Задержка психического развития у детей: симптомы, диагностика, коррекция и обучение

Не отстает ли ребенок в развитии?

Причины

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является

Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет

Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени

Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику

Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:

  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:

– неинструментальные (наблюдение, беседа);

– инструментальные (использование определенных диагностических методик)

– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);

– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.

Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.

Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.

В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:

– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);

– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);

– Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);

– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);

– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);

– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);

– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.

–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.

Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:

— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;

— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;

— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;

— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.

Слайд 1Нарушения развития в раннем детстве.Детство – период наиболее интенсивного и эффективного

развития человека.

Вопрос, хорошо ли развивается ребенок, соответствует ли его развитие возрастной норме, что ему нужно знать и уметь, волнует любящих родителей, бабушек и дедушек. Это естественное проявление любви к своему ребенку. Всех объединяет общая забота о том, чтобы ребенок развивался нормально, но далеко не все могут оказать ему нужную практическую помощь в условиях семьи, без советов специалистов, которые помогли бы ответить на волнующие всю семью вопросы: Чем заниматься? Чему и как учить ребенка? Какие приемы для этого использовать? Какие занятия проводить с ребенком определенного возраста? Как организовать занятия, чтобы они принесли пользу? Какие игрушки и дидактические материалы нужно использовать в работе с ребенком, отстающим в развитии? Как найти с ним общий язык? И т.д. Все хорошо понимают, что одного желания помочь малышу недостаточно.
Чтобы грамотно заниматься с детьми, необходимо иметь максимум представлений о сущности,
закономерностях и кризисах детского развития, о взаимодействии взрослых с детьми раннего возраста.Какие моменты в реакциях и поведении ребенка должны насторожить родителей, в чем и как они проявляются, какова их психологическая сущность, как надо наблюдать за развитием ребенка.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка Связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.

Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Диагностика и лечение

Диагностика обычно не вызывает трудностей, значительно сложнее выявить легкую патологию нервной системы. При осмотре малыша врач собирает анамнез перенесенных болезней с момента появления на свет, выясняет, как протекали беременность и роды, какие болезни были у мамы в период вынашивания.

При обнаружении даже малейших признаков отклонения от нормы специалист проводит дополнительный комплекс обследований, куда входят:

  • исследование глазного дна; УЗИ структур голоного мозга (НГС); ; Доплерография мозговых сосудов;

На основании полученных данных ставится точный диагноз и подбирается наиболее эффективное комплексное лечение. Современная медицина располагает большим арсеналом методов реабилитации:

  • физиотерапевтические методы (массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры); медикаментозное лечение препаратами последнего поколения прогрессивные методики неврологической реабилитации.

Лечение неврологии у новорожденных нуждается в слаженной работе врачей разной специальности:

  • педиатров, неонатологов, психологов, неврологов, реабилитологов.

Кроме того, Детский невролог занимается диагностикой, дифференциальной диагностикой и лечением различных видов:

Головной боли (мигрени, головные боли напряжения, цервикогенная головная боль и пр.)

Судорог (фербильные, наблюдающиеся в возрасте от 3 месяцев до 5 лет, связанные с лихорадкой; судороги при недостаточности минералов (кальция); низком уровне сахара; отравлении; солнечном ударе, при тяжелой ЧМТ, СГМ. Данные судороги носят редкий характер и не возникают при отсутствии провоцирующих факторов.

В том числе большое внимания уделяется Эпилептическому синдромУ, который имеет у детей клинической полиморфизм припадков

Вам необходимо обратить внимание на: внезапные замирания взора, сгибание головы(кивки) и плеч(клевки), зрительные галлюцинации и иллюзии, внезапно возникающие у ребенка ощущения какого-либо запаха, приступообразные ощущения горького, сладкого, соленого, ощущение полета, падения, вращение своего тела или пространства; внезапные кратковременные вегетативные симптомы (рвота, бледность, покраснение и бледность лица, потливость, расширение зрачков), а также различные виды автоматизмов (повторное жевание, чмокание, глотания, облизывание губ, высовывание языка, во время сна вздрагивание, крик, педалирующие движения ногами, снохождение и прочее)

Также детский невролог занимается проблемами:

  • нарушения сна у детей невроза навязчивых состояний, проявляющихся непроизвольными движением глаз, шмыганием носа «кхыканием», вытягиванием губ, движением крыльев носа, щелканием челюсти и гримасничанием, подергиванием плечами, движением пальцев, быстрым подергиванием в любой части тела, повторяющимся касанием частей тела, людей или предметов,»отбрасыванием» резко головы, наматыванием волос на палец, обкусыванием ногтей. дефицита внимания, гиперактивности. дорсопатий (это — нестабильность позвонков, боли в спине, шее); недержании мочи и кала, краниальных нейропатий (лицевого, тройничного нервов); лечение логоневрозов и ЗРР

Коррекционные мероприятия вовсе не ограничены медикаментозными назначениями, они, как правило, комплексные, включающие в себя рекомендации по физиопроцедурам, массажу, ЛФК, занятиям с психотерапевтом, реабилитологом.

Слайд 7Варианты дизонтегинезаВ.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза (различные формы нарушений онтогенеза):1.

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем.
Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.2. Задержанное развитие.
Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с
их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный,
соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).3. Поврежденное развитие.
В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции,
интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах
онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.4. Дефицитарное развитие.
Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном с ним контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропординость психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития – психопатия логическое формирование личности.

Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного
качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.

Показатели роста и веса ребенка в 1 год 9 месяцев

Таблица 1. Рост и вес ребенка в 1г 9мес по данным отечественных педиатров

1 год 9 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 10,6 13,6
Вес девочек, кг 10,3 12,8
Рост мальчиков, см 80,8 88,3
Рост девочек, см 79,5 87,5
Окружность головы мальчиков, см 47,2 50,6
Окружность головы девочек, см 46,1 49,5
Окружность груди мальчиков, см 47,9 54,3
Окружность груди девочек, см 48,2 53,5

Таблица 2. Рост и вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев по данным ВОЗ

1 год 9 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 9,2 14,5
Вес девочек, кг 8,6 14,0
Рост мальчиков, см 79,4 90,9
Рост девочек, см 77,5 89,8
Окружность головы мальчиков, см 45,2 50,5
Окружность головы девочек, см 44,0 49,5

Симптомы отставания в развитии ребенка

Каждый человек индивидуален, вне зависимости от его возраста. Это особенно касается маленьких детей, которые ведут себя и развиваются очень по-разному. Некоторые детки в 9 месяцев уже учатся самостоятельно ходить, а другие встают на ножки только к первому году.

Шаблонов нет, и незначительная разница не свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. Однако существует ряд признаков, которые могут в действительности свидетельствовать о том, что малыш отстает в развитии.

Причины отставания

Прежде чем начинать паниковать и таскать малыша по многочисленным врачам и клиникам, рекомендуется задуматься о том, почему он отстает от своих сверстников?

Причины могут быть самые разные и одна из них – неправильный подход к воспитанию. Иногда взрослые дают малышу недостаточно информации, не помогают развиваться и не поощряют за хорошие результаты. Все это может привести к остановке умственного развития и снижению способности мозга усваивать и запоминать материал.

Задержка часто проявляется в специфическом поведении малыша. Он может вести себя слишком «по-детски», у него снижается работоспособность, повышается утомляемость. Отстающие детки редко могут закончить начатое дело, даже если на старте оно приносило малышу удовольствие и вызывало интерес.

Иногда причиной отставания выступают проблемные роды, к примеру:

  • при наличии различных нарушений во время беременности; при перенесении мамой сложных заболеваний; при патологических родах; при употреблении алкоголя, курении; при употреблении наркотиков.

Кроме того, отставание может возникнуть из-за социальных причин:

  • слишком сильный контроль со стороны близких; агрессивное отношение в семье; наличие психологических травм.

Чтобы поставить диагноз требуется пройти комплексное обследование у специалистов разного профиля: у педиатра, психолога, невропатолога.

Симптомы отставания в развитии ребенка

Иногда отклонения от норм в развитии могут быть выявлены с самого маленького возраста, практически с рождения. В возрасте 3-4 лет такой диагноз можно поставить окончательно и безошибочно на основе осмотра, собранного анамнеза и соответствующих клинических признаков.

Выделяют следующие симптомы отставания:

грудничок не может сконцентрировать внимание на одном предмете; слишком яркая реакция на громкие и резкие звуки; отсутствие реакции на резкие звуки; малыш не начинает улыбаться к 3 месяцам; малыш не может запомнить буквы и т. д

Симптомов отставания очень много и правильно интерпретировать их может только опытный, грамотный специалист на основе осмотра ребенка и проведения специальных тестов.

Что делать?

При возникновении подозрений в том, что малыш начинает отставать в развитии, родителям необходимо в ближайшее время обратиться за квалифицированной помощью. Не стоит раньше времени думать о самом плохом, в большинстве случаев проблемы с отставанием решаемы, если за дело своевременно возьмется профессионал.

В клинике «Kids MED» в Краснодаре работают опытные специалисты разного профиля, обладающие огромным запасом знаний и навыков, необходимых для общения с ребенком, выявления признаков отставания.

Обращайтесь к нам, мы сможем своевременно найти любые симптомы проблем с развитием и подскажем, как нужно действовать, чтобы ваш малыш рос здоровым, развивался правильно и не имел никаких проблем с учебой.

Слайд 156. Дисгармоничное развитие. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо

рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия и патологическое формирование личности.Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды).

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.Образовательные потребности могут реализоваться в специальных образовательных учреждениях (образовательное учреждение, коррекционный кабинет (пункт), центр реабилитации, класс (группа) в составе образовательного учреждения общего типа), созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление

Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу)

Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Диагностика нарушения развития ребенка

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

  1. Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

    • трудности с концентрацией внимания;
    • повторение одних и тех же действий.
  2. Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

  3. Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

  4. Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: