Давайте разберемся, какие грамматические навыки детки осваивают еще до школы.
Уже к трем годам жизни малыши стараются преобразовывать слова по таким категориям, как род, число, время, лицо и др. Строят простые фразы, пробуют говорить более развернутыми предложениями. В этом возрасте детская речь пока еще формируется, поэтому в ней часто встречаются неточности.
Грамотно изменять слова ребенок учится ближе к четырем годам, значительно увеличивается его словарный запас. Маленький болтун разговаривает уже гораздо увереннее, заменяет некоторые слова местоимениями, использует в своей речи числительные, наречия и предлоги. Без сложностей согласовывает существительные с прилагательными.
Навык словообразования начинает формироваться в это же время. Эти нормы приблизительны, и часто встречаются юные таланты, которые их опережают.
Я рекомендую родителям внимательно слушать, грамотно ли разговаривает малыш
Это важно, потому что знание большого количества слов — лишь одна составляющая правильной и полноценной устной речи. Большую роль играет умение активно использовать словарный запас при разговоре, строить связные предложения и ясно выражать свои мысли
Правила проведения урока
Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект
Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.
Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.
- Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
- Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
- Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
- Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.
Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.
Советы Л.Е. Журовой
Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.
Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.
- Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
- Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же : репка, лапа, липа) и не имеющие звука в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
- Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
- Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.
- Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки (, , ), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
- Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.
Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.
Определение термина
Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.
Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:
- развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
- фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
- обогащение активного и пассивного лексикона;
- развитие и улучшение связной речи;
- умение согласовывать слова при построении фразы;
- способность делить слова на слоги.
Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память
Лучший возраст
Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.
В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.
Словообразование, как компонент грамматической стороны речи
Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:
- первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
- второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
- третий период — усвоение правил и норм речи.
Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого
ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.
Вот тут уже не обойтись без грамматических навыков.
В русском языке встречается много исключений из правил, этот момент ребенку тоже нужно разъяснить, показать на примерах, и попросить его повторить их в игровой форме.
Если вдруг Вы понимаете, что карапуз не справляется к четырем годам с правильным оформлением речи, обратитесь к логопеду, чтобы исправить неточности своевременно.
Встречаются такие случаи, когда в повседневных разговорах детки не допускают грамматических ошибок, а в упражнениях на грамматику не могут справится со всеми заданиями.
Для того, чтобы определить, своевременно ли формируется у ребенка понимание словоизменения и построения предложений, можно заняться с ним простыми упражнениями:
-
Игра один-много. Можно использовать карточки или картинки с изображениями разного количества предметов. Например:это мяч, а это мячи;это стол, а это столы;это лампа, а это лампы.
Упражнение направлено на то, чтобы ребенок понял, как изменяются окончания у существительных множественного числа, и в дальнейшем смог использовать этот навык в своей речи. Подобным образом отрабатываются и другие трудности, связанные со словоизменением.
-
Предложите сыну или дочке добавить прилагательные ВЫСОКИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ к словам:Куст (какой?)Трава (какая?)Дерево(какое?)Деревья(какие?)
К существительным самостоятельно подобрать прилагательные:
Снег какой?Река какая?Море какое?
- Чтобы ребенок научился согласовывать существительные с числительными, предложите ему закончить следующие словосочетания:Один шар, а пять…Одна ложка, а семь…Один медведь, а пять…Одна пуговица, а пять…Одна капля, а десять…
Больше упражнений для занятий по грамматике распределено по возрастным группам в ЛОГОСАДИКЕ.
Помните, что перед занятием важно заинтересовать ребенка. Не забывайте хвалить его за правильные ответы
Если карапуз переключил свое внимание на другую игру, лучше не перебивать его, а вернуться к упражнениям немного позже
Желаю Вам взаимопонимания и продуктивных занятий.