и ограниченный диапазон двигательных навыков. Постепенно нервная система развивается – малыш начинает осваивать новые движения, приобретает способность к самостоятельному передвижению. Этому способствует взаимодействие с окружающим миром и в первую очередь с родителями.

Как и физическое развитие, развитие нервно-психическое подчиняется определенной норме. В определенные сроки (предельно жестких рамок нет, имеет место некий допустимый разброс) малыш должен уметь делать то или это. Если это не происходит, то, возможно, имеют место какое-то нарушение психического развития в детском возрасте. К наиболее распространенным относятся:

•    синдром двигательных нарушений. В этот диагноз включают обычно любые отставания в моторном развитии ребенка, связанные с задержкой освоения основных двигательных навыков. Например, ребенок не удерживает голову в 2 месяца или не переворачивается в 4 месяца и т.д. Причиной являются негрубые органические поражения мозга, чаще вследствие недостатка кислорода во внутриутробном периоде или в процессе родов

•    умственная отсталость. Умственное недоразвитие может быть трех степеней: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелое слабоумие). Критериями степени тяжести УО является способность ребенка к обучению и социальной адаптации. В раннем возрасте умственная отсталость проявляется снижением познавательного интереса – ребенок мало интересуется окружающим, игрушками. Наблюдается запоздалое освоение навыков самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок не может освоить чтение, счет, могут быть дефекты речи разной выраженности

•    задержка речевого развития. Наблюдается у детей с нормальным интеллектом в виде задержки сроков освоения речью или наличием дефектов речи. У ребенка с ЗРР нарушения можно заметить уже в самом раннем возрасте: неактивное гуление, малое разнообразие звуков, неохотное повторение за взрослыми, преимущественное использование жестов и мимики вместо речи – все это косвенно может свидетельствовать о задержке развития речи

•    задержка психического развития

Подразумевается замедление темпов развития основных психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Отклонения в развитии памяти – самый частый признак задержки психического развития

Кроме того, у таких детей снижена потребность в общении со сверстниками, часто их отличает эмоциональная неустойчивость, например, резкий переход от плача к смеху и наоборот

•    расстройство аутистического спектра. Искаженное психическое развитие, при котором страдает способность к коммуникации, часто речь, воображение и эмоционально-волевая сфера. У детей с аутизмом резко снижена потребность социального взаимодействия. В раннем возрасте проявляется в невозможности установления контакта с ребенком – зрительного, эмоционального. Ребенок мало улыбается или не улыбается совсем. Никак не выделяет знакомых взрослых, не демонстрирует привязанности.

Внимание родителей к особенностям роста их малыша и срокам освоения им определенных навыков помогает выявить проблемы развития детей раннего возраста. А это позволяет принять своевременные меры по преодолению ситуации

Однако никогда не стоит спешить с выводами. Окончательное и компетентное заключение могут дать только медицинские работники. 

Проблема движущих сил психического развития в традиционном понимании

Определение 1

Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях.

Развитие индивида обозначается термином «онтогенез», введенным немецким биологом Э. Геккелем. Его развитие начинается от рождения и происходит до конца жизни, поэтому в психологии вопрос о движущих силах психического развития является сложным и важным.

Замечание 1

Среди факторов, определяющих психическое развитие, ученые по традиции выделяют две основные категории – биологические и социальные.

Сторонники главенствующей роли общества, получившие название «социологизаторы», считали человека продуктом внешнего влияния, а их направление называлось социогенетическим. У истоков этого направления стоял Дж. Локк, считавший, что душа ребенка – есть «чистая доска» и на ней можно писать всё, что захочешь. Мнение, которого Локк придерживался, заключалось в том, что любая черта личности человека формируется его личным опытом, а врожденные факторы особо большого значения не имеют.

В психическом развитии человека решающая роль отводится воспитанию и обучению. Такой взгляд на развитие человека существует и в наше время, т.е. изначально люди не делятся на злых и добрых, честных и бесчестных, а становятся такими под давлением конкретной ситуации.

Французские философы Р. Декарт и Ж. Руссо придерживались абсолютно противоположной точки зрения. Они были представителями «природного», «биологизаторского» направления. Основная их идея заключалась в том, что для развития личности наибольшее значение имеет наследственность, а влияние среды является минимальным.Они считали, что ребенок реализует то, что ему дала природа и растет согласно естественным законам.

Руссо и Локк сформулировали идеи в общей форме, но они предопределили спор относительно того, что определяет ход психического развития человека на долгое время – воспитание или природа, среда или наследственность, гены или образ жизни человека.

Современные ученые считают, что процесс влияния в обоих направлениях рассматривается однозначно и механистично. Сегодня ученые приходят к пониманию того, что формулировка проблемы «наследственность или воспитание», является некорректной, что стало на многие столетия причиной бесплодных дебатов.

Публикация «Актуальные проблемы современного этапа развития отечественной специальной психологии» размещена в разделах

  • Работа психолога в ДОУ
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Как же эти слова актуальны сегодня. К большому сожалению, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей с теми или иными нарушениями в развитии, или как их часто называют «особенных» детей. Это связано и с неблагоприятным экологическим окружением, и с «неправильным» образом жизни современных людей, с постоянно ускоряющимся темпом повседневных проблем и т. д. На фоне этого растет потребность общества в специалистах, которые помогут диагностировать на ранней стадии нарушения развития, а как следствие успешно адаптировать ребенка к социуму, дать возможность чувствовать себя частью этого самого социума. Ранняя диагностика имеет огромное значение для таких детей, чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем значительнее будут «сглажены» нарушения или полностью компенсированы. Специальная психология дает нам возможность понять «особенных» детей, увидеть, услышать или даже ощутить этот мир как они. Понять их образ мышления, особенности памяти, восприятия, внимания, развития личности и речи. Быть не таким как все- огромное испытание для ребенка, особенно страдает, в первую очередь, психика маленького человечка

Для каждого важно найти того или тех кто тебя понимает, понимает твои переживания и проблемы, а для них это архиважный момент. Можно даже сказать, судьбоносный- проводя коррекционную работу с ребенком, психолог дает ему шанс на полноценную жизнь в обществе

Не могу не сказать и про неоценимую помощь, которая оказывается специальными психологами семьям с детьми, которые имеют нарушения развития. Это всегда тяжелое испытание для родителей и близких родственников- рождение «особенного» малыша и многим без помощи специалистов не справиться. Такой ребенок требует особого и ежеминутного внимания и участия, а родители не в состоянии бывают ему это дать из-за надломленности собственной психики, нередки случаи депрессивного состояния или испытываемого чувства вины. Психологи помогают семье понять своего малыша, объясняют особенности его поведения, развития, каких-то особенности определенных действий или же их отсутствие. А главное, они вселяют в родителей надежду, что их вера, любовь и конечно постоянная деятельность с маленьким членом семьи могут сотворить чудо. Ведь мы до сих пор не знаем точно, на что способен организм человека, какие резервы в нем скрыты.

В написанном мною выше я пыталась показать как важна специальная психология, как наука, и как востребованы сегодня специалисты данной сферы. А главной проблемой на сегодняшний день, самой наболевшей, самой острой я считаю катастрофическую нехватку таких специалистов. В крупных городах, мегаполисах этот вопрос стоит остро, а что говорить про периферию! Во многих населенных пунктах о таких «узких» специалистах и не слышали. Но даже там, где есть коррекционные дошкольные учреждения или коррекционные классы в общеобразовательных школах существует масса проблем. Главная из них, что именно специальных психологов практически нет, педагогов со специальным образованием- минимум. В такие учреждения и классы собираются все «неудобные» дети. А под этот термин попадают многие: дети с нарушением речи, гиперактивные или, наоборот, замкнутые ребята, малыши с задержкой психического развития, дети трудно усваивающие учебный материал. Более активные родители пытаются самостоятельно искать выход из таких ситуаций, но не всем это под силу, а многие вообще не считают это проблемой. Ведь от проблемы проще отвернуться, чем начать её решать. Поэтому, заканчивая свое размышление, хотелось бы надеяться, что в нашей стране в ближайшем будущем все таки произойдет перелом в лучшую сторону в решении данной ситуации. Ведь дети- это наше будущее, как бы банально это не звучало. И каким это будущее будет- зависит только от нас, от нашего отношения ко всем детям- обычным и «особенным»— сегодня.

Проблема психического развития в психоанализе

Младенец, который полностью зависит от матери, находится в оральной фазе (0-12 месяцев), которая характеризуется быстрым ростом. Оральная стадия развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с приемом пищи. Оральная фаза состоит из двух стадий, ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодие жизни и соответствующих двум либидинозным актам, сосанию и кусанию. Вначале сосание ассоциируется с наслаждением пищей, но постепенно оно становится либидинозным актом, на основе которого закрепляются инстинкты ид: Ребенок иногда сосет большой палец даже в отсутствие еды. Этот тип удовольствия совпадает, в интерпретации Фрейда, с сексуальным удовольствием и находит объекты удовлетворения в стимуляции собственного тела, поэтому эта стадия называется аутоэротической. На второй оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию присоединяется кусание, что придает действиям агрессивный характер. Но мать не позволяет ребенку кусать грудь, даже если она несчастна или расстроена, и ее стремление к удовольствию начинает вступать в конфликт с реальностью.

За оральным периодом следует анальный период (с 12-18 месяцев до 3 лет), когда ребенок впервые учится контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, которого учат быть опрятным. Сексуальность ребенка теперь находит свой объект удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок впервые сталкивается со многими запретами, поэтому внешний мир представляется ему барьером, который нужно преодолеть, и развитие становится конфликтным. На этой стадии инстанция эго полностью сформирована и теперь способна контролировать импульсы эго. Обучение туалетным привычкам мешает ребенку получать удовольствие от удержания или удаления кала, а в его поведении в этот период появляются агрессия, зависть, упрямство и собственнические чувства. У него также развиваются защитные реакции против копрофилических тенденций (желание прикасаться к экскрементам) — отвращение и чистоплотность.

Следующая стадия начинается на третьем году жизни и называется фаллической стадией (3-5 лет). Он знаменует собой высшую стадию инфантильной сексуальности: если до этого момента она была аутоэротичной, то теперь становится субстанциональной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. Гениталии становятся ведущей эрогенной зоной. Фаллическая стадия соответствует появлению таких черт личности, как интроспекция, благоразумие, рациональное мышление, а позднее преувеличение мужского поведения с повышенной агрессивностью

Для этой стадии также характерно изучение гениталий и первые игры с ними, инфантильная мастурбация, сексуальное любопытство, чувство соперничества и амбиции, но прежде всего Эдипов комплекс, потому что первыми, кто привлекает внимание ребенка, являются его родители

Самые важные этапы в жизни ребенка завершаются до 5-6 лет; в это время формируются все три основные структуры личности. После пятого года жизни наступает длительный период латентной инфантильной сексуальности (5-12 лет), в течение которого прежнее любопытство к сексуальному самовыражению уступает место любопытству к внешнему миру. Либидо не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для самоидентификации и установления собственной личности. Он ходит в школу, и большая часть его энергии уходит на учебу. Эта стадия характеризуется общим снижением сексуальных интересов: психический агент эго полностью контролирует потребности эго; отстраненная от сексуальных целей, энергия либидо переключается на преодоление универсального опыта, закрепленного в науке и культуре, и на построение дружеских отношений со взрослыми и сверстниками вне семьи.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Понятие целостного педагогического процесса
Произвольное внимание
Особенности суверенности психологического пространства детей, воспитывающихся в многодетных семьях
Психологические проблемы воли и безволия
Взаимосвязь социометрического статуса ребенка дошкольника с личностными особенностями — Понятие черт личности в отечественной и зарубежной психологии
Восприятие рекламного сообщения — Психологические аспекты воздействия рекламы на личность
Психические расстройства у женщин список и описание
Разработка методики исследования самосознания дошкольников
Психологические особенности толпы
Концепция Д. Б

Эльконина

Проблема движущих сил, условий и источников психического развития в зарубежной психологии

Движущие силы психического развития — это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат энергию, стимулируют источники развития, направляют его в нужное русло. Условия — это те внутренние и внешние, постоянно действующие факторы, которые, хотя и не являются движущими силами развития, тем не менее, влияют на него, направляют ход развития, формируют его динамику и определяют конечные результаты.

Отличительной особенностью зарубежных подходов к драйверам развития является анализ на основе небольшого количества факторов развития в рамках базового теоретического подхода, при этом другие факторы развития не рассматриваются или рассматриваются как следствие основных факторов. Сложные концепции или теории онтогенеза, выходящие за рамки базовой концепции, практически не существуют.

Наиболее ярким примером таких теорий является конструктивный подход к пониманию психического развития ребенка в концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже, который основан на клиническом методе изучения содержания и формы мышления ребенка. На основе своей теории Ж. Пиаже определил стадии интеллектуального развития ребенка и ввел понятия «эгоцентрический язык» и «эгоцентрическое мышление». Теория Ж.Пиаже подверглась теоретической и экспериментальной критике в зарубежной и отечественной психологии (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова).

Второй особенностью зарубежных концепций является также то, что зарубежные теории учитывают, прежде всего, развитие личности, в то время как отечественные психологи исходят из акцента на социальном (культурно-историческом) в противовес индивидуальному.

Первый достаточно хорошо прослеживается в теориях биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка в работах Ст. Холла (см. концепцию рекапитуляции вопрос 6), который в свое время критиковали Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн.

Большую роль у зарубежных авторов играет проблема понимания биологического и экспериментального обучения как движущей силы психического развития. Первая группа теорий включает в себя:

  • Теория преформизма, рассматривающая биологическое созревание как процесс, определяющий последовательность и содержание стадий развития;
  • K. Теория трех стадий Бюлера в рамках гуманистической психологии;
  • теории нормативного подхода к развитию психики ребенка: закон затухания темпов психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен);
  • современные варианты теорий биологического созревания (Н. Хомский, Д. Хебб).

Роль обучения в психическом развитии рассматривается в зарубежной психологии как процесс адаптации организма к среде; теории второй группы включают:

  • классический ассоциативизм (Д. Локк, Д. Гартли) о роли среды и опыта в развитии и теория «чистого листа»;
  • Теории бихевиоризма и необихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер), рассматривающие законы обучения и развития и роль среды;
  • Теории социального обучения (Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура, Р. Уолтерс, Д. Гевиртц, В. Бронфенбреннер).

Отдельно от основных теорий следует рассмотреть проблему движущих сил психологического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд) и его этапы психосексуального развития, неофрейдистскую концепцию психоанализа детства (М. Кляйн, А. Фрейд, Д. Винникотт, М. Малер) и стадийную теорию психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

Наиболее близкими к позиции отечественных психологов в определении движущих сил развития ребенка в зарубежной психологии являются представители социокультурного подхода в изучении развития ребенка (У. Бронфенбреннер, П. Балтес); среди них — концепция психического развития ребенка А. Валлона.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: